Pr стратегии в библиотечной деятельности. Описание применения средств внутренней и внешней рекламы в деятельности публичных библиотек. Pr деятельность в условиях детских библиотек
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тёткинская средняя общеобразовательная школа №1 им.Бочарникова» Глушковского района Курской области PR ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК педагог-библиотекарь -Чередниченко Е.Н.
3 слайд
Описание слайда:
Описание проекта Названиепроекта «PR ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК» 1.Направлениепроекта
4 слайд
Описание слайда:
2. Краткая аннотация проекта В Курской области уделяется значительное внимание решению проблем, связанных с деятельностью школьных библиотек. Школьные библиотеки вовлечены в перечень мероприятий по модернизации системы общего образования. В настоящее время, в связи с усложнением общеобразовательных и деловых запросов учащихся, ростом их потребностей в библиотечном и информационном обслуживании, а также с изменением образовательных задач и учебных целей, рольщкольнойбиблиотеки неизмеримо возрастает. И чтобы выполнять эту роль качественно и в полном объеме, школьной библиотеке, как центру информационной инфраструктуры образовательного учреждения, в обязательном порядке нужно развивать у учащихся навыки самостоятельного пользования библиотекой, формировать информационную культуру, а также работать в тесной связи с учителями. Библиотекарь становится в один ряд с учителем, так как он уже выполняет не только воспитательную роль, но и участвует непосредственно в образовательном процессе. Проект направлен наработу с подрастающим поколением, формирование их мировоззрения,создания привлекательного и дружелюбного образа библиотеки, привлечения интереса к книге и чтению, популяризации чтения среди подрастающего поколения.
5 слайд
Описание слайда:
3.Описание проблемы, решению/снижениюостроты которойпосвящен проект Все, кто работает с подрастающим поколением, сталкиваются с очень серьёзной проблемой: как не отстать. Не отстать от своих читателей. У современного молодого поколения есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронныемасс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодёжь сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку более восприимчивы к новому. Многие из них знакомятся с компьютером уже в самом раннем детстве. Это – новое «мультимедийноепоколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Думается, что печатная книга не канет в Лета, и чтение тоже. И дело здесь не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет расположен текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типымедиадля развития юной личности.
6 слайд
Описание слайда:
4. Основные целевые группы, на которые направлен проект Обучающиеся МКОУ «Тёткинскаясредняя общеобразовательная школа №1им.Бочарникова»
7 слайд
Описание слайда:
5. Основные цели и задачи проекта Цель:создание привлекательного и дружелюбного образа библиотеки, привлечение интереса к книге и чтению, популяризации чтения среди подрастающего поколения Задачи: Прививать учащимся интерес к чтению; привлечение к книге, чтению, библиотеке; развитие читательской и информационной грамотности, духовно-нравственное развитие и воспитание (этика, эстетика, культура, религия, нравственность), Способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечения детей и подростков; Повышать интерес к культурному, традиционному наследию, к истории малой Родины; патриотизм, краеведение Формировать гражданскую ответственность и патриотизм через чтение, проведение ряда мероприятий; Организовывать досуг обучающихся во внеурочное время, пропаганда здорового образа жизни, профессиональная ориентация, социализация,)
8 слайд
Описание слайда:
6. Методы реализации проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) Наименование метода:Коммуникативный. Коммуникативный метод помогает решать поставленные задачи через непосредственное общение подростков с детьми закрытых учреждений. Приглашаются воспитанники Детского сада «Сказка» и воспитанники школы – интернат. Наименованиеметода:Деятельностный Деятельностныйметод позволяетдетям разного возрастасамим планировать и исполнять поставленные задачи, лично участвовать в мероприятиях. Наименование метода: Творческий. Творческий метод позволяет проявить творчество каждомуребенку,а также через творчество выразить свои потребности, испытать ситуацию успеха, подарить радость другимдетям. Это и сделанная книга своими руками и организация личной выставки и рассказы о своей любимой книге. Наименование метода: Интерактивный. Интерактивный метод позволяетанализировать результаты своей деятельности, реализации проекта.
9 слайд
Описание слайда:
7. Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) №п/п Название мероприятия Дата проведения Примечания 1 «Посвящение в читатели»,«Любимая книга своими руками» «Книжкинамастерская» Сентябрь - ноябрь Плановые мероприятия 2 «Книжкинанеделя» , акции и круглые столы по духовно –нравственному воспитанию конец марта Втеч.года Плановые мероприятия 3 « Подари книгу школе!» Октябрь Плановые мероприятия 4 Месячник школьных библиотек Октябрь Плановые мероприятия 5 Выставки ифлешмобыпосвященные знаменательным датам Еженедельно Плановыемероприятия 6 Рейды по классам «Как живешь учебник? » Ежемесячно Плановые мероприятия 7 Встречис родителями. Участие в родительских собраниях. Пографику
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
8. Ожидаемые результаты Количественные показатели По окончании проекта и анализа егорезультатов отметим,чтоположительных результатов удалосьдостигнуть путем применения новых форм работы для привлечения читателей, расширением спектра предоставляемых услуг, связанных с информационными технологиями, повышением качества обслуживания пользователей, обновлением книжных фондов.Популярностьдетской библиотеки сегодня, на мойвзгляд, определяется степени ее активности, т.е. участия конкретной библиотеки в общественной жизни своей школы, класса, отряда.
13 слайд
Описание слайда:
Качественныепоказатели Входе реализации этих задач библиотека стремится установитьблагоприятныеделовые отношения с самыми различными лицами иорганизациями. Определяя круг потенциальных партнёров, библиотекавыявляетте организации, в поддержке которых она нуждается или будет нуждаться, кому может быть предложено взаимовыгодное сотрудничество, взаимодействие с которыми благоприятно повлияет на имидж библиотеки и продвижение предлагаемых ею услуг. Библиотека нашей школы имеет достаточно большой фонд: Учебный фонд – 7193 экземпляра; Художественная литература - 13991; Учебно-методическая литература - 1720 . Все обучающиеся школы обеспечены учебниками, справочной литературой. Имеется компьютер с доступом в интернет, принтер, сканер. № п/п Отчетный год Записались в библиотеку Прочитано за отчетный год 1 2014 2 2015 3 2016
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
В течение отчётного периода проводится приём и выдача изданий читателям, проводились рекомендательные беседы при выборе книг, знакомство первоклассников со школьной библиотекой. Традиционным стало проведение мероприятия «Посвящение в читатели» для первоклассников, где библиотекарь подробно знакомит ребят с книгами, словарями, энциклопедиями. Ученики знакомятся с правилами пользования библиотекой. Здесь проводятся индивидуальные беседы с учащимися о прочитанной книге, диспуты и инсценировки. В нашей школе создан актив библиотеки, который проводит разнообразную работу по популяризации чтения книги, рейды по проверке состояния учебников, организует работу «Книжкиной мастерской». В рамках внеурочной деятельности организована работа клуба «Юный библиотекарь с обучающимися 6-х классов», ведется календарь знаменательных и памятных дат, к которому делаются книжные выставки, проводится наглядная агитация. В сентябре библиотекарь совместно с администрацией школы и обучающимися принимали участие в празднике, посвященному Дню освобождения поселка Теткино. Каждый год в октябре традиционно Актив библиотеки проводит акцию « Подари книгу школе!» среди обучающихся 1-5 классов. Ребята принимают в ней активное участие. В 2016 -2017 учебном году акция пополнила наш фонд художественной литературы на 167 замечательных книг. Самых активных участников мы наградили Благодарственными письмами и Почётными грамотами для портфолио обучающихся. Ежегодно педагог-библиотекарь и Актив библиотеки готовят газету, посвященную Дню школьных библиотек, проводится анкетирование среди обучающихся. 10. Опыт работы
16 слайд
Описание слайда:
17 слайд
Описание слайда:
Совместно с учителем ОПК Чепурной Татьяной Ильиничной были проведены мероприятия, посвященные Бородинскому сражению для обучающихся 4-х классов, и о Святых защитниках Отечества, в котором принимали обучающиеся 5-8 классов. В библиотеке к этим мероприятиям были оформлены выставки. В рамках международного месячника школьных библиотек и привлечения внимания к чтению в школе проводилась выставка поделок «Любимая книга своими руками». Одна из лучших работ, посвященная царской семье Романовых, в которой подробно иллюстрировано и описано во что играли дети семьи Романовых, была отправлена на областную выставку в город Курск. Совместно с учителем русского языка и литературы Рыковой Инной Владимировной, был проведен конкурс стихов «Праздник белых лебедей», посвященный павшим во всех войнах, который был высоко оценен администрацией школы. Ежегодно на весенних каникулах проводится Книжкина неделя с театрализованным представлением книжных героев, на которую приглашаются воспитанники Детского сада «Сказка» и воспитанники школы – интернат. Участникам и гостям вручаются подарки. На базе нашей школы была организована работа стажировочной площадки для библиотекарей Глущковского района. Таким образом, пиар – деятельность школьной библиотеки помогает духовному становлению личности ученика, воспитывая уважение к историческому прошлому нашей Родины, чувства гордости за свою страну, помогая понять настоящее и оказать влияние на будущее.
18 слайд
Описание слайда:
19 слайд
Описание слайда:
20 слайд
Описание слайда:
21 слайд
Описание слайда:
11. Резюме основных разработчика проекта (Описание функциональных обязанностей и опыта работы основных исполнителей проекта) Разработчик проекта Стаж работы в школьной библиотеке –5 лет Сертификаты: «MicrosoftWord»; Сертификат ОГБОУ ДПО КИРО за участие в конкурсе «Земли родной минувшая судьба…»; удостоверение о повышении квалификации «Формирование компьютерной грамотности» 12. Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинскаясредняя общеобразовательная школа №1им.Бочарникова» Глушковскогорайона Курской области
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание. Участие в митинге, посвященному Дню освобождения Тёткино от немецко-фашистских захватчиков Патриотическое воспитание. Участие в митинге дня освобождения Тёткино.
25 слайд
Описание слайда:
Книжкина неделя. Знакомство с библиотекой Знакомство с библиотекой. Книжкина неделя.
26 слайд
Описание слайда:
27 слайд
Описание слайда:
28 слайд
Описание слайда:
29 слайд
Описание слайда:
Участие актива библиотеки в пропаганде здорового образа жизни. Участие актива библиотеки в пропаганде здорового образа жизни.
30 слайд
Описание слайда:
Пропаганда ЗОЖ. Выпуск школьной газеты « Я –выбираю жизнь.» Пропаганда ЗОЖ. Выпуск школьной газеты «Я –выбираю жизнь.»
31 слайд
Описание слайда:
32 слайд
Описание слайда:
Акция « Подари книгу библиотеке » Награждение активных участников акции. Акция « Подари книгу » Награждение активных участников акции.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Возникновение и развитие рекламной деятельности, исторические предпосылки. Понятие "паблик рилейшинз", сущность, содержание, формы и методы. Отечественный и зарубежный опыт PR в социально-культурной сфере. Применение технологий PR на региональном уровне.
курсовая работа , добавлен 30.05.2014
Понятие и модели связей с общественностью. Место кампаний в системе PR-деятельности организации и ее коммуникационной политике. Планы по работе с основными группами общественности. Реализация кампании по связям с общественностью: проблема коммуникации.
учебное пособие , добавлен 01.07.2013
Аспекты проведения кампании в сфере связей с общественностью, ее основные этапы: аналитическая стадия подготовки, планирование, реализация и оценка результатов. Презентации, конференции, круглые столы и промоушн-акции как основные PR-мероприятия.
курсовая работа , добавлен 14.07.2011
Понятие и особенности услуг социально-культурной сферы, анализ их современного состояния и перспективы развития. Классификация видов сервиса по сферам его осуществления. Характеристика услуг социально-культурной сферы, их разновидности и направления.
курсовая работа , добавлен 25.11.2010
Определение сущности понятия "связи с общественностью" и организация PR-кампании. Характеристика функций и типов кампаний по связям с общественностью. Механизм организации связей с общественностью в Вооруженных Силах, основные направления их оптимизации.
курсовая работа , добавлен 08.04.2015
Роль и специфика рекламно-информационного обеспечения в деятельности организаций туристской отрасли. Система и методы рекламно-информационных коммуникаций. Анализ маркетинговой деятельности фирмы и её среды, стратегии рекламно-информационного обеспечения.
курсовая работа , добавлен 16.09.2017
Значение социально-культурной сферы в процессе развития общественных отношений. Структура и нормативно-правовая база деятельности организации. Особенности управленческой деятельности, связь с общественностью, рекламная и финансовая деятельность.
отчет по практике , добавлен 26.07.2010
Понятие связей с общественностью в политической сфере. Функции служб по связям с общественностью, принципы их функционирования в политике. Связи с общественностью в российской политике. Проблемы функционирования PR-служб, направления их разрешения.
курсовая работа , добавлен 12.01.2011
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Характеристика истоков зарождения паблик рилейшнз в Америке. Этапы становления паблик рилейшнз, как профессии и науки - функции, задачи. Особенности современного паблик рилейшнз, как профессиональной системы для разработки, поддержания имиджа организации.
курсовая работа , добавлен 15.02.2010
Определение, значение и содержание Паблик Рилейшнз. Становление ПР как области знаний и сферы деятельности. Паблик Рилейшнз в маркетинге. Маркетинговые коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Отношения со средствами массовой информации.
дипломная работа , добавлен 28.02.2011
Паблик Рилейшнз как области знаний и сферы практической деятельности. Анализ системы Паблик Рилейшнз используемой менеджментом компании "Светоч", осуществляющая фармацевтический бизнес на ДВ регионе. Совершенствование системы Паблик Рилейшнз в фирме.
курсовая работа , добавлен 20.03.2008
Современная система деловой коммуникации. Исследования, научный анализ как инструменты деловой коммуникации. Контроль за результатами деятельности как необходимый элемент современной деловой коммуникации. Методы паблик рилейшнз. Реклама и паблик рилейшнз.
реферат , добавлен 20.07.2010
История появления и развития паблик рилейшнз. Паблик рилейшнз: определение, основные задачи. Внешние и внутренние коммуникации как основная проблема паблик рилейшнз. Создание имиджа как одна из основных задач ПР.
курсовая работа , добавлен 21.10.2004
Коммуникативные аспекты паблик рилейшнз. Развитие связей с общественностью в коммерческих организациях. Продвижение товаров методом паблик рилейшнз. Значение различных видов маркетинговой деятельности - рекламы, коммуникаций и стимулирования сбыта.
курсовая работа , добавлен 18.09.2014
История становления и развития паблик рилейшнз. Задачи и функции паблик рилейшнз. Основные виды и методы реализации паблик рилейшнз. Основные направления формирования имиджа руководителя. Социальные роли менеджера, формирование их образа и поддержка.
курсовая работа , добавлен 07.01.2009
Хронология и динамика развития паблик рилейшнз в мировом пространстве. Анализ определений. Понятие общественности, общественного мнения. Модель коммуникации в данной сфере. Роль маркетинга и PR в структуре организации. Задачи бренда и имиджа предприятия.
PR -деятельность библиотек
PUBLIC-RELATION (PR) -технология взаимодействия с обществом и способ влияния на общественное мнение (развитие связей с общественностью) очень важна для учреждений культуры, чья успешная деятельность и даже существование зависят от востребованности обществом.
PR-деятельность библиотеки, как любого учреждения культуры - это комплексное и многократное использование PR-средств в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнение и отношения людей в целях поддержания репутации, создания и популяризации имиджа.
PR-компания-это логическая последовательность действий, состоящая из 4-х этапов:
исследовательская (аналитическая) работа: оценка ситуации, определение целей; анализ элементов коммуникации; определение каналов распространения информации;
планирование - затраты; организация событий; рекламная поддержка;
реализация - презентация;
конференции; круглые столы; дни открытых дверей; приемы; промоушн-акции (в учреждениях культуры наиболее приемлем игровой промоушн - продвижение продукции игровыми методами (лотереи, конкурсы, розыгрыши призов);
предваряется листовками, плакатами. Важные составляющие промоушн-акции: правильно подобранные люди, создание временного творческого коллектива;
тщательно подобранная идея и стратегия акции; качественное исполнение.
оценка эффективности. Оценка идет по принципу «цель - конечный результат» (книговыдача, кол-во посещений) .
В современной профессиональной лексике широко используется англоязычное понятие «паблик рилейшнз» (далее PR). Технология PR успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организации общественного мнения . В США (на родине PR) давно существует точка зрения, что связи с общественностью для любой организации вне зависимости от организационно-правовой формы означают приблизительно то же самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по качеству, тем она эффективнее функционирует.
Рекламная деятельность библиотеки тесно взаимосвязана с деятельностью PR. Объединяющей целью выступает продвижение предлагаемых библиотечных товаров и услуг к пользователю, формирование положительного образа библиотеки. В связи с этим, следует рассмотреть основные характеристики «паблик рилейшнз».
Существует много попыток определения PR. Наряду с описательным и функциональным, широко используется сравнительный метод. Можно выделить следующие характеристики PR:
искусство и наука создания делового имиджа для организации и индивидуумов на основе правовой, официальной, событийной и иной оперативной информации;
искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания между организацией, т.е. библиотекой о обществом, основанные на правде и полной информированности граждан;
планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью.
Ознакомление с базовыми постулатами PR позволяет персоналу библиотеки грамотно и оперативно поддержать связи с пользователями, библиографическими и маркетинговыми службами - расширять влияние на приоритетные группы потребителей их услуг и продукции, вносить вклад в улучшение управления информационными потоками всей организации . PR располагает собственными инструментами. Наиболее часто употребляются и приносят заметные результаты в библиотечно-библиографической деятельности следующее: анализ общественного и опубликованного мнения, стратегии по информированию и коммуницированию, проекты и инициативы, слово, иллюстрации, мероприятия/кампании. Один из разделов PR-кризисные PR. Даже в библиотеках могут возникнуть непредвиденные и угрожающие ее существованию ситуации: утрата важных массивов информации в связи со сбоем в компьютерной технике и сетях; неплатежеспособность банка и банковской системы, появление в вышестоящем органе лиц, враждебно относящихся к библиотеке, подделка или фальсификация одного из популярных и хорошо раскупаемых продуктов и пр. Но даже самые негативные ситуации преодолимы и поправимы, если за дело возьмутся PR-профессионалы, взращенные на «библиотечной почве». Что бы ни произошло, сотрудники маркетинговых и библиографических служб должны довести полную и достоверную информацию до PR-менеджера или до ответственного за PR-деятельность библиотеки сотрудника, помочь ему разработать конкретный план преодоления инцидента, установить четкие ориентиры по трактовке ситуации и восстановлению репутации этой службы и библиотеки как таковой.
Следует отметить, что эффективность PR-деятельности и влияние на внешнюю среду во многом зависит от поддержки коллектива. Для создания сплоченной команды единомышленников, ответственных и заинтересованных, мобильно реагирующих на все изменения, используются приемы «внутреннего» PR. Таким образом, методистам и маркетологам библиотек важно не только самим овладеть азами PR, но и быть способными научить коллег из других подразделений библиотеки его основным приемам и методам. Только в этом случае станут возможными диалог с приоритетными группами общественности, распространение необходимой информации и устойчивое взаимопонимание между различными библиотечными структурами и пользователями.
К средствам PR относятся мероприятия, всегда имевшиеся в арсенале библиотек - выставки, конференции, презентации, публикации в СМИ, выступления на радио и телевидении и т.д. Эти библиотечные мероприятия имеют «двойной эффект»: с одной стороны они относятся к группе массовых мероприятий и являются услугами библиотеки, а с другой - уровень проведения этих мероприятий отражается на имидже библиотеки-организатора.
Массовые мероприятия - это самая дешёвая реклама библиотеки, так как она видна местному сообществу и способна улучшить (или наоборот) имидж библиотеки.
Татьяна Сергеевна Тараненко,
начальник отдела инновационных проектов и внешних cвязeй
Муниципальной информационно- библиотечной системы,
магистр информационно-аналитической деятельности (г. Кемерово)
Для значительной части общества во всех странах мира библиотеки продолжают оставаться «вещью в себе», их культурно-информационный потенциал используется недостаточно, социальный статус и престиж библиотекарей невысок. Сложившиеся представления о работе библиотек не изменилась в течение XX века. Однако именно создание положительного имиджа играет решающую роль в попытках сломать стереотипы.
Широко распространенный образ библиотеки сформировался в сознании различных групп населения в результате непосредственного знакомства с ее работой, с тем положением, которая она занимает в социуме, а также под воздействием СМИ, кинематографа и литературных произведений.
Если не выстраивать целенаправленно собственный имидж, он будет формироваться спонтанно. Точно так же, если не выстраивать и не контролировать развитие библиотеки, этот процесс не сможет отвечать новой парадигме, не будет системным и всеобъемлющим, библиотека не сможет интегрироваться в мировую информационную среду, в единое медиапространство. Необходимость такого вектора перемен может способствовать усилению роли новых форм деятельности в библиотечной сфере, так называемых Public Relations (PR), то есть общественного взаимодействия.
Именно поэтому осуществляемое в процессе PR - деятельности формирование системы эффективной коммуникации и возможности повысить рейтинг библиотеки как информационного учреждения, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов, становится одной из наиболее приоритетных задач ее администрации.
Библиотечный формат Public Relations можно определить как средство формирования доверительного и уважительного отношения к библиотеке со стороны пользователей и широких масс общественности, а также как искусство и науку создания делового имиджа организации на основе правовой, официальной, событийной и иной оперативной информации. Акции могут быть направлены на реальных и потенциальных читателей, финансовые институты и местные органы власти. К основным целям PR-проекта библиотеки могут быть отнесены следующие:
Выработка имиджа библиотеки как современного, необходимого обществу, открытого и понятного для граждан, доброжелательного и динамичного учреждения;
Упорядочение информационных сообщений о деятельности библиотеки;
Взаимодействие с органами власти (для создания известности и лоббирования интересов);
Взаимодействие с партнерами (поиск форм сотрудничества);
Поиск дополнительных средств для библиотеки (фандрейзинг);
Изучение общественного мнения, устранение неясностей (библиотека — знакомое место для библиотекаря, но для многих людей она остается terra incognita, объектом стереотипов и штампов);
Улучшение социально-психологического климата внутри библиотеки, а также выявление мнений сотрудников об организации работы (так называемые внутренние PR), поскольку определить имидж библиотеки можно только посредством соотнесения взглядов «изнутри» и «извне».
Необходимо специально подчеркнуть, что мероприятия по линии связей с общественностью должны быть направлены не столько на повышение спроса и книговыдачи, сколько на установление позитивного отношения общественности к библиотеке.
Перед осуществлением PR-акций необходимо продумать план: определить долгосрочные и краткосрочные цели, имеющиеся материальные и трудовые ресурсы, составить прогноз ожидаемого эффекта и расчет необходимых финансовых средств.
К числу наиболее удачных приемов, которые можно использовать в любой PR-кампании, относятся:
Вовлечение человека в действия других людей;
«вложенное действие» (человеку предлагается совершить хорошо знакомое ему действие в сочетании с другим — необходимым организации);
Создание «чудес» и легенд (афиширование выдающихся достижений, изменение принятых правил и норм, устройство праздников);
Постановка стереотипов под сомнение (неожиданные сообщения по разным каналам информации, заставляющие людей задуматься о том, что же они в действительности знают о называемом объекте).
Целенаправленно создаваемый имидж представляет собой систему характеристик, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики библиотеки или библиотечной системы. Для грамотной PR-поддержки, которая обеспечит эффективное функционирование организации в рыночной среде и достижение положительного результата в работе по формированию желаемого имиджа, необходимо выстроить четкий алгоритм всей компании.
Такой алгоритм был разработан и частично апробирован Муниципальной информационно-библиотечной системой г. Кемерово (МИБС). В его основу была положена известная формула RACE (Research — иссле¬дования, Action — действие, Communication — общение, Evaluation — оценка), адаптированная для библиотечной среды. Методика состоит из трех этапов.
Первый этап — исследование . Производится ситуационный анализ: необходимо получить максимально широкую, качественную информацию по волнующей проблеме, выявить группы общественности, которые имеют отношение к ситуации.
Применительно к библиотечной системе данный этап должен включать:
Обязательное изучение нормативных документов, инструкций, положений и информационных писем федеральных и региональных органов управления, анализ рынка информационных услуг. Это очень важно в современной России, когда еще недостаточно четко определена нормативно-правовая база, регулирующая сферу информации, авторские права и т. п.
Анализ ситуации на информационном рынке и прогнозирование его состояния на перспективу. Деятельность библиотеки в первую очередь направлена на распространение в обществе знания, которое является неотъемлемой частью культуры, предоставление информации. Поэтому важно отслеживать тенденции развития не только библиотечного дела, но и информационного рынка.
Проведение «полевых исследований» — наблюдений, экспериментов, опросов с целью выявления общественного мнения о требуемых и фактически оказываемых услугах
Анкетирование реальных и потенциальных пользователей, читателей.
Анализ деятельности государственных и общественных организаций в сфере культуры: обществ, ассоциаций, советов и фондов.
Анализ общей и специализированной прессы: что пишут СМИ об отрасли в целом или о конкретных библиотеках.
Интервью с должностными лицами, определяющими государственную политику в отрасли и влияющими на принятие решений.
Анализ PR-деятельности библиотек на конференциях, на выставках (организуемых сторонними организациями), в СМИ.
На основании выводов по результатам исследования осуществляется анализ тенденций в отрасли, предсказание их последствий для библиотек и библиотечной профессии в целом, определяется цель PR-программы.
Второй этап — действие и коммуникация . На данном этапе выбираются целевые аудитории, конкретизируются основные сообщения и обращения к ним, разрабатываются мероприятия, посредством которых возможно воздействие на них.
Действие . Главные вопросы: что необходимо предпринять и почему, какие нужно провести изменения, о чем необходимо сообщить целевым аудиториям, что сказать о планируемых мероприятиях, что надо трансформировать в данной ситуации, определить стратегию PR-деятельности и канал коммуникации.
Коммуникация . Нужно ответить на следующие вопросы: кто, как, когда и где должен осуществить конкретные действия и коммуникацию.
Для проведения PR-мероприятия, целевой аудиторией которого является молодежь, Муниципальной информационно-библиотечной системой г. Кемерово был разработан краткий план, который можно представить в следующем виде:
1. Выбираются средства коммуникации: по каким каналам учреждение планирует работать с той или иной целевой аудиторией.
2. Определяется масштаб деятельности.
3. Устанавливается время проведения PR-программ.
Одной из особенностей большинства библиотечных услуг является их сезонность (пример: летние читальные залы или «библиотечная продленка»). Следовательно, и активность PR-мероприятий, особенно тех, которые направлены на привлечение новых пользователей, должна соответствовать этой периодичности.
4. Рассчитывается бюджет PR-кампании и составляется конкретный план-расписание.
5. После завершения планирования и подготовки PR-программы исполнители приступают к этапу реализации.
Все множество PR-программ можно условно разделить на несколько блоков: в СМИ, в Интернете, на телевидении, радио и др.
МИБС г. Кемерово реализует проект « Book -шоу», используя различные средства коммуникации. Например, в еженедельной рубрике в вечернем эфире на радио «Кузбасс FM» в рамках программы «Хороший вечер» в «живом» разговоре работника библиотеки, ведущего и радиослушателей о книгах, чтении, мероприятиях и проектах стараемся популяризировать чтение и обратить внимание на библиотеку. Работаем в Интернете — на портале «библиотеки. кемеровские. рф» и в социальной сети «ВКонтакте». В течение 2012 г. в утреннем эфире одного из кемеровских телеканалов еженедельно выходила рубрика «Воок-шоу» с участием представителя библиотечной системы.
В программе специальных мероприятий — акция «Библионочь». В сравнительно небольшом городе Кемерово (540 100 жителей) она проходила одновременно в 5 библиотеках: 2-х областных и 3-х — МИБС. Такого рода акции — хороший помощник в популяризации чтения, привлечении общественности в библиотеки, в формировании их имиджа.
Что касается специальных мероприятий, то их спектр достаточно велик. Для формирования имиджа библиотеки можно использовать практически любую модную тенденцию, распространенную среди молодежи, подкорректировав и направив ее на путь к книге.
Приведем некоторые приемы и идеи, использование которых особенно полезно для библиотеки: т организовать массированный анонс предстоящего события внутри организации и за ее пределами;
Предоставить возможности для его участников не только ознакомиться с материалами и программами, которые предлагает библиотека, но и дать «опробовать» их;
Установить контакты со всеми желающими получить услуги, т. е. непосредственно на выставке «превращать» потенциальных посетителей в реальных;
Привлечь профессионалов, известных людей для участия в мероприятиях;
Провести анкетирование или опрос среди участников: это поможет правильно оценить само событие, свое в нем участие и найти новые идеи.
Третий этап предполагает оценку эффективности мероприятия. Практически невозможно измерить эффективность всей PR-политики организации, однако дать правильную оценку отдельным мероприятиям и инструментам вполне реально, хотя это требует определенных средств и времени.
Что касается показателей оценки эффективности PR, то применительно к библиотеке они могут выглядеть следующим образом: рост известности библиотеки среди различных аудиторий; изменения в публикациях в СМИ (по уровню и тону); изменение положения библиотеки на информационном рынке; оживление каналов обратной связи, т. е. увеличение числа запросов, полученных в результате PR-кампании.
Таким образом, в работе с имиджем библиотеки необходим стратегический подход. Именно он позволяет развиваться, прогнозировать и довиваться результатов. Формирование системы эффективной коммуникации и возможности повысить престиж библиотеки, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов, становится одной из наиболее приоритетных задач. Простор для совершенствования имиджа достаточно велик — необходимы только время, планомерность в исследованиях, беспристрастные оценки специалистов и кадры, желающие совершенствовать этот имидж, изменить его, невзирая на распространенные стереотипы и штампы.