Правовое регулирование государственного финансового контроля в рф. Лекции правовое регулирование финансового контроля в рф. Понятие и значение финансового контроля

28.02.2024

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российская Федерация

Лига развития науки и образования (Россия)

Общество возрождения России (Италия)

ННОУ " Институт управления "

Ярославский филиал

Контрольная работа

по дисциплине: "Финансовое право "

тема: "Правовое регулирование финансового контроля "

Научный руководитель:

Туманов Дмитрий Валерьевич

Выполнила студентка: 6 курса

экономического факультета

группы 62-ФЗС

№ зачетной книжки 2975

Иванова Виталия Павловна

Ярославль 2009

  • Введение
    • 1. Содержание и значение финансового контроля
    • 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования финансового контроля. Для достижения этой цели были рассмотрены следующие задачи:

в целом содержание и сущность финансового контроля;

организационно-правовые основы финансового контроля в РФ.

Предметом данной работы является финансовый контроль, а объектом - правовое регулирование финансового контроля.

1. Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль -- это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

· выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

· соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

· повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных корм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает "качество информации", т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого -- предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

кодексы профессиональной этики;

методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств): компенсации, конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Методы проведения финансового контроля :

1. Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.

2. Надзор -- система мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

3. Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные Органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с.постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 "О Федеральной службе страхового надзора" осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2004 М§ 307 "Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158-160) предусмотрено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления контроля создают свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП "Об утверждении Положения о Славном управлении государственного финансового контроля города Москвы" контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06,2004 № 729 "О. контрольном управлении Президента Российской Федерации" функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ. Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба. Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях - налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям -- реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка Мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного аудита. Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) "Об основах обязательного страхования" предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 "Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений" создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

Заключение

Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и.применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

Библиографический список

I .Нормативно-правовые документы

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ (редакция 2007 года)

3. Бюджетный кодекс РФ (редакция 2008 года)

II .Книги, учебники

4. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2009.

5. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник.-- М.: Норма, 2007.

6. Павлов П.В. Финансовое право: Учебник.-- М.: Омега-Л, 2008.

7. Финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы организации и управления/ под ред. С.А. Андрюшина, Д.З. Дадашев. - М.:Инфра-М, 2008.

8. Финансовое право. Учебник / под ред. Н.И.Химичева.-- М.: Юристъ, 2008.

9. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс.-- М.: Норма, 2007.

Подобные документы

    Понятия и принципы валютного контроля. Сущность государственного финансово-бюджетного надзора. Нормы финансового, таможенного, налогового, банковского права, осуществляющие контроль экспортно-импортных операций таможенных органов Российской Федерации.

    реферат , добавлен 26.09.2016

    Понятие налогового контроля как разновидности финансового контроля. Особенности правового регулирования и организации выездной налоговой проверки. Роль налогового контроля в едином механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2013

    Значение финансового контроля для соблюдения установленного правопорядка в процессе деятельности государственными и общественными органами, физическими лицами. Проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей в органах МВД РФ.

    лекция , добавлен 10.07.2015

    Формы, методы государственного и муниципального финансового контроля. Правовое регулирование отношений между субъектами, объектами контроля. Осуществление контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Институт таможенного контроля. Основные способы проведения таможенного контроля, его содержание, формы и принципы проведения. Организация и проведение таможенного контроля. Типовая схема организации таможенного контроля, оценка его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Понятие государственного финансового контроля. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2012

    Правовые акты Республики Беларусь, которые составляют правовое ядро валютного регулирования и валютного контроля, направления их действия. Описание современной системы регулирования и контроля, ее структура и элементы. Операции с ценными бумагами.

    статья , добавлен 24.02.2013

    Правовое регулирование осуществления валютного контроля в Российской Федерации. Характеристика органов валютного контроля и их полномочий. Центральный банк Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством.

    презентация , добавлен 06.06.2015

    Сущность административного контроля и его отграничение от надзора. Нормативное правовое регулирование осуществления контроля в административном праве России. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности ОВД.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2015

    Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права. Понятие, формы и методы налогового контроля. Значение налогового контроля для соблюдения налоговой дисциплины. Практика применения и проведения налогового контроля.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его на различные виды.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д. Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций, последующий финансовый контроль – после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды государственный (общегосударственный и ведомственный), муниципальный (органами местного самоуправления), внутрифирменный (внутрихозяйственный) (осуществляется бухгалтерскими службами организации) и аудиторский. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, такими как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба РФ финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по финансовым рынкам, Федеральная служба РФ страхового надзора, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Правовое регулирование деятельности органов финансового контроля производится с помощью специальных нормативных актов, закрепляющих права и обязанности контролирующего органа, порядок осуществления финансового контроля. Например, Таможенный кодекс РФ , НК РФ (части первая) , ФЗ РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , ФЗ РФ от 11.01.1995 г № 4-ФЗ (в ред. от 14.08.2004 г.) «О Счетной Палате Российской Федерации» , Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О федеральной таможенной службе» , Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора» , Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 317 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовым рынкам» , Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» .


Аудиторский финансовый контроль проводится аудиторскими фирмами и аудиторами на основании положений ФЗ РФ от 07.08.2001 г № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 г.) «Об аудиторской деятельности» и подразделяется на обязательный (заказчиком является орган государственной власти) и инициативный (по инициативе хозяйствующего субъекта).

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» . Данным Указом установлено, что в России государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах: ревизии, наблюдения, обследовании, проверки, анализа и др. Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Федеральная служба по финансовому мониторингу – орган исполнительной власти, функции которого направлены на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу ведут учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, формируют перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Федеральное казначейство обеспечивает казначейское исполнение бюджетов. Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля и координирует их.

Федеральная таможенная служба – орган исполнительной власти, осуществляющим функции о контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой.

Как орган финансового контроля Федеральная таможенная служба контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам – федеральный орган исполнительной власти, руководство которой осуществляется непосредственно Правительством РФ. Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в частности, функции по контролю и надзору на рынке ценных бумаг, контролирует деятельность бирж.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Правительство Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной системы. Нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать единым.

Концепция единого финансового контроля в Российской федерации необходима для предупреждения потерь бюджетных средств, финансовых нарушений и недочетов в движении финансовых потоков. Несогласованность усилий контролирующих органов, неэффективное взаимодействие между органами государственного, аудиторского и внутриведомственного контроля, отсутствие единой информационной базы препятствует своевременному и полному финансовому контролю. К этому можно добавить дублирование функций субъектами финансового контроля, что ведет к параллелизму в работе и, как следствие, снижению ответственности контрольных органов, нерациональному расходованию бюджетных средств на реализацию этой государственной функции.

Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2010. – 234 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2010. – 600 с.

3.Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 № 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2010).

4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 № 86-ФЗ (в ред. от 03.11.2010).

5. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 № 1095 (в ред. от 18.07.2001).

6. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учеб./ Ю.А. Крохина. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 720 с.

7. Петрова Г.В. Финансовое право: учеб./ Г. В. Петрова. – М.: Проспект, 2009. -288 с.

8. Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России//Сибирская финансовая школа. – 2005 г. - №4. - с.12-19

системами, в первую очередь, с денежной и финансовой. Это будет способствовать наиболее точному определению современного состояния банковской системы и выявлению факторов, оказывавших влияние на ее устойчивое развитие.

Следует отметить, что в рамках традиционной концепции банковского регулирования, так называемые пруденциальные требования к устойчивости, в том числе, прежде всего требования к капиталу, а под влиянием кризиса - и к ликвидности нацелены на обеспечение индивидуальной устойчивости банков, как в нормальной экономической обстановке, так и в условиях стрессов системного происхождения .

Литература

1. Керимов А. Э. Рынок банковских услуг: теория и практика. Баку, 2010. 340 с.

2. Жуков Е. Ф., Соколов Ю. А. Банковское дело. Москва. Юрайт, 2014. 592 с.

3. Бриштелев А. С. Взаимодействие центрального и коммерческого банков. Минск.: БГЭУ, 2005. С. 7-8.

4. Симановский А. Ю. О регулятивных требованиях к устойчивости банков // Деньги и кредит, 2009. № 9. С. 12-19.

К вопросу о нормативно-правовом регулировании государственного финансового контроля в бюджетной сфере Семенова Н. Н.1, Чекалдаева Ю. А.2

1Семенова Надежда Николаевна / Semenova Nadezhda Nikolaevna - профессор, доктор

экономических наук, доцент;

2Чекалдаева Юлия Алексеевна / Chekaldaeva Julia Alekseevna - магистрант, кафедра финансов и кредита, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Аннотация: в статье рассматривается нормативно-правовая база государственного финансового контроля в бюджетной сфере: ее характеристика, недостатки, необходимость совершенствования нормативных документов в целях уменьшения факторов, ограничивающих действенность государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации. Ключевые слова: бюджетная система, государственный финансовый контроль, закон, постановление, распоряжение, указ, кодекс, приказ.

Значение государственного финансового контроля в бюджетной сфере в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях бюджетной системы.

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при

этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля в бюджетной сфере приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру .

В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля в бюджетной сфере представляется четырехуровневой:

1 уровень - законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам государственного финансового контроля в бюджетной сфере (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила);

2 уровень - профессиональные стандарты и этический кодекс государственного финансового контроля в бюджетной сфере (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы государственного финансового контроля в бюджетной сфере, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);

3 уровень - разъяснении к актам 1-го и 2-го уровней, инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер);

4 уровень - внутренние документы (регламенты) органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

К основным актам финансового права, регулирующим различные виды государственного финансового контроля в бюджетной сфере, относятся:

Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате», «О центральном банке Российской федерации (Банке России)», указы Президента, утвержденные Правительством Российской Федерации, положения о Министерстве финансов РФ, о Федеральной налоговой службе, о Федеральной службе страхового надзора, о Федеральной службе финансового бюджетного надзора, о Федеральной таможенной службе, о Федеральной службе по финансовым рынкам, о Федеральной антимонопольной службе.

Действуют также нормативно-правовые акты, прямо не входящие в систему правового регулирования государственного финансового контроля в бюджетной сфере, но обеспечивающие проведение ведомственного, внутрихозяйственного и независимого государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

Однако финансово-контрольная деятельность, как она урегулирована в действующих нормах финансового права, фактически не обеспечивает полный допуск контрольных органов к процессу исполнения бюджета. В широком смысле особенности осуществления государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации заключаются в том, что в области финансовой деятельности действуют нормы различных отраслей права, которые часто не согласованы между собой. Отсюда возникают

проблемы обеспечения единства системы государственного финансового контроля в бюджетной сфере в современной действительности.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации.

Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

Отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе государственного финансового контроля в бюджетной сфере;

Организационная структура органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

Законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в бюджетной сфере в его целостной системе;

Отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

Органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

Отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

В последнее время в правовых основах государственного финансового контроля в бюджетной сфере наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства.

Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» , в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» , а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , 2 февраля 2016 года - Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в части регулирования государственного финансового контроля в бюджетной сфере, призванные концептуально изменить систему контроля в России.

В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области государственного финансового контроля в бюджетной сфере, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих государственный финансовый контроль в бюджетной сфере. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о государственном финансовом контроле в бюджетной сфере . Для успешного решения задач государственного финансового контроля в бюджетной сфере необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля в бюджетной сфере необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

Так, Государственным собранием Республики Мордовия принят закон «О Счетной палате Республики Мордовия» № 82-З от 28 декабря 2011 года .

Для усиления государственного финансового контроля в бюджетной сфере в республике Мордовия приняты следующие нормативные акты:

Постановление Правительства РМ от 16.06.14 г. № 273 «Об утверждении порядка осуществления Министерством финансов Республики Мордовия полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю»;

Постановление Правительства РМ от 30.04.14 г. № 192 «Об утверждении перечня расходных обязательств муниципальных образований в Республике Мордовия в целях софинансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

Приказ Министерства финансов Республики Мордовия №13 от 24 февраля 2015 года «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Мордовия от 25 ноября 2013 года № 97» «Об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов»;

Приказ от 30 декабря 2014 года № 184 «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Мордовия»;

Приказ от 28.03.2014 №32 «Об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов местных бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов»;

Указ Главы РМ от 30.09.2006 № 162-УГ «Об Экспертной комиссии по проведению обязательной публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства»;

Приказ Министерства финансов РМ от 25.10.2010 г. № 213 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений»;

Постановление Правительства РМ от 03.10.2011 № 358 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления финансами муниципальных районов (городского округа)»;

Приказ Министерства финансов РМ от 25.10.2010 г. № 212 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий государственным учреждениям Республики Мордовия и контролю за их выполнением»;

Постановление Правительства РМ от 08.08.2011 № 304 «Об организации проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета Республики Мордовия»;

Постановление Правительства РМ от 27.09.2010 г. № 384 «О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Мордовия и финансового обеспечения выполнения указанного задания»;

Приказ № 107 от 29.08.2014 г «О сверке исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на 2015-2017 годы».

И много других правовых документов, регламентирующих осуществление государственного финансового контроля в бюджетной сфере Республики Мордовия.

Таким образом, отсутствие единой концепции государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации не позволяет обеспечить постоянный и эффективный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности.

Но определенные шаги в данном направлении руководством нашей страны несомненно делаются. Одним из таких шагов является построение целостной системы открытости деятельности государственных органов на базе системы «Электронный бюджет». В 2016 году планируется внедрение компонентов системы, которые позволят стандартизировать и автоматизировать бюджетные процедуры по ведению бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетных смет получателей средств федерального бюджета, управлению государственным долгом и финансовыми активами, прогнозированию и администрированию доходов бюджетов бюджетной системы.

В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти упраздняется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:

а) по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», - передаются Федеральному казначейству;

б) органа валютного контроля - передаются Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

Изменения в структуре органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере влечет за собой принятие новых нормативно-правовых документов в этой сфере.

Литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета, 2009. № 7. 2.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: по сост. на 26 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3823.

3. О Счётной палате РФ: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ: по сост. на 4 ноября 2014 г. // Собрание законодательства РФ, 2013. № 14. Ст. 1649.

4. О парламентском контроле: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ: по сост. на 4 ноября 2014 г. // Собрание законодательства РФ, 2013. № 19. Ст. 2304.

5. Ялбулганов А. А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля / А. А. Ялбулганов // Финансовое право, 2014. № 8. С. 10-16.

6. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». № 41.

7. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор, 2014. №. С. 49-54.

8. Собрание законодательства РФ, 2011. № 7. Ст. 903.

9. Собрание законодательства РФ, 2013. № 14. Ст. 1649.

10. Собрание законодательства РФ, 2013. № 31. Ст. 4191.

11. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета, 2014. № 3. С. 133 - 140.

12. [Электронный ресурс]: Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные Органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Они организуют и осуществляют контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Определённые функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ которое действует на основе Указа Президента РФ от 08.06.2004 N 729 "Об утверждении положения о контрольном управлении президента РФ" .Контрольное управление является самостоятельным подразделением Администрации президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ формируют уполномоченные органы финансового контроля - счетные палаты, контрольно-счетные палаты и другие финансово-кредитные органы, уполномоченные осуществлять контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов субъектов РФ. На уровне муниципальных образований формируются финансовые отделы и управления, уполномоченные осуществлять финансовый контроль на уровне местного самоуправления.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация