Когда чек не нужен? Когда можно не пробивать кассовый чек при оплате наличными Если не пробили чек по кассе

17.05.2021

Согласно письму ФНС от 24.07.2017 № ЕД-4-20/14361 интернет-торговля должна вестись в соответствии с требованиями закона № 54-ФЗ, а значит, использование продавцом ККТ и выдача кассового чека обязательны. Надо ли пробивать «забытый» чек? Зачастую в случае, когда продавец забывает пробить кассовый чек и выпускает только слип платежного терминала, он сомневается, надо ли его оформлять постфактум, когда время уже упущено и покупатель ушел. В этом случае обязательно оформляется кассовый чек коррекции (КЧК), а обычный уже не пробивается. Создать КЧК продавец может по своей инициативе, обнаружив расхождение в фактических и отчетных данных, или по указанию налогового органа после проведенного им мониторинга. По правилам КЧК формируется в период между созданием отчетов об открытии и закрытии смены (п. 4 ст. 4.3 закона № 54-ФЗ).

При оплате по платежной карте ошибочно не пробит чек ккт

В кассу предприятия деньги оприходованы должны быть. Дальневосточнег 04.09.2009, 16:08 нет в Z-ке, но КМ-4 — не «Журнал Z», а «ж-л кассира-операциониста».Соглашусь — лучше уж так — ведь эта сумма упадёт на счет, значит её надо будет «легализовывать». Andyko 04.09.2009, 16:32 Пардон, забыл, что оплата картой была.

Не надо её легализовывать. Она вполне легально на счет поступит. А кассовый чек от такой записи не появится. ATLASKA 04.09.2009, 19:56 У нас была аналогичная ситуация. Когда только начали принимать карты, то забывали пробить на кассе безнал, то «лишку» пробивали.

Ругалась с барменами, теперь все окей. Но те «ошибочные» суммы так и подвисли.

Забыли пробить чек при оплате картой — что делать?

Внимание

Поэтому теперь для всех продавцов, деятельность которых подпадает под действие закона 54-ФЗ, не стоит вопрос, надо ли пробивать чек при оплате картой. Ответ однозначно положительный. Некоторые категории организаций и ИП сохраняют возможность вести деятельность без кассовых аппаратов, выдавая бланки строгой отчетности. О том, кто имеет право работать без использования ККТ или получил отсрочку, узнайте в материале «Можно ли работать без кассового аппарата».

В зависимости от формы проведения оплаты банковской картой - через терминал или онлайн-платежом - кассовый чек должен быть выдан на бумаге или в электронном виде. Для отправки последнего продавцу необходимо заранее узнать у покупателя адрес его электронной почты или номер мобильного. Минфин РФ и ФНС дали разъяснения, надо ли пробивать кассовый чек при эквайринге в сети Интернет, то есть оплате картой покупок онлайн.

Статья

Допустим, кассир понял, что ошибся, когда покупатель уже ушел и забрал чек. Тогда звоните в техподдержку. Специалист может вывести из ЭКЛЗ (электронной памяти кассы) копию чека. Его лучше сразу отсканировать или скопировать на бумагу.
В этот же день пробейте чек на сумму безналичной оплаты. В любом случае, если ошибка в кассе обнаружена до снятия Z-отчета, надо оформить акт о возврате денег. Для этого подойдет форма № КМ-3. Понадобится также объяснительная записка от кассира в произвольной форме.


В ней надо указать причину ошибки (невнимательность, сбой в работе ККТ и пр.). К этим бумагам необходимо приложить ошибочный чек или его копию. На основании акта надо сделать запись в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме № КМ-4 (п.
4.3 Типовых правил).

Не пробит чек (стр. 1)

КоАП за непробитый чек, в том числе при оплате платежной картой, продавцу грозит административный штраф:

  • от 30 000 руб. для юридических лиц;
  • от 10 000 руб. для должностных.

П. 6 той же статьи предусматривает наказание за непредставление кассового чека покупателю по его требованию в виде предупреждения или штрафа в размере 10 000 руб. для юридических лиц и 2 000 руб. для должностных. Однако штрафа можно избежать. Как поясняет ФНС в своем письме от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899, в случае когда пользователь ККТ добровольно заявляет в налоговый орган о допущенном нарушении и самостоятельно устраняет его, он может быть освобожден от административной ответственности.

Кассовый чек при оплате банковской картой

При этом должны быть соблюдены несколько условий:

  • заявление подано в письменной форме с указанием даты и причины допущенного нарушения, а также реквизитов КЧК;
  • до обращения продавца налоговый орган не установил факт нарушения;
  • представленные документы позволяют сделать вывод о том, что правонарушение имело место.

Кроме того, не будет считаться административным нарушением ситуация, когда продавец стремился соблюсти требования закона 54-ФЗ. Например, кассовый чек не был предоставлен, потому что покупатель указал несуществующие реквизиты для отправки сообщения. Итоги При работе по новым правилам применения ККТ продавец обязан выдать покупателю кассовый чек при расчетах банковской картой.

Правило распространяется как на оплату через терминал, так и на онлайн-покупки. Если чек не создан, исправлять нарушение нужно с помощью чека коррекции.
Пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 определено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в ст. 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.В связи с указанным положением Постановлением Московского городского суда от 09.09.2013 N 4а-1685/13 производство по делу о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Понятие кассовой дисциплины объединяет ряд норм и ограничений, касающихся приема, выдачи, хранения наличных денежных средств на предприятии, при безналичных расчетах – их учет в рамках проведения кассовых операций. Любые манипуляции с наличностью, в том числе выдача зарплаты, прием платежей за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, называются кассовыми. Совокупность норм, принятых за основу ведения кассы, устанавливается не руководством частных компаний, а определяется законодательными актами Российской Федерации.

Штраф за непробитый чек для ООО и ИП в 2018

Новую шкалу штрафных санкций за непробитый чек за оказанные услуги либо осуществление коммерческой деятельности ввел Закон №290-ФЗ в июле 2016 года. Для нарушителей - ИП размеры штрафов увеличились в 2-5 раз. В соответствии со статьей 14.5 п.2 КоАП РФ, любая операция получения денежных средств предпринимателем сопровождается пробитием чека на кассовом аппарате, причем в расчет берется выручка как за реализованный товар, так и за оказанную услугу.

Штраф ИП за невыдачу кассового чека в 2018 предусмотрен вышеуказанным законом и поправкой 2 к статье 14.5 КоАП и составляет сумму в размере от ¼ до ½ от стоимости оказанной услуги либо реализованного товара, но не менее 10 000 рублей. На практике это выглядит так: если на сумму 200 000 рублей чек не выдан, то штраф составит от 50 000 до 100 000 рублей, если же сумма покупки будет всего 20 рублей, то штраф за не пробитый по кассе чек составит 10 000 рублей.

Штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП и ООО


Любая организация либо индивидуальный предприниматель, производящий с клиентами денежный расчет посредством наличных средств либо банковских карт, обязан вручить покупателям чек из зарегистрированного кассового аппарата. Работа без кассового аппарата попросту запрещена. Обязательный чековый документ выдается в случаях, когда:

    продавец реализовал товар;

    сотрудники компании оказывали клиенту платные услуги;

    клиент получил ранее заказанную услугу.

Если чек за вышеперечисленные услуги не выдан, на работу организации или индивидуального предпринимателя будет возложен штраф.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением предпринимателями закона о ККТ налоговые органы мониторят расчеты с применением онлайн-касс, оценивают полноту данных, представленных организациями, и учета выручки, полученной ими. Нарушителей ожидает штраф за неиспользование кассового аппарата ИП, в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Вид административного нарушения

Вид наказания для должностного лица

Вид наказания для юр. лица и ИП

Неиспользование ККТ в случаях, установленных российским законодательством

Штраф от ¼ до ½ суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

Штраф от ¾ четвертых до полной суммы расчета, осуществленного без применения КТТ, но не менее 10 000 рублей.

Использование КТТ, не соответствующей требованиям новой редакции ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ.

Штраф от 1 500 до 3 000 рублей;

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей

Нарушения в работе ККТ согласно требованиям ст. 4.2. «Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ» Федерального закона №290-ФЗ в

Штраф от 1500 до 3 000 рублей

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю кассового чека в электронной форме.

Штраф 2 000 рублей;

Штраф 10 000 рублей.

Непередача организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ кассового чека покупателю по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством

Штраф 2 000 рублей;

Штраф 10 000 рублей

Все новые штрафы за неприменение ККТ в 2016 году вступили в действие с 15 июля 2016, а штраф за неприменение ККМ для ИП в 2018, так называемых онлайн-касс, действуют с 1 февраля 2017 года.

Штраф за превышение лимита кассы в 2018


Понятие «лимит кассы» означает максимально допустимую величину наличности в денежном хранилище, сейфе либо кассе организации к концу рабочего дня. Подобную норму ввел Центробанк РФ, однако устанавливает свой максимум бухгалтерия предприятия индивидуально в начале каждого календарного года.

Кассовые излишки вполне законно могут допускаться в определенные дни. Уважительными причинами, согласно п.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, считаются:

    выплата заработной платы и различных видов помощи, но не больше пяти рабочих дней после снятия денежных средств с расчетных счетов компании;

    проведение кассовых операций с привлечением наличных средств в нерабочие либо праздничные дни.

Иные обстоятельства не могут служить оправданием для превышения лимита и влекут за собой штрафные санкции.

Избранным категориям коммерческих компаний малого бизнеса, предприятиям, организаций, ИП закон разрешает отменить лимит в кассе. Для отказа от предельной суммы не нужно производить каких-либо специальных действий, достаточно простого соответствия определенным нормам Указания Банка России от 11.03.14 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»:

    ограниченное количество персонала – не превышает 100 человек за прошедший календарный год;

    предельный доход за выполненные услуги и реализованный товар – не более 800 000 рублей, не считая НДС;

    участие в уставном капитале иных юридических лиц – не более четверти доли.

Если какая-либо из организаций попадает в рамки этих требований, она может хранить в кассе любые суммы финансовых средств.

Какое административное взыскание накладывается в случаях нарушения лимита по кассе? Юридические лица подвергаются наказанию в виде штрафа на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, индивидуальные предприниматели и должностные лица (бухгалтер и руководитель) подвергаются штрафным санкциям на сумму от 4 000 до 5 000 рублей.

Чек-коррекция используется в следующих ситуациях:

— кассир допустил ошибку и хочет её исправить,

— при технических неисправностях кассового аппарата, из-за которых оборудование дало сбой.

То есть речь идёт о ситуациях, когда происходит корректировка расчётов, произведённых ранее, согласно пункту 4 статьи 4.3 закона о ККТ.

Например, ситуация, когда кассир забыл пробить чек и продажа осталась неучтённой, или когда был выбит чек на неправильную сумму.

Чтобы лучше понимать, как правильно оформляется коррекция, приведем небольшой алгоритм:

  1. После того как обнаружена ошибка в расчетах, необходимо документально сформулировать юридическое обоснование, которым может быть служебная записка или акт.
  2. Пробивается чек коррекции, в котором для обоснования указывается составленный документ, его дата и номер. Признак расчета может быть сформулирован только в 2 возможных вариантах: расход или приход. Тип коррекции — самостоятельная операция .
  3. Документы — обоснования чека коррекции нужно хранить в течение 5 лет как первичный бухгалтерский документ (ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло до ухода покупателя.

Возврат товара онлайн-касса проводит без особых проблем. Оформляется обычный кассовый чек с отметкой: «Возврат прихода», деньги возвращаются покупателю.

1. Кассир пробивает чек на возврат прихода (на неверную сумму);

2. Кассир формирует «правильный чек», который квалифицируется как приход;

3. Кассир отдаёт покупателю правильный чек, и забирает ошибочный.

Таким образом и ОФД, и налоговая инспекция получат верные данные, что позволит обойтись без создания чека коррекции.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя

Чек коррекции — документ, при помощи которого можно решить проблему отсутствия кассового чека по проведенной операции, избежав административного наказания.

Данная ситуация иллюстрирует факт появления неучтённой выручки от продаж, то есть у налоговой может возникнуть вопрос о сокрытии части налогооблагаемого дохода. Неучтённая выручка также может свидетельствовать о неиспользовании ККТ, что влечёт за собой соответствующие штрафные санкции. Тоже самое происходит, когда кассир неумышленно не пробивает чек.

Важный момент: для того, чтобы избежать штрафа необходимо пробить чек коррекции, данная мера действует тогда и только тогда, когда обнаружение и исправление ошибки произошло до проверки налоговой инспекцией

Каков порядок действий, если ошибка найдена «самостоятельно»?

1. Создаётся специальный документ - служебная записка , в которой обозначен момент (дата и время) ошибки, которая привела к появлению неучтённой выручки, этот документ регистрируется (присваивается номер и дата);

2. В чеке коррекции указывается регистрационный номер и дата служебной записки - это служит основанием для операции коррекции;

3. В чеке коррекции должен быть определён «Тип коррекции»

Этот реквизит отражает причину введения корректировки:

  • «0» - корректировка проведена самостоятельно (по собственной инициативе);
  • «1» - корректировка проведена по предписанию (по инициативе налогового органа, обнаружившего нарушение).

4. Вы должны передать в налоговую 3 документа:

  • сам чек коррекции;
  • акт об обнаружении излишних средств;
  • объяснительную записку от кассира об ошибке.

Отправьте письмо раньше чем налоговая заметит нарушение. В противном случае компания может получить штраф в 30 тыс. руб. согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ . Если исправите ошибку до того, как ее нашла ФНС — штрафа не будет.

Каков порядок действий, если ошибка найдена «по предписанию»?

Ошибка, найденная «по предписанию», то есть налоговая узнала о неучтённых продажах. Такое может произойти в том числе после жалобы покупателя о невыданом чеке.

Порядок действия кассира таков:

1. Пробивается чек коррекции;

2. Основанием коррекции служит дата и номер предписания (которое ИФНС направляет в бухгалтерию компании);

3. В чеке коррекции должен быть определён тип расчёта «приход» и «операция по предписанию» как признак коррекции.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя.

Данная ситуация иллюстрирует факт преувеличения выручки от продаж, так как эти данные меньше фискальных данных, то есть реально получено меньше денег, а следовательно - появляется недостача в денежном ящике.

Та же ситуация возникает, когда продавец-кассир пробивает несколько раз один и тот же чек.

Есть ли необходимость в создании чека коррекции? Преобладающее число экспертов в области кассовой дисциплины утверждает, что этого делать не нужно, так как данная ситуация не провоцирует штраф из-за неприменения кассовой техники.

Какой порядок действий в этой ситуации?

1. Кассир пробивает чек, который квалифицируется как «возврат прихода», который создаётся на сумму недостачи;

2. Создаётся пояснительная записка с раскрытием причины недостачи по кассе.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую /меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло в предшествующей смене .

Этот вопрос касается корректировок после закрытия смены.

Чек коррекции можно оформить в любой день. Например, если неприменение ККТ выявлено самостоятельно в течение смены, то чек коррекции можно пробить до формирования отчета о закрытии смены. Если излишек денег обнаружен после формирования отчета о закрытии смены, то чек коррекции допустимо сформировать на другой день после открытия смены.

Оформлять чек коррекции следует отдельно по каждой операции, совершенной без применения ККТ, либо данные о которой не были переданы ОФД (Письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899 ). Сделать один чек коррекции на общую сумму непроведенных операций разрешено только в случае массового технического сбоя в работе ККТ (Письмо ФНС России от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867).

Важный момент: Согласно мнению специалистов ФНС , не запрещено создание чеков коррекции после закрытия смены, однако важно в таких чеках указывать момент, когда была допущена ошибка (дата и время).

1. Кассир пробивает чек коррекции;

2. Кассир указывает в нём дату и время ошибки прихода (в опции «описание коррекции»). Например, может быть такое описание коррекции: «20.07.2018 в 15:25 был сформирован кассовый чек с ошибочной суммой». (А чек коррекции может быть составлен гораздо позже, например 10.08.2018).

Вид нарушения

Размер штрафа или вид наказания в соответствии 54-ФЗ

должностное лицо

Организация или ИП

Не применение кассового аппарата после 01.07.2017

Штраф от 25% до 50% от непробитой суммы продажи (но не менее 10 тыс. рублей)

Штраф должен составить от 75% до 100% от непробитой суммы продажи (но не менее 30 тыс. рублей)

Повторное неприменение кассы в течение одного года, в том числе, если сумма расчётов составила 1 млн. руб.

(после 01.07.2017)

Дисквалификация от года до двух лет

Приостановка деятельности на срок до трёх месяцев (90 суток)

ККТ не соответствует новым требованиям, нарушены правила регистрации после 01.07.2017

Штраф на сумму от 1,5 до 3 тыс. руб.

Штраф для ИП:

1,5 — 3 тыс. руб.

для юр.лица:

5 — 10 тыс. руб

Нарушение срока представления документов и данных по запросу налоговой (ФНС)

Штраф для ИП и должностного лица:

1,5 — 3 тыс. руб.

для юр.лица:

5 — 10 тыс. руб

Невыдача чека или прочего БСО (бланка строгой отчётности) в печатном виде/неотправка данных в электронном виде по просьбе покупателя

Предупреждение и штраф в 2 тыс. руб.

Предупреждение и штраф:

для ИП: 2 тыс. руб.;

для юр.лица: 10 тыс. руб.

Важно! Теперь к ответственности могут привлечь в течение года (ранее период привлечения к ответственности был равен двум месяцам).

Реквизиты чека коррекции

Реквизиты чека коррекции такие же, как и у обычного. Например: ИНН, номер ККТ, адрес расчета, система налогообложения, фискальный признак.

Разница между ними в том, что в коррекционном чеке не отражается номенклатура товара, цена и объем . Это связано с тем, что коррекционный чек нужен только ОФД и ФНС для проверок, а покупателю его не предоставляют. По этой же причине в нем нет QR-кода, по которому клиенты проверяют подлинность документа.

В таком чеке указывается всего одна общая сумма корректировки. Разбиение по товарам не нужно.

В реквизите «Кассир» должны быть указаны ФИО и должность соответствующего лица.

На форуме официального сайта ФНС России forum.nalog.ru размещены методические рекомендации по формированию кассовых чеков в соответствии с приказом ФНС России от 21.03.2017 ММВ-7-20/229@ .

Организация получает на расчетный счет денежные средства от покупателей (клиентов) — физических лиц (не индивидуальных предпринимателей) за товары, работы и услуги. Начиная с какой даты, эта организация обязана применять контрольно-кассовую технику (ККТ) и оформлять кассовые чеки (бланк строгой отчетности — БСО), а также возможно ли избежать ответственности за непробитие чека по безналу?

Согласно новым требованиям (далее — Закон № 54-ФЗ), если на расчетный счет компании денежные средства поступают от физического лица (то есть от обычного гражданина), то применение кассы является обязательным. Данная норма действует с 1 июля 2019 года.

При поступлении оплаты на расчетный счет от физлица кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств на расчетный счет компании. Сделать это необходимо не позднее момента выдачи товара покупателю, начала выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, с июля 2019 года не использовать кассу и не выдавать кассовый чек при проведении безналичных расчетов будут вправе только ИП и организации в случае платежей с иными организациями и ИП без предъявления электронного средства платежа получателю средств. В том случае, если расчеты с физлицами (не ИП) осуществляются с использованием электронных средств платежа, применение онлайн-кассы является обязательным на общих условиях.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с 1 июля 2019 года при получении на расчетный счет денежных средств от покупателей (клиентов) — физических лиц (не ИП) за товары, работы, услуги организация обязана применять ККТ и оформлять кассовые чеки (БСО) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения оплаты на счет организации.

Штрафы за непробитие чека на безнал

Все организации и ИП, которые должны с 1 июля 2019 года применять кассы, обязаны пробить и передать чек клиенту. Непробитие чека по безналу с 1 июля 2019 года приравнивается к неприменению онлайн-кассы. В этом случае к организации и ИП могут быть применены штрафные санкции согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юрлиц — от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб.

Согласно части 3 статьи 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники», повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет; в отношении ИП и юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно Примечанию к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и порядка ее применения, и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи.

Однако такой порядок применим только в случае, если соблюдены в совокупности следующие условия: на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом, чтобы избежать ответственности за непробитие чека, следует воспользоваться примечанием к статье 14.5 КоАП РФ и в письме в адрес ИФНС подробно описать состав своего правонарушения, а также указать способ исправления его последствий.
По мнению ряда специалистов, для исправления ситуации неприменения ККТ следует на каждую сумму поступления пробивать отдельный чек. При этом в чеке надо указать обязательные реквизиты, в частности, номенклатуру и адрес электронной почты плательщика, на который должен быть отправлен чек (ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). В этом случае чек будет не корректировочный, а обычный — на приход. То есть так как организация не пробивала прежде ошибочные чеки, так что и корректировать нечего.

С другой стороны, согласно пункту 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ:

При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (БСО коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ о применении ККТ (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ).

При этом чек коррекции оформляется на общую сумму поступления и в чеке коррекции не указывается номенклатура, так как чек коррекции необходим, прежде всего, для полноты отражения выручки. Таким образом, по мнению налоговых органов, от ответственности может быть освобождено лицо, которое само нашло ошибку, добровольно в письменной форме уведомило ИФНС о неприменении кассы и пробило чек коррекции.

С 01 июля 2019 года при получении на расчетный счет денежных средств от покупателей (клиентов) — физических лиц (не ИП) за товары, работы, услуги организация обязана применять ККТ и оформлять кассовые чеки (БСО) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения оплаты на счет организации.

За неприменение ККТ предусмотрена административная ответственность согласно статье 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».

Чтобы избежать ответственности за неприменение ККТ, надо в письменной форме уведомить ИФНС о неприменении кассы и пробить чек коррекции на общую сумму поступления.

Мария Кошкина, юрист

Журнал «Современный предприниматель », № 3 (март 2009 года)

  • Какие методы проверки работы бизнесмена с ККМ применяются инспекторами?
  • Чем отличается контрольная закупка от покупки в личное пользование?
  • Помогают ли аргументы арбитражного суда для отмены санкций?

Стоит не пробить на рубль, и предприниматель «попадет» на штраф. Ведь нарушение кассовой дисциплины чревато санкциями. До недавнего времени даже в суде было сложно отстоять свою точку зрения – арбитраж нередко принимал сторону инспекторов, даже если проверка проводилась с нарушениями. Пока дело не дошло до Высшего арбитражного суда, который поставил под сомнение использование проверочной закупки в качестве метода контроля кассовой дисциплины в недавно обнародованном постановлении от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Правда, налоговики с решением судей не согласны.

Проверка, не определенная законом

При продаже товара в обязательном порядке применяется кассовый аппарат (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ далее – Закон о ККМ). Причем, требование обязательно для всех предпринимателей, независимо от применяемого режима расчета налогов. Исключение: коммерсанты, применяющие бланки строгой отчетности (БСО). Непробитый чек (как и не выданный БСО) карается штрафом. За такую провинность с коммерсанта могут взыскать до 4 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

Законом о ККМ обязанность контролировать повсеместное применение кассовой техники возложена на инспекторов. Согласно пункту 1 статьи 7 этого закона работники налоговой службы, в частности, «проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков». Такая обязанность возлагается на них и нормами других документов. Например, статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, пунктом 5.1.6 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. Кроме того, в статье 23.5 Кодекса об административных правонарушениях прямо сказано, что дела связанные с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг без применения ККМ рассматривает налоговая служба. Однако ни в одном из перечисленных документов нет методики проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины.

Творчество инспекторов

Отсутствие нормативного регламента «кассовых» проверок привело к тому, что контролеры пошли по самому очевидному пути их проведения – контрольным закупкам. Обескураженные внезапным визитом бизнесмены практически не пытались противиться штрафам. Немногие из них шли отстаивать свои права в суд. Причем, до недавнего времени гарантий единообразного решения не было. Да и подход инспекторов к такой проверке отличался разнообразием. Дело в том, что контрольная закупка является разновидностью оперативно-розыскных мероприятий (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, далее – Закон). А их проведение – вне компетенции налоговиков. Поэтому, дабы контролеров не заподозрили в превышении полномочий, инспекторы называют контрольную закупку как только возможно: проверочная закупка, покупка в личное пользование и т. д. Еще бы, ведь «покупку для себя» к оперативно-розыскным мероприятиям не отнесешь.

К примеру, в пункте 4.2 приказа УМНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189 сформулированы методы проверки применения ККМ. Здесь названо визуальное наблюдение за продажей товаров клиентам (оказанием услуг, проведением работ), приобретение проверяющими товаров в личное пользование. Отдельно выделяется покупка товаров сотрудниками ведомства, участвующими в проверке, у которых есть право на контрольную (проверочную) закупку с последующим оформлением акта. Последнее в перечне – выявление нарушений Закона о ККМ в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее 2 месяцев).

Таким образом, столичные контролеры показали, что контрольная закупка и личное приобретение в ходе проверки – разные вещи. Поддержал налоговую службу и Минфин России. В письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23 ведомство указывает, что совершаемые в ходе контроля покупка в личное пользование и проверочная закупка – методы разные. Вот только в чем разница, финансисты пояснить так и не смогли. Указанное письмо интересно еще и тем, что в нем фактически содержится инструкция для контролеров.

Совершив «покупку в личное пользование», ревизоры должны предъявлять представителю ИП поручение налоговой инспекции на проверку, служебные удостоверения, а также документально оформить результаты проверки.

Такая прыткость объясняется просто. Дело об административном правонарушении может быть открыто при наличии хотя бы одного повода, указывающего на наличие нарушения. Поэтому, если проверяющий при личной покупке обнаружил, что продавец не выдал чек ККМ, для него это является основанием немедленно составить протокол о провинности, караемой статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (подп. 1 п. 1 ст. 28.1, п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Ведь в процессе покупки товаров в личное пользование как раз и обнаруживается нарушение. Заметим: в данном письме чиновники призывают к «распространению судебно-арбитражной практики о правомерности привлечения к административной ответственности при непосредственном обнаружении налоговыми органами нарушений Закона о ККМ». Это в свою очередь необходимо для изменения или отмены судебных актов, принятых арбитражными судами, как нарушающих единообразие в толковании норм права. Имеется в виду толкование судами норм права, которое шло в разрез с позицией инспекторов, запрещая проводить контрольные закупки.

До ВАС...

Справедливости ради отметим, что в спорах, доходивших до суда, арбитры нередко принимали решение в пользу инспекторов.

Один из аргументов – Закон о ККМ не содержит каких-либо запретов или ограничений на действия инспекции в ходе выполнения предусмотренной обязанности контроля за соблюдением норм Закона о ККМ, в том числе запрета на проведение контрольной закупки. Нередко дополнительным фактом является то, что товар приобретается налоговым служащим для личных нужд, на собственные деньги и не возвращается продавцу. Так сказано в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2008 г. № А79-2134/2008. К аналогичным выводам приходили и судьи других регионов. Например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 января 2008 г. № Ф04-14/2008(377-А75-27), Поволжского округа от 1 июля 2008 г. № А12-19067/ 07-С10.

Следуя примеру коллег, судьи Федерального арбитражного суда Уральского округа отметили, что в силу статей 23.5 и 28.3 Кодекса об административных правонарушениях у инспекторов есть полномочия составлять протоколы и рассматривать дела о привлечении к ответственности за неприменение ККМ. Следовательно, проведение контрольной закупки проверяющими направлено на реализацию предоставленных им полномочий (постановление от 10 октября 2007 г. № Ф09-8271/ 07-С1).

Довольно странно, но столь распространенная отрицательная практика шла вразрез с позицией Конституционного суда. Еще в 2005 году конституционные судьи рассматривали проблему контрольных закупок.

В Определении от 22 апреля 2005 г. № 198О они подчеркнули, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона оперативно-розыскные мероприятия (к коим относится контрольная закупка) проводятся на основании сведений «о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших». При этом под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Когда обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином нарушении, проведение оперативно-розыскного мероприятия должно быть прекращено. Если же признаков возможного преступления нет до начала проверки, то оперативно-розыскное мероприятие не может быть начато вовсе.

... и после ВАС

Видимо так, с переменным успехом и продолжались бы разбирательства коммерсантов и налоговиков, если бы вопрос правомерности проверочных закупок не дошел до Президиума Высшего арбитражного суда РФ. Проследим логику арбитров в постановлении от 2 сентября 2008 г. № 3125/08.

Во-первых, судьи указали, что приобретение товара для проверки применения ККМ, когда по окончании проверки товар возвращается продавцу, а деньги покупателю, все-таки контрольная закупка, которая в свою очередь относится к оперативно-розыскным мероприятиям. При этом она была произведена «должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия».

Во-вторых, ни один из нормативных документов, уполномочивших инспекторов проверять работу с кассой, не определяет методов и порядка проведения таких проверок и полномочия налоговых работников при их проведении.

В-третьих, статья 26.2 Кодекса об административных правонарушениях не допускает использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Все это позволило сделать вывод, что проведение инспекцией проверочной закупки в ходе контроля за применением ККМ «не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения». Как следствие, осталась ни с чем.

Выводы ВАС РФ не могут не порадовать, и теперь можно смело утверждать, что рассмотрение аналогичных дел чаще будет решаться в пользу предпринимателей. Ведь позиция высших арбитров учитывается арбитражными судами. На сегодняшний день изложенный выше подход уже активно применяется.

Так в постановлении от 21 ноября 2008 г. № А54-3934/2007-С8 Федеральный арбитражный суд Центрального округа указал: проведение инспектором проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа обратил внимание на то, что произведенная инспекцией покупка товара является контрольной (проверочной) закупкой, поскольку из акта проверки видно, что приобретенный товар был возвращен продавцу, а уплаченные за товар деньги – проверяющим. Следовательно, инспектором лично осуществлена проверочная закупка в торговой точке, что противоречит статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (постановление от 13 января 2009 г. № Ф09-10062/08-С1).

Правда, обратите внимание! Все эти дела объединяет то, что товар и деньги были возвращены, и это зафиксировано в акте проверки.

Закономерен вопрос: повлияло бы на решение судей отсутствие в акте проверки указания на такой возврат? Пока на этот вопрос сложно ответить однозначно. Но в любом случае решение ВАС РФ дает коммерсантам несколько козырей в борьбе с произволом инспекторов.

Защита от штрафа

Разберемся, что делать, если инспекторы пришли с проверкой. Даже если вас поймали на неприменении кассового аппарата, не отчаивайтесь. Дело в том, что стремясь наказать нарушителя, инспекторы подчас допускают массу ошибок.

Основу документального оформления контрольной закупки составляет протокол. Он должен оформляться немедленно после обнаружения провинности (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Внимательно изучите составленный контролерами документ. Протокол, оформленный с нарушениями, судьи в расчет не примут. А значит, у предпринимателя есть шанс избежать наказания.

Содержание протокола регламентировано (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). В нем, в частности, указываются дата и место составления, должность и имя проверяющего, сведения о нарушителе и свидетелях, место, время совершения и описание нарушения, объяснения нарушителя. Если хоть одного из этих реквизитов в протоколе не будет, взыскать штраф налоговикам не удастся (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

Обнаружив такие недочеты, сообщать инспекторам о них не стоит. Приберегите свои аргументы для суда, чтобы контролеры не успели исправить документ до рассмотрения дела. Так, например, если документы не содержат точных данных о времени совершения нарушения, то привлечение бизнесмена к ответственности можно признать незаконным (постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2007 г. № Ф09-928/07-С1, Поволжского округа от 5 апреля 2007 г. № А65-26215/2006-СА3-38).

Не получится взыскать штраф и в том случае, если неприменение ККМ было выявлено в магазине предпринимателя в его отсутствие, и о рассмотрении дела ИП не был уведомлен. Ведь протокол можно составлять только в присутствии бизнесмена или его представителя, уполномоченного на это нотариальной доверенностью. Если протокол о правонарушении инспекция составит без участия коммерсанта (его представителя), судьи такой протокол во внимание не примут и нарушение признают недоказанным (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А55-9961/ 2008).

налоги и учет
Настойчивость ФНС
Екатерина Ромашкина, налоговый консультант Вместе с тем, контролеры не собираются совсем отказываться от привычной практики проведения закупок в ходе проверки соблюдения бизнесменами кассовой дисциплины. Об этом однозначно заявляет письмо ФНС России от 11 января 2009 г. № ШС−22−2/1@. В данном документе чиновники рекомендуют инспекторам «учитывать сложившуюся в регионе судебную практику». А значит, в тех регионах, где суды считают это законным, контрольные закупки будут продолжаться. Подобные указания налоговая служба периодически рассылает своим территориальным отделениям (письма ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС−6−14/389@, от 14 сентября 2007 г. № ШС−6−18/716@ и от 30 мая 2006 г. № ШС−6−14/550@). Более того, на официальном сайте ФНС России 10 февраля 2009 года опубликована позиция ведомства относительно постановления Высшего арбитражного суда от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Чиновники указывают, что налоговая служба должна осуществлять контроль за соблюдением бизнесменами требований Закона о ККМ, в том числе проводить проверки выдачи покупателям кассовых чеков. Факт неприменения кассовой техники, в том числе невыдачи чека должен подтверждаться соответствующими доказательствами. А доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными дока


© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация