Социальное неравенство основные виды. Социальное неравенство. Разный уровень образования

28.10.2021

И обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности , власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей . Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путём введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы ;
  4. обеспечение политики социального страхования , установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Неравенство и социальная стратификация. Видеоурок по обществознанию 11 класс

    ✪ Обществознание. Урок 12. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Семья и брак

Субтитры

Либеральная точка зрения на причины неравенства

Причины неравенства

С точки зрения теории конфликта, причина неравенства - это защита привилегий власти, кто контролирует общество и власть, тот имеет возможность извлекать выгоды лично для себя, неравенство - результат уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить свой статус. Роберт Михельс вывел железный закон олигархии : олигархия складывается всегда, когда численность организации превышает определённую величину, ибо 10 тысяч человек не могут обсуждать вопрос перед каждым делом, они поручают обсуждение вопроса руководителям.

По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам », причины роста социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие :

  • уклонение состоятельных людей от уплаты налогов, путем вывода средств в офшоры ,
  • сокращение зарплаты рабочих,
  • увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

Изменение степени социального неравенства в процессе истории

Вильфредо Парето считал, что степень экономического неравенства, доля богатых людей в составе населения - вещь постоянная. Карл Маркс считал, что в современном мире происходит процесс экономической дифференциации - богатые всё больше богатеют, а бедные всё больше беднеют, средний класс исчезает. Питирим Александрович Сорокин опроверг эти гипотезы с фактами в руках и доказал, что уровень экономического неравенства колеблется с течением времени около одной постоянной величины. Слишком сильное усиление степени неравенства или равенства одинаково чревато национальной катастрофой и потрясениями . Слишком сильное усиление неравенства приводит к тому, что узкую группу миллионеров легко свергнуть или уничтожить. Как показал опыт Южной Америки, олигархические режимы очень нестабильны. Опыт политики военного коммунизма в России показал, что после декрета 1918 г., когда разницу в доходах ограничили соотношением 175:100

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия - по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия - по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Фигуры неравенства

Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. На вершине фигуры находится элита. За последние сто лет западное общество проделало эволюцию от пирамидальной структуры к ромбовидной. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. Ромбовидная структура является более предпочтительной по сравнению с пирамидальной, так как в первом случае многочисленный средний класс не позволит кучке бедняков устроить гражданскую войну. А во втором случае громадное большинство, состоящее из бедняков, может легко опрокинуть социальную систему.

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.

Тем самым неравенство оказывается сложным явлением, т.е. складывающимся из нескольких частей. Значит, и оценивать следует каждую часть отдельно. Утверждать, что неравенство есть абсолютное зло или абсолютное благо будет упрощением вопроса. Не забудем, что оценка тоже может быть разной. Одно дело моральное осуждение, а другое – подход с позиций эффективности.

Изменение отношения к неравенству происходит с формированием индустриальных цивилизаций, провозглашающих права и свободы личности. Это способствует осознанию своей индивидуальности, чувствительности к давлению общества, а в первую очередь, к препятствиям, мешающим реализации личностных качеств. Поэтому неравенство в стартовых позициях и в возможности себя реализовать начинает рассматриваться как социально несправедливое явление. Ведь оно ставит человека в зависимость не от своих личных усилий, а от внешних сил. Преодоление подобных форм неравенства обладает и социальной эффективностью, потому что ослабляет напряженность социальных конфликтов в обществе.

Для индустриальных обществ характерной становится проблема согласования индивидуального и общественного интереса. Ведь с одной стороны, общество, провозгласившее права и свободы личности, не может руководствоваться насилием, а с другой стороны, нуждается в реализации общественного интереса. В результате формируется концепция социальной справедливости, которая основана на принципе соглашения между человеком и обществом или договоре о взаимных гарантиях. Согласно ему каждая сторона должна пожертвовать частью своих прав ради гарантии взаимной безопасности и взаимного сохранения и сохранить принцип добровольности и свободы отношений.

В первую очередь общество создает условия для преодоления неравенства в стартовых позициях и возможности себя реализовать. Но они реализуются не как равенство по труду («кто не работает, тот не ест») или равенство в распределении благ. Общество выравнивает стартовые позиции через гарантию права на жизнь. Это проявляется в создании системы социальной защиты малоимущих слоев, пособий по безработице и т.д. Кроме того, создаются условия для реализации равенства возможностей так, чтобы успехи человека ставились в зависимость только от его личных усилий. Для этого ликвидируются различные сословно-кастовые ограничения. Наконец, общество гарантирует каждому право на проявление автономности и своеобразия путем отказа от единой идеологии и созданием правового государства. Тем самым индивида призывают руководствоваться принципом: поступай так, чтобы реализация твоего желания не препятствовала реализации желаний других.



Но с другой стороны общество нуждается в создании способов вовлечения человека в общественную жизнь. Для этого используется система стимулов. В этой системе неравенство в распределении благ становится одним из доминирующих стимулов. Общество тем самым реализует принцип: если хочешь добиться цели, то ориентируйся на поощрение и убеждение. В результате неравенство в распределении благ становится частью работы принципа справедливости. Оно связывается с зависимостью масштабов обладания благами от собственного усилия.

1. Одной из важнейших черт общества является наличие структуры, что отличает общество от толпы. Все виды социального структурирования можно свести к горизонтальной дифференциации, особенностью которой является равноправие или равнозначимость различий между группами, и вертикальной дифференциации, которая предполагает иерархию между социальными группами в зависимости от разной степени обладания социальными ценностями.

2. Вертикальная дифференциация порождает социальную стратификацию общества. В качестве основных ценностей, определяющих положение группы в системе стратификации, принято выделять власть, богатство, престиж. Принято выделять кастовую, сословную и классовую формы социальной стратификации.

3. Когда неравенство между группами не просто описывают, то и оценивают, то можно говорить не просто о стратификации, но о социальном неравенстве. Виды неравенства: неравенство в распределении благ, в стартовых позициях, возможности самореализации.

4. Причины возникновения социального неравенства состоят в стремлении общества создать систему стимулов для вовлечения индивидов в выполнение социальных функций; в исторических условиях, не позволяющих обеспечить индивидам свободу выбора; в субъективном интересе господствующих классов.

5. В индустриальном обществе с провозглашением прав и свобод личности меняется отношение к неравенству. Неравенство в распределении благ сохраняет свое значение как вид стимула. Неравенство в стартовых позициях и возможности самореализации оцениваются как социально несправедливые.

Контрольные вопросы

1. Чем сословно-кастовая форма стратификации отличается от классовой?

2. Что такое «неравенство в стартовых позициях»?

3. Почему неравенство в распределении благ общество использует в качестве стимула?

4. Какие проблемы в сфере социального неравенства необходимо решать обществу, провозгласившему права и свободы личности?

Социальная структура – это совокупность наиболее существенных элементов и связей между элементами, из которых складывается общество

Социальная стратификация – одна из форм социальной структуры, основанная на распределении индивидов (или групп) вдоль школы неравенства

Социальное неравенство – это степень и возможность обладания общезначимыми благами

Открытое общество – это общество, где любой индивид может претендовать на выполнение любой социальной функции (роли) путем свободного выбора

Закрытое общество – это общество, где все индивиды силой, традицией или законами прикреплены к своим социальным функциям (ролям) и не могут их поменять

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Теория стратификации исходит из того, что любое общество состоит из уровней, которые соотносятся друг с другом в терминах господства и подчинения, неважно, касается ли это власти, привилегий или престижа

2. Сословно-кастовая стратификация характерна для первобытных обществ

3. Принадлежность человека к тому или иному классу определяется его происхождением

4. Стратификация возникает только в обществе, где одни люди начинают использовать труд других

5. Классы – это такой тип стратификации, в котором положение человека в обществе определяется в основном экономическими критериями

6. Социальное неравенство - это отрицательное явление в жизни общества

7. Причина возникновения и существования социального неравенства обусловлена интересами господствующих классов

8. Неравенство приобретает социальное значение, когда возможность человека достичь каких-либо целей определяется не его способностями, а особенностями общественного устройства

9. Подлинные истоки социального неравенства лежат в природных качествах любого человека

10. Положение человека в обществе всегда определялось богатством

11. Социальное неравенство может играть в обществе положительную роль

12. Как существа природные люди равны между собой

13. Социальное неравенство может играть в обществе роль стимула к выполнению функций, важных для общества

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Социальная стратификация – это

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) представление о стремлении людей к благам

в) совокупность признаков, определяющих социальную структуру

2. Что является наименее важной причиной социальной стратификации общества

а) интерес господствующих классов

б) необходимость обеспечить выполнение важных для общества функций

в) природные различия между людьми

г) редкость благ, необходимых для удовлетворения потребностей

3. Разделение на владельцев собственности, организаторов производства и наемных работников наиболее характерно для

а) кастовой структуры

б) классовой структуры

в) сословной структуры

г) цеховой структуры

4. Свободный переход из одной группы в другую характерен для

б) сословий

в) классов

г) этносов

д) племен

5. Религия как фактор общественного разделения является причиной создания

а) сословий

б) классов

6. Открытое общество – это общество

а) которое существует в любую переломную эпоху, когда рушатся все социальные барьеры и возникает потребность обновить состав социальных групп

б) где все индивиды, имеют право выполнять любые социальные функции

в) которое разрешает индивидам из других обществ жить в нем

г) где существуют не только традиции, но и законы

7. Социальное неравенство играет положительную роль, потому что

а) может играть роль стимула при выполнении общественно важных функций

б) отделяет добродетельных людей от безнравственных

в) позволяет отделить трудолюбивых людей от бездельников

8. Положительную стимулирующую роль в обществе играет

а) неравенство в стартовых позициях

б) неравенство в вознаграждении

в) прикрепление людей к социальным группам и слоям

1. «Не всякие различия между людьми создают стратификацию. Пол и возраст универсальны, но в большинстве обществ они формируют только «статистические страты». Они не способны служить инструментом создания «социальных групп» Е. Бергель. А почему?

2. Как вы думаете, при каком типе социальной стратификации «все бытие человека можно понять до мелочей» П. Бергер и почему?

3. «Классы» не являются сообществами: они представляют только возможную основу для совместных действий» М. Вебер. Как понять это выражение?

4. «Каждому по степени божественной благодати, почиющей на нем». «Каждому по его капиталу». «Каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в управлении» П. Сорокин. О каких типах социальной стратификации идет речь?

5. «Общество должно каким-то образом распределять своих граждан по социальным позициям и стимулировать к выполнению тех обязанностей, которые накладываются данной позицией. Подобное утверждение справедливо как для конкурентной, так и для неконкурентной системы» К. Дэвис, У. Мур. А почему?

6. «Чародеи же и вожди, по верованию первобытного общества, - лица, одаренные необычными способностями и оказывающие громадные услуги. Отсюда они – и наиболее полноправные индивиды. Пусть эти заслуги с нашей точки зрения только мнимые заслуги, фактически бесполезные, каковыми нередко они и были, но с точки зрения общества того времени… они казались ценными и полезными» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

7. «Социальное неравенство – это такое непредумышленное устройство, которое гарантирует обществу, что наиболее важные позиции предумышленно займут наиболее квалифицированные люди» К. Дэвис, У. Мур. Есть ли здравая мысль в этих рассуждениях? В чем она? А в чем можно возразить?

8. «В каждом обществе объем прав и преимуществ того или иного сословия в общем пропорционален их заслугам по оценке того общества» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

9. «Традиционный подход к управлению выражен «теорией Х». Главная задача менеджмента – производство вещей при помощи людей, которых надо награждать, контролировать и наказывать, если мы хотим достичь эффективного применения менеджеров, оборудования и капитала. Среднестатический человек по природе ленив, т.е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишен амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. Вдобавок ко всему он эгоистичен и равнодушен к делам организации. Эта теория основана на ошибочных представлениях о природе человека, смешении того, что есть следствие, а что причина. То, как представляет себе поведение «теория Х», объясняется не природой человека, а природой промышленной организации» Д. Макгрегор. Как вы поняли основную идею данного рассуждения? О каких чертах социальной жизни говорит данное рассуждение?

10. Почему необходима система стимулов к выполнению общественных функций? Почему общество не может руководствоваться принципом: «Людей много. У всех есть разные желания и какие-нибудь потребности, поэтому для выполнения любой профессии всегда найдутся желающие»?

11. Почему победы восстаний низших классов очень часто заканчивались восстановлением тех же общественных отношений, против которых они выступали? Перечислите возможные причины и назовите те, которые считаете наиболее важными?

12. Как вы думаете, при каких условиях вопрос о равенстве или неравенстве людей начинает приобретать характер общественной проблемы, а при каких - нет?

13. Почему многие цивилизации прошлого были сословными или кастовыми обществами?

14. Верно ли выражение, что общество должно существовать ради осуществления интересов человека? Могут ли вообще интересы человека и общества полностью совпадать? Возможно ли этого добиться и если невозможно, то чего можно добиться во взаимоотношениях человека и общества?

15. Почему для организации жизни в общине достаточно было традиций и обычаев и не было специальной необходимости в использовании других стимулов к исполнению общественных функций?

16. «Основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности общества, мы должны максимально опираться на внутренние силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению». Как вы поняли, что хотел сказать этими словами автор высказывания? Всегда ли это возможно?

17. «Будь раб храбрейшим и мудрейшим, все же он был «вещью», и в первые времена рабства ничто не могло изгладить печать его позорного происхождения. Господин был и оставался «персоной», хотя бы он был «полной бездарностью» и моральным ничтожеством» П. Сорокин. О каком типе социальной стратификации и социального статуса идет речь? Какие особенности данного типа стратификации отмечает автор?

18. «Древняя общественная дифференциация напоминала дом с наглухо отделенными друг от друга квартирами, резко отличавшимися друг от друга по богатству и роскоши. …Современная общественная дифференциация похожа на казенный дом с казенными квартирами. Но отличие от предыдущей картины здесь в том, что эти квартиры сообщаются друг с другом» П. Сорокин. Как вы поняли мысль автора? В чем же разница между данными типами стратификации?

2.6. Отношения власти и управления

2.6.1. Понятие власти и управления. Источники власти

2.6.2. Государство как форма управления обществом

2.6.3. Функции государства. Проблема сущности государства

2.6.4. Происхождение государства

2.6.5. Понятие политики. Причины и условия ее существования в обществе. Политическая система общества

2.6.6. Партии как элемент политической системы

2.6.7. Понятие политического режима

2.6.8. Типы политических режимов: демократия и тоталитаризм

Цели и задачи темы

1. Дать представление о сущности власти и управления как необходимых условиях существования любого общества.

2. Дать характеристику основных источников власти.

3. Сформулировать основные признаки государства как формы управления обществом и основные функции, которые оно выполняет в обществе.

4. Сформулировать причины возникновения государства.

5. Дать представление о политической системе и функциях, которые она предназначена выполнять в обществе.

6. Дать характеристику партий как существенного элемента политической системы: основные черты партий, функции в обществе, причины возникновения и тенденции развития.

7. Дать характеристику основных типов политических режимов: демократического, тоталитарного и авторитарного, показав их существенные и специфические черты, отличающие друг от друга, а также условия господства того или иного типа режима.

Социальное неравенство появилось в первобытных племенах и усилилось на последующих этапах развития общества.

В современном обществе выделяют большие социальные группы, различающиеся по величине дохода (богатства), по уровню образования, по профессии и характеру труда. Их называют классы, социальные слои.

В обществе существует социальное деление на группы богатых (высший класс), зажиточных (средний класс), бедных (низший класс).

К богатым, высшему классу относят тех, кто владеет большим имуществом, деньгами. Они находятся на верхней ступеньке социальной «лестницы», получают большие доходы, имеют крупную собственность (нефтяные компании, коммерческие банки и т.д.). Богатым человек может стать благодаря таланту и трудолюбию, получению наследства, удачной карьере.

Между богатыми и бедными находится средний класс людей зажиточных, обеспеченных денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, позволяющий удовлетворять все разумные потребности (приобретать качественные продукты питания, дорогую одежду, жильё).

Бедные - низший класс - получают минимальный доход в виде заработной платы, пенсии, стипендии, социальных пособий. На эти деньги можно приобрести только наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека (продукты питания, одежду и т.д.).

Представим, что все люди социально равны. Всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению вперёд, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (люди будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д.

В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее.

В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

……………………………………

Кафедра УП-1

Домашняя работа по социологии

«СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЕГО ПРИЧИНЫ И ВИДЫ»

Студентка: ……………………

080504 - Государственное и муниципальное управление

1 курс, гр. УП-1

Проверил:

……………………….

Введение ……………………………………………………………………..….. 3

1. Сущность социального неравенства………………………………..………..4

2. Причины социального неравенства…………………………………………...5

3. Современные виды неравенства ……………………………………..……….8

Заключение……………………………………………………………...………..11

Список литературы……………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Становление «Новой России» заметно изменило социальные отношения, социальные институты, породило новые формы социальной дифференциации и неравенства.

Дискуссии о социальном неравенстве, его содержании и критериях возникновения имеют давнюю историю. Проблема социального неравенства с учетом ценностей традиционного общества появляются в трудах Аристотеля, Платона, Тацита.

На мой взгляд, в современном мире непрерывно должны отслеживаться и оцениваться показатели, характеризующие социальное неравенство. Это необходимо по одной причине – степень социального неравенства может превысить некоторые допустимые пределы. Превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Данный факт нередко приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, обостряет социальные конфликты.

Объектом моего исследования является общество, а предметом - изучение неравенства.

Поскольку мой реферат посвящен проблеме неравенства в обществе, моя задача - определить сущность и причины социального неравенства, а также рассмотреть виды социального неравенства.

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Для начала, хотелось бы определить, что же подразумевает под собой термин «неравенство»? В общем виде, неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ ресурсам материального и духовного потребления. А неравенство между группами людей характеризуют понятием «социальная стратификация».

При рассмотрении проблемы социального неравенства справедливо исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Именно социально - экономическая неоднородность труда, является следствием и причиной присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает и опирается на свои ценности и нормы, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Хочется отметить, что неравенство положения разных групп людей прослеживается на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивном обществе возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства.

Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.

На развитие социологии неравенства, идея эволюции и закон естественного отбора оказали существенное влияние. Одним из направлений эволюционизма, является социал-дарвинизм. Общим для всех представителей этого направления, было признание того, что между человеческими обществами идет та же борьба, что и между биологическими организмами.

Людвиг Гумплович убежден, что причиной всякого социального движения, являются экономические мотивы. Средствами для реализации этих интересов, являются насилие и принуждение. Государства возникают в результате военных столкновений между расами. Победители становятся элитой (правящим классом), а побежденные – массами.

Уильям Самнер – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Он своеобразно интерпретировал в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного отбора. Наиболее ярко он проявлял идеологию социал-дарвинизма в своих сочинениях 70-х годов. Поскольку эволюция происходит не по желанию людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер. Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. А капитализм – единственно здоровая система, богатые – продукт естественного отбора.

Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный. Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции деятельности закрепляются за соответствующими классами. С этого времени каждый класс занимается предназначенным для него родом деятельности, владеет или не владеет собственностью и находится на различных ступеньках лестницы общественных положений. Причины неравенства кроются в системе производства, в различном отношении к средствам производства, что позволяет тем, кто владеет собственностью не только эксплуатировать тех, кто ее не имеет, но и господствовать над ними. Для устранения неравенства необходима экспроприация частной собственности и ее огосударствление.

Впоследствии в рамках теории конфликта Р. Дарендорф, Р. Микельс, Ч.Р. Миллс и др. стали рассматривать неравенство как результат условий, при которых люди, контролирующие такие общественные ценности как богатство и власть, извлекают для себя выгоды и преимущества. В любом случае социальное расслоение рассматривается как условие социального напряжения и конфликта.

Сторонники структурного функционализма вслед за Эмилем Дюркгеймом выделяют две причины социального неравенства

Иерархия видов деятельности Степень талантливости

в обществе индивидов

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

    Рабочий класс , лишенный собственности. Он предлагает на рынке

свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

    Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.

    Лишенные собственности “белые воротнички” : технические специалисты и интеллигенция.

    Администраторы и менеджеры .

    Собственники , которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

5.1 Класс собственников , т.е. те, кто получает ренту от владения землей,

шахтами т.п.

5.2 “Коммерческий класс” , т.е. предприниматели.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ НЕРАВЕНСТВА

3.1.Бедность как вид неравенства (рассмотрим период, когда изменения в этой области были особенно заметны)

Феномен бедности стал предметом исследования в современной отечественной социологии в начале 1990-х гг. В советский период понятие бедности применительно к советским людям в отечественной науке не использовалось. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения.

Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. В 1994 г. соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составило 1:9, а уже в первом квартале 1995 г. - почти 1:15. Однако эти цифры не учитывают те 5% сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

По данным официальной статистики, за 1993-1996 гг. численность безработных увеличилось с 3,6 млн. до 6,5 млн. (в том числе официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости - с 577,7 тыс. человек до 2506 тыс.).

Численность трудоспособного населения составило в 1994 г. - 83 767 тыс., в 1995 г. - 84 059 тыс., в 1996 г. - 84 209 тыс., в 1997 г. - 84 337 тыс., в 1998 г. - 84 781 тыс. человек.

Численность экономически активного населения в 1994 г. составила 73 962,4 тыс., в 1995 г. - 72 871,9 тыс., в 1996 г. - 73 230,0 тыс., в 1997 г. - 72 819 тыс. человек.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. или 20,8% численности населения РФ. В

1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,7% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - всего 2,4%, т.е. в 13,2 раза меньше.

Согласно официальным статистическим данным, численность безработных составляла в 1994 г. - 5478,0 тыс., в 1995 г. - 6431,0 тыс., в 1996 г. - 7280,0 тыс., в 1997 г. - 8180,3 тыс.

3.2.Депривация как вид неравенства.

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Социальная депривация.

Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.

Этическая депривация.

Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами.

Психическая депривация.

Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.

Заключение

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции.

Социальная стратификация обладает традиционным характером, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Список литературы

    Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

    Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 1995.

    Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995.

    Комарова. М.С. Социальная стратификация и социальная структура. Социол. исслед. 1992, №7.

    Краткий словарь по социологии. - М.:Политиздат,1988

    Лосев А. Ф. История античной эстетики Т II Софисты Сократ. Платон. М., 1969

    Основы политологии: Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов /Н.Сазонов, Б.Решетняк и др. - М., 1993.

    Предмет и структура социологической науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90.

    Социология. Учебник для высших учебных заведений. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995.

    Социология:Общий курс:Учебное пособие для вузов.-М.:ПЕР СЭ;Логос,2000.

    Социология: Практикум. Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. М., 1993.

    Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология / Пер. с англ. В.В.Воронина и Е.Е. Зиньковского. М.:Прогресс, 1972. С. 235-247.

    Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.

    Социология: учебное пособие / Под ред. Н.Д. Казаковой. – М.: МГУПИ, 2008. – 120 с.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация