Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников. Аттестация педагогических работников: новые правила Основание для аттестации педагогического работника

20.08.2021

Перед проведением процедуры работодатель должен правильно объяснить подчиненным смысл проведения аттестации, о том, что это не повод уволить неугодных людей, а это необходимо для выявления слабых мест.

Это необходимо для внесения поправок в работу с кадрами и дальнейшего совершенствования дел и производственных вопросов.

Проходить аттестацию должны не все.

Как правило, выполняется следующее:

  1. Составляется проект распорядительного документа;
  2. Согласовывается проект с юристами этой же организации, с заинтересованными лицами и представителем первичной профсоюзной организации, утверждается руководителем;
  3. С распорядительным документом знакомится работник, при возникновении спорных вопросов он имеет право на обращение в судебные инстанции;
  4. Увольнение с предприятия производится с начислением заработанных средств согласно действующему приказу.

Если с момента решения комиссии до даты увольнения есть предположение, что по истечении 2 месяцев появится новая вакансия для сотрудника, то увольнять его с предприятия не имеют права.

В этом случае следует подождать, когда новое место работы будет освобождено или открыто.

Порядок изменения или прекращения трудовых отношений

Могут перевести на другую должность.

По результатам пройденной аттестации на соответствие занимаемой должности сам процесс перевода на иную работу или увольнение должен быть изложен в локальном нормативном акте предприятия.

Наряду со всем прочим должен быть определен:

  • порядок перевода на другую вакансию;
  • по каким критериям работник соответствует другой выполняемой работе;
  • какой документ необходимо подготовить для ознакомления сотрудника;
  • что делать, если работник отказывается подписывать документ;
  • и иные нюансы, которые отражают возможности предприятия.

При проведении аттестации членам комиссии также следует учитывать, что:

  • нельзя во время процедуры критиковать и оскорблять работника;
  • связывать оплату труда и аттестацию на соответствие занимаемой должности категорически запрещается.

Со стороны работника будет идеальным решением, если он будет тщательно подходить к подготовке мероприятия, несмотря на то, что он специалист своего дела и знает практически все.

Руководитель обязательно оценит стремление к самосовершенствованию и непременно возьмет это на заметку.

Подлежат ли пенсионеры аттестации

Подлежат аттестации, как и все.

Многие, достигая пенсионного возраста, продолжают работать на том же предприятии или выполняют функции с людьми, не достигшими этой возрастной категории. Нужно ли их аттестовывать.

Ответ однозначный — нужно. Дело в том, что он продолжает трудиться и занимает, к примеру, должность руководителя или специалиста. Неважно, пенсионер он ли нет, такой оговорки в нормативной базе нет, он обязан наряду со всеми сотрудниками проходить данную процедуру. Так что возраст не имеет значения.

Аттестации подлежат все сотрудники без исключения и если человек по состоянию здоровья может продолжать заниматься трудовой деятельностью, то требования к нему остаются такими же, как и ко всем работникам.

Какой документ нужно знать при аттестации?

Основополагающим документом при аттестации на соответствие занимаемой должности является профессиональный стандарт или должностная инструкция. В нем имеются отсылочные нормы на нормативные акты РФ и данного предприятия.

На основании этого документа составляется перечень вопросов, которые выдаются сотруднику для подготовки. Также работнику необходимо знать общеустановленные правила и режим секретности, при наличии такового.

Руководитель и члены комиссии могут задавать вопросы разного характера, не исключено, что аттестация в конечном итоге сведется к беседе и обсуждению некоторых трудностей, связанных с обстоятельствами при выполнении производственных задач.

С результатами аттестации работника ознакамливают под роспись при любом положении дел.

Из этого видео вы узнаете об аттестации на соответствие занимаемой должности.

Форма для приема вопроса, напишите свой

В настоящее время Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений установлен Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 (далее — Порядок N 209). В связи с поступающими к нам в редакцию многочисленными вопросами об аттестации педагогов еще раз напомним порядок проведения такой аттестации и разъясним наиболее распространенные затруднения.

Минобрнауки выпустило несколько писем (от 15.08.2011 N 03-515/59, от 18.08.2010 N 03-52/46, далее — Разъяснения) о порядке проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрим Порядок N 209 с учетом этих Разъяснений.

Итак, указанный порядок распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы:

дошкольного образования;

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования;

— начального профессионального образования;

— среднего профессионального образования;

— дополнительные образовательные программы.

В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона N 3266-1 установление порядка аттестации названных работников относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) не вправе принимать свои нормативные правовые акты, устанавливающие иной порядок проведения аттестации педагогов.

К сведению. Органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) могут только принимать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с организацией и проведением аттестации, но они не должны противоречить Порядку N 209.

В Порядке N 209 предусмотрено два вида аттестации педагогических работников:

— установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

— подтверждение соответствия занимаемой должности.

Аттестация с целью подтверждения занимаемой должности

Аттестация данного вида является обязательной для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), и должна проходить один раз в пять лет. В связи с тем, что такая аттестация обязательна, основанием для ее проведения будет представление работодателя, которое должно содержать:

— всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника;

— результаты его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;

— информацию о прохождении им повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

— сведения о результатах предыдущей аттестации.

Отметим, что с данным представлением работодатель обязан ознакомить работника под роспись не позднее чем за месяц до проведения аттестации. В случае несогласия педагога с представлением он может самостоятельно подать в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием (п. 20 Порядка N 209).

Вопрос: Может ли работник отказаться от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Как сказано в Разъяснениях Минобрнауки, педагогический работник не может отказаться от данной аттестации, так как она обязательна для всех. Исключением являются только:

— сотрудники, имеющие квалификационную категорию (первую или высшую) (п. 17 Порядка N 209);

— сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет (п. 18 Порядка N 209);

— беременные женщины (п. 18 Порядка N 209);

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (п. 18 Порядка N 209);

— педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 18 Порядка N 209).

К сведению. Аттестация работников, перечисленных в п. 18 Порядка N 209, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Отказ от прохождения аттестации данного вида относится к нарушениям трудовой дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Если работник отказывается проходить такую аттестацию, работодатель должен зафиксировать отказ путем составления соответствующего акта, в котором указываются: место его составления, дата, время; должность работника; фамилии должностных лиц, в присутствии которых оформлен акт (не менее трех лиц). Если работник отказывается подписывать ознакомление о представлении, опять-таки издается акт, где указывается возможная причина отказа, и он также подписывается лицами, в присутствии которых составлен. Сотрудники Минобрнауки отметили, что желательно один экземпляр акта вручить работнику, в отношении которого он составлен, сделав в нем об этом отметку. Присутствующим при составлении акта лицам следует еще раз расписаться под фразой о вручении акта работнику.

Вопрос: Как оформляется прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности?

Согласно п. 23 Порядка N 209 по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений. Работник:

— соответствует занимаемой должности (указывается должность);

— не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

В разъяснениях сказано, что результаты аттестации этого вида в трудовую книжку не вносятся, а оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, утверждаются распорядительным актом (как правило, в форме приказа (распоряжения) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования) и вносятся в аттестационный лист аттестуемого.

Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения его соответствия занимаемой должности, вносятся в его личную карточку работника (форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», содержащая раздел IV «Аттестация»).

Приведем пример заполнения личной карточки:

Вопрос: Что делать, если работник не прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности?

В силу п. 24 Порядка N 209, если работник был признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Отметим, что увольнение по данному основанию допускается только в случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Причем работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в других местностях — только если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Добавим, что сотрудники Минобрнауки в своих Разъяснениях обратили внимание на следующие положения Трудового кодекса:

— не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);

— увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Аттестация для установления соответствия уровня квалификации требованиям к первой или высшей квалификационной категории

Аттестация данного вида не является обязательной и проводится на основании заявления работника. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагога действительна в течение пяти лет. Отметим, что сроки проведения такой аттестации определяются индивидуально для каждого работника.

Обратите внимание! Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Однако при этом необходимо предусмотреть возможность для комиссии учесть срок действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категории при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда). То есть заявление на аттестацию должно быть подано заблаговременно, как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (один месяц), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать два месяца.

Вопрос: Продлевается ли действие квалификационных категорий педагогических работников, если срок действия категории заканчивается в периоды, указанные в п. 18 Порядка N 209?

В Разъяснениях сказано, что ограничений по прохождению аттестации работниками, указанными в п. 18 Порядка N 209, для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, не предусмотрено. Прохождение такой аттестации в указанные периоды зависит от желания самих педагогических работников.

Ограничения предусмотрены только для педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через два года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории.

Таким образом, педагогический работник, претендующий на первую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в том числе в периоды, указанные в п. 18 Порядка N 209, либо непосредственно после них.

Вопрос: Как оплачивается труд педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истек срок действия квалификационной категории?

Сотрудники Минобрнауки отметили, что в этом случае образовательное учреждение может предусмотреть дополнительную гарантию при выходе на работу путем сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре. Такое возможно, поскольку в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться более благоприятные условия труда, чем предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами. Кроме того, дополнительные социально-трудовые гарантии могут закрепляться в заключаемых на всех уровнях социального партнерства (федеральном, региональном и местном) отраслевых соглашениях, которые будут обязательны для выполнения образовательными учреждениями. При этом отраслевые соглашения, действующие в сфере образования во многих субъектах РФ, предусматривают для педагогических работников различных категорий, в том числе для приступивших к работе после нахождения в отпуске по уходу за ребенком, сохранение на период до одного года уровня оплаты труда с учетом имевшейся у них квалификационной категории.

Отметим, что в соответствии с п. 28 Порядка N 209 установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет. Квалификационные категории сохраняются при переходе такого работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока их действия (п. 34 Порядка N 209).

Что касается сотрудницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, согласно п. 18 Порядка N 209 аттестации не подлежат:

— педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Таким образом, из приведенных положений Порядка N 209 следует, что сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, не подлежит аттестации. Ее аттестация возможна не ранее чем через два года после выхода из такого отпуска. Это значит, что при выходе на работу данной сотрудницы за нею сохраняется квалификационная категория, соответственно, заработная плата рассчитывается с учетом этой категории.

Вопрос: Как оформляется прохождение аттестации на соответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории?

В силу п. 32 Порядка N 209 по результатам аттестации комиссия принимает одно из решений:

— уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

— уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Сведения об этой аттестации, как и об аттестации соответствия занимаемой должности, вносятся в личную карточку работника в раздел «Аттестация». Приведем пример заполнения личной карточки:

Кроме того, как сказано в Разъяснениях, сведения о результатах аттестации, проведенной на основании заявления педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, должны быть внесены в трудовую книжку. Итак, согласно п. 3.1 Инструкции, если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т. п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.

Приведем пример записи в трудовую книжку. Учителю информатики (преподавателю) присвоена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель»)» без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, приказа образовательного учреждения, на основании которого сделана запись.

N Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причины и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
Число Месяц Год
1 2 3 4
4 29 05 2012 Установлена высшая Решение а/к от
Квалификационная 29.05.2012,
Категория по должности «учитель» Приказ (распоряжение)
(«преподаватель»). От 08.06.2012 N 8

В заключение отметим нюансы, которые необходимо знать работнику кадровой службы:

1) согласно ст. 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Работодатель на каждого сотрудника заводит личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным. Эту информацию, в том числе, содержат документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации. Таким образом, аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся в личном деле педагогического работника, а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, содержат персональные данные и подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке;

2) согласно п. 16 Порядка N 209 результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения таких споров регулируется Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ. Отметим, что согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Аттестация работников педагогической сферы считается по закону неукоснительной процедурой и осуществляется регулярно. К 2020 году порядок аттестации педагогов немного поменялся.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По действующему законодательству работникам образовательной сферы надлежит регулярно аттестоваться.

Процедура эта обязательна для каждого учителя. 23 мая 2020 года Минюстом России был утвержден Приказ Министерства образования №276.

Называется он «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Положение об аттестации педагогических работников в 2020 году обусловило некоторые изменения в аттестационной процедуре для педагогов.

Что нужно знать

Прежде педагоги, желавшие получать более высокую заработную плату, подавали заявление на присвоение квалификации в районо.

Сейчас данная процедура проводится образовательными органами на уровне субъектов РФ. Аттестация педагогов обязательна.

Согласно новым коррективам в законодательстве с периодичностью в пять лет преподаватель обязан переаттестоваться для получения первого либо высшего разряда.

Если педагог не смог подтвердить имеющийся разряд, полученная ранее квалификация аннулируется. Законодательством предусматривается два типа аттестации – обязательный и добровольный.

Аттестация обязательного вида проводится с интервалом в пять лет, вне зависимости от опыта работы.

Она необходимо для подтверждения пригодности к занимаемой должности посредством оценивания профессиональной деятельности.

Пройти добровольную аттестацию вправе каждый педагог в любое время по собственному желанию.

По аттестационным итогам педагога аттестационная комиссия принимает решение:

  • отвечает занимаемой должности;
  • не отвечает занимаемой должности.

Основные понятия

В Трудовом Кодексе определение аттестации отсутствует. Потому для его расшифровки стоит обратиться к словарям.

Так аттестацией именуется оценка профессиональных характеристик работника и соответствия его квалификационной категории в целях проверки его профпригодности.

Дает определение квалификации. Под данным термином подразумевается степень познаний, навыков, трудовых умений и опыта деятельности определенного работника.

В ст.195.1 ч.2 значение характеристик квалификации, надобных работнику для реализации определенной профессиональной деятельности определяется как профессиональные стандарты.

На настоящее время такие стандарты разработаны для большинства профессий. Применяются они наряду с ЕКС и ЕТКС (квалификационными справочниками), но законодательно применение стандартов не установлено.

Аттестация педагогических работников осуществляется посредство оценки их профессиональных навыков, результатов деятельности, поставленных задач.

Также проверяются педагоги на знание современных образовательных методик и общей концепции современного образования.

Оценка всех факторов в совокупности и способствует определению, сколь соответствует работник званию педагога.

С какой целью проводится

Итоги аттестации позволяют оптимизировать применение трудовых кадров, создать дополнительную стимулирующую базу для профессионального роста, выявить наиболее компетентных работников и , не отвечающих требованиям к исполняемой должности.

Обязательная аттестация проводится с целью доказательства соответствия преподавателей занимаемым ими должностям.

Посредством оценивания профессиональной деятельности педагогическому работнику присваивается установленная квалификационная категория. При этом квалификация присваивается по желанию самого работника.

По определению законодательства целями аттестации считаются:

Стимулирование постоянного и целеустремленного повышения Квалификационного уровня работников сферы образования, их методологии, профессионального прогресса и личностного развития
Выявление надобности увеличения квалификационного уровня Педагогов в конкретном учебном заведении
Повышение качественности и результативности образования
Определение перспектив Для использования потенциала отдельных работников
Учет учрежденных федеральными образовательными стандартами требований К обстоятельствам исполнения государственных программ образования при создании кадрового состава образовательных учреждений
Установка соответствующей оплаты труда В зависимости от учрежденной квалификационной категории и объемности педагогической работы

Аттестация базируется на принципах открытости, гласности и коллегиальности. В процессе аттестации обеспечивается беспристрастный взгляд на любого педагогического работника.

Абсолютно непозволительными считаются проявления дискриминации по любым причинам.

Правовая база

С 2020 года аттестация педагогических работников выполняется на основании следующих законодательных нормативов:

Аттестация педагога назначается в срок до шестидесяти дней с момента подачи заявки от лица работодателя или самого педагога. При этом учитывается срок действия ранее полученной квалификации.

Нужно заметить, что да начала аттестации от аттестуемого работника кроме заявления не могут быть востребованы какие-либо материалы, истребуемые при оценке его деятельности.

Также не могут назначаться никакие испытания и проверки его соответствия. На этапе аттестации исследуются всевозможные материалы, предоставленные педагогом:

  • портфолио;
  • видео-уроки;
  • самоанализ;
  • итоги работы;
  • характеристики руководства и прочее.

На основании подробного всестороннего исследования выносится , которое и становится основанием для окончательного вердикта аттестационной комиссии.

Особенности процедуры аттестации учителей

В процессе аттестации проводятся испытание кандидата по вопросам, которые прямо связаны с его профессией. Это позволяет определить, насколько хорошо педагог владеет современными методиками воспитания и преподавания.

Аттестация педагогов осуществляется каждые пять лет. Для этого образовательным учреждением организовывается специальная аттестационная комиссия.

Созданная комиссия оценивает итоги опроса и предоставленные материалы.

Для проведения очередной обязательной аттестации работника работодателю надлежит подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника.

Независимо от даты подачи работодатель обязан за тридцать дней до непосредственной процедуры ознакомить под педагога с поданным на него представлением.

Ознакомившись с оным, педагогический работник волен подать в аттестационную комиссию дополнительные материалы.

Таковые подаются, если они могут характеризовать деятельность за время, прошедшее с момента предыдущей аттестации.

Педагог имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии и даже входить в ее состав. Однако права голоса при голосовании он не имеет.

Правомочность аттестационного заседания признается, если на заседании присутствует не меньше двух третей от полного состава комиссии.

Если в день аттестации педагог не смог явиться по уважительным основаниям, аттестационная процедура переносится на иную дату.

В график аттестаций заносятся коррективы. Работодатель представляет работнику новую дату за тридцать дней до ее наступления.

Когда педагог не является на аттестацию без уважительной причины, решение может приниматься без него. При этом проводится открытое голосование среди присутствующего состава.

По итогам аттестации комиссией выносится решение:

  • соответствует определенной должности;
  • не соответствует определенной должности.

Компьютерное тестирование

Ранее квалификационные испытания в процессе аттестации проводились в письменной форме. Новоиспеченный порядок аттестации отменил письменный опрос.

На данное время аттестуемые педагоги направляются в специальный оборудованный центр, где проверяются посредством компьютерного тестирования.

В течение двух с половиной часов аттестуемый работник должен ответить на сто вопросов. При этом в опрос включаются такие темы как:

  • знание законодательства;
  • основы педагогики и психологии;
  • основы предметных знаний;
  • методики и технологии преподавания.

На каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответов, выбрать нужно только один. При получении не меньше шестидесяти правильных ответов, тест считается пройденным.

В противном случае результат аттестации отрицательный. В том, как набрать баллы педагог может надеяться только на собственные знания.

Продуманная система контроля не позволяет «подтасовать» результаты. Первый этап аттестации подтверждает соответствие или несоответствие занимаемой должности.

На втором этапе происходит аналитической обобщение результатов деятельности педагога и присвоение определенной квалификации.

Ко второму этапу педагоги допускаются только при положительных результатах тестирования.

При этом на высшую квалификационную категорию могут претендовать только индивиды, чей результат тестирования составил более восьмидесяти пяти процентов правильных ответов.

Если на высшую категорию

«Порядок аттестации педагогических работников» предполагает обязательные требования к каждой квалификационной категории.

Так при заявке на высшую категорию от претендента требуется:

Наличие первой квалификационной категории
Знание современных обучающих методик И технологий и успешное их использование на практике
Постоянные показатели овладения воспитанниками образовательными программами Причем показатели должны быть выше среднего значения в субъекте РФ, при этом учитываются результаты участия воспитанников в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах
Внесение личного вклада в улучшение качества системы образования Посредством совершенствования обучающих и воспитательных методов, применения инновационных технологий, а также использования личного опыта

Важным моментом является то, что показатели участия в различных соревновательных мероприятиях учитываются только для оценки тех педагогов, чья деятельность предусматривает подобные аспекты.

Например, требование распространяется на педагога-организатора – ему важно представить результаты проведенных ими мероприятий. По отношению к педагогу-психологу данный пункт применяться не может.

Критерии на первую категорию

Для назначения первой квалификационной категории от претендента требуется:

Как узнать результаты

Результат аттестации можно узнать прямо после определения итогов голосования. Если педагог самолично присутствовал на заседании, результат высказывается ему незамедлительно.

Подробный результат аттестации педагога вносится в . Оный подписывают председатель комиссии, его заместитель, секретарь и все представители аттестационной комиссии.

Данный документ передается работодателю. Впоследствии протокол сохраняется вместе со всеми представлениями и индивидуальными сведениями работника.

На одолевшего аттестацию педагога в продолжение двух рабочих дней готовится выписка из протокола.

Она содержит персональные данные аттестуемого, название его должности, дату проведения аттестации и последствия голосования, в том числе и окончательно постановленное решение.

В течение трех дней после получения выписки работодатель обязан ознакомить с ней педагогического работника. При разногласии педагога с постановлением аттестационной комиссии итоги аттестации могут быть обжалованы.

Можно подать в департамент аттестации научных и научно-педагогических работников. Происходит эта процедура в соответствии с законодательством РФ.

Экспертное заключение

Председателем аттестационной комиссии составляется экспертное заключение. Оформляется оное по форме, установленной Муниципальной аттестационной комиссией.

При этом члены экспертной группы вправе запрашивать дополнительные материалы, которые помогут оценить деятельность работника. комиссия может самостоятельно выбирать методы и формы проведения оценки деятельности аттестуемого педагога.

Процедура аттестации педагогического работника осуществляется посредством оценки совокупности определенного социально-профессионального статуса и экспертного заключения.

При этом если статус определяется путем тестирования, то экспертное заключение составляется по итогам действий и результатов.

Под действием подразумеваются профессиональные демонстрируемые качества, а под результатами – профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога должна быть представлена в таких категориях как:

  • профессионально важные личностные качества педагога;
  • целесообразность поставленных задач и целей в деятельности конкретного педагога;
  • обеспечение информативной основы педагогики;
  • разработка образовательных программ и принятие решений в процессе работы;
  • создание мотивации в процессе обучения;
  • организация рациональной учебной деятельности.

Для формирования экспертного заключения члены аттестационной комиссии изучают предоставленные педагогом материалы, методики, средства обучения, но может также оценивать учебные занятия и воспитательные мероприятия.

Образец протокола

Протокол это основной документ в процессе проведения аттестационного заседания. Он фиксирует всю информацию о ходе проверки и итоговых результатах.

Унифицированная форма протокола не предусмотрена, потому составляется таковой в соответствии с тезами, прописанными в положении об аттестации работников.

Ведет протокол в процессе заседания, как правило, секретарь, но может быть эта обязанность возложена на любого из представителей комиссии.

В протоколе должны присутствовать такие сведения как:

После подписания протокола председателем, секретарем и членами комиссии, не допускаются никакие дополнения и исправления в документе.

Результаты аттестации дублируются в аттестационном листе педагога, а сам протокол направляется на хранение в отдел кадров.

Возникающие нюансы

Получит высшую квалификационную категорию в 2020 году можно только после сдачи квалификационных экзаменов.

Ранее педагоги с десятилетним и более стажем работы могли претендовать на присвоение высшей квалификации без сдачи экзамена.

Большинство педагогических работников использовали данную возможность. Потому нововведение вполне логично, поскольку обязует подтвердить соответствие высшей категории.

Подтверждать высшую квалификацию нужно также каждые пять лет. При этом непосредственный работодатель может поставить под сомнение квалификацию педагога и потребовать подтверждения.

Для получения высшей квалификационной категории теперь требуется наличие авторской методики.

При этом методика или собственный опыт преподавания должны быть обобщены в научно-методических или иных изданиях, которые применяется в работе другими педагогами.

По результатам аттестации может быть принято одно из четырех решений:

  • присвоить педагогу соответствующую квалификацию или отказать в оной;
  • подтвердить имеющуюся квалификацию;
  • снизить квалификационную категорию;
  • отменить квалификационную категорию.

Если принимается решение об отмене или снижении квалификации для педагога, то за ним сохраняется присвоенная ранее квалификационная категория.

Если педагог не согласен с результатами аттестации и считает, что экзамен был проведен с нарушениями, он вправе настоять на переаттестации.

Для этого он в десятидневный срок после принятия решения должен обратиться в аттестационную комиссию либо, при нарушениях, в вышестоящий отдел образования.

Важными нюансами аттестации также можно считать правильное формирование предоставляемых для исследования материалов. В немалой степени от их качества и содержательности зависит итоговое решение комиссии.

Отчет о самообследовании

Отчет о самообследовании являет текстовый документ, который раскрывает характерные особенности деятельности педагога с профессиональной точки зрения.

Могут к отчету прилагаться данные в виде графиков и таблиц с количественными данными.

В процессе оценки экспертами учитываются только те данные, которые описаны конкретно и имеют документальное подтверждение.

Например, самоанализ педагога дополнительного образования может раскрывать ошибки в обучении и то, каким образом удалось их исправить.

Структура и содержание отчета о самообследовании выглядят примерно так:

Профессиональное образование Наличие профильного и дополнительного образования, результаты применения образования в педагогике, самообразование, соответствие поставленных целей по самосовершенствованию определенной категории
Представление о профессии педагога и его миссии Формулировка основных постулатов педагогической деятельности, конкретных целей, создание педагогических проектов, взаимодействие с участниками образовательного процесса, согласованность применяемых методик с государственными стандартами образования, наличие профессиональных достижений
Профессиональная деятельность Обеспечение процесса образования рабочей программой и соответствующим методическим обеспечением, использование современных методик и технологий в обучении, учет индивидуальных особенностей воспитанников, участие в различных инновационных экспериментах, участие воспитанников в конкурсах и соревновательных мероприятиях, экспертная деятельность
Результаты профессиональной деятельности Итоги обучения воспитанников, результаты по итогам мониторинга, результаты по участию учащихся в олимпиадах, преодоление имевшихся проблем в обучении, итоги внеурочной деятельности обучающихся, наличие хороших результатов при взаимодействии с социальными партнерами
Перспективы развития профессиональной деятельности Определение задач на будущее, соответствие поставленных целей профессиональному уровню, планы повышения профессионального развития

Характеристика на учителя начальных классов

В процессе подачи представления в обязательном порядке прикладывается характеристика на педагогического работника. По обыкновению пишет таковую непосредственный работодатель или уполномоченное им лицо.

Так на учителя начальных классов характеристику составляет директор или завуч образовательного учреждения.

Составляется характеристика в произвольной форме, но должна учитывать все самые важные аспекты деятельности педагога.

Примерно план написания выглядит следующим образом:

Характеристика является официальным документом, потому требует оформления в соответствии с общепринятыми нормами, заверения подписью руководителя и печатью организации.

Зачем нужно портфолио

Аттестационное портфолио позволяет сформировать наиболее полное мнение о педагогической деятельности работника. С его помощью оценивается профессионализм, квалификация и продуктивность работы в целом.

В заключается различная информация, которая в должной мере отражает уровень профессионализма работника.

На основании его изучения комиссия может объективно оценить успешность и эффективность работы педагога. В состав портфолио включаются материалы и документы за период межатестационной деятельности.

Видео: аттестация учителей

Структура портфолио состоит из нескольких разделов. Их содержание должно соответствовать показателям и критериям экспертного заключения на получение определенной квалификации.

Примерно содержание портфолио может выглядеть так:

Титульный лист Название документа, год создания
Содержание Перечень присутствующих разделов с указанием пунктов и подпунктов
Визитная карточка педагога Ф.И.О., образование, специальность, занимаемая должность, стаж работы, наличие квалификации
Самоанализ педагогической деятельности Основные идеи, цели, способы их достижения, борьба с возникающими проблемами, оценка собственного профессионализма
Самообразование Применяемые методики обучения, методы повышения квалификации и увеличения познаний по профильному направлению
Научная и методическая деятельность педагога Разработки собственных методик, образовательных программ, практических занятий
Организация процесса образования Материалы, применяемые в процессе обучения
Результативность обучения и достижений воспитанников в течение последних пяти лет Достижения учащихся, отзывы о работе педагога, способы фиксации результатов
Личные достижения Все имеющиеся у педагога награды, почетные грамоты, благодарственные письма
Участие педагога В экспериментальной и инновационной деятельности

Аттестуемый педагог вправе включать в портфолио любые разделы, отражающие суть его деятельности. Также могут прилагаться наглядные образцы используемых материалов и прочее.

Формирование творческого отчета

Творческий отчет представляет собой новую и своеобразную конфигурацию квалификационного испытания. Он помогает комплексно проанализировать целостность системы педагогической деятельности.

Творческий отчет преподавателя должен заключать в себе:

К творческому отчету применяются определенные запросы:

Наименование отчета Обязано воспроизводить в себе основной принцип опыта
Выступление должно быть злободневным И иметь практичную значимость для улучшения образовательного процесса
Применяемый опыт Должен быть научно обоснован
Сущность опыта Должна быть подробно описана с описанием методик, дидактических материалов, методических инноваций и прочего
Должны быть приведены результаты применения опыта А также описаны возникавшие в процессе обучения трудности
Должна приводиться длительность Использования описываемого опыта

Также в творческий отчет могут вноситься различные авторские методики, поурочные планы, наглядные пособия и материалы, разработки отдельных тем. На защиту творческого отчета автору дается не меньше одного часа.

Оценивается готовый творческий отчет по его обоснованности, актуальности, результативности итогов педагогической деятельности, качеству выступления.

Последние изменения

В 2020 году педагогические работники будут аттестоваться по двум основным критериям. Первый – это прохождение этапа на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Причем комиссией проверяются не только познания и навыки педагогического работника, но и умение его общаться с детьми. На данной стадии выявляется соответствие работника должности.

Второй этап аттестации предполагает присвоение определенной квалификации. В 2020 году педагоги могут претендовать на первую или высшую категорию.

При этом если подтверждение соответствия является обязательной процедурой, то заявку на присвоение квалификации педагог может подавать самостоятельно.

Обязательная аттестация предусмотрена по новому законодательству не для всех. Так освобождаются от нее беременные женщины, педагоги в декретном отпуске и работники со стажем работы менее двух лет.

Хотя подавать заявку на аттестацию данным категориям не запрещается.

До внесения коррективов в закон об аттестации недобросовестные педагоги могли сфальсифицировать результаты проверки профессионального соответствия – до полугода готовили открытые уроки, специально выбирали наиболее одаренных детей, преподносили экспертам подарки.

Сегодня для обретения возможности трудиться по профессии и получить квалификационную категорию педагогическому работнику нужно потрудиться творчески, подготовить портфолио и доказать свой профессионализм.

Несмотря на немалое количество недовольных, считающих изменения законодательства излишними, можно надеяться, что столь строгий подход к подбору педагогических кадров сможет улучшить качество образования в целом.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации)*(2) .

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(3) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии)*(4) .

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением *(5) ;

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5) ;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

*(3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

*(4) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).

Идеи самоценности дошкольного детства и необходимости со­здания условий для полноценного проживания этого периода каж­дым ребенком, ориентация на повышение качества дошкольного образования предъявляют высокие требования к профессиональ­ной компетенции, мастерству и к самим личностным особенно­стям воспитателя и руководителя ДОУ.

Педагогическая и управленческая деятельности имеют свои осо­бенности, основанные на взаимосвязи субъектов, их взаимовлия-


нии. В процессе педагогического труда неизбежно формируется от­ношение как к его результату, так и к самому процессу.

Профессиональное самосовершенствование - процесс непре­рывный. Педагогическое мастерство, зрелость, профессионализм требуют постоянного развития педагогической рефлексии, само­оценки. Именно адекватная оценка труда со стороны самого пе­дагога и государства позволит обеспечивать повышение его каче­ства.

Средством мониторинга профессионализма педагогических и руководящих кадров в образовании выступает их аттестация на основе экспертной оценки деятельности аттестуемого.

Под аттестацией педагогических и руководящих работников госу­дарственных, муниципальных учреждений и организаций образо­вания понимается процедура установления соответствия деятель­ности работников учреждения образования требованиям установлен­ных квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на осно­ве Единой тарифной сетки.

Главным механизмом аттестации является комплексная экспер­тная оценка уровня квалификации, педагогического и управленче­ского профессионализма и продуктивности деятельности работ­ников учреждений образования.

Цель аттестации работников образования - стимулирование ро­ста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогичес­кого и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в ус­ловиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

К основным задачам аттестации относятся:

Целенаправленное непрерывное повышение профессиональ­
ного уровня педагогических и руководящих работников;

Установление соответствия между качеством и оплатой труда;

Управление качеством образования для создания оптималь­
ных условий развития личности.

Квалификационные характеристики являются основой для экс­пертной оценки деятельности аттестуемого.

В теории управления квалификационная категория рассматрива­ется как соответствующий нормативным критериям уровень квали­фикации, профессионализма и продуктивности педагогического (уп­равленческого) труда, позволяющий решать профессиональные за­дачи определенной степени сложности.


Критерии квалификационных категорий указывают на качествен­ные особенности уровня квалификации, профессионализма и про­дуктивности педагогического (управленческого) труда, а требова­ния к разрядам характеризуют дифференциацию специалистов од­ной категории с точки зрения стажа и образования. Специалист более высокого разряда получает и более высокую категорию. Сама


Механизм профессионального роста, таким образом, предус­матривает движение как по разрядам, так и по категориям. При­чем движение по разрядам в пределах одной категории является условием перехода к другой категории. Специалист может претен­довать сразу на высшую категорию при условии, что он соответ­ствует требованиям всех предшествующих категорий.

Основными принципами аттестации являются:

добровольность аттестации на вторую, первую и высшую ква­лификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работ­ников;

обязательность аттестации руководящих работников и лиц, пре­тендующих на руководящую должность, на первую квалифи­кационную категорию;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педаго­гическим и руководящим работникам.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений

Нормативно-правовым документом, определяющим технологию экспертной оценки, является Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и му­ниципальных образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 26.06. 2000 № 1908).

Данное Положение определяет единую федеральную основу для разработки положений об аттестации в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образова­ниях, городах Москве и Санкт-Петербурге, министерствах и ве­домствах РФ.

Согласно данному документу аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих ра­ботников, экспертной оценки уровня квалификации, профессио­нальной компетентности, продуктивности и качества педагогичес­кой и управленческой деятельности работника.

Основанием для включения в списки аттестуемых является лич­ное заявление работника с указанием квалификационной катего­рии, на которую он претендует, с обоснованием.

Процедура аттестации независимо от того, на какую квали­фикационную категорию претендует работник, проходит в два этапа.


Первый этап - обобщение итогов деятельности педаго­гических и руководящих работников, выявление профессиональ­ной компетенции, знания теории, методики воспитания и обу­чения детей дошкольного возраста, педагогической психологии. При аттестации руководящих работников важно выявить знание основ управленческой деятельности, тенденций развития совре­менной системы образования, новых педагогических технологий, правовых документов, определяющих работу учреждений образо­вания.

При аттестации вновь назначаемых руководителей дошкольных учреждений содержанием квалификационных испытаний на дан­ном этапе является проверка знаний правовых документов и тре­бований при лицензировании и аттестации образовательных уч­реждений, принципов и порядка аттестации педагогических кад­ров, понимания перспективы развития образовательного учрежде­ния, программы действий на начальном этапе его управления, наличия коммуникативной культуры.

Первый этап аттестации проводят Институт повышения квали­фикации, районные квалификационные комиссии. Выбор аттес­туемым квалификационных испытаний разнообразен: защита ре­ферата, авторских программ и разработок, собеседование, твор­ческий отчет и т.д.

Первый этап обязательной аттестации вновь назначаемых ру­ководителей проводится в форме собеседования, защиты программы развития образовательного учреждения.

Второй этап - экспертная оценка практической деятель­
ности педагогических и руководящих работников. Предметом эк­
спертизы на данном этапе являются коммуникативная культура,
профессиональная компетентность и результативность деятельно­
сти. Экспертная оценка может осуществляться путем выбора экс­
пертами различных форм психолого-педагогической диагностики
и изучения результативности профессиональной деятельности.
Экспертные группы образуются при аттестационных комиссиях:
центральной,
создаваемой Министерством образования Россий­
ской Федерации, а также федеральными ведомственными органа­
ми управления образованием, - для аттестации педагогических и
руководящих работников образовательных учреждений федераль­
ного подчинения на высшую и первую квалификационные кате­
гории; ,-с, o.*0«Mf

главной, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, - для аттестации педагогических и руко­водящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных уч­реждений, находящихся в подчинении органов управления обра­зованием субъектов Российской Федерации, на первую квалифи­кационную категорию;


муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муни­ципальным) органом управления образованием, - для аттеста­ции педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную кате­горию;

аттестационной комиссии, создаваемой образовательным учреж­дением, - для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

Критерии квалификационных категорий должностей педагоги­ческих работников дошкольных образовательных учреждений оп­ределены в Типовом положении об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреж­дений и организаций образования РФ (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

На основании определенной системы критериев осуществляет­ся экспертная оценка следующих направлений деятельности педа­гогических и руководящих работников:

Организация личностно-ориентированного взаимодействия с
детьми;

Знание и использование современных педагогических техно­
логий в работе с детьми;

Организация среды развития ребенка;

Осознание профессиональных смыслов и установок.

Экспертиза профессиональной компетентности осуществляет­ся на основе комплексной диагностики, которая предполагает ис­следование профессиональных установок, отношения к педагоги­ческой (управленческой) деятельности, уровня профессиональных знаний, умений и результатов деятельности. При этом эксперт должен помнить, что педагогическая экспертиза становится фак­тором совершенствования профессиональной компетентности, если помимо диагностической и контрольно-оценочной функций вы­полняет стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции (С. С. Татарченкова).

Наблюдения деятельности педагога являются наиболее доступ­ным методом в ходе экспертной оценки. Практическая деятель­ность воспитателей оценивается также путем анкетирования ро­дителей воспитанников. Эксперты знакомятся с аналитическим ма­териалом, накопленным руководителем учреждения, самим педа­гогом. Предварительно составленные программы существенно об­легчают процесс наблюдения и последующий качественный и ко­личественный анализ его результатов.

С целью изучения отношения детей к воспитателю, которое в известной мере является косвенным показателем профессиональ­ного мастерства педагога, может быть использован детский рису­нок (Е.А. Панько). В этих целях эксперты предлагают такие темы; «Моя воспитательница», «Мой детский сад», «Я иду в детский сад»


и т. д. Экспертная оценка строится на основе анализа детских ри­сунков. Дети, как правило, рисуют предпочитаемого (одного из двух) воспитателя, изображают его светлыми, яркими красками. Старшие дети детально вырисовывают его лицо, одежду. Груст­ное, тревожное состояние, негативное отношение к детскому саду и воспитателю ребенок передает серым, коричневым, черным, фиолетовым цветами. В этих случаях он изображает воспитателя более схематично, использует меньшее число деталей. Чем мень­ше ребенок и менее высок уровень его изобразительных умений, тем большее значение имеют слова, сопровождающие процесс рисования. Поэтому при анализе рисунков следует принимать во внимание не только сами графические изображения, но и словес­ные дополнения, пояснения к ним ребенка.

Метод анализа продуктов детской деятельности целесообразно использовать в комплексе с другими методами экспертной оценки деятельности педагога.

Для оценки деятельности руководителя дошкольного образова­тельного учреждения эффективны методика полярных шкал, метод опроса на основе оценочного «шкалирования» (рейтинг).

Для экспертной оценки методов руководства, стиля отноше­ния с коллегами и детьми целесообразно использовать опрос на основе оценочного «шкалирования» по степени выраженности того или иного качества (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Данная методи­ка состоит из двух частей.

В первой части представлен опросник, в котором предлага­ются утверждения, касающиеся воспитания и обучения дошколь­ников. Опрашиваемому предлагается оценить их по пятибальной шкале:

5 - полностью согласен с тем или иным утверждением;

4 - в большей степени согласен, чем не согласен;

3 - согласен и не согласен в равной степени;

2 - в большей степени не согласен, чем согласен;

1 - полностью не согласен.

Опросник

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий.

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависят успех и эф­
фективность воспитательной работы.

3. На занятиях и в ходе режимных моментов ребенок должен
выполнять то, что намечено воспитателем.

4. Послушание детей - заслуга педагога.

5. Ребенок подобен глине: из пего можно лепить все, что угодно.

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя.

7. Основная цель воспитателя - реализовать требования про­
граммы воспитания и обучения детей.

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы - во­
оружение детей знаниями, умениями и навыками.

9. Главное в работе педагога - добиться исполнительности детей.

10. Воспитание - это прежде всего требовательность к детям.

11. Поощрять следует только те желания и инициативы детей,
которые соответствуют поставленным педагогом задачам.

12. Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обуче­
нии детей.

13. Наказание - не лучшая форма воспитания, но оно необхо­
димо.

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.
Обработка результатов осуществляется путем суммирования

баллов. Итоговый балл характеризует степень выраженности ори­ентированности на дисциплинарную или личностную модель взаи­модействия с детьми:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на дис­циплинарную модель взаимодействия с детьми;

43-47 баллов - умеренная ориентированность на дисципли­нарную модель;

38-42 балла - умеренная ориентированность на личностную модель;

37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на лично­стную модель.

Вторая часть данной методики включает стандартизиро­ванное наблюдение, которое позволяет получить объективную ин­формацию о характере взаимодействия педагога с детьми. Эксперт, наблюдая за педагогом в различных ситуациях, фиксирует следу­ющие девять пар воздействий:

7) организует - 8) дисциплинирует;

9) обращает внимание на ребенка - 10) игнорирует его;

II) помогает - 12) не оказывает помощи;

13) предоставляет самостоятельность - 14) контролирует; 15) просит - 16) требует (приказывает); 17) заинтересовывает ребенка - 18) не заинтересовывает. Эти данные заносятся в специальную таблицу.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация