Понятие и основные виды логистики. Характеристика функциональных областей логистики

10.10.2020

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 2

1. Понятие логистики ………………………………………………………… 3

2. Виды логистики……………………………………………………………. 6

3.Функции логистики………………………………………………………… 9

4.Задачи логистики ……………………………………………………………. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 20

ВВЕДЕНИЕ

Среди многообразия поиска, путей развития рынка, средств производства, новых направлений деятельности коммерческо-посреднических организаций и предприятий вызывают значительный интерес научные исследования и практические новации, объединяемые понятием логистики. Хотя о логистике известно давно, тем не менее, она претендует на звание научной и учебной дисциплины XXI века. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО. Они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д. Понятие логистики использовалось и используется в различных областях научной и хозяйственной деятельности, но чаще всего оно стало употребляться для определения взаимосвязанных функций заготовительного, производственного и распределительного процессов. В последние 10 … 15 лет это понятие отождествляется в зарубежной литературе с физическим распределением продукции и в настоящее время трактуется большинством специалистов как управление товародвижением. Как видно, управление товародвижением, прежде всего, неразрывно связано с реальным обеспечением экономии всех видов ресурсов, сокращением затрат живого и овеществленного труда на стыках различных отраслей. Соответствующие функции непосредственно сопрягаются с механизмом регулирования рынка, способствуя развитию комплексности и эффективности этого механизма. Субъекты и объекты в логистической системе управления составляют элементы рыночной инфраструктуры, и поэтому от развития их во многом зависит становление рынка средств производства.

По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволит:

· сократить время движения продукции примерно на 25 … 30 %;

· снизить уровень запасов продукции у потребителей на 30 … 50 %;

· обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции;

· повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Все это определяет актуальность изучения логистики в условиях развития рыночных отношений, популяризации практического опыта, координации научной и практической деятельности в области логистики.

Понятие логистики

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Имеется множество различных трактовок логистики. Анализируя, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему материального потока.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

Некоторые определения логистики отражают как управленческие, так и экономические аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (Германия), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение. В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле.

В отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели, что, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.

Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Драккер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер, Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.

Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средства координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей. Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы».

К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж.Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследования и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль над запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.

Логистика применительно к бизнесу:

ЛОГИСТИКА – важнейшая сфера деятельности любой производственной

и торговой компании.

ЛОГИСТИКА – крупный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля: от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов.

ЛОГИСТИКА – передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке.

ЛОГИСТИКА - самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса.

ЛОГИСТИКА – возможности карьерного роста. Менеджер по логистике –

одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет

логистическогоменеджментаСША (Council of Logistics Management, CLM) и

Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA).

Словарные определения термина «логистика» (трактовка термина связана со сферой хозяйственной деятельности).

· «Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок, через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами» 1 .

· «Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» 2 .

· «В производственном контексте – искусство и наука обеспечения, производства и распределения материалов и продукции в необходимом месте и нужных количествах. В военном деле (где этот термин более употребителен) может также включать перемещение войск». 3

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985г.: «Логистикаесть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей». В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией. И, наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, т.е. нематериальная деятельность. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Так, ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Итак, логистика в широком смысле этого слова, это наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенном микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».


1 Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. European Logistics Association, 1994.

2 Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995. (2-е издание М.: ИНФРА-М,

3 Источник: APICS Dictionary. 8th Ed American Production and Inventory Control Society, Inc., 1995.

В узком смысле (т.е. с позиции бизнеса), логистика это инструментарий

интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

Виды логистики

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику, сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающегося в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют информационной логистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, вероятно, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях.

Между указанными объектами логистики существует связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов сырья и материалов, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы.

Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, то есть цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья:

· поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

· хранение продукции и сырья;

· производство товаров;

· распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;

· потребление готовой продукции.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики.

К материальным элементам логистики относятся:

· транспортные средства и обустройства;

· складское хозяйство;

· средства связи и управления;

Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, то есть тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

На макроуровне в логистике ставится ряд принципиальных научных проблем междисциплинарного характера, среди которых:

· оптимизация технических и технологических структур автоматизированных комплексов на базе гибких и робототехнических систем;

· прогнозирование спроса и предложения продукции при стратегическом планировании деятельности логистических систем;

· анализ моделей логистических систем и исследование устойчивости их функционирования;

· комплексная оптимизация транспортировки и распределения продукции, предполагающая обоснование и создание сетей складских систем, и идентификацию торговых зон.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие как транспортно-складские, погрузо-разгрузочные и т.д. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х годах нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирмы, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Функции логистики

Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:

Соответствие друг другу материальных и информационных потоков;

Контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;

Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

Разработка способов управления операциями движения товаров;

Установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

Определение объема производства, транспортировки и складирования;

Расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся:

Выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

Анализ рынков, на которых действует предприятие;

Прогнозирование поведения других участников этих рынков;

Обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание.

1. Взаимосвязь функций логистики и маркетинга в предпринимательских структурах

Функции маркетинга Общие функции маркетинга и логистики

Функции логистики

Исследование рынка

Изучение

платежеспособного

Прогноз потребителей

подразделениям

производства и сбыта

Информационно –

посреднические

по производству

Стратегический

маркетинг с

использованием

имитационного

регулирования

Изучение конъюнктуры

Ценообразование

Управление

совокупными

(производственными,

сбытовыми, товарно – транспортными)

запасами и НЗП

Ведение деловых

переговоров и

заключение сделок

(договоров, контрактов,

соглашений и т.д.)

Оказание

дополнительных

(сервисных) услуг в

процессе поставки

продукции

Осуществление

оптимальных вариантов

производства и поставок

продукции в соответствии с нуждами и требованиями

потребителей

Определение потребности в материальных ресурсах

Расчет средств на приобретение материальных ресурсов

Выбор хозяйственной связи с поставщиками

Определение каналов

товародвижения

Выбор различных видов транспорта и их рациональных комбинаций

Определение условий поставки и оплаты

Выбор франко-цены

Определение оптимальных

размеров партии и интервала поставок

Выбор тары и упаковки

Минимизация и оптимизация производственных и товарных запасов

Определение способов и режимов складирования и хранения

Управление движением внешних (товарных) и внутренних (материальных) потоков средств

производства

В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. В рамках координационной функции логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Логистическая функция – это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл. 2.

Реализуют ЛФ следующие организации:
· транспортные предприятия;
· торговые предприятия;
· коммерческо-посреднические организации;
· предприятия-изготовители;
· специализированные внешние логистические организации.

2. Классификация функций логистики

Признак классификации Вид Описание
Характер выполняемых задач Оперативные Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков
Координационные Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ
Содержание Базисные Снабжение, производство, сбыт
Ключевые Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг
Поддерживающие Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка
С концептуальных позиций Системообразующая Организация системы управления всеми ресурсами
Интегрирующая Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ
Регулирующая Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат
Результирующая Направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

В процессе управления материальным потоком логистика решает такие задачи, как:

1. прогнозирование объемов перевозок;

2. определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков;

3. организация складирования;

4. организация упаковки, транспортировки.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной ниже конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл. 3

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:
1. Груз – нужный товар.
2. Качество – необходимого качества.
3. Количество – в необходимом количестве.
4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
5. Место – в нужное место.
6. Затраты – с минимальными затратами.

Таблица 3

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные Общие Частные
1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами 1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП 1.Снижение уровня страховых запасов
2.Разработка способов управления движением товаров 2.Сокращение времени хранения продукции в запасах
2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования 3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 3.Сокращение времени перевозки
4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек 4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
5.Внедрение системы качества на предприятии 5.Поиски, выбор поставщиков
6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. 6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР
7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 8.Выбор места расположения торговой точки
9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 9.Кратковременное увеличение мощности ЛС
10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций 10.Устранение непроизводительных участков
11.Планирование мощности ЛЦ 11.Оформление заказов
12.Контроль МП 12.Выбор типа торгового посредника
13.Координация деятельности различных подразделений предприятий 13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов
14.Внешняя и внутренняя интеграция 14.Выбор маршрута перевозки
15. Разработка логистической стратегии 15.Оформление внешнеторговой сделки

Основные задачи логистической службы:
1. Развитие, формирование, реорганизация ЛС.
2. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.
3. Внутренняя и внешняя логистическая интеграция:
1) формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы;
2) координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.
4. Управление МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю ГП.
5. Логистический реинжиниринг.

На рис. 4 представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления МП.

Рис. 4 Возможный вариант реализации логистического подхода к организации системы управления МП на предприятии

В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное проведение в России и других странах СНГ экономических реформ большинство ученых и практиков связывает с возможностями и результатами использования на всех уровнях управления народным хозяйством классических рыночных инструментов, среди которых не последнее место занимает логистика. Однако, как показал опыт реформирования отечественной экономики, эти научные дисциплины, хорошо зарекомендовавшие себя в условиях стабильной экономики для выхода из периодических спадов, не всегда успешно применяются в нашей экономике. Даже там, где упомянутые инструменты получают ограниченное

использование, они существенно модифицируются в наших условиях и в большинстве случаев не обеспечивают ожидаемого роста эффективности производства, что противоречит замыслу проводимых реформ.

Результаты исследования реальных функций и задач в структурах разного уровня в России, составляющих основу логистических систем, показали, что сложность постановки и решения таких задач, возрастает пропорционально уровню и степени интеграции торгово-посреднических структур, и резко снижается по мере роста неформальной структуры управления, а также использования непроизводительных и антиобщественных, особенно криминальных, факторов и источников получения доходов и прибыли. Таким образом, логистику целесообразно применять, во-первых, в цивилизованной, то есть общественно эффективной рыночной экономике, развивающейся главным образом за счет системообразующих факторов и при соблюдении государственно узаконенных «правил игры»; во-вторых, в крупных агрегированных структурах. Поэтому можно утверждать, что применение логистики наиболее эффективно в смешанной экономике, на которую ориентируется в следующем столетии большинство стран и которая может служить базисной моделью постреформенного развития России и других стран СНГ.

Использование логистики даже на микроуровне должно ориентироваться в основном на продуктивный рынок с созидательным, а не разрушительным направлением, то всякое решение проблемы ее эффективного использования в национальной экономике переходного периода требует критической оценки проводимых реформ и определения комплекса социально-экономических и организационно-технических предпосылок в процессе такого реформирования, без которых применение логистики в народном хозяйстве России и стран СНГ невозможно либо малопродуктивно, то есть нецелесообразно. Одна группа таких предпосылок связана с улучшением окружающей среды, другая – с выявлением и использованием адаптационных резервов самих логистических систем в зависимости от состояния внешней среды, которую для нормального функционирования и развития логистических систем всех уровней следует улучшать в трех основных направлениях:

· с помощью рекомендательных норм и методов, главным образом индикативного характера (рациональных моделей организации и планирование материальных и финансовых потоков, подготовки методических материалов рекомендательного и информационного характера и т.д.);

· путем государственного регулирования с использованием арсенала косвенных методов управления сферами производства и обращения;

· с использованием научно обоснованной политики приватизации структур, с помощью которых государство может осуществлять прямое управление отдельными элементами инфраструктуры с целью создания здоровой конкурентной среды для логистических систем.

Улучшением социально-экономического фона считается развитие отраслей и видов деятельности производственной инфраструктуры, нетарифное регулирование внешней торговли, разработка нормальных направлений грузопотоков на основе оптимальных схем прикрепления потребителей к поставщикам и установление рентных отношений для их соблюдения контрагентами поставок, разработка стандартов и технических условий на качество продукции, жесткий государственный контроль над соблюдением правил «рыночной игры» всеми участниками, создание единого информационного пространства с широким использованием современных средств вычислительной техники и информационных технологий.

К социально-экономическим и организационно-техническим предпосылкам, выявляющим и использующим внутренние резервы локальных логистических систем разных уровней и степени интеграции, относятся:

1) разработка и внедрение дееспособных показателей и критериев, позволяющих объективно оценивать состояние товарно-материальных потоков на различных стадиях их движения;

2) перестройка внутренней организационной структуры логистических систем;

3) повышение уровня сервисного обслуживания клиентов логистических систем путем их переориентации с ограниченной функции удовлетворения спроса на средства труда на новую форму деятельности по удовлетворению конкретных нужд потребителей;

4) более эффективное внутреннее использование современных средств вычислительной техники и современных информационных технологий;

5) использование более прогрессивных методов оценки экономической эффективности логистических систем, в том числе с помощью коэффициентов эффективности автономного эффекта от любых нововведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мешкова Л. Л., Белоус И. И., Фролов Н. М.Логистика в сфере материальных услуг.2002г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, задачи и элементы транспортной логистики. Экономическая эффективность логистики при оценке функционирования производственно-транспортных систем. Контейнеризация грузов как направление развития перевозочного процесса на принципах логистики.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Анализ экономической сущности, задач и функций транспортной логистики - управления транспортировкой грузов, изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Процесс управления транспортными потоками на РУПП "Ольса".

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Классификация транспорта в логистике. Глобальная информатизация транспортных процессов. Усложнение организации перевозок и развитие мультимодальных перевозок. Цель и задачи транспортной логистики. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Основные цели транспортной логистики. Создание транспортных систем. Планирование смешанных перевозок. Технологическое единство транспортно-складского процесса. Выбор способа транспортировки и транспортного средства. Рациональные маршруты доставки.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Основы развития транспортной логистики, ее сущность, основные задачи и перспективы развития. Выбор вида транспорта. Организация и планирование перевозок. Терминальные перевозки и транспортные тарифы. Преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Основы развития, сущность и задачи транспортной логистики. Сравнительные характеристики разных типов транспорта. Анализ видов транспортировки: плюсы и минусы. Критерии выбора перевозчика. Направления совершенствования управления транспортными потоками.

    презентация , добавлен 12.12.2011

    Исследование организации грузовых автомобильных перевозок, разработка маршрутов, графиков движения при организации доставки грузов из Германии в РФ. Понятие транспортной логистики, выбор подвижного состава, расчет затрат и себестоимости перевозок.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2012

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Тема 1. Общая характеристика логистики и факторы ее развития

“Предлагаемый материал учебного пособия разбит на 11 тем и посвящен логистике – науке об управлении потоковыми процессами в рыночной экономике. Последовательность изложения материала позволяет получить представление об основных функциональных

областях логистики, логистических методах «сводного» управления материальными потоками.

В планировании логистических систем главным является создание новых бизнес-возможностей, обеспечивающих возможность организации/предприятия с учетом постоянного поиска оптимальной стратегии развития на базе специальных механизмов ее реализации.

Объекты логистики – материальные, финансовые, информационные потоки и потоки услуг на пути движения от первичного

источника до конечного потребителя. Основные задачи дисциплины: изучение понятийного аппарата; усвоение принципов и методов логистического познания организаций/предприятий как сложных искусственных систем; рассмотрение возможностей

применения теории и методологии логистики на предприятиях и др.

Логистика как дисциплина в системе подготовки экономистов и менеджеров связана со следующими дисциплинами: философией,

экономической теорией, менеджментом, теорией организации, разработкой управленческих решений, экономикой предприятия, маркетингом, статистикой, информатикой и др.”

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 15. Общая характеристика способов приватизации государственного и муниципального имущества 15.1. Порядок преобразования государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество Преобразование государственного и муниципального

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

Тема 15. Общая характеристика способов приватизации государственного и муниципального имущества I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленный в Федеральном

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации Во времена Великого переселения народов славянские племена,

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в. Причины начавшейся в 1853 г. Крымской войны заключались в столкновении территориальных интересов России, Англии,

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

2. Факторы и уровни развития логистики Развитие логистики определили следующие факторы:1) усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;2) создание гибких производственных систем.Значительное

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 65. Опционы: общая характеристика, свойства и основные опционные стратегии Опционный контракт – это договор, в соответствии с которым одна из его сторон называемая владельцем (покупателем), получает право купить (продать) какой-либо актив по установленной цене до

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 67. Фьючерсные контракты: общая характеристика, свойства и организация торговли Фьючерсный контракт – это стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения.

Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

Тема 68. Государственные ценные бумаги (ГЦБ): общая характеристика, порядок размещения и обращения ГЦБ – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ц.б., эмитентом которых выступает государство. Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 78. Портфель ценных бумаг: общая характеристика, виды, принципы и порядок формирования и управления Под инвестиционным портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих ф.л. Или ю.л., выступающая как целостный объект управления. Тип портфеля – это

Из книги автора

3. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством,

Из книги автора

1.3. Факторы и тенденции развития логистики Рассмотрим, чем вызвана необходимость и обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.Необходимость применения логистики объясняется множеством причин, среди которых выделим две

Из книги автора

Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами

Из книги автора

3. 2. Характеристика производственной логистики Производственная логистика – обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на

Из книги автора

Общая характеристика Очень часто руководящие работники утверждают, будто они открыты для контактов с персоналом. Любопытно, что именно в их подразделениях сотрудники чаще всего жалуются на отсутствие диалога с начальством. Четко отлаженный механизм аттестации

Из книги автора

Тема 3 Концепция логистики 3.1. Концепция логистики и ее основные положения Концепция логистики (КЛ) – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности предприятия или группы предприятий путем рационализации управления материальными потоками. КЛ

Вопрос 1. «Развитие логистики как науки и ее практическая реализация»

Логистика (от греч. “logistike”) – искусство вычислять, рассуждать.

История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. В период Римской Империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики» - они занимались распределением продуктов питания.

По мнению ряда западных ученных логистика выросла в науку благодаря военному делу. Так французский специалист начала IX в. Антуан Жомини утверждал, что логистика включает такой широкий круг вопросов как планирование, управление, снабжение, определение места дислокации войск, а так же строительство мостов, дорог и т.д.

Существует так же математическое направление логистики. Так в 1904 г. На философской конференции в Женеве термин «логистика» был закреплен за математической логикой.

Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально логистика сформировалась как теория управления товарно-материальными ценностями в сфере обращения, а затем и производства.

Логистика развивалась и в России. Еще в начале XX в. петербургские профессора путей сообщения издали труд который назывался «Транспортная логистика» - на его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда компаний русской армии в ходе I Мировой Войны.

В 60-е гг. XX в. Начинает развиваться экономическое направление логистики.

В конце 70-х гг. в Ленинграде была разработана логическая технология взаимодействия различных видов транспорта в рамках транспортного узла. Концепции отечественных ученных изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития Единой Европейской Транспортной Системы Стран ЕС.

Вопрос 2. «Логистика в экономике»

В экономике под логистикой понимается практическая деятельность связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных потоков (сырье, товары, полуфабрикаты) и сопутствующих потоков (информационный и финансовый) от источника сырья до конечного потребителя.

Проследим движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Для этого рассмотрим схему перемещения сырья, а затем и товара, от добывающего предприятия через его переработку, сеть оптовых баз и магазинов до конечного потребителя (см. рисунок ниже).

Для управления движением материального потока необходимо прежде всего рассмотреть различные способы воздействия на материальный поток.



1) Выбор транспортного средства для перевозки товаров.

2) Выбор оптимального маршрута перевозки сырья от добывающего предприятие на перерабатывающее, а оттуда в оптовый склад и магазины.

3) Определение оптимального уровня запасов на складе сырья и готовой продукции.

4) Выбор количества и территориальное расположение оптовых баз.

5) Определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и др.

Основной целью оптимального управления движения материального потока является повышение конкурентоспособности предприятия за счет:

1) Снижение расходов на продвижение грузов

2) Оптимизация запасов на всем пути следования

3) Сокращение времени прохождения товара от первичного источника к потребителю

4) Повышение качества сервисного обслуживания потребителей

Вопрос 3. «Факторы, определившие развитие логистики как экономической науки»

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых можно выделить две основные:

1) Достижение предела эффективности производства – до начала 60-х гг. XX в. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители не придавали особого значения созданию специальной системы позволяющей оптимизировать управление материальными потоками. Такое невнимание к этой важной сфере материального производства объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования непосредственно производства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого потенциала были практически исчерпаны, что вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не самому товару, а качеству его поставки. Денежные средства вложенные в сферу распределения стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее чем те же средства вложенные в средства производства. В логически организованных в материалопроводящих цепях с/с товара доставляемая конечному потребителю оказалась ниже с/с того же товара, прошедшего по традиционному пути.



2) Энергетический кризис 70-х гг. – повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок, причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников логического процесса.

Заключение: применение логистики стало возможно благодаря внедрению компьютерных технологий которые позволяли следить за материальными потоками и управлять ими на всех этапах перемещения.

Вопрос 4. «Этапы развития логистики как экономической дисциплины»

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики:

1) 60-е гг. – характеризуются использованием логистики для управления материальными потоками в сфере обращения

Для этого периода возможно понимание двух ключевых положений:

А) Отдельные материалопотоки при хранении, перегрузке с одного вида транспорта на другой, транспортировке, могут быть увязаны единой системой управления.

Б) Такая интеграция может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт, перегрузочный терминал, слад, стали работать по единому графику, по единой технологии, на единый экономический результат. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т д. Примером такой интеграции является развитие транспортно технологических систем. На морском транспорте это связано с появлением специализированных судов (контейнеровозов, лесовозов, пакетовозов; специализированных перегрузочных комплексов, складского оборудования).

2) 80-е гг. – в этот период логистика распространилась так же и на производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются:

· Централизацией физического распределения

· Долгосрочным планирование в области логистики

· Резких сокращением запасов в материалопроводящих цепях

· Четким определением издержек распределением

· Определением и осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения товаров

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы, повысило качество обслуживания за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

3) Реализуется в настоящее время и характеризуется полной интеграцией всех элементов логического материального потока.

Важным фактором позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, является развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных систем. В настоящее время развивается область занятая оказанием услуг в сфере логистики.

Тема 2«Основные понятия и термины логистики»

Вопрос 5: «Материальный поток, его измерители»

Основной объект исследования, управления и оптимизация процесса логистики – материальный поток.

Материальный поток – грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу.

Операции – разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д.

Размерность материального потока – дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (шт., т), а в знаменателе единица измерения времени (сут., мес., год)

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. В начале между источником сырья и I перерабатывающим предприятием перемещаются как правило массовые однородные грузы:

Сырая нефть;

Железная руда;

Зерно и др.

В конце цепи материальный поток предоставлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, сахар, мука и др.

Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки полуфабрикаты.

Для того чтобы управлять материальным потоком, необходимо знать его характеристики и размеры.

Измерители материального потока:

Масса груза или количество мест, объем, род груза;

Расстояние транспортировки (км, мили)

Направление движения (место отправления и место назначения)

Партионность – масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении (например, материальный поток при перевозке на данном морском судне при работе между определенными пунктами = 60 тыс. т/год);

Время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

Вопрос 6: «Макро- и микрологистика. Логистическая цепь и логистические издержки»

Логистика так же как и экономика подразделяется на макро и микро уровни.

Макрологистика - решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащими нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям расположенным в разных районах или странах.

Микрологистика – затрагивает локальные вопросы в рамках одного предприятия.

Важным понятием логистики является понятие «логистическая цепь» - последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции.

Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают:

Поставку сырья, материалов, полуфабрикатов;

Хранения сырья и продукции;

Производство товаров;

Отправку товаров со склада готовой продукции потребителю и др.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи – предприятия. Т.к. эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистические издержки. К ним относятся:

Отгрузо/разгрузочные операции;

Перевозка и экспедирование грузов;

Хранение груза;

Сбор, хранение и передача информации о грузе;

Расчеты с поставщиками и покупателями;

Страхование грузов;

Таможенное оформление грузов и т.д.

Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности:

В промышленности 10-15% суммарных затрат на производство и реализацию продукции;

В торговле 25% и выше.

Вопрос 7: «Классификация материальных потоков»

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в управлении ими играют следующие предприятия и организации:

1. Транспортные предприятия и экспедиторские компании;

2. Предприятия оптовой торговли;

3. Посреднические организации;

4. Предприятия-изготовители (включая склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).

Материальные потоки можно классифицировать по нескольким признакам:

I. По отношению к логистической системе:

Внешний;

Внутренний;

Входной;

Выходной.

Внешний – протекает во внешней для предприятия среде. При этом имеются в виду не все потоки, а лишь те, которые имеют к данной организации какое-либо отношение. Например, внешним будет поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не доставлен на его склад. При поступлении на склад и движении в рамках предприятия этот поток будет являться внутренним для данного предприятия. При входе на предприятие он будет называться входящим , а после переработки и поставки со склада готовой продукции – выходящим .


II. Количественный признак:

Массовые;

Крупные;

Средние;

Массовый поток - при его транспортировке несколькими транспортными средствами (ж/д состав, несколько десятков автомобилей)

Крупные потоки – несколько вагонов, машин.

Средние потоки – одиночные вагоны, автомобили.

Мелкие потоки – количество груза недостаточное для загрузки одного транспортного средства.

III. По удельному весу:

Тяжеловесные (металлы, руда и т.д.);

Легковесные (леса, табак и др.).

IV. По консистенции грузов:

Потоки навалочных грузов;

Потоки наливных грузов;

Потоки генеральных грузов.

Навалочные – перевозятся без тары (лес, зерно, уголь и др.)

Наливные – нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, вино и др.

Генеральные – в таре, контейнерах, ящиках. К ним относятся так же металлы и техника.

Вопрос 8: «Методы прогнозирования объема материального потока»

Часто бывает необходимо определить объем материального потока в предстоящем периоде для принятия решения о расширении или сворачивании деятельности, прогнозировании доходов/расходов предприятия.

Наиболее простым и распространенным является метод экстраполяции объема материального потока.

Допустим известен объем потока товаров, проходящих через склад оптовой торговли за несколько последних лет. На основании этих данных можно определить развитие грузопотока на краткосрочный период.

Различают несколько методов экстраполяции. Два их них:

1. По среднему уровню ряда динамики.

2. По среднему темпу роста ряда.

Известны данные об объеме поставки с оптового склада кафельной и потолочной плитки за восемь месяцев, определить площадь (S) кафельной и потолочной плитки, которую необходимо заказать на следующий месяц. Данные смотри в таблице.

Динамический ряд продажи кафеля не имеет достаточно выраженной тенденции изменения, его уровни колеблются около средней величины. Поэтому прогноз будет равен этой средней величине. Данный метод является экстраполяцией по среднему уровню ряда динамики .

Yk= (2320+2370+2400+2340+2320+2350+2370+2360)/8=2353,75 м^2

Динамический ряд продажи потолочной плитки имеет устойчивую тенденцию к повышению, поэтому его экстраполяцию можно определить по среднему темпу изменения:

Где Yn+1 – прогнозный объем материалопотока, Yn – обьем материалопотока за последний период, К – средний темп изменения объема материалопотока.

К=n-1√Yn/Yo (2)

Yo – начальный объем материалопотока

n- число периодов.

Для потолочной плитки К=1.033. Поэтому S потолочной плитки, которую нужно заказать в следующем месяце равна:

Y=Y8*1,033=1510*1,033=1560 м^2

После определения прогнозных значений необходимо рассчитать возможную ошибку прогноза:

µ=±t√ D/n (3)

где D – дисперсия объема материального потока:

D=∑(Yn – Yвыравн)²/n (4)

t – коэффициент, который для данного случая равен двум.

Для кафеля возможная ошибка прогноза равна ±51, т.е. до­верительный интервал составляет 2353,75±51, а для потолоч­ной плитки доверительный интервал составил 1560±77.

Таким образом, с помощью рассмотренных выше методов можно определить объем материалопотока в следующем пери­оде. Данные методы являются самыми простыми. Точность их недостаточно высока, но их можно использовать для прогнози­рования в краткосрочном периоде. Более сложным является создание экономико-математических моделей, с помощью кото­рых на основе статистических данных анализируются факторы, влияющие на изменение объема материалопотока.

Вопрос 9: «Понятие логистической системы»

Прежде чем дать определение «логистическая система», рассмотрим общенаучное понятие системы.

Система – взаимосвязанная организованная совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственным отдельным составляющим его элементам.

Из этого определения следует, что некоторая совокупность объектов будет представлять собой систему лишь при наличии следующих свойств:

1. Целостность и делимость: система состоит из элементов, выступающих как единое целое, но в то же время ее можно разделить на подсистемы и отдельные элементы.

2. Наличие связей между элементами.

3. Организованность. Система должна быть определенным образом структурирована.

4. Интегративные качества. Наличие у системы таких качеств, которые не свойственны ни одному из ее элементов.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среды системы, а так же вход и выход.

Если имеют место материальные потоки, то всегда имеется какая-то товаропроводящая (логистическая) система.

Признаки и свойства :

А) Элементы логистической системы:

Транспортные предприятия;

Предприятия оптовой и розничной торговли;

Перегрузочная и перевозочная техника и др.

Причем элементы логистической системы можно рассмотреть на макро и микроуровне.

Б) Квалифицированный персонал, обеспечивающий связи между отдельными элементами.

На макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

В) Связи между элементами более или менее упорядочены.

Г) Качества которыми не обладает ни один элемент в отдельности: способность поставить товар в нужное время и место необходимого качества и с минимальными затратами. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней среды.

Вопрос 10: «Виды логистических систем»

Логистические системы делятся на макро и микро логистические.

Макрологистические системы формируются на уровне государства (межгосударсвтвенные связи).

Микрологистические системы создаются на уровне предприятий (организаций) и являются подсистемами макрологистических систем.

При этом критерии оптимизации у макро и микрологистических систем различны: для предприятия в качестве критериев организации его функционирования в рыночной среде используются:

Минимум издержек;

Максимум продаж;

Завоевание максимальной доли рынка и другое.

В макрологистических системах критериями оптимизации зачатую является:

Экологические цели;

Социальные цели;

Военные цели.

Хотя критерий минимум издержек используется.

В зависимости от посредников (их наличия) в системе продвижения товаров различаются:

1. Система с прямыми связями: материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю минуя посредников. В настоящее время встречается редко.

2. Эшелонированная система: имеет хотя бы одного посредника.

3. Гибкие логистические системы: движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредника.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация