Из чего состоит и как формируется? Начисление заработной платы в бюджетной организации Проводки по зарплате в бюджетном учреждении

04.11.2020

09 апреля

На основании ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п., устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

В соответствии со ст. 8 и 9 ТК РФ при разработке системы оплаты труда и материального стимулирования (премирования) следует учитывать:

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями;

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными

ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Система оплаты труда - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости:

От сложности выполняемой работы;

Условий труда (в т.ч. отклоняющихся от нормальных);

Природно-климатических условий, в которых выполняется работа;

Интенсивности труда (совмещение профессий и т.п.);

Характера труда.

К основным нормативам, образующим систему оплаты труда работников бюджетной сферы, относятся: единые тарифно-квалификационные справочники, на основе которых производится тарификация работ и установление окладов работникам-специалистам, ставки профессиям рабочих, схемы должностных окладов руководящим работникам и нормы труда.

Базовые оклады (специалистам и служащим), базовые ставки заработной платы (рабочим) профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583) и соответствующими Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного рабочего времени. При применении простой повременной формы оплаты труда оплачивается фактически отработанное время на основе должностных окладов руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров, окладов специалистов и служащих, ставок профессий рабочих. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлена месячная ставка (оклад), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячной тарифной ставки (оклада).

Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ размеры тарифных ставок (окладов) не могут быть ниже законодательно установленной минимальной заработной платы, которая обеспечивается за счет финансирования соответствующего уровня бюджетов.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

а) базовая часть заработной платы , включающая:

Общую часть: должностные оклады руководителям, оклады специалистам и служащим, ставки профессиям рабочих, устанавливаемые руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы; }

Компенсационные выплаты по трудовому законодательству, устанавливаемые к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах;

Повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, предметность, приоритетность, категорию труда и т.п.);

Доплаты за наличие почетных званий, государственных наград и т.п.

Источником покрытия базовой части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211.

Для бюджетных и автономных учреждений - субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания;

б) стимулирующая часть заработной платы включающая:

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

Выплаты за качество выполняемых работ;

Выплаты за стаж непрерывной работы, за выслугу лет;

Премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положениями).

Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений - лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений - средства от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС) для всех типов учреждений.

Основными задачами учета оплаты труда являются точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками учреждения, бюджетом, органами социального страхования, органами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ, а также контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и правильное отнесение начисленной оплаты труда и начислений на социальные нужды на соответствующие счета бухгалтерского учета.

В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами гражданского, налогового и трудового законодательства Российской Федерации, локальными нормативными актами, разрабатываемыми учреждениями, а также трудовыми договорами, заключенными с каждым отдельным работником учреждения.

При организации оплаты труда в учреждениях обращается внимание не только на правильность осуществления расчетов, но и на точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками учреждения, составленных по установленной форме и содержащих все необходимые реквизиты.

Алгоритм расчетов, отражающий порядок операций по оплате труда и начислений на оплату труда включает следующие этапы:

Начисление сумм по оплате труда и других выплат работникам учреждения и отражение на счетах бухгалтерского учета;

Удержания из заработной платы;

Начисления на выплаты, произведенные в пользу работников учреждения (страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

Получение наличных денежных средств на заработную плату и другие выплаты в отделении банка и через органы, организующие кассовое обслуживание (казначейство);

Выдача заработной платы;

Депонирование заработной платы.

Бухгалтерский учет расчетов с работниками бюджетной сферы по заработной плате, а также другим выплатам осуществляется на счетах учета 030211000 «Расчеты по заработной плате», 030212000 «Расчеты по прочим выплатам» в следующем порядке:

Начисление заработной платы на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании первичных учетных документов (табель учета использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ и т.д.):

Дебет 140120211 «Расходы по заработной плате» - при начислении базовой и стимулирующей части заработной платы казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств,

410960211 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» - при начислении базовой части заработной платы работникам основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания,

410980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении базовой части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания,

210960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг» - при начислении стимулирующей части заработной платы основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет приносящей доход деятельности,

210980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении стимулирующей части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет приносящей доход деятельности,

710960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг» - при начислении заработной платы основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования,

710980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении стимулирующей части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования.

Кредит

Начисление дополнительных выплат и компенсаций работникам учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Дебет 040120212 «Расходы по прочим выплатам»,

010960212 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»

Кредит 030212730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»;

Удержания из начисленной заработной платы, прочих выплат работникам учреждения в установленном порядке по законодательству (налог на доходы физических лиц, в судебном порядке по исполнительным листам), а также удержания на основании заявлений работников:

Дебет ,

030212830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

Кредит 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»,

030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы».

В соответствии со ст. 137 ТК РФ допускаются удержания из заработной платы работников по инициативе }

администрации учреждения, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Удержание неиспользованных и не возвращенных своевременно подотчетных сумм (авансовый отчет, документы, подтверждающие произведенные расходы):

Дебет 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 020800660 «Уменьшение расчетов с подотчетными лицами»;

Удержание за причиненный материальный ущерб

(ТК РФ ст. 238 - 248, договор о материальной ответственности, заявление работника об удержании из заработной платы, распоряжение руководителя о взыскании материального ущерба, решение суда):

Дебет 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 020900660 «Уменьшение расчетов по ущербу имуществу»;

Удержание излишне выплаченных сумм заработной платы работникам в предыдущем периоде вследствие счетной ошибки (распоряжение, приказ руководителя) -производится учетная запись «красное сторно»:

Дебет

010960211»Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»,

010980211 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»;

Удержание сумм, выплаченных за использованный, но не отработанный отпуск при увольнении с работы (приказ руководителя о прекращении действия трудового договора), производится учетная запись «красное сторно»:

Дебет 140120211 «Расходы по заработной плате»,

010960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»,

010980211 «Общехозяйственные расходы».

Кредит 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Выдача из кассы учреждения заработной платы, прочих выплат работникам учреждения производится на основании Платежных ведомостей и отражается в следующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета:

Дебет

Кредит 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения».

Перечисление учреждением заработной платы, прочих выплат сотрудникам учреждения на банковские карты отражается в следующем порядке:

Дебет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредит 130405200 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» - для казенных учреждений,

020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» - для бюджетных и автономных учреждений,

020121610 «Выбытия денежных средств учреждения со счета кредитной организации» - для автономных учреждений.

Депонированные суммы заработной платы, прочих выплат в связи с их неполучением в срок, указанный в Платежных ведомостях, отражается:

Дебет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредит 030402730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами».

В соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца и требуется выплачивать ее в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, коллективным или трудовым договором. Для реализации этой цели учреждениям необходимо отразить в своих локальных актах формы оплаты труда, а в случае выплаты аванса - его размер и срок выплаты. Таким образом, различают способы выплаты заработной платы два раза в месяц:

Аванс в счет будущей заработной платы и ее выплата по итогам месяца;

Заработная плата за первую и вторую половину месяца.

При выплате заработной платы с выдачей аванса за первую половину месяца выдается аванс в счет причитающейся заработной платы. Как правило, авансовая сумма заработной платы исчисляется в установленном локальным актом процентном отношении к должностному окладу (окладу, ставке). В данном случае заработная плата не начисляется, а отражается выданный аванс по заработной плате и, следовательно, налог на доходы физических лиц и страховые вносы в государственные внебюджетные фонды начислять не требуется.

При выплате заработной платы за первую и вторую половину месяца в соответствии с условиями коллективного или трудового договора производится расчет заработной платы, причитающейся работнику за фактически отработанное рабочее время, выполненный объем работ. При этом необходимо заполнение и представление в бухгалтерию табеля использования рабочего времени и других документов дважды в месяц. Данная форма расчетов требует дополнительных затрат времени, поэтому встречается реже.

В систему доплат и надбавок за особые условия труда включаются:

Система выплат компенсационного характера;

Система премирования и доплат, носящих стимулирующий характер.

Доплаты и надбавки за работу в особых (отличающихся от нормальных) условиях труда носят стабильный персонифицированный характер, так как выплачиваются тем работникам, условия труда которых отличаются от общеустановленных.

Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат для государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соответствующими уровнями бюджетов согласно ст. 144 ТК РФ. Системы стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок могут также устанавливаться коллективным договором или определяться положением о премировании, которое признается локальным актом.

В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности. От стимулирующих премий, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется }

в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию и т.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных, даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы (составляющие Положения):

- показатели премирования . При этом показатели премирования должны быть конкретными и четно сформулированными, а выполнение показателей легко учитываемое. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критерев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли;

- условия премирования . При этом условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильно организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах;

- размеры премий . Премирование работников учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров, характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.;

- круг премируемых работников . В число работников, премируемых по установленным показателям, следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей;

- периодичность премирования . Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состава показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год.

Оплата неотработанного времени казенными учреждениями производится за счет лимитов бюджетных обязательств, а бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, формирующих базовую часть заработной платы работников учреждения.

К оплате неотработанного времени относятся:

Оплата ежегодных отпусков: основного (ст. 114, 115

ТК РФ) и дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ);

Оплата отпусков, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173 - 176 ТК РФ);

Выплата выходного пособия при увольнении, а также выплаты в размере среднего заработка в период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ);

Оплата простоев не по вине работника (ст. 157 ТК РФ);

Оплата льготных часов учащихся (ст. 173, 174 ТК РФ);

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства (ст. 263 ТК РФ);

Другие случаи полного или частичного сохранения среднего заработка.

Трудовым законодательством предусмотрено сохранение рабочего места (должности) и выплаты денежной компенсации в размере среднего заработка за фактически не отработанное время для следующих работников:

- работников, направляемых в служебные командировки . При этом средний дневной заработок выплачивается за каждый рабочий день, пропущенный вследствие командировки (ст. 167 ТК РФ);

- работников, избранных членами комиссии по трудовым спорам . При этом средний заработок выплачивается за время работы в комиссии (ст. 171 ТК РФ);

- работников, направляемых для повышения квалификации . При этом в размере среднего заработка оплачиваются дни подготовки, переподготовки, обучения вторым профессиям, повышения квалификации с отрывом от производства (ст. 187 ТК РФ);

- работников, обязанных проходить медицинский осмотр (обследование). При этом в размере среднего заработка оплачиваются дни нахождения работника в медицинском учреждении на осмотре (обследовании) (ст. 185 ТК РФ);

- работников, являющихся донорами . При этом в размере среднего заработка оплачиваются день обследования, день сдачи крови и день отдыха, предоставляемый после каждой сдачи крови (ст. 186 ТК РФ);

- женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет . При этом в размере среднего заработка оплачиваются дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ);

- беременных женщин . При этом в размере среднего заработка оплачивается время прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 254 ТК РФ).

Предусмотрено также сохранение за работником среднего заработка в следующих случаях:

- при временном переводе на другую, ниже оплачиваемую работу в случае производственной необходимости, для замещения отсутствующего работника (ст. 74 ТК РФ);

- при переводе на другую постоянную ниже оплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ);

- при переводе беременных женщин на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов ; при переводе на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет; в случае невозможности выполнения прежней работы средний заработок по прежней работе сохраняется до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ).

При определении размера оплаты за неотработанное время необходимо:

- определить количество дней (часов), которое подлежит оплате;

- рассчитать средний дневной (или средний часовой) заработок, пользуясь правилами, определенными трудовым законодательством (ст. 139 ТК РФ) или Положением о порядке исчисления среднего заработка (Постановления Правительства РФ от 24.12. 2007 № 922, от 15.06.2007 № 375).

На выбор способа исчисления среднего дневного (среднего часового) заработка в каждом конкретном случае влияют:

Назначение выплаты;

Продолжительность периода, принимаемого в качестве расчетного;

Продолжительность (в днях) рабочей недели, принимаемой за нормальную при проведении расчетов;

Полнота отработки расчетного периода (полностью или не полностью отработан расчетный период);

Факт начислений в расчетном периоде премий, вознаграждений, предусмотренных системными положениями;

Факт изменения окладов (ставок) в учреждении.



Конституция Российской Федерации гарантирует право на труд граждан. Каждый трудящийся имеет полное право надеяться на хорошую оценку своей работы и в качестве вознаграждения за нее получить денежные средства.

Организация заинтересована в том, чтобы оплата работы была понятна и справедлива, а также мотивировала бы трудящихся на отличное выполнение своих должностных обязанностей . Структура заработной платы включает в себя несколько частей, которые подробно разберем в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Структура по ТК РФ

В законодательстве (№90-ФЗ) произошли некоторые изменения, в частности в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, и оплата труда на данный момент является синонимом .

Заработная плата (оплата работника) является вознаграждением за труд, которое зависит от его квалификации, качества и сложности.

Компенсационные начисления также входят в понятие заработной платы, в том числе и за работу в сложных условиях, а также мотивирующие на труд выплаты (доплаты и премии).

Данная структура состоит из следующих частей (см. схему):

  1. базовая (основная) часть;
  2. выплаты компенсационные;
  3. выплаты стимулирующие.

Базовая часть определяется из основной системы оплаты за работу.

Ее размер не может быть меньше минимального размера оплаты труда.

Базовая часть представляет собой основу зарплаты и на ее размер не оказывает влияния количество продаж, полученный доход и другие нюансы. Базовая зарплата определяется за отработанный период времени по факту, либо за итоги выполненного труда по должностным окладам.

Когда руководитель выводит базовую часть зарплаты, он должен иметь в виду следующие данные:

  • заработная плата сотрудника может определяться, исходя из его квалификации, объема труда и сложности производственных задач;
  • нельзя допускать любую дискриминацию во время определения условий оплаты за работу;
  • оплата должна соответствовать выполненной работе.

Выплаты компенсационные , а также стимулирующие представляют собой переменную долю зарплаты , а она в свою очередь зависит от условий и гарантий начислений за труд у конкретного руководителя. Данные выплаты не зависят от вознаграждения за отработанное время по факту, либо фактически выполненных заданий.

Для компенсационных выплат характерен способ локального регулирования. В наибольшей степени это касается мотивирующих выплат, при установлении законодательством основных правил. Законодательством определен перечень выплат компенсационных, а выплачивать их должен руководитель:

  • за выполнение заданий при определенных обстоятельствах (работа в тяжелых условиях, с вредными веществами, в районах со специфическим климатом);
  • за выполнение работы в местностях, где произошло радиоактивное загрязнение;
  • за работу при таких обстоятельствах, которые нормальными не считаются (выполнение дополнительных заданий в связи с отсутствием еще одного трудящегося, работа в ночные часы, либо , а также труд в праздники и выходные дни).

Объем компенсационных выплат назначается, исходя из соглашений и коллективных . Размер данных выплат не может быть менее установленных законодательством. Наряду с этим, законодательством определена более высокая выплата за работу тем гражданам, которые трудятся вахтовым методом, либо в области Крайнего Севера.


Исходя из этого, главной задачей компенсационных оплат считается возмещение чрезмерных трудовых затрат сотрудника, которые зависят от рабочего графика и условий для выполнения заданий. Компенсационные выплаты производятся в качестве прибавки к должностным окладам и ставкам по тарифу.

Стимулирующими выплатами считается переменная составляющая зарплаты, и она зависит от основного дохода, от конкретного итога труда сотрудника, и прочее.

Стимулирующие выплаты, а также премиальная часть не подлежат регулированию со стороны законодательства.

Осуществлять такие выплаты – это право руководителя . Необходимо сделать пометку, что если мотивирующие выплаты предполагаются режимом оплаты труда, то руководитель должен их осуществить, а сотрудник может их потребовать, если выполняет рабочий план.

Можно сделать вывод, что стимулирующие выплаты подпадают под характеристику финансовых выплат за выполнение конкретных трудовых задач.

Мотивирующие выплаты нужны, чтобы у сотрудников был стимул добиваться тех результатов , для которых недостаточно начисления основного оклада, а также поощрение желания трудящихся к повышению их квалификации и минимизации текучки кадров.

Стимулирующие выплаты назначаются в следующих случаях:

  • за профессионализм;
  • отличную квалификацию;
  • выработку лет на предприятии;
  • владение иностранными языками.

Нужно отметить, что для мотивирования сотрудников к труду на предприятиях существует премиальная система . Премии выплачиваются в качестве вознаграждения за качественное выполнение сотрудником своей работы. Премиальная система делится на две части:

  1. Вознаграждения, которые входят в оплату за работу.
  2. Сотрудник имеет право на данное вознаграждение, и это означает, что руководитель должен осуществлять данную выплату, если сотрудник выполняет конкретные планы, за которые положено премирование . При иных обстоятельствах премию сотрудник просить не может.

  3. Поощрения, которые не прописаны в плане оплаты труда.
  4. Такие выплаты осуществляются единовременно по желанию руководителя. Поощрения не выплачивают каждый месяц, а осуществляются при конкретных достижениях сотрудника . При этом обстоятельстве руководитель не обязан делать такие выплаты, но они могут осуществляться по его желанию.

Из чего складывается среднемесячная заработная плата?

Периодически случается, что для предоставления сотруднику сведения или осуществления выплат, которые соответствуют законодательству, руководитель идет на хитрости. Чаще всего ей является учет лишь одного оклада, а дополнительные выплаты остаются в стороне . Конечно, такие действия происходят не в соответствии с законом.

Отпускные – это часть зарплаты или нет?

В расчет средней зарплаты трудящегося включаются все начисления, которые производит ему руководитель. Также эти начисления должны учитываться в списке налогов по ЕСН, которые переводятся в Фонд Социального Страхования РФ.

Согласно Постановлению правительства РФ (№375), отпускные не входят в определение среднего заработка.

Во время подсчета среднего заработка также не принимают во внимание:

  • количество дней отпуска;
  • период командировки;
  • период нетрудоспособности;
  • отпуск по беременности и родам.

Смотрите ролик про структуру дохода сотрудника:

Знаете ли вы, что заработная плата за интеллектуальный труд госслужащих Новой Зеландии, Японии, Бразилии, Швеции напрямую зависит от показателей темпов роста экономического развития?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В то же самое время российские чиновники зачастую не заинтересованы в результатах своего труда, так как им гарантируется ежемесячный невысокий, но стабильный доход.

Вопросу, каким образом рассчитывается денежной содержание руководителей исполнительных органов власти, что влияет на формирование совокупной суммы заработной платы специалистов подразделений и функциональных органов, и посвящена данная статья.

Нормативная база

Оплата труда государственных служащих производится строго по положениям ФЗ № 79.

В данном нормативном акте вопросам денежного содержания посвящены три статьи – 50, 51 (глава 10) и 55 (глава 12).

Каждая из них описывает следующие положения:

Статья Содержание Редакции
№ 50 «Оплата труда» Описывает составляющие части зарплаты госслужащих разных рангов. Действие пунктов 11, 12, которые касаются , приостановлено в соответствии с 68-ФЗ от 06.04.2015 г. до 01 января 2020 года.
№ 51 «Фонд оплаты» Эта статья – хорошее подспорье для главного бухгалтера, начальника финансово-экономического отдела. Она позволяет спрогнозировать расходы на оплату труда государственных служащих на год вперед. Таблица составляется совместно с штатным расписанием. Нет изменений.
№ 55 «Поощрения и награждения» Здесь определяется порядок выплат при поощрении, а именно: при объявлении благодарности, награждении почетными грамотами и медалями, присвоении знаков отличия, выходе на пенсию за выслугу лет и т.д. Введены поправки по Указу Президента РФ от № 765 (последняя редакция от 29.03.2013 г.).

Особенности зарплаты госслужащих

Зарплата госслужащих – это фундамент, который формируется «по кирпичикам».

Доходы напрямую зависят от регионального коэффициента, оклада по должности, на которую претендует гражданин, квалификации, установленной по результатам аттестации, и от продолжительности предыдущего срока государственной (муниципальной) службы.

Не на последнем месте – благосклонность начальства, так как руководство самостоятельно решает вопрос о назначении надбавок за особые условия.

Из чего состоит и как формируется?

Итак, для каждого работника устанавливаются индивидуальные размеры ежемесячных выплат.

Любой новичок может без труда из узнать о размере оклада и надбавки за особые условия.

В свою очередь, опытный «воин» получает и доплаты за классный чин, и хорошую добавку за выслугу лет.

Минимальные доплаты

Максимальные доплаты

Различия в оплате для служащих федеральных органов и органов субъектов

Несмотря на единые стандарты при расчётах денежного содержания государственных служащих, принятых на уровне Президента РФ и др. федеральных органов власти, оплата труда государственных гражданских служащих различается по регионам присутствия и осуществления деятельности.

Различия обнаруживаются не только по региональному признаку, но и по профессиональным особенностям.

Не секрет, что зарплата специалиста Счетной платы, Министерства (департамента) финансов выше, чем денежное содержание работника, замещающего должность в Министерстве (департаменте, отделе) образования или социальной политики.

Если данное обстоятельство описано в нормативном акте муниципального образования, края, области, максимальные выплаты также получают те, которые имеют:

  • Звание профессора или кандидата наук.
  • Основной регион проживания и работы – Дальний Восток или регионы Крайнего Севера (максимальный районный коэффициент).
  • Почетное звание.
  • Доступ к работе с данными, которые являются государственной тайной.

Размеры окладов (на примере Пермского края)

Так, специалисту 2-го разряда, осуществляющему госфункции в небольшом округе с населением до 90 тысяч человек, фиксируется оклад 3346.95. В других ситуациях, например, министр может рассчитывать на оклад 23260 рублей, начальник инспекции (Комитета) – на 18500, а начальник управления, расположенного в Коми-Пермяцком округе, — на минимум 10000 рублей.

Разница между размерами окладов в зависимости от группы должностей

Порядок выплаты зарплаты и премии

Регулярная выплата денежного содержания выполняется согласно ТК РФ 2 раза в месяц.

Сроки для перечисления:

  • 15 день каждого месяца (аванс и премия за предыдущий месяц);
  • последний день месяца (окончательные выплаты за месяц).

Для квартальных и годовых премий устанавливаются иные периодичности выплат, что фиксируется в Положении о премировании отдельного функционального органа власти.

Порядок выплаты надбавок

Надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством об оплате труда госслужащих.

Как правило, новичок получает фиксированный процент сразу же после года успешного труда. Он составляет на тот момент всего лишь 10 процентов.

Что же касается надбавки за особые условия, то ее размер зафиксирован с первого дня, когда служащий приступает к должностным обязанностям.

По мере получения новых инструкций, по приказу и распоряжению начальника, данный показатель может возрасти в геометрической прогрессии.

Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, могут составлять от 5 до 70 процентов от оклада. Все зависит от характера данных и их грифа.

Порядок выплаты материальной помощи

Материальная помощь выплачивается по заявлению государственного служащего. Обычно она составляет один или два должностных оклада.

Поводом для ее назначения могут быть следующие события:

  • предстоящий (два оклада);
  • юбилейные даты, совпавшие с днем выхода на пенсию по старости;
  • гибель близкого родственника;
  • вступление в брак.

Как рассчитывается?

Итак, денежное содержание государственного служащего устанавливается по формуле:

Должностной оклад+ районный коэффициент+ надбавка за особые условия + классный чин + надбавка за выслугу лет + надбавка за работу с секретными данными + надбавка за ученую степень.

Примеры

Пример 1:

На должность государственной службы назначен Иванов И.И. который подтвердил свой продолжительный 15-летний стаж справками с предыдущего места работы и записями в трудовой книжке, военном билете.

В документах указано, что его действующий классный чин определяется как «советник юстиции 1 класса». Данная категория соответствует «советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса». Следовательно, Иванов И.И. может рассчитывать на максимальные добавки к окладу, в соответствии с чином и стажем государственной службы.

«Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, … и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» ст. 129 ТК РФ

Данная статья, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, носит информационный характер. Если вам интересна услуга по расчету заработной платы и стипендий в бюджетном учреждении, перейдите .

К расчету заработной платы бюджетников относятся следующие выплаты:
1. Собственно заработная плата:
- по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни.

2. Надбавки:
- за выслугу лет, за особые условия работы, за квалификационный разряд и т.д., согласно положению об оплате труда.

3. Отпускные:
- за ежегодные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск, за отпуска в период обучения работников.

4. Выплат пособий и компенсаций за дни временной нетрудоспособности.

5. Другие расходы по заработной плате:
- выплаты поощрительного, стимулирующего характера.

К прочим выплатам относятся:
1. Пособия, компенсации.
2. Ежемесячные пособия на ребенка.

Основание для начисления заработной платы

Основанием для начисления сотрудникам заработной бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.

Постановление № 86 – ПП утратил силу

Приложение № 7 Постановления Правительства Москвы № 86-ПП от 22.03.2011 «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», утратил силу. В данном постановлении были рекомендации по расчету стоимости ученика-часа для установления базового оклада преподавателя. Заработная плата педагога зависела от количества учеников в преподаваемом классе, от количества часов, от приоритетности предмета и т.д.

С 01.01.2014 данные рекомендации не действуют, но в силу того, что учебная нагрузка преподавателей устанавливается на учебный год, то есть с 01 сентября по 31 августа, то большинство управляющих советов организаций приняло решение о том, что новое положение о системе оплату труда на основании новых рекомендаций будет действовать с 01 сентября 2014 года, с нового учебного года.

Базовый оклад педагога

Теперь Положение системе оплаты труда работников организации должно предусматривать фиксированные размеры окладов (базовых окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 г. № 216 н.

«Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат», ст. 129 ТК РФ

Если данную статью Трудового кодекса применять к педагогическим работникам, то в базовый оклад включается аудиторная занятость, без компенсирующих выплат.

Расчет заработной платы бюджетников формируется на основании:
1. Трудового кодекса РФ, «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)».
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
3. Региональных нормативных актов.
4. Локальных нормативных актов организации.
5. Положении о системе оплату труда в организации, утвержденного управляющим советом, профсоюзным комитетом, руководителем организации.

Расчёт зарплаты учителя в 2015 году

Расчет заработной платы педагога теперь зависит от размера его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Под фиксированным размером оплаты труда педагогических работников, следует понимать размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы, составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20,24,25,30,36 часов в неделю.

Условия оплаты труда педагогических работников:

  • показатели квалификации;
  • зависимость размеров оплаты труда от объемов учебной (пед.) работы;
  • соотношения по повышенным ставкам за работу в определенных учреждениях;
  • определение размеров ставок исходя из утвержденных норм часов за ставку;
  • порядок и случаи почасовой оплаты;
  • порядок доплат за вредные условия труда;
  • порядок исчисления стажа пед. работы.

Перечень квалификационных групп педагогических работников приказа № 216 Н Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

«Размеры заработной платы учителя, педагогического работника, устанавливается с включением в них размера ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, не ниже размера, установленного по состоянию на 31 декабря 2012 года.» раздел «Единые рекомендации по установлению на Федеральном, Региональном и Местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.»

Месячный расчет заработной платы учителя и других педагогических работников, определяется с учетом умножения фактического объема учебной нагрузки на размер должностного оклада и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю.

Например:
Должностной оклад равен – 20000,00
Норма часов – 18 часов в неделю
Фактическое количество часов – 24 часа
24 часа x 20000,00 / 18 часов

Размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, и другие виды дополнительной работы предусматриваются в трудовых договоров сотрудников помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Размер заработной платы учителя в школе также может зависеть от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени, в том случае, если данные условия прописаны в положении о системе оплаты труда.

Гарантии по оплате труда работников государственных учреждений (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда в РФ;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических работников;
  • продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ);
  • работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени;
  • нормы часов за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 для педагогических работников.

Должностной оклад состоит из минимального должностного оклада по перечню квалификационных групп и повышающих коэффициентов.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Использованные источники:
- «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)»
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008г., № 216н

Статья актуальна на февраль 2015 года.

Ксения Шеина

Заместитель руководителя департамента по аутсорсингу государственных учреждений.

Так называемая новая система оплаты труда (НСОТ) медицинских работников создавалась, как водится, с самыми лучшими намерениями – ликвидировать «уравниловку» и поощрить за хорошую работу лучших специалистов. Однако, как показал опрос работников и руководителей государственных стоматологических клиник, они оказались не способны правильно ответить почти на две трети вопросов об основных принципах НСОТ. По данным Vademecum, осведомленность о структуре своей зарплаты у врачей и администраторов в учреждениях других профилей находится примерно на том же уровне. Представители клиник жалуются, что понять логику НСОТ им мешает избыточное количество нормативных документов и недостаток информации от руководства.

Опрос среди работников государственных стоматологических клиник проводили Центральный научно-исследовательский институт стоматологии, Институт повышения квалификации ФМБА и Рязанская стоматологическая поликлиника №1.

Целью исследования, проведенного тремя медучреждениями, стало изучение того, насколько врачи и организаторы здравоохранения в стоматологии компетентны в новой системе оплаты труда, то есть насколько они разбираются в принципах формирования своей заработной платы. Раздача и сбор анкет проводились в 2016 году в государственных стоматологических поликлиниках Москвы и Рязани. Кроме того, врачи-стоматологи анкетировались на конференциях, мастер-классах, на форумах и выставках. Всего на вопросы анкеты ответили 630 профильных специалистов.

Анкета, предложенная респондентам, содержала семь тематических вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Из 6 138 полученных от респондентов ответов верными оказались только 2 253, или 36,7%. То есть основная часть врачей и управленцев в стоматологии не разбираются в принципах НСОТ, резюмируют авторы исследования.

«Одной из главных проблем реализации НСОТ является недостаточное понимание работниками учреждений здравоохранения ее основных принципов и конкретных критериев оценки качества их труда, что нивелирует потенциально высокий эффект от ее введения, – говорится в отчете. – Повышение прозрачности системы оплаты труда позволит значительно увеличить мотивацию персонала на достижение качественных и количественных показателей труда, заложенных в нее администрацией учреждения и связанных с целями работы как самого учреждения, так и здравоохранения в целом».

Почему же показатель осведомленности о системе оплаты труда у врачей и управленцев в стоматологии оказался таким низким?

Что такое НСОТ?

Реформирование системы оплаты труда для всех бюджетных организаций предполагало переход от оплаты труда по единой тарифной сетке к зарплате, состоящей из фиксированного оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. В здравоохранении НСОТ должна была мотивировать специалистов на оказание качественных медицинских услуг, удержать в госсегменте компетентных врачей и привлечь молодые кадры, что в целом должно было позитивно отразиться на качестве и доступности помощи населению. Соответственно, упор делался на стимулирующих выплатах, то есть мотивационной части зарплаты за интенсивность и качество работы.

Внедрение НСОТ в здравоохранении, как и в других бюджетных сферах, началось с постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583. Дальше Минздравсоцразвития утвердило целый ряд нормативных документов, регулирующих, как новый механизм должен быть реализован на практике. Среди них, например, Перечень видов выплат компенсационного характера (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №822) и Перечень видов выплат стимулирующего характера (приказ Минздравсоцразвития России от 20.12.2007 №818). Были утверждены профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда в медицинских организациях. Когда основная нормативная база была утверждена, окончательная доработка системы стимулирования специалистов легла на плечи самих медицинских организаций – первыми внедрять механизм начали федеральные медицинские центры, а затем и все остальные.

Предпринятое в 2012 году изучение результатов реформы показало, что за четыре года существования система не решила задачу стимулирования специалистов по результатам их работы и требует изменений. За это время было принято большое число нормативно-правовых документов, но все они регулировали НСОТ фрагментами, отсутствовал ряд определений.

Выяснилось, что размер базовой части заработной платы врача оказался очень низким. Поэтому на практике стимулирующая часть НСОТ определялась по критериям без измеримых параметров, например, «за добросовестное выполнение обязанностей», и выплачивалась как часть фиксированной зарплаты, без привязки к результатам работы.

В результате была разработана программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012–2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р).

В распоряжении правительства от 2012 года были расписаны все мероприятия, которые должны привести к нормальному функционированию системы. Среди них утверждение новых нормативных документов и методических рекомендаций, которые должны были способствовать созданию прозрачного механизма оплаты труда специалистов государственных клиник.

Из чего состоит зарплата врача?

Основа зарплаты врача – это ее базовая часть, состоящая из оклада и доплаты за уровень.

Конкретные размеры окладов врачей устанавливаются руководителем медицинской организации, здесь учитываются установленные законодательно минимальные рекомендуемые размеры окладов, ранжированные по профессиональным квалификационным группам.

К окладу могут устанавливаться повышающие коэффициенты: по занимаемой должности, по учреждению (структурному подразделению учреждения), персональный повышающий коэффициент, коэффициент за квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания.

Стимулирующие выплаты – это мотивационная часть заработной платы врача, они могут устанавливаться за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

Компенсационная часть зависит от условий труда работника. К выплатам компенсационного характера относятся надбавка за вредность, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, доплата за совмещение профессий (должностей), доплата за расширение зон обслуживания, доплата за увеличение объема работы, доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, доплата за выполнение работ различной квалификации, доплата за работу в ночное время, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Структура зарплаты и долевое распределение ее компонентов менялись в процессе внедрения НСОТ. До 2016 года в медицинских организациях большинства регионов страны доля окладной части составляла 30% и менее. Но позже руководители субъектов РФ снизили размер стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника. В результате доля окладной части стала а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок эффективности, увеличилась почти вдвое, а стимулирующая часть составила треть зарплаты врача.

Основанием для этих мер стал «О мероприятиях по реализации социальной политики» №597 от 07.05.2012, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, а также Решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений №12 от 25.12.2015 (п. «б» ст. 37).

Что врачи знают о НСОТ?

Как показал опрос сотрудников и руководителей государственных стоматологических клиник, врачи и управленцы не ориентируются в том, что такое заработная плата в принципе и что представляют собой ее базовая, стимулирующая и компенсационная части.

Только 38,4%, или 242 респондента, считают, что зарплата – это сумма всех денежных выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты. Больше трети специалистов затруднились ответить, что такое зарплата, а 10% респондентов ответили, что это вознаграждение, «предоставляемое работодателем работнику по результатам проделанной работы в зависимости от выработанных единиц трудоемкости».

Всего 8,62% из 630 опрошенных ответили, что базовая часть зарплаты зависит от профессиональной квалификационной группы работника, и только 25,20% знают о повышающих коэффициентах. При этом 19,59% респондентов считают, что базовая часть определяется общей суммой дохода, поступившего на счет стоматологической организации, 26,34% – эффективностью трудовой деятельности. Пятую часть ответов составляет доля затруднившихся ответить на вопрос.

Результаты анкетирования свидетельствуют, что 37,78% затрудняются ответить на вопрос, какова доля базовой части в фонде оплаты труда в их организации.

К стимулирующей части зарплаты 30,63% опрошенных относят выплаты за интенсивность и высокие результаты, 29,73% – выплаты за качество работ, 16,65% – повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания, 2,11% – выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Затруднились ответить на вопрос 20,88% респондентов. При этом 50,48% опрошенных сказали, что стимулирующая часть – это 50 и более процентов заработной платы.

О том, что к компенсационной части относятся выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, знают только 24,81% опрошенных, 22,90% знают о выплатах за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни». Однако почти четвертая часть – 23,6% медицинских работников – к компенсационным выплатам отнесли выплаты за качество выполняемых работ и 13,22% – выплаты за стаж работы, выслугу лет, которые относятся к стимулирующим выплатам.

Почему медики так и не разобрались в принципах оплаты своего труда?

Vademecum провел мини-опрос среди врачей других специальностей и выяснил, что их осведомленность о принципах НСОТ находится примерно на том же уровне.

«Люди не хотят разбираться – они хотят стабильности. В понимании врачей зарплата – это фиксированный месячный доход, она не делится на части. И если в одном месяце врач получил меньше, чем в другом, врач не осознает, что это уменьшилась стимулирующая часть. Причиной здесь может быть отсутствие разъяснений со стороны работодателей о том, как зарплата строится», – рассуждает попросивший об анонимности кардиолог Российского кардиологического научно-производственного комплекса им. А.Л. Мясникова (РКНПК).

Другой специалист РКНПК врач-кардиолог Екатерина Смолякова полагает, что врачи сами должны проявлять инициативу и спрашивать о зарплате. Со стороны организации этот вопрос поднимается один раз – при трудоустройстве, а потом в тонкостях оплаты труда нужно разбираться самостоятельно.

А представитель Республиканской клинической психиатрической больницы им. В.М. Бехтерева Минздрава Республики Татарстан считает, что разъяснения нужны не всем. «Система реформируется постоянно, есть детали, которые ежегодно пересматриваются, но об этом с сотрудниками никто толком не говорит. Врачам это тоже не очень интересно, все привыкли, что зарплата меняется на несколько тысяч ежемесячно, но средний доход при этом стабилен, из чего он состоит – уже не так интересно», – говорит собеседник Vademecum.

«На данный момент система управления медицинских организаций должна задействовать новые инструменты для повышения компетенций персонала. Необходимо обеспечить пространство для профессиональной коммуникации с коллегами по НСОТ», – отмечают в своем отчете авторы опроса стоматологов. Какие именно инструменты должны быть для этого задействованы, в отчете не уточняется.

Зарплаты врачей, врачи, зарплата медработников, эффективные контракты, минздрав



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация