Соблюдение трудовых прав работников. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами и самозащита работниками трудовых прав. В судебных органах

14.03.2020

Тип правопонимания как специфический вид научной парадигмы представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы. В соответствии с таким определением в основание классификации типов правопонимания была положена методология анализа права, позволяющая выделить позитивистский и непозитивистский типы правопонимания, в рамках которых развиваются различные направления правопонимания и концепции права.

Позитивистский тип правопонимания основан на методологии классического позитивизма как особого течения социально-философской мысли, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретных, эмпирических данных, установленных путем опыта и наблюдения, в отказе от рассмотрения метафизических вопросов, в том числе от анализа сущности и причин явлений и процессов. Исторически первым и основным по своей значимости направлением позитивистской юриспруденции является легистский подход к пониманию права, в рамках которого право отождествляется с законом, т.е. с предписанным публичной властью общеобязательным правилом поведения, обеспеченным политико-властным принуждением (слово "закон" используется здесь в широком смысле, включающем в себя судебный прецедент и правовой обычай). Позднее сложились и иные направления позитивистского правопонимания.

Непозитивистское правопонимание с точки зрения методологии своего подхода к анализу права исходит из представления о наличии некоего идеального правового критерия, позволяющего оценивать правовую природу явлений, наблюдаемых на эмпирическом уровне. В рамках такого типа правопонимания можно выделить два основных направления - естественно-правовое и философское понимание права. В методологической плоскости разница между этими двумя подходами заключается в различной трактовке ключевой проблемы философии - проблемы различения и соотношения сущности и явления. Философский тип правопонимания (который не следует путать с философским подходом к праву) ориентирован на познание сущности права как особого социального явления и оценку позитивного права с точки зрения этого идеального сущностного критерия. Для естественно-правового подхода таким критерием оценки позитивного права является не теоретическое представление о сущности права, а естественное право, выступающее одновременно и как некий идеал, и как реально существующее подлинное право, которому должно соответствовать действующее законодательство.

Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона.

В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, историческая, социологическая, психологическая, естественная, марксистская, современная.

Теория естественного права. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления были Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, ведь никогда не было, нет и, в принципе, не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий» Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 148.. Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Возрождением естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства»Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 155. . «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.

Историческая теория права. Наибольшее развитие получила в конце XVIII-начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта теория возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая теория придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной теории был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории» Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 49.. Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает, прежде всего, внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала. В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права заметно повлияла на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич).

Нормативистская теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Г. Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего, решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы. «Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий… Определение основано также на обобщении» Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 15.. В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается, прежде всего, государственный режим. Обращение преимущественно к формальной

стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е. государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.

Марксистская теория права. Эта теория приобрела завешенную форму в XIX-XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство, трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается, прежде всего, его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве, прежде всего, классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности -

правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого. Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права. Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются, прежде всего, юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг» Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 119.. Главное для данного направления - изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается, прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются: если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего. Формулируют «живое право», прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. М.М. Ковалевский отмечал, что «немецкие юристы утратили сознание той связи, в какой право состоит с ростом культуры и гражданственности. Идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации… Без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество» Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1997. Т. 1. С. 83.. Отмечается приоритет содержания над правовой формой. По мнению Б.А. Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений» Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 387.. Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности.

Современная теория правопонимания. Современное правопонимание связано, прежде всего, с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают, прежде всего, практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно

законодательству, данный подход, прежде всего, направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Подводя итог, всему выше изложенному, нельзя не согласиться с видным деятелем в области юридических наук, академиком, доктором юридических наук Владимиром Николаевичем Кудрявцевым, который считал: «При всех различных подходах к пониманию права, профессиональному юристу должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакое положение, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащем образом. Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа» Кудрявцев В.Н., Казимерчук В.П. Современная социология права: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1995. С. 154.

О.Ю. ПЕРОВ, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Н.В. ЕВДЕЕВА, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского В статье анализируется вопрос о том, изменится ли содержание воздействия права при смене типа понимания права, или структура правового воздействия, разработанная и сложившаяся в рамках российской юридической науки...

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 3-9

О.Ю. ПЕРОВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,

Н.В. ЕВДЕЕВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

В статье анализируется вопрос о том, изменится ли содержание воздействия права при смене типа понимания права, или структура правового воздействия, разработанная и сложившаяся в рамках российской юридической науки, является автономной от какого-либо типа правопонимания. Устанавливается наличие или отсутствие зависимости структуры и содержания правового воздействия от трех классических типов правопонимания.

Ключевые слова: правовое воздействие, правопонимание, воздействие права, право, теория.

In article the question is analyzed: whether right influence at change of type of understanding of the right or the structure of the legal influence which developed and have developed within the limits of the Russian jurisprudence will change, is independent from any type of right understanding? For the answer to the brought attention to the question presence or absence of dependence of structure and the maintenance of legal influence from three classical types of right understanding is established.

Keywords: legal influence, right understanding, right influence, the right, the theory.

Правовое воздействие включает в себя весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. Целью правового воздействия является правовой порядок. Правовое воздействие представляет собой взаимосвязь между правом и человеком, где, с одной стороны, право влияет на человека, который выступает его объектом, а с другой стороны, человек воспринимает и познает это влияние. Правовое воздействие имеет следующие формы: информационную, ориентационную и специально-юридическую (правовое регулирование).

Информационное воздействие. Положения права «сообщают» своим субъектам сведения о желаемых, поощряемых, требуемых, дозволенных и запрещенных для общества моделях поведения, а также содержат данные о конкретных мерах информационно-психологического воздействия (льготах, поощрениях, приостановлениях деятельности и др.). Цель информационного воздействия права - донесение правовой информации до людей. Объект - правосознание индивидуумов. Основная категория такого воздействия - правовая информация.

Ориентационное воздействие. Право закрепляет наиболее важные, основные общественные ценности, которые необходимо уважать и соблюдать; поведение индивидуумов такого общества должно соответствовать обозначенным ценностям. Цель ориентационного правового воздействия - закрепление и защита правовых ценностей. Объект - правосознание индивидуумов. Основной категорией ориентационного воздействия являются правовые установки (побуждающие к правомерному либо к противоправному поведению).

Правовое регулирование - это специально-юридический стадийный процесс действия права на общественные отношения с помощью системы правовых средств, которые в своей совокупности составляют его механизм. Конечным результатом правового регулирования является упорядоченность общественных отношений и правомерное поведение субъектов. Возрастание количества урегулированных отношений способствует достижению цели правового воздействия - правового порядка. Объект правового регулирования - поведение индивидуумов.

Изменится ли содержание воздействия права при смене типа понимания права, или структура правового воздействия, разработанная и сложившаяся в рамках российской юридической науки, является автономной от какого-либо типа правопонимания? Актуальность и важность такого вопроса обосновывается тем, что «образ права, сложившийся в рамках определенного типа правопонимания, становится базой для построения правовой теории и принципом познания всех правовых феноменов», где одним из элементов теории является правовое воздействие как теоретическая конструкция. В свою очередь М.А. Капустина, рассматривая различные аспекты сферы правового регулирования, отмечает: «В зависимости от ответа на вопрос “Что есть право?” правоведы по-разному подходят к определению сферы правового регулирования, а также к проблеме пробелов в законе и “беспробельности” права».

Следует определить концепции правопонимания, с помощью которых возможно будет проследить наличие или отсутствие указанной взаимосвязи. Среди существующего многообразия типов правопонимания представляется обоснованным остановиться на трех так называемых классических типах: естественном, социологическом и позитивистском (и отдельном его ответвлении - нормативном).

Естественный тип правопонимания и правовое воздействие. Согласно теории естественного права истинным правом является совокупность естественных прав человека, которые дарованы ему от рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, быть счастливым и т. д. Такое естественное право есть высшее, истинное и первостепенное; право же, создаваемое государством, является производным и не должно противоречить естественному праву. При этом «позитивное право, т. е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. Главный постулат доктрины - идея о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их приоритете - выступает важнейшим принципом развитого демократически ориентированного государства». Настоящая концепция закрепляет прежде всего ценностный, или аксиологический, подход к праву.

Следует отметить, что данная теория какое-либо свое видение правового воздействия, исходя из предложенного ею понимания права, не предлагает.

С позиций формальной логики определение правового воздействия в рамках естественно-правовой теории будет выглядеть следующим образом: правовое воздействие - весь процесс влияния права (совокупности естественных прав человека, которые дарованы ему от рождения) на социальную жизнь, сознание и поведение людей. Иными словами, первостепенным регулятором в обществе становится некая система естественных прав человека. Нормы, закрепленные государством, становятся вторичными и будут включены в процесс такого правового воздействия только после прохождения ими проверки на соответствие естественному праву. Однако эта концепция не содержит каких-либо объективных критериев и механизма осуществления такой проверки; также неясно, кто вправе ее осуществлять (т. е. не обозначен полномочный субъект). Таким образом, правовое воздействие и его видение, разработанное и устоявшееся в российской юридической науке и практике, в рамках естественного типа правопонимания неизбежно будет являться иной формой социального воздействия - влиянием положений нормативных правовых актов. Следовательно, в состав социальных норм, с помощью которых социальное управление осуществляет социальное воздействие, будут входить нормы естественного права и нормы, принятые государством. Такая ситуация приводит к ненужному и вредному противопоставлению воздействия естественного права и нормативных правовых актов, принятых государством. При этом, поскольку нормы естественного права первичны и независимы от государства, последнее будет осуществлять только воздействие посредством положений принятых им нормативных правовых актов. Все это приводит к тому, что государственное управление не будет рассматриваться как высшая форма социального управления, поскольку появляется социальное управление в форме воздействия естественного права, первичного по отношению к государству. Однако остается открытым вопрос, кто становится субъектом в государственно-организованном обществе, которое будет полномочно осуществлять правовое воздействие в смысле естественно-правовой теории, являющееся к тому же первичным по отношению к воздействию нормативных правовых актов? В рамках данной концепции возможно предположить, что таким субъектом, видимо, будет являться сам человек, носитель этих прав и свобод. Выбор отдельно взятого человека как субъекта правового воздействия позволит последнему осуществлять такое воздействие безгранично и игнорировать любую норму, принятую государством, как не соответствующую естественному праву. В итоге все это приведет к хаосу и беспорядку в обществе.

Информационное правовое воздействие предполагает движение правовой информации.

Для того чтобы правовая информация смогла воздействовать на правосознание людей, необходимо ее внешнее выражение. В рамках рассматриваемой теории не дается ответа на вопрос, где однозначно находится такая правовая информация. Если предположить, что информация содержится в международных декларациях, то возникает следующая проблема, о которой говорит В.А. Толстик: «В настоящее время существует европейская и исламская всеобщая декларации прав и свобод человека. При этом представления о правах и свободах в них не совпадают. Российская Федерация является многоконфессиональным государством. Возникает вопрос: положения какой декларации должны быть использованы в качестве критерия правового содержания?» Таким образом, сложно однозначно определить, что такое правовая информация, где она содержится и в чем выражена.

Вместо презумпций «незнание закона не освобождает от ответственности» и «закон не обязывает, коли он не обнародован» презумпцией информационного воздействия становится суждение о том, что естественное право является истинным и первостепенным по отношению к нормам, принятым государством. Данная презумпция, безусловно, влечет негативные последствия для государственного управления и общества в целом.

Механизм информационного воздействия также становится весьма размытым, так как не ясно, каким образом создается такая правовая информация и, соответственно, что передавать, воспринимать и перерабатывать, если не закреплено, что такое правовая информация.

Механизм психологического воздействия, в свою очередь, не будет отвечать той цели, для которой он создан, - цели формирования и осуществления мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами, - так как такие нормы в естественном праве не определены.

Основным элементом ориентационного воздействия права являются ценности, которые закреплены в праве. Однако в рамках теории естественного права остается без ответа вопрос, как выражено естественное право, в котором закреплены такие ценности, и каким образом проводить оценку поведения индивидуумов на соответствие этим ценностям. Неопределенным остается субъект ориентационного воздействия. Правовые установки и правовые ориентации получают иное трактование, которое в целом является вредным для общества. Основным содержанием правовых установок и правовых ориентаций становится нацеливание людей не на законопослушное поведение, а на предоставление человеку в любой момент времени возможности оценивать закон на качество правового содержания и в случае отсутствия последнего его не исполнять. Таким образом, в общем и целом рассматриваемые установки будут побуждать к противозаконному поведению и злоупотреблению. Также в рамках этой концепции не закрепляется и не охраняется такая правовая ценность, как законность. Итогом подобного воздействия будет, бесспорно, осознание людьми права как ценности, которая позволяет нарушать закон, если он неправовой.

Правовое регулирование начинается с правотворчества, т. е. с создания правовых норм. В рамках рассматриваемой концепции правопонимания процесс правотворчества отделяется от процесса законотворчества, а само правотворчество как таковое отсутствует, так как естественные права уже дарованы человеку от рождения. Если здесь и возможен некий процесс, то только с целью уточнения понимания таких прав и расширения их перечня. Тогда возникают вопросы: как выглядит процесс правотворчества, какие стадии он в себя включает, как осуществляется и кто субъект правотворчества? Видимо, процесс является хаотичным, нецеленаправленным, складывающимся исторически, а субъект - любой человек. Предположительно первым элементом механизма правового регулирования в ракурсе рассматриваемой теории будет правовая норма, содержащая естественные права человека и могущая не совпадать с нормой, установленной государством.

Вторая стадия правового регулирования - индивидуализация норм права на основе юридических фактов применительно к отдельно взятой ситуации путем установления определенного правового отношения между конкретными субъектами права. С точки зрения теории естественного права происходит индивидуализация норм, содержащих естественные права и обязанности на основе юридических фактов. Юридические факты - события, с наступлением которых норма права связывает возникновение правоотношения. Согласно данной теории непонятно, какие юридические факты могут содержать в себе естественные права человека, с наступлением которых возникает правоотношение, т. е. отношение в рамках права, а иными словами, отношение в рамках естественных прав. Следует предположить, что такими юридическими фактами могут быть только нарушения естественных прав человека, влекущие возникновение охранительного правоотношения, но порядок охраны прав и составы конкретных правонарушений устанавливаются государством в своих нормах, они с позиций естественно-правовой теории могут не отвечать правовому критерию. Таким образом, естественный тип правопонимания не позволяет вычленить юридические факты, правоотношения, которые могли бы действовать вне закона, а значит, и не допускает возможности выделить иные стадии и элементы механизма правового регулирования, которые существовали бы вне закона. Единственным исключением может служить судебное правоприменение (т. е. применение естественных прав) в случае нарушения естественных прав, но такое судебное правоприменение будет осуществляться судом, т. е. государственным органом, по процессуальным нормам, установленным государством. Из сказанного следует, что в рамках теории естественного права не представляется возможным выделить какой-либо самостоятельный процесс регулирования с помощью естественного права или правовое регулирование в смысле указанной теории. В конечном счете такой процесс сводится к нормативному регулированию, осуществляемому государством, где в том числе могут закрепляться естественные права в нормативных правовых актах (позитивное право) и защищаться в порядке, установленном государством.

Можно сделать вывод, что конструкция правового воздействия, предложенная российской юридической наукой, в рамках естественной теории правопонимания становится воздействием посредством положений нормативных правовых актов, а конструкция правового воздействия в смысле такой концепции правопонимания - неразработанной, нежизнеспособной и не имеющей самостоятельного значения.

Каждой из концепций правопонимания, как верно указывает Е.Ю. Таранченко, «кроме имманентной функции выработки правопонимания - отличения права от всех остальных явлений и познание его как важнейшего социального феномена… присуще и стремление к достижению какого-либо другого социального результата, поэтому не только метод, но и цель построения определяют их общую направленность». На основании этого неразработанность категории правового воздействия в рамках естественно-правовой концепции объясняется тем, что целью данной концепции было показать право как социальную ценность, которая неотъемлемо связана с личностью человека, его правами и свободами, а отнюдь не как социальный регулятор и один из главных инструментов государственного управления. Такая цель или направленность теории естественного права связаны с тем, что они «носят характер идеологический и политический, это программа преобразования существующей несовершенной правовой системы». А также, как пишет В.В. Лапаева, «анализ всемирной истории показывает, что изучение проблем естественного права становится наиболее интенсивным в эпохи кризиса, конфликтов между существующим правом и новаторскими тенденциями и стремлениями. Во времена великих реформ и особенно революций естественное право всегда играло существенную роль».

Социологический тип правопонимания и правовое воздействие. С позиций социологического подхода под правом понимается не позитивное право, установленное государством, а «живое право», т. е. сложившиеся в обществе фактические общественные отношения, юридические действия сторон. Указанный тип правопонимания анализирует право прежде всего в динамике, интерес представляет именно реализация права, а не нормативные предписания государства. Следует уточнить, что согласно тем или иным направлениям или ответвлениям социологического типа правопонимания под правом могли пониматься «фактические нормы, определяющие внутренний порядок человеческих союзов (“живое право” Е. Эрлиха), представления о “живом праве”, сложившиеся в правосознании судейского корпуса (Р. Паунд и другие представители американской социологической юриспруденции, “школа реалистов”), форма интеграции различных сообществ, основанная на “социальной власти” (“социальное право” Ж. Гурвича), юридически защищенный порядок общественных отношений (С.А. Муромцев), форма разграничения социальных интересов (Н.М. Коркунов) и т. п.». Как видно, даже в пределах настоящего типа правопонимания существуют различные взгляды на определение того, что есть право. Однако, чтобы определить структуру правового воздействия с точки зрения социологического типа правопонимания, следует все же сделать некое обобщение и указать, что есть право в смысле такого правопонимания.

Под правом понимается прежде всего реальный порядок, существующий в обществе, а иными словами, «совокупность общественных отношений, обеспечивающих стабильность и порядок в обществе и признаваемых основной частью населения в качестве легитимных, независимо от того, что предписано позитивным правом». Как указывается в юридической литературе, «для социологической теории характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; “несводимость” права к закону».

Особая роль в рамках данной теории отводится судам, которые наделяются правотворческой функцией и в действительности «творят» право, исходя из представлений, существующих в обществе, о справедливости и должном. Закон и акты судов соотносятся следующим образом: «суды и администраторы сами устанавливают право… закон - собрание во многом “волевых”, но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не “буква”, а “дух” закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право».

Какого-либо самостоятельного видения процесса правового воздействия в данном типе правопонимания не сложилось. Изучение права в действии как факта сложившейся социальной действительности предполагает анализ только существующих социальных норм и общественных отношений, что исключает исследование таких вопросов, как определение целей, задач правового воздействия, выявление общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию, и т. д. В связи со сказанным, как и в отношении естественно-правовой теории, рассмотрим процесс правового воздействия, разработанный юридической наукой, с позиций социологического типа правопонимания.

В рамках социологической школы права правовое воздействие может быть определено как весь процесс влияния права, т. е. фактических общественных отношений, признаваемых основной частью населения в качестве легитимных, на социальную жизнь, сознание и поведение людей. То есть общественные отношения присутствуют как в субъекте воздействия, так и в его объекте. Если попытаться отграничить одни отношения (субъект воздействия) от других (объект), то получится, что часть отношений в силу их системности и повторяемости воспринимаются населением как фактическая норма, как правильный и обычный «порядок вещей», как обычай. Такие отношения и являются регулятором иных отношений, фактически складывающихся между людьми, т. е. последние оцениваются на предмет соответствия первым. Из представленных рассуждений видно, что отделить субъект правового воздействия от его объекта оказывается весьма затруднительным.

Однако если вышеуказанное различие считать необходимым и достаточным, то возникает следующая проблема, о которой абсолютно верно говорит В.В. Лапаева: как обозначить и выработать «критерии, с помощью которых можно было бы определить, какие сложившиеся в форме обычая социальные нормы имеют правовую природу и могут рассматриваться в качестве источника права, а какие относятся к сфере нравственности, религии, делового обыкновения и т. п.»

При попытке обозначить структуру правового воздействия с точки зрения социологического правопонимания, необходимо определить субъекта правового воздействия. Таким субъектом будут являться, по-видимому, суды, «творящие» право. В подобном построении государство в лице законодателя не устанавливает право, а формулирует только нормативные правовые акты, которые в смысле данного правопонимания еще не есть право. Это неизбежно влечет вычленение таких форм социального воздействия, как правовое воздействие и воздействие нормативных правовых актов. О негативных последствиях такого деления было сказано выше.

Необходимо определить понятие правовой информации, которое будет включать в себя информацию о фактических социальных нормах, содержащихся прежде всего в судебных решениях.

Цель информационного воздействия - донести правовую информацию до объекта правового воздействия. Следует предположить, что такое воздействие должно быть целенаправленным и прямым. Однако не ясно, как суды (их основная функция - разрешать дела) будут осуществлять такое воздействие целенаправленно. Возможно говорить только об опосредованном информационном правовом воздействии, которое будет осуществляться в момент рассмотрения дела и вынесения решения судом. Таким образом, необходимость выделения информационного воздействия утрачивается, а обозначить механизм такого воздействия представляется затруднительным.

В рамках механизма психологического воздействия права неизбежно возникнет проблема в масштабах всего общества, каким правовым установкам и ограничениям следовать: тем, которые содержатся в законе, или фактически сложившимся.

Ориентационное воздействие права, безусловно, будет указывать на ценности, фактически воспринятые обществом, поскольку право - это факт социальной жизни. Однако какие это ценности, устанавливать, скорее всего, будет суд, «творящий» право, принимая решения по делу. Определение ценностей, действующих в обществе, не есть цель суда. Следовательно, выбор и закрепление ценностей осуществляются опосредованно через решения, которые приняты каждым судьей по своему личному судейскому усмотрению. При этом отсутствуют какие-либо гарантии и механизмы, запрещающие суду защищать ценности, противоречащие ценностям, закрепленным в законе, так как закон - это должное, а право - это сущее, отвечающее требованиям действительности. Более того, есть высокая вероятность злоупотреблений со стороны судей. Более того, ценности, признаваемые судом, не обязательно будут абсолютно одинаковыми в разных судах. В итоге процесс признания тех или иных ценностей в масштабах всего общества будет носить опосредованный, нецеленаправленный и разрозненный характер, что влечет отсутствие системы единых ценностей на уровне целого общества. Законность и уважение к праву как частноправовые ценности окажутся противопоставленными, приоритет будет отдан последней ценности, что не является положительным фактором в управлении обществом.

Правотворчество как первая стадия правового регулирования в рамках социологического типа правопонимания не совпадает с законотворчеством. С одной стороны, законодатель определяет общественные отношения, которые подлежат урегулированию, а с другой стороны, суд, принимая решения по конкретному делу, «творит» истинное право, при этом не определяя, какие общественные отношения в принципе подлежат урегулированию. Норма закона является отправной точкой для суда при рассмотрении дела. В рамках такого судебного рассмотрения происходит совпадение двух процессов: применение закона и правотворчество в смысле социологической школы правопонимания. Таким образом, с одной стороны, в рамках регулирования с помощью нормативных правовых актов происходит четвертая стадия регулирования - применение закона, с другой стороны, осуществляются первая и четвертая стадии - правотворчество и применение положений права (фактических социальных норм).

Вторая стадия правового регулирования - возникновение правоотношений на основе юридических фактов. Совокупность юридических фактов в рамках социологического типа правопонимания представлена не только в законе, но и в судебной практике, и в фактических социальных нормах, и в самом реальном порядке. Из такой совокупности становится весьма трудно отграничить юридические факты от иных фактов социальной действительности. Правоотношение, которое возникает в рамках такой стадии, одновременно является и элементом права, что приводит к сложности в разграничении понятий. Происходит совпадение таких явлений, как право и его действие, т. е. отношений, складывающихся на основе и в пределах права.

Третья стадия правового регулирования - реализация прав и обязанностей в рамках правоотношений. Содержание указанной стадии с точки зрения социологического типа правопонимания совпадает с традиционным ее пониманием.

Таким образом, с позиций социологического типа правопонимания конструкция правового воздействия, разработанная российской юридической наукой, представляет собой воздействие нормативных правовых актов, а правовое воздействие с точки зрения настоящего типа правопонимания наполняется иным содержанием. В таком правовом воздействии информационное и ориентационное воздействие, если и осуществляется, то опосредованно, а процесс правового регулирования, по сути, представляет собой процесс реализации права, в рамках которого суды применяют законы, создают и применяют «живое» право.

Позитивистский (нормативный) тип правопонимания и правовое воздействие. С точки зрения позитивистского типа правопонимания право - это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Право - это система норм.

При таком понимании права правовое воздействие, разработанное российской юридической наукой, остается правовым воздействием. Рассмотренная выше структура правового воздействия убедительно это доказывает. Действительно, правовое воздействие - весь процесс влияния права, т. е. системы норм, на сознание, поведение и общественные отношения людей. Основным субъектом такого воздействия является государство, где правовое воздействие - это одна из форм социального, и прежде всего государственного, управления.

Следовательно, структура и содержание правового воздействия, разработанные и устоявшиеся в российской юридической науке и практике, основаны и построены на позитивистском (нормативном) типе правопонимания.

Следует обратить внимание на тот факт, что разработчики или авторы той или иной современной концепции правопонимания, отличной от позитивистской, указывая свое понимание права (т. е. вне позитивистской интерпретации), как правило, процесс правового воздействия фактически рассматривают и раскрывают в традиционном его смысле, т. е. в смысле, основанном на позитивистском (нормативном) типе правопонимания. Так, Р.А. Ромашов - автор реалистического позитивизма (под правом понимается только такая регулятивно-охранительная система, нормы которой являются общезначимыми и оказывают результативное воздействие на общественные отношения, т. е. различается право в формально-юридическом смысле (совокупность формальных источников) и право в функциональном смысле, т. е. в смысле данной теории (складывается из правовых норм, общественных отношений, на урегулирование которых нормы направлены, гарантий реализации и достигаемых посредством правового воздействия результатов)) - определяет правовое воздействие как результативное влияние формально-юридического источника права на поведение индивидуальных и коллективных субъектов, а правовое регулирование - как процесс, предполагающий непосредственное (активное) правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения. Однако какого-либо четкого различия между правовым воздействием и регулированием в рамках настоящей теории не произведено. Основное разграничение построено на воззрениях А.В. Малько, который под правом понимает «совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества». Иными словами, в рамках реалистического позитивизма различие между правовым воздействием и регулированием построено на взглядах ученого, который рассматривает правопонимание с позиций нормативного подхода. Какого-либо отличного видения стадий или этапов правового регулирования в рамках рассматриваемой теории также не предложено. Настоящая концепция фактически объединила уже известные стадии правового регулирования в более общие. Р.А. Ромашов называет следующие этапы правового регулирования: первый этап - подготовительный («воссоединение» норм права, субъектов права и юридических фактов); второй этап - преобразование существующих общественных отношений при помощи правовых норм, которое облечено в форму правовых отношений; третий этап - юридическое оформление полученных в ходе регулятивной деятельности результатов. Как видно, подготовительный этап соответствует первой и второй стадиям правового регулирования в традиционном их понимании (стадиям регламентации общественных отношений и возникновения правоотношений на основе юридических фактов); второй этап - третьей стадии (стадии реализации права); третий этап - результату правового регулирования (упорядоченности общественных отношений и правомерному поведению субъектов). Таким образом, автор указанной концепции фактически рассматривает правовое воздействие с позиций понимания права в формально-юридическом смысле (нормативный подход к праву), а не в функциональном смысле, т. е. не в смысле предложенной им теории.

Библиография

1 Таранченко Е.Ю. Правопонимание в постсоветскую эпоху: обзор основных концепций [Электронный ресурс] // www.kodeks. ru/noframe/free-urbib?d&nd=722900370&nh=1 (2008. 10 июля). См. также: Мозолин В.П. Система российского права (доклад на всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003. № 1. С. 108.

2 Капустина М.А. Правовое регулирование в обществе: механизм, сфера воздействия // Право и общество: от конфликта к консенсусу: Моногр. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. - СПб., 2004. С. 110.

3 Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2003. С. 41.

4 Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Государство и право. 2004. № 9. С. 18. См. также о дискуссии по правам человека в немусульманских и мусульманских государствах: Фергусон Г. Права человека в мусульманском мире и международные стандарты // Права человека: теория и практика: Сб. науч. тр. / Под ред. Г.И. Курдюкова, П.А. Кабанова. - Нижнекамск, 2002. С. 137-144.

5 Таранченко Е.Ю. Указ. раб.

6 Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6. С. 19.

7 Лапаева В.В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала // Законодательство и экономика. 2006. № 4. С. 21. См. также: Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12. С. 7; Минниахметов Р.Г. Еще раз о соотношении права и государства // Право и политика. 2005. № 3. С. 8.

8 Там же. С. 20.

9 Дорошков В.В., Кузько А.В. Информационно-психологические аспекты развития правосознания муниципальных служащих // Информационное право. 2007. № 1. С. 12.

10 Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. С. 40.

11 Там же. С. 137.

12 Лапаева В.В. Указ. соч. С. 20.

13 См.: Ромашов Р.А. Теория государства и права. - СПб., 2006. С. 121-122.

14 Там же. С. 217, 219.

15 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. - М., 2004. С. 66.

16 См.: Ромашов Р.А. Указ. соч. С. 220, 221.

17 Не анализируя подробно каждую из современных концепций, следует сказать, что подобная тенденция (рассмотрение правового воздействия в традиционном его смысле) отмечается и у иных авторов. Например, в коммуникативной концепции права, автором которой является А.В. Поляков. См.: Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. - СПб., 2004. С. 632-643.

Поделитесь статьей с коллегами:

Как нами уже было сказано, проблема типологии правопонимания является в достаточной степени сложной и не имеющей однозначного решения на сегодняшний день. Вместе с тем, в целях упрощения познавательного процесса, авторы считают целесообразным ориентироваться на наиболее распространенный вариант типологии, где типы правопонимания систематизируются в соответствии с основными научными подходами: нормативистским, социологическим и естественно-правовым.

Право, в соответствии с нормативистским подходом , – это регулятор общественных отношений представляющий собой систему общеобязательных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкционированы и охраняются от нарушений государством.

Нормы права рассматриваюся как некое правило, модель должного поведения, они «фиксируют не то что есть, а то, что должно быть. Нормы не могут быть истинными или ложными. Характеристикой истинности и ложности они не обладают». С точки зрения нормативного правопонимания право представляет собой материализованную волю государственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных установок, не существует. В свою очередь обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания государственного принуждения.

Право, в соответствии с социологическим подходом , представляет собой совокупность правил поведения, которые возникают и приобретают общезначимый характер не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общественного развития. Государство, заботясь о сохранении и динамическом развитии общества, наделяет юридической силой (обеспечивает системой юридических гарантий и санкций) уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу своей социальной полезности признаются полезными и для государства.

Кроме того, социологический подход к правопониманию предполагает, что право приобретает свою фактическую (юридическую) значимость только в том случае, если оно реализуется, а раз так, то право – это не только совокупность документов, содержащих правовые предписания, но и сами отношения, этими предписаниями регламентированные. Иными словами, в рамках социологического подхода право – это неразрывная совокупность правовых норм и правоотношений, этими нормами регламентированных.

В рамках естественно-правового подхода обосновывается существование двух систем права – естественного и позитивного права. Позитивное, или положительное, право – это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Естественное право, в отличие от позитивного, проистекает из природы человеческого разума и всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Иными словами, естественное право – это некий идеальный образ, к которому следует стремиться. Как справедливо заметил в этой связи Г. Ф. Шершеневич: «Идеалу дается название "право", которому соответствует реальное понятие, и путем постоянного сочетания слова и понятия ум привыкает придавать идеалу ту реальность, какая соединена с названием».


Структуру естественного права образуют прирожденные, неотчуждаемые права человека, которые дает ему природа и «на пути осуществления которых в естественном состоянии не существует никакого барьера». Естественные права человека выводятся из его витальности, которая, «эгоцентрически ориентированная, видит свою главную задачу в оборонительно-агрессивной и репродуктивной активности, обеспечивающей выживание индивида и продолжение рода». К естественным и неотъемлемым правам человека, прежде всего, относятся: право на жизнь, свободу, равенство, продолжение рода и т. п. Соблюдение этих прав – есть критерий справедливости, и потому их охрана является целью государства. В свою очередь позитивное право, противоречащее требованиям права естественного, подлежит замене на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало бы практической реализации идей и принципов естественного права.

Но полное безоговорочное соблюдение естественных прав человека, а соответственно, совпадение естественного и позитивного права возможно лишь в идеале. Поэтому, характеризуя естественно-правовой тип правопонимания, следует согласиться с точкой зрения А. В. Полякова, согласно которой «все попытки возродить в российском правоведении идею естественного права (да еще в архаическом виде, характерном для XVIII в.), по сути, представляют собой лишь декларацию определенных идеологических представлений, а не научную теорию и показательно бессильны именно в научно-доказательном аспекте. Задача же теоретического правоведения сегодня не в том, чтобы объяснить, каким право должнобыть, и заставить верить в конкретные правовые идеалы (это одна из целей правовой политики), а в том, чтобы показать, что есть право, раскрыть его онтологическую структуру и смысл».

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


Положение части первой статьи 374 признано частично не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П).

О применении части первой статьи 374 см. также Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О.

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация