Роль железа в истории цивилизации. Роль металлов в истории человечества. Периоды употребления сплавов

06.07.2024

В истории цивилизации есть вехи, без которых труд­но представить развитие человеческого общества. Ког­да-то, много тысяч лет назад, наши далекие предки на­учились добывать огонь. По словам Ф. Энгельса, овла­дение огнем «впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Затем люди начали заниматься скотоводством, стали выращивать злаковые растения и, наконец, сделали еще один значи­тельный шаг в своем движении вперед - открыли тайну превращения руды в металл.

Овладение металлургией - искусством добывать, плавить и обрабатывать металлы - заметная веха в биографии человека, стоящая в одном ряду с приручением им огня, возникновением скотоводства и земледелия. Именно металлургия, зародившаяся, как свиде­тельствуют археологические раскопки, в седьмом тыся­челетии до нашей эры и относящаяся поэтому к числу древнейших областей человеческой деятельности, дала мощный толчок развитию производительных сил, обес­печила людей металлами и сплавами, сыгравшими решающую роль в становлении материальной культуры. Ее случайно этапные периоды в жизни человечества названы историей по преобладавшим в то время метал­лическим материалам: эпоха меди, бронзовый век и век железный.

С момента зарождения до наших дней металлургия прошла долгий, сложный, интересный путь - от пламени костра и простейших горнов, превращавших на заре цивилизации рудные камни в металлические крицы, до современных гигантских цехов и заводов, где наряду с традиционными пламенными печами действуют мощные электрошлаковые, электронно - лучевые и плазменные установки, позволяющие получать металл высокого качества.

1 Периоды употребления сплавов

В самых различных частях Старого Света в эпоху раннего металла можно выделить три основных перио­да: 1) использования изделий только из чистой меди, 2) сочетания чисто медных изделий с предметами из ис­кусственных сплавов и 3) распространения предметов ис­ключительно из искусственных сплавов.

Удалось установить и общую закономерность: первый период - господства изделий из чистой, без искусствен­ных приплавов меди - всегда предшествовал прочим двум, тогда как эти последние могли меняться местами. Но, если в обиходе того или иного племени или народа появлялись искусственные бронзы, период чистой меди уходил безвозвратно.

Выявилось и еще одно интересное обстоятельство: в Старом Свете не существовало единого и синхронного для всех областей периода бытования чистой меди. На­пример, этот этап для ближневосточных металлургов кон­чился в IV тысячелетии до н. э. В это время уральские племена жили еще в веке камня, а употреблять орудия из искусственных бронз они начали лишь в середине II тыс. до н. э., т. е. минимум на 2000-1500лет позднее. Для населения же ряда областей Африки и Азии век метал­ла вообще наступил чуть ли не в новое время.

Для Старого Света сегодня можно лишь очень грубо провести границу между эпохами меди и бронзы: переход свершился в значительном хронологическом промежутке между IV и серединой II тысячелетия до н. э. Раньше IV тыс. никаких сведений в литературе о наличии искусственных бронз нет, а позднее середины II тысячелетия ни один из известных нам горно - металлургических центров не производит орудий, изготовленных исключительно из чистой меди.

Неожиданно оказалось, что в добронзовый период знали не только медь. Первенство вместе с медью спешит завоевать и свинец. До сих пор историки металлургии считали, что этот мягкий серый металл привлек внимание человека сравнительно поздно - не раньше III тысячелетия до н. э.

Совсем иначе оценивали древность золота и сереб­ра. Серебро и особенно золото сплошь и рядом встре­чаются в месторождениях в виде самородков. Однако пока что сведений о находках, датируемых ранее чем V тысячелетие, у археологов нет.

Однако же и медь не была достаточно совершенным материалом. Гораздо прочнее меди оказалась бронза - сплав меди с оловом. Первый полученный человеком сплав дал название целой эпохе в развитии человеческой цивилизации - на смену камен­ному веку пришел век бронзовый. Бронзовые орудия постепенно вытеснили медные. Топор из бронзы лучше рубил деревья и реже тупился. Меч из бронзы был гораздо надежнее в бою.

Характерно, что кочевые племена научились выделке металла у своих оседлых соседей, но до больших высот в этом деле не поднялись. Они обрабатывали металлы самым примитивным способом. Вместо клещей кусок металла удерживали расщеплен­ной палкой, наковальней и молотом служили два гладких камня, причем "молот" иногда не имел даже рукоятки, а был закреплен на ремне. Разумеется, такими инструментами хорошие орудия не сделаешь.

Совершенно иное встречаем мы в странах древней культуры - в Северной Африке, в западной и восточной частях Малой Азии, на побережье Средиземного моря. Так, египтяне, вынужденные бороться с неблагоприятными климатическими условиями, ис­пользуя бронзовые орудия, сумели создать огромную систему искусственного орошения - вырыли каналы и огромные водо­емы. Искусственное озеро Мерис, например, имело в окружно­сти несколько сот километров.

Выплавка металлов в этих странах была, бесспорно, совершен­нее, но и она оставалась на крайне низком технологическом уровне. В примитивных горнах, не обеспечивавших высокой температуры, меди из руды выплавлялось очень мало. Можно с уверенностью считать, что на заре металлургии больше половины металла так и оставалось в руде и выбрасывалось вместе с ней в отвалы. Для того чтобы получить несколько килограммов меди, приходилось вести плавку целый день.

Сопряженное с немалыми затратами труда получение металла определяло и очень высокую его стоимость. Особенно дорогой была бронза - ведь необходимое для нее олово было в древно­сти большой редкостью. Владеть бронзовыми орудиями могли только очень богатые люди. Поэтому медь и даже бронза не вы­теснили вовсе орудия каменные. При постройке знаменитых египетских пирамид, наряду с медными и бронзовыми долотами, огромные блоки обтесывали и каменными рубилами. А простой народ в обиходе вообще пользовался только каменными оруди­ями. Окончательно камень уступил место металлу только с появлением в руках человека нового материала, определившего все дальнейшее развитие цивилизации. Этим материалом оказа­лось железо.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, каким образом люди научились выплавлять железо. В естествен­ном, самородном виде оно почти не встречается. Существует гипотеза, что первое железо, которое получили люди, досталось им с неба - в метеоритах. Одно из оснований для такой гипо­тезы - название металла у разных народов. Так, у древних египтян железо называлось "вааепере", что означает "родившееся на небе". Древние копты называли его "камнем неба".

Но железные метеориты достаточно редки, вероятность отыс­кать их крайне мала. А ведь необходимо было не только найти метеорит, но и догадаться выковать из него изделие. Очевидно, железо пришло к людям, в основном, все - таки вполне земным путем. Возможно, в те же горны, где выплавлялась медь, попа­дали куски железной руды, и мастера, в конце концов, догадались, что из этого темного вещества можно изготовить гораздо более крепкие ножи, топоры и мечи, чем из бронзы.

Достоверно одно: очень долгое время железа было так мало, что ценилось оно гораздо дороже золота. Среди уцелевших до нас сокровищ египетских пирамид, где золота - тонны, ученые нашли всего лишь несколько украшений из простого железа. Только очень богатые люди могли иметь железные кольца или броши. А один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него самого, разуме­ется, носить железные украшения. Древнегреческий географ и историк Страбон писал о некоторых африканских народах, ко­торые за железо давали в десять раз больше золота по весу. В "Одиссее" Гомера рассказывается, что победителю спортивных состязаний в награду вручали кусок золота и кусок железа. Один из египетских фараонов просил короля хеттов прислать ему железо в обмен на золото. Так продолжалось до тех пор, пока люди не нашли дешевый и производительный способ изготовле­ния железа. После этого оно начало быстро падать в цене, и уже не украшения делали из него, а топоры, лопаты, мечи, ножи, кольчуги...

На земле наступил железный век.






Откуда к нам пришло слово «металл» Наиболее часто встречаемая версия следующая: греческое слово металлон, что значит копи, рудники, производное от слова metalleuo – выкапываю, добываю из земли. В латинском языке слово металлум значит руда и выплавляемый из неё металл. В Россию слово металл попало из Франции, где оно звучало как металл


Как давно люди начали использовать металлы Медь. При раскопках в Юго-Восточной Анатолии в пластах холмов, возраст которых составляет 9200 – 8750 лет до н.э., были найдены медные изделия. Золото. В Египте в погребениях были обнаружены изделия из самородного золота возрастом 5000 – 3400 лет до н.э.. Серебро. В гробнице фараона Тутанхамона (ок – 1337гг. до н.э.) и на его троне были найдены остатки листового серебра. Свинец. На территории Анатолии найдены свинцовые изделия, датированные началом VII тысячелетия до н.э.. Олово. Раскопки показали, что в странах Ближнего Востока люди знали олово с середины III тысячелетия до н.э.. Ртуть. В одной из египетских гробниц XV или XVI веков до н.э. была найдена ртуть. Железо. Раскопки в Малой Азии показали, что выплавлять железо люди научились примерно в 1500 году до н.э.


Почему человечество веками обходилось семью металлами 1.Рассмотрим содержание семи металлов в Земной коре: Золото 4,3*10 -7 % по массе; Серебро 1*10 -5 % по массе; Медь 5*10 -3 % по массе; Олово 2*10 -4 % по массе; Свинец 1,6*10 -3 % по массе; Ртуть 8*10 -8 % по массе; Железо 4,65 % по массе. Для сравнения – алюминий – содержание в Земной коре достигает 8,6 % по массе. Вывод: для наших далёких предков встреча с металлами определялась в первую очередь не распространённостью металлов в природе, а нахождением этих металлов в виде самородков. Так распространённость самородного серебра по отношению к золотым самородкам составляет около 20 %, а по отношению к медным самородкам – всего 0,2 %. Поэтому человек сначала познакомился с медью и золотом, а затем уж с серебром.


Почему человечество веками обходилось семью металлами 2. Семь металлов древности радикальным образом изменили жизнь человечества, заложили основу для технических достижений последующих поколений. Веками и даже тысячелетиями человечество обходилось семью металлами, привыкло к этому и создало очередной миф о том, что в мире существует семь металлов. 3. Наступившая эпоха алхимиков попыталась создать теоретические гипотезы, касающиеся металлов и обосновать существование именно семи металлов. Каждый металл произрастает в земле под влиянием определённой планеты. Люди к этому времени знали только семь планет, значит и металлов должно быть только семь: «Семь металлов создал свет по числу семи планет».


Алхимики о природе металлов Один из самых просвещённых алхимиков Альберт Великий, как и другие его современники- алхимики, считал, что все металлы сотворены из ртути, что ртуть - "материя" металлов, а их окраску определяют четыре "духа" - ртуть, сера, мышьяк и нашатырь. Часть алхимиков считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый. Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов -- ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.








Алхимики о природе металлов Природа свинца Это тело несовершенное и нечистое, составленное из нечистой, неустойчивой, землистой, распыляющейся, слегка белой снаружи и красной внутри ртути. Таков же и его сульфур, притом из самых горючих сортов. Свинцу недостает чистоты, прочности, цвета. Он недостаточно проварен.


Алхимики о природе металлов Природа меди Медь – металл нечистый и несовершенный, составленный из нечистой, неустойчивой, землистой, красной без блеска, горючей ртути. То же самое и относительно ее сульфура. Меди недостает прочности, чистоты, веса. В ней слишком много землистых, негорючих частиц и нечистого цвета


Алхимики о природе металлов Природа железа Железо есть тело нечистое, несовершенное, составленное из ртути нечистой, слишком прочной, содержащей землистые частицы, белой и красной, но без блеска. Ему недостает плавкости, чистоты, веса. Оно содержит слишком много нечистого сульфура и землистых горючих частичек»




Свойства металлов. Пластичность Благодаря металлической связи и металлической кристаллической решётке металлы, в большинстве своём, характеризуются высокой пластичностью. Наиболее пластичные из металлов золото, серебро и медь. Это свойство металлов позволило человечеству освоить такое ремесло как холодная ковка металлов, что привело к изготовлению украшений, а затем и изготовлению металлических орудий труда.


Свойства металлов. Твёрдость Как наши предки сумели повысить твёрдость обрабатываемых металлов: освоив холодную ковку, человек позднее начал ковать с предварительным отжигом (например самородную медь); человек научился выплавлять сплавы: мышьяковая бронза, оловянная бронза, латунь и др.Например в Троянскую войну все воины были одеты в доспехи из оловянной бронзы и вооружены дротиками с бронзовыми наконечниками








Свойства металлов. Температура плавления Человек научился плавить металлы из руды. Но для этого нужно было достигнуть температуру, необходимую для восстановительной плавки руды – получила развитие технология с продуванием воздуха. Человек заметил, что некоторые сплавы плавятся при более низкой температуре, чем чистый металл –началось накопление материала для будущей науки – металлургии и металловедения




Роль металлов в истории человечества 1)Металлы помогли человеку создать простые орудия труда. 2)Металлы оказались незаменимыми при изготовлении машин – наступила эпоха машинного производства. 3)Человек открыл магнитные и электрические свойства металлов – наступила эпоха электричества.













Первичное закрепление материала Установите соответствие между металлом и «планетой», под действием которой, по мнению алхимиков, этот металл «зреет» на Земле: МЕТАЛЛ «ПЛАНЕТА» А) Ag 1. Солнце Б) Cu 2. Луна В) Sn 3.Меркурий Г) Au 4. Венера Д) Fe 5.Марс Е) Pb 6. Юпитер Ж) Hg 7. Сатурн


Первичное закрепление материала Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами: 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ 1) Натрий 1) Мышьяк 2) Кремний 2) Сурьма 3) Сера 3)Дубний 4) Магний 4)Азот 5) Алюминий 5) Фосфор 6) Фосфор 6) Висмут


Первичное закрепление материала Установите соответствие между металлом и его свойством МЕТАЛЛ СВОЙСТВО А) Cr 1) наиболее электропроводный Б) Ag 2) наиболее легкоплавкий В)W 3) наибольший блеск Г) Os 4) наиболее пластичный Д) Au 5) наиболее тугоплавкий Е) Hg 6) наиболее твёрдый Ж) Pd 7) наиболее плотный


Организация домашнего задания 1. Изучить параграфы4,6; выполнить задания 1 – 6, с; 1 – 5, – учебник 9 класса Изучить параграф 14; выполнить задания 1 – 5, с. 85 – учебник 8 класса 2. Насколько обоснованной была теория средневековых алхимиков, утверждающая, что отец всех металлов – сера? Вам в помощь привожу следующие сведения по некоторым минералам: Минерал Формула Пентландит (Fe,Ni) 9 S 8 Молибденит MoS 2 Станнин Cu 2 FeSnS 4 Киноварь HgS Халькопирит CuFeS 2 Халькозин Cu 2 S Галенит PbS Аргентит Ag 2 S Сфалерит ZnS 3. Обсудите дома с родителями варианты применения металлов в домашнем хозяйстве.



Оценить роль металлов в нашей жизни довольно просто – достаточно оглянуться и посмотреть вокруг себя. Металл повсюду. Кухонная утварь – ложки, вилки, ножи, кастрюли, сковородки – практически все из металла. Бытовая техника – стиральные машины, пылесосы, телевизоры, компьютеры – невозможна без металлов. Дома и улицы городов освещаются электричеством, которое подводится по металлическим проводам. Современные сооружения держатся за счет железобетонных конструкций. Между городами по стальным рельсам мчатся поезда, при создании которых использованы самые разные металлы, а по дорогам колесят машины, которые также во многом состоят из металлов. Корабли в море, самолеты в небе, ракеты и космические аппараты – все это просто невозможно без металлов и их сплавов. Да и странно было бы, если бы мы в нашей жизни обходились без того, что занимает весомую долю химической таблицы Менделеева.

Рис. 1. Эйфелева башня в Париже сделана из металла

Разнообразные свойства металлов – их ковкость, прочность и пластичность – давно сделали жизнь людей намного комфортней, ведь металлы используются уже на протяжении многих тысячелетий в самых разных сферах человеческой деятельности, из которых, пожалуй, наиболее значимой является создание орудий труда. Орудий, с помощью которых человек активно преобразует окружающий мир, приспосабливая его под свои нужды. Недаром с древнейших времен высоко ценились те, кто умел обращаться с металлом и изготавливать из него эти самые орудия труда.

Например, одна известная притча, созданная как минимум три тысячи лет назад, гласит следующее.

Царь Соломон по окончании строительства Иерусалимского храма решил прославить лучших строителей и пригласил их во дворец. Даже свой царский трон уступил он на время пира лучшему из лучших – тому, кто особенно много сделал для сооружения храма.

Когда приглашенные явились во дворец, один из них быстро взошел по ступеням золотого трона и сел на него. Его поступок вызвал изумление присутствующих.

– Кто ты и по какому праву занял это место? – грозно спросил разгневанный царь.

Незнакомец обернулся к каменщику и спросил его:

– Кто сделал твои инструменты?

– Кузнец, – ответил тот.

Сидевший обратился к плотнику, столяру:

– Кто тебе сделал инструменты?

– Кузнец, – отвечали те.

И все, к кому обращался незнакомец, отвечали:

– Да, кузнец выковал наши инструменты, которыми был построен храм.

Тогда незнакомец сказал царю:

– Я кузнец. Царь, видишь, никто из них не мог бы выполнить свою работу без сделанных мною железных инструментов. Мне по праву принадлежит это место.

Убежденный доводами кузнеца, царь сказал присутствующим:

– Да, кузнец прав. Он заслуживает наибольшего почета среди строителей храма.

Рис. 2. Суд Соломона (Никола Пуссен)

Кузнец в древние времена был не просто человеком, обрабатывающим металл. Его сфера деятельности охватывала практически всю технологическую цепочку от поиска и добычи руды до создания готовых изделий из металла, который выплавлялся из этой руды. И тех, кто видел его за работой, конечно же, поражало то, что кузнец (он же металлург по сути) получал ценные вещи практически «из ничего» – из куска какого-то камня. Поэтому у многих народов кузнец-металлург считался чуть ли не чародеем, а сама профессия была очень почетной.

С кузнецом не положено говорить на «ты», – уважительно отмечает финская поговорка.

По свидетельству английского ученого и публициста Бэзила Дэвидсона, оседлые земледельческие племена Африки почти повсюду считали кузнецов почетной кастой, а часто даже привилегированным сословием. Дэвидсон приводит также слова одного из исследователей о том, что в некоторых районах Зулуленда (бывшего государства зулусов на юге Африки) профессия кузнеца не только считается одной из самых почетных, но и окружена почти мистической таинственностью.

Немецкий этнограф Юлиус Липе сообщает, что в некоторых африканских государствах, расположенных южнее Сахары, царям часто было совершенно необходимо знать кузнечное дело. Так в одном из больших государств на территории Конго в средние века царя избирал совет вельмож. Избирали, конечно, не из простых людей. Но любой кандидат, который хотел стать царем, должен был доказать, что он является хорошим кузнецом.

Ясно, что для столь многогранной деятельности, какую нужно было совершить на пути от руды до готового металлического изделия, кузнец-металлург должен был обладать колоссальным знанием, которое чаще всего передавалось из поколения в поколение. Поэтому у многих древних народов кузнецом мог стать только тот, среди предков которого уже были кузнецы. Обыкновенный человек не мог взяться за это священное ремесло.

Рис. 3. Поиск руды с помощью лозоходства (средневековая гравюра)

Конечно, самые древние инструменты из металла еще не обладали теми характеристиками по твердости и прочности, какими обладают современные изделия. Но и они, как выясняется, весьма успешно могли конкурировать с каменными орудиями труда.

Например, одно время считалось, что мягкая самородная медь – довольно плохой материал даже для обработки дерева. Но в конце 50-х – начале 60-х годов советский историк Семенов организовал практические исследования по сравнению эффективности каменных и медных орудий и доказал несостоятельность подобных сомнений.

«Доктор исторических наук С.А.Семенов с группой молодых археологов в приангарской тайге провел серию опытов по сравнительному сопоставлению производительности медных и каменных орудий. Два одинаковых по форме топора – медный и каменный – были использованы при рубке равных по толщине сосен диаметром 25 сантиметров. В роли лесоруба выступал один и тот же человек. Непрерывно орудуя каменным топором, он свалил сосну только через 75 минут после начала работы. Каково же было изумление присутствующих, когда соседняя сосна была срублена им же с помощью медного топора всего через 25 минут! Медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза! Чтобы сопоставить рабочие качества не только ударных, но и режущих орудий, начали строгать деревянный сук медным, а потом кремневым ножом. Производительность медного ножа пре­взошла каменный в 6-7 раз!» (Н.Рындина, «Человек у истоков металлургических знаний»).

«Медное сверло делало отверстие в березовом полене в 22 раза быстрее кремневого. Так замечательно просто был снят вопрос, почему медные орудия произвели переворот в древней технике» (С.Иванова, «Металл: рождение для цивилизации»).

Позднее историк металлургии Рындина со своими сотрудниками экспериментально подтвердила и то, что качества медных инструментов можно заметно улучшить с помощью довольно простых приемов. Например, посредством обычной ковки, доступной и нашим древним предкам, которым для этого достаточно было лишь взять в руки подходящий камень и использовать его в качестве молотка. Дело в том, что в процессе ковки значительно повышается твердость меди, которую можно увеличить таким способом в несколько раз.

«Английский ученый Г. Г. Коглен на опыте доказал, что литую медь с исходной твердостью 30-40 единиц по шкале Бринеля можно довести одной ковкой до твердости 110 единиц. Эти цифры приобретут особую значимость, если вспомнить, что твердость железа составляет всего 70-80 единиц» (Н.Рындина, «Человек у истоков металлургических знаний»).

Проблема была лишь в том, что при этой так называемой холодной ковке растет не только твердость, но и хрупкость металла, что значительно затрудняет задачу получения действительно качественного изделия. Но эту проблему удалось обойти с помощью периодического нагрева меди до 850 о С, что уменьшало хрупкость материала.

«Было поставлено много опытов, прежде чем нашли оптимальные условия: бросали кусок меди в костер, он раскалялся, затем остывал – металл становился мягким и легко гнулся. Теперь можно было ковать его холодным. Каждый новый обжиг повышал и твердость, и пластичность меди» (С. Иванова, «Металл: рождение для цивилизации»).

Рис. 4. Медный топор

Открыв для себя полезные свойства металлов, человек, конечно же, не ограничился лишь одними орудиями труда. Пожалуй, даже наоборот – первоначально, как полагают историки, блеск и цветовое разнообразие металлов послужили причиной использования их для изготовления различных украшений и культовых предметов. Именно такие изделия считаются самыми древними из известных археологических находок. Чуть позднее металл стали использовать для изготовления разнообразных предметов бытовой утвари – от мелких иголок и рыболовных крючков до зеркал и котлов для приготовления пищи. Нашли металлы свое применение и в такой неожиданном для нас прикладном использовании как медицина.

В древних манускриптах говорится о пользе ношения металлических украшений и содержатся подробные описания случаев, в которых для очищения и лечения применялись пластины из различных металлов. О том, что с помощью пластин из меди можно лечить заболевания кожи, различные язвы и ушибы, а также холеру, писали Аристотель, Гиппократ, Гален, Парацельс, Аль-Бируни и Авиценна. Препараты, в состав которых входило золото и его соли, применяли при лечении проказы, волчанки, туберкулеза и некоторых венерических болезней.

Тибетские врачи полагали, что препараты из золота не только продлевают жизнь и повышают иммунитет у пожилых людей, но и выводят из организма различные яды, поэтому рекомендовали использовать золото при отравлениях. Кроме того, золото и его соединения считаются эффективным средством при лечении болезней почек, так как стимулируют выведение из организма избыточной жидкости. Серебро, по их мнению, обладает способностью излечивать нагноения и очищать кровь, а также ускорять заживление ран. Препараты из меди очищают гнойные раны, способствуют излечению болезней верхних дыхательных путей и печени. В тибетском трактате «Дзэйцхар Мигчжан» содержатся описания 25 лекарственных препаратов, в состав которых входят металлы.

В медицине Китая металлотерапия является составным элементом акупунктуры. Как полагают сторонники данного метода, введение металлических игл в определенные точки помогает восполнить недостаток металла в организме и восстановить нарушенную циркуляцию энергетических потоков…

Как бы то ни было, металлы довольно быстро проникли в самые разные сферы жизни человека, кардинально изменив все его существование на самой заре человеческой цивилизации.

Рис. 5. Медные браслеты применялись и в лечебных целях

С чего все начиналось?..

Великий философ Древнего Рима Тит Лукреций Кар в I веке до нашей эры в своем сочинении «О природе вещей» написал следующее:

«Прежде служили оружием руки могучие, когти,

Зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя,

После того, как последнее стало людям известно.

После того была найдена медь и порода железа.

Все-таки в употребленье вошла прежде медь, чем железо.

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо.

Медным орудием почва пахалась, и медь приводила

Битву в смятенье, тяжкие раны везде рассевая.

Скот и поля похищались при помощи меди, легко ведь

Все безоружное, голое повиновалось оружью.

Начали мало-помалу мечи из железа коваться.

Вид же оружья из меди в людях возбуждать стал презренье.

В это же время и землю возделывать стали железом,

И при войне с неизвестным исходом равнять свои силы».

Рис. 6. Тит Лукреций Кар

По сути, именно эти строки и легли в основу современного деления всей истории человечества, в которой специалистами выделяются большие периоды под названиями «каменный век» (неолит), «медный век» и «железный век». Этот перечень был дополнен датскими учеными К.Томсеном и Е.Ворсо понятием «бронзовый век», которое они ввели в археологическую науку в первой половине XIX века, поместив этот период между медным и железным веками. В таком виде данное деление и дошло до наших дней, иллюстрируя ту схему очередности освоения металлов человеком, которая ныне принята в академической науке.

Строго говоря, Томсен и Ворсо всего лишь исправили ошибку, сделанную при переводе текста Лукреция Кара. Дело в том, что римляне (вслед за греками) часто путали между собой понятия «медь» и «бронза», нередко обозначая их одним и тем же термином. В те так называемые античные времена никто в Средиземноморье не использовал медь для изготовления орудий труда и оружия – эту функцию исполняла бронза. И Лукреций Кар явно писал именно о бронзе, а вовсе не о меди.

Но как бы то ни было, указанная четырехступенчатая схема прижилась и вошла в учебники.

Рис. 7. Четыре периода развития человечества

Итак, во времена каменного века человек ориентировался на использование того, что было под рукой – в ход шли камни, дерево, кости, обсидиан (вулканическое стекло) и другие материалы, которые давала природа. Постепенно человек научился их дополнительно обрабатывать, добиваясь полезного улучшения свойств этих подручных предметов. Основным же орудием труда оказывались камни, которым люди стали придавать самую разнообразную форму сначала простым откалыванием кусков камня, а позднее используя дополнительно сверление, шлифовку и полировку. Как полагают ныне историки и антропологи, камень играл главную роль в жизни человека на протяжении сотен тысяч лет.

Рис. 8. Каменное рубило

И вот в какой-то момент человек открыл для себя металлы. Сначала, как полагают историки, в самой доступной – самородной форме.

«Открытие, вероятно, состоялось – как это иногда случается – в результате какой-то неудачной операции. Ну, например, так: доисторическому земледельцу потребовалось пополнить запас каменных пластинок и топоров. Из кучи заготовок, лежавших у его ног, он выбирал камень за камнем и умелыми движениями отбивал одну пластину за другой. А потом в его руки попал какой-то блестящий угловатый камень, от которого, сколько он ни бил по нему, ни одна пластинка не отделялась. Более того, чем усерднее он дубасил по этому бесформенному куску сырья, тем больше тот начинал походить на лепешку, которую в конце концов можно было мять, крутить, вытягивать в длину и свивать в самые удивительные формы. Так люди впервые познакомились со свойствами цветных металлов – меди, золота, серебра...» (Р.Малинова, Я.Малина, «Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох»).

Поскольку в природе в самородном виде медь и золото (по сравнению с другими металлами) встречается достаточно часто, серебро – значительно реже, а железо вообще в редчайших случаях, то первыми металлами, с которыми познакомился человек, стали как раз золото и медь. Именно из них наши древние предки стали изготавливать сначала украшения, а затем и другие предметы и орудия труда.

Рис. 9. Медный самородок

«При изготовлении первых, очень простых украшений, оружия и инструментов им было достаточно самого распространенного технического приема каменного века – удара. Но эти предметы были мягкими, легко ломались и затуплялись. В таком виде они не могли угрожать господству камня. А кроме того, металлы в чистом виде, поддающиеся обработке камнем в холодном состоянии, в природе встречаются крайне редко. И все-таки новый камень им понравился, поэтому они экспериментировали с ним, комбинировали приемы обработки, ставили опыты, думали. Им пришлось, естественно, пережить много неудач, и прошло очень много времени, прежде чем им удалось открыть истину. При высокой температуре (ее последствия они хорошо знали по обжигу керамики) камень (который мы сегодня называем медью) превращался в текучее вещество, принимавшее вид любой формы. Инструменты могли обрести очень острую режущую кромку, которую к тому же можно было затачивать. Сломанный инструмент не надо было выбрасывать – достаточно было его расплавить и снова отлить в форме» (Р.Малинова, Я.Малина, «Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох»).

Хотя иногда этот переход объясняется еще проще – дескать, среди камней, которыми человек обложил костер, чтобы сберечь драгоценный жар, случайно оказался медный или золотой самородок, который расплавился. Человек заметил, что «камень» превратился в странную жидкость, которая при остывании вновь затвердела и превратилась в «камень», но уже другой формы. Осталось лишь использовать таким случайным образом открытое свойство для отливки металлических изделий нужной формы. Считается, что первоначально отливка расплавленного металла осуществлялась в обычную земляную или глиняную форму, позднее же люди научились изготавливать специальные формы из камня, а затем и из металла. Человек сделал свои первые шаги в том, что мы называем ныне металлургией…

«Благодаря пластичности меди одной ковкой из нее можно было получить очень тонкие и острые лезвия. Поэтому такие важные для древнего человека изделия, как иглы, шилья, рыболовные крючки, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, изготовленные из металла, оказались более совершенными, чем сделанные из камня и кости. Благодаря плавкости меди оказалось возможным придать ей такую сложную форму, которая в камне была недостижимой. Поэтому освоение плавления и литья определило появление многих новых, неизвестных ранее орудий – сложных топоров, мотыг, комбинированных топоров-тесел и т.д.» (Н.Рындина, «Человек у истоков металлургических знаний»).

Рис. 10. Каменная форма для отливки топоров (Сардиния)

Спустя, как считается, довольно продолжительное время – несколько тысячелетий – человек открыл для себя, что можно получать те же самые металлы (медь, золото и серебро) из странных камней, которые были совсем не похожи на вожделенный металл, то есть из руды. Либо куски руды случайно оказались все в том же костре, либо человек уже целенаправленно стал экспериментировать, помещая в огонь все новые и новые камни. Как бы это ни произошло, после открытия столь полезного свойства таких камней, человек начал специально добывать металлосодержащие руды.

В ходе дальнейшего экспериментирования люди усовершенствовали место плавки, заменив обычный костер закрытой печью. А для повышения температуры внутри печи придумали систему подвода необходимого для этого кислорода – сначала с естественным притоком воздуха, а затем и с искусственным поддувом. С той же целью вместо обычных дров стали использовать специально подготавливаемый древесный уголь. Изменилось и место плавки – руду помещали уже не прямо в огонь, а в керамический сосуд (тигель).

Получение металлов не только из самородных жил, но и из руды, позволило значительно увеличить производство металлических изделий. Металл стал уверенно вытеснять каменные орудия труда. Человечество вступило в медный век.

«Переход к использованию орудий из металла вызвал не только общий рост производительности труда, но и расширил технические возможности многих отраслей производства. К примеру, стала доступна более совершенная обработка дерева. Медные топоры, тесла, долота, а позднее пилы, гвозди, скобы позволили выполнять такие сложные работы по дереву, которые ранее были просто неосуществимы. Эти работы способствовали улучшению приемов домостроительства, появлению выпиленного или вырезанного из дерева колеса, а по мнению английского археолога Гордона Чайлда, и первой цельнодеревянной сохи» (Н.Рындина, «Человек у истоков металлургических знаний»).

Рис. 11. Борнит – минерал, содержащий медь

Экспериментирование с разными видами руды привело к тому, что в некий момент человек получил сплав меди и олова. Когда именно и где это произошло – историки спорят до сих пор, но никто из них не сомневается в том, что это стало эпохальным событием. По крайней мере на текущий момент считается, что сплав олова с медью – бронза – был известен уже в IV тысячелетии до нашей эры, а чистое олово во II тысячелетии до нашей эры

Олово очень легко выплавлялось из черно-коричневого камня – касситерита. Само по себе олово мягко и непрочно, но, если его добавить к меди, при сплавлении получается красивый желтый металл гораздо тверже меди. Кроме того, добавка олова к меди, начиная с минимальных долей процента, улучшает ее литейные качества.

Оценив столь полезные преимущества сплава над обычной медью, люди перешли к созданию орудий труда из бронзы. Это создало базу для очередного рывка человечества по пути прогресса во всех сферах деятельности.

«…многие, вполне реальные достиже­ния древнего человека могут быть поставлены в связь с успехами металлургии. Представив себе эти достижения, легче понять, почему археологи выделяют в истории первобытного человека в качестве самостоятельных хозяйственно-технических этапов медный и бронзовый века. Они оценивают их не только с точки зрения основного, используемого для изготовления орудий металла, но и с точки зрения общего технического и социального прогресса общества» (Н.Рындина, «Человек у истоков металлургических знаний»).

Рис. 12. Кристалл касситерита

Последней наступила очередь железа. Считается, что это было обусловлено целым рядом причин.

Прежде всего – в отличие от меди самородное железо в природе встречается крайне редко. Как правило, самородное железо находят в виде мельчайших, неправильной формы зерен, иногда в виде губчатых или сплошных объектов, рассеянных в базальтовых породах. Другой вид самородного железа – железо метеоритное – также не столь широко встречается, чтобы можно было вести речь о его сколь-нибудь масштабном использовании в древние времена…

Здесь стоит оговориться, что это утверждение из учебников не совсем корректно. И в качестве действительных причин позднего освоения железа оно вряд ли годится. Дело в том, что в виде различных соединений – типа гематита и магнетита – железо распространено довольно широко. И если вести речь о выплавке металлов из руд (в которой на самом деле тот же гематит использовался в качестве добавок с древнейших времен), то эту причину позднего использования железа следует считать несостоятельной. Гораздо более важны другие факторы.

Во-первых, для выплавки железа требуются существенно более высокие температуры, нежели для получения меди или бронзы. И достичь необходимых температур в простейших древних металлургических печах было просто невозможно.

Но главное, и это во-вторых, само по себе железо представляет мало ценности, поскольку чистое железо – весьма мягкий материал. И широкое его использование началось лишь с освоением производства стали – «сплава» железа с углеродом. Гораздо более твердая по сравнению с железом сталь уже могла вполне успешно конкурировать с бронзой.

Рис. 13. Магнетит

Самым древним способом получения железа считается так называемый сыродутный процесс, при котором железо получали непосредственно из руды в небольших печах, создаваемых вначале непосредственно в земле. Сыродутным этот способ назывался из-за того, что в печь подавали («дули») холодный («сырой») атмосферный воздух.

Сыродутный процесс не обеспечивал достижения температуры плавления железа (1537 о С), а максимально доходил до 1200 о С, так что это была своего рода «варка» железа. Восстановленное железо концентрировалось в тестообразном виде на самом дне печи, образуя так называемую крицу – железную губчатую массу с включениями несгоревшего древесного угля и с многочисленными примесями шлака.

Из крицы, которую в раскаленном виде извлекали из печи, можно было изготавливать изделия только после предварительного отделения этой шлаковой примеси и устранения губчатости. Поэтому непосредственным продолжением сыродутного процесса были холодная и, главное, горячая ковка, состоявшая в периодическом прокаливании кричной массы и ее проковывании. В результате создавались крицы-заготовки, которые и использовались для дальнейшего производства железных изделий.

Столь непростой, многостадийный процесс требовал, конечно, более длительного времени для его освоения, нежели выплавка меди и бронзы. Это и считается основной причиной более позднего внедрения железа в жизнь людей.

Но как бы то ни было, человечество все-таки совершило очередной рывок по пути своего прогресса, перейдя в итоге из бронзового века в век железный. И даже сейчас, когда широко используются всевозможные пластмассы и композитные материалы, мы все-таки продолжаем жить в железном веке, поскольку железо остается основным материалом нашей реальности. Хотя, конечно, технология получения железа и стали очень сильно изменилась по сравнению с древними временами…

Рис. 14. У мартеновской печи

Вот так вкратце выглядит история освоения металлов человеком в учебниках. Картинка на первый взгляд кажется гладкой и абсолютно непротиворечивой. Но это, как выясняется, только на первый взгляд и только в учебниках…

Медная Северная Америка

Хорошую иллюстрацию к жизни общества в медном веке предоставляет нам Северная Америка. Когда сюда вслед за Колумбом прибыли искатели приключений и драгоценных металлов, местные индейцы не знали не только железа, но и бронзы. Основным их металлом была самородная медь.

В центральной части североамериканского континента к югу от области Великих озер располагается одна из самых больших речных систем мира – Миссисипи, которая охватывает огромную территорию. Благодаря этой речной системе, которая служила хорошей «транспортной сетью», здесь сложился ареал развитой культуры, созданный примитивными охотниками и собирателями, и получивший в науке название Вудленд. К этому времени тут впервые появляется керамика, традиция строительства погребальных курганов, складываются зачатки земледелия, а также появляются изделия из меди. Эпицентр этой культуры располагался вдоль течения Миссисипи и ее притоков – рек Миссури, Огайо и Теннеси.

Основными «медными» центрами в данном регионе были Висконсин, Миннесота и Мичиган. Уже в очень давние времена – в V–III тысячелетии до нашей эры (по современной датировке) – талантливые местные мастера изготавливали медные наконечники стрел и копий, а также ножи и топоры. Позднее люди культур адена, хоупвелл и Миссисипи, последовательно сменявшие культуру Вудленд, создавали превосходные медные подвески и прикладные украшения, а также ритуально-мемориальные «доски» и декоративные изысканно украшенные тарелки и блюда из листов кованой меди. К моменту появления здесь европейцев у северо-западных индейцев уже имелись даже своеобразные «деньги» в виде пластинок из чистой меди.

Рис. 15. Ареал культуры хоупвелл

Однако, несмотря на эти достижения, обработка меди велась примитивным способом. Плавка была неизвестна индейцам. Медь добывали из наиболее чистых рудных жил, затем расплющивали при помощи молота, а когда она достигала достаточно мягкого и податливого состояния, нарезали листы необходимой формы. Прямо на них гравировали узор, используя резцы из камня или кости.

До недавнего времени считалось, что индейцы североамериканского континента использовали лишь холодную ковку, хотя ряд исследователей и допускал вероятность освоения местными мастерами также метода горячей ковки. Недавние же исследования внутренней структуры некоторых медных изделий подтвердили, что горячая ковка индейцам все-таки была известна. Проанализировав размер, форму и особенности зерен меди внутри изделий, исследователи пришли к выводу, что древние мастера обрабатывали заготовку тяжелым молотом, затем помещали ее на 5-10 минут в горячие угли, что размягчало медь и уменьшало ее хрупкость, и после этого повторяли цикл столько раз, сколько требовалось для получения тонкого медного листа. Процедура, как легко заметить, полностью совпадает с экспериментами, проведенными Н.Рындиной с сотрудниками (см. ранее).

Рис. 16. Медные мемориальные «доски» североамериканских индейцев

И даже на самом севере континента гренландцы и эскимосы использовали найденные медные самородки и делали из них гвозди, наконечники для стрел и другое оружие и инструменты без использования плавки. Шотландский купец-путешественник, агент канадской Северо-Западной (пушной) компании, Александер Макензи, описывая свое путешествие через североамериканский континент в конце XVIII века, свидетельствует о том, что чистая медь была широко распространена среди племен, живущих вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Их наконечники стрел и копий выковывались «вхолодную», с помощью одного лишь молота.

И эти племена, и жители обширного региона Миссисипи использовали для изготовления своих изделий самородную медь из района Верхнего озера, расположенного на границе нынешних США и Канады. Здесь располагались ее богатейшие запасы.

Обычно в промышленных объемах самородная медь встречается очень редко. И в этом отношении медные руды района Верхнего озера уникальны. Рудоносная полоса протянулась тут по берегу одного из крупнейших озер мира приблизительно на полтысячи километров. И если самородки золота, вес которых превышает 10 килограмм, можно перечислить по пальцам, то по отношению к меди природа Северной Америки оказалась неизмеримо богаче и щедрее. Самородки этого металла, найденные возле Верхнего озера, на полуострове Кыосиноу, достигали веса 500 тонн!..

Рис. 17. На берегу Верхнего озера

В районе Верхнего озера в Северной Америке самородная медь была известна и добывалась очень давно – еще задолго до появления тут европейцев. К их приходу большая часть горных выработок уже поросла лесом. По данным М.Неймайра, старые открытые выработки и мелкие шахты тянулись в пределах меденосной полосы приблизительно на двести километров. Возле них были найдены каменные молотки, древесный уголь, медные орудия труда.

Современная промышленная добыча меди велась тут с 1845 по 1968 год. За это время было получено около 5,5 миллиона тонн меди. C 1968 года рудники законсервированы. Остаток же запасов оценивается примерно в 500 тысяч тонн меди.

По некоторым оценкам, к моменту начала промышленной добычи в этом регионе уже была выбрана почти половина начальных запасов меди, а добыча ее велась на протяжении многих тысячелетий. Когда она началась – вопрос до сих пор дискуссионный. Ныне историки оценивают начало добычи здесь самородной меди примерно VI-V тысячелетием до нашей эры. Вместе с тем есть совершенно иная точка зрения, согласно которой разработка данного месторождения началась на много тысячелетий раньше. Есть даже сторонники версии, что местные рудники эксплуатировались еще легендарными атлантами.

Но к версии более ранних датировок мы вернемся позднее. А пока лишь отметим, что уникальными оказываются не только месторождения района Верхнего озера, но и сам североамериканский пример общества, жившем в медном веке. Больше нигде в мире нет столь четких свидетельств того, что человечество проходило в своем развитии медный век. Во всех других регионах находки изделий из самородной меди настолько малочисленны, что строго и доказательно выделить с их помощью отдельный период под названием «медный век» просто нельзя. Вдобавок, из-за своего почтенного возраста эти изделия находятся порой зачастую в таком плачевном состоянии, что невозможно даже вообще провести корректный анализ их химического состава, не то чтобы определить, какая именно медь использовалась при их изготовлении – самородная или выплавленная из руды. Да и датировки подобных артефактов нередко вызывают сильные сомнения. Так что Северная Америка остается единственным реальным подтверждением медного века как такового.

База данных

Для того, чтобы разобраться в истории древней металлургии и ее особенностях, нужно на что-то опираться. Но что имеется в нашем распоряжении?..

Прежде всего – это древние изделия из металла. До весьма недавнего времени как раз изделия из металла служили историкам основной эмпирической базой для рассуждений о ранних этапах металлургии. Именно для рассуждений, поскольку преимущественно все сводилось к теоретическим размышлениям о том, из чего и как было создано то или иное изделие. Причем в своих выводах историки опирались чаще всего лишь на внешние особенности конкретного артефакта и простые логические соображения, которые выстраивались на базе имеющихся данных о доступности тех или иных источников металла и о его общих физико-химических характеристиках (температура плавления, твердость, ковкость, возможность взаимодействия с другими элементами и прочее).

Естественно, что выводы, полученные в результате таких теоретических рассуждений, всегда вызывали законные сомнения в их достоверности (заметим в скобках, что в дальнейшем обоснованность этих сомнений во многом получила подтверждение). Ведь теория – это только теория…

Ситуация несколько улучшилась в ХХ веке, когда появилась возможность такого исследования химического состава металлических артефактов, которое не сопровождалось повреждением или даже полным уничтожением самих артефактов. Это дало возможность для получения новой информации и позволило продвинуться вперед в понимании ранних этапов металлургии.

Однако на первых этапах исследования состава изделий не имели необходимой точности. Вдобавок, металлические артефакты обладают целым рядом особенностей, которые существенно затрудняют получение корректных данных об их создании.

Во-первых, сами изделия – даже при известном химическом составе – чаще всего крайне мало могут сказать о том, из чего именно они были получены, и еще меньше о том, какие металлургические технологии применялись при их изготовлении. В частности, когда металл выплавлялся не из одной конкретной руды, а из смеси различных руд, что в древности практиковалось довольно часто.

Во-вторых, подавляющая часть металлов активно взаимодействуют с внешней средой. Пожалуй, тут лишь золото находится в «привилегированном» положении, крайне неохотно вступая в химические реакции с другими веществами. Все остальные металлы довольно активны с химической точки зрения, что приводит к коррозии изделий и заметному изменению их состава (при достаточном количестве времени).

Рис. 18. Золото лучше всего противостоит коррозии (частный музей в Лиме, Перу)

А в-третьих, поняв, что металлы можно плавить, человеку легко было сделать следующий шаг и додуматься до вторичного их использования, пуская отработавшие свой век изделия на переплавку. Естественно, что подобное вторичное использование металлов получило широкое распространение с древнейших времен. По изделиям же, прошедшим переплавку, практически невозможно определить, как именно, когда, где, из каких руд и с помощью какой технологии получен исходный металл, ведь в ходе переплавки его химический состав может очень серьезно измениться.

Роль металлов в истории человечества трудно переоценить. Их влияние во все времена было столь велико, что об этом говорят даже названия веков «бронзовый», «железный», а когда были открыты электрические и магнитные свойства металлов наступили «век электричества» и «век электроники». В современном, столь технически развитом мире, человек ежеминутно встречается с металлами: дома, на улице, транспорте, работе.

Благодаря таким свойствам как твердость, прочность, пластичность, жаропрочность, коррозийная стойкость, высокая электрическая проводимость, металлы и их сплавы играют огромную роль в современной промышленности. На современном этапе развития производства число металлов, находящих применение, постоянно растет. Например, до XX века многие наиболее востребованные металлы не производились, более активно использовать металлы начали накануне и в годы второй мировой войны, а во второй половине прошлого века в промышленности применяют уже все известные металлы.

Интересно, что из наиболее ценных и важных для современной техники, лишь немногие имеются в земной коре в большом количестве. Это железо (5,1% от веса земной коры), алюминий (8,8%), магний (2,1%), титан (0,6%). Некоторые весьма важные металлы содержаться в земной коре в сотых долях процента (например, медь, марганец, хром, ванадий, цирконий) и даже тысячных долях (например, цинк, олово, свинец, никель, кобальт, церий, ниобий). Прочие металлы, обладающие ценными техническими свойствами, присутствуют в количествах, во много раз меньших.


На сегодняшний день одним из наиболее востребованных материалов является нержавеющая сталь, которая была открыта чуть более 100 лет назад. Такая сталь применяется во всех сферах человеческой деятельности:

  • строительной
  • пищевой
  • химической
  • автомобилестроение
  • нефтегазовое
  • космическое оборудование.

Такая востребованность происходит из того, что нержавейка обладает высокой устойчивостью против коррозии в самых разных условиях: атмосферных, газовых средах, речной, морской воде, растворах щелочей, кислот, солей, при разных температурах.

Ввиду широкого сортимента выпускаемых сталей и сплавов существует необходимость единой системы маркировки сталей. Наиболее популярной системой является американская AISI. Для нашей же страны актуальна советская система. Кстати, она удобнее американской в плане прочтения: первые цифры в ней обозначают содержание углерода, а последующие буквы и цифры- элементы и проценты их содержания.Например, таблица 1

08X18H10T 1.4541 X6CrNiTi18-10 321 321 SUS 321 08X17H13M2 1.4401 X5CrNiMo17-12-2 316 316 SUS 316 03X17H14M2 1.4404 X2CrNiMo17-12-2 316L 316L SUS 316 L 10X17H13M2T 1.4517 X6CrNiMoTi17-12-2 316Ti 316Ti SUS 316 Ti 12X13 X12CrN13 410 410 SUS 410 12X17 1.4016 X6Cr17 430 430 SUS 430 08X17T 1.4510 X3CrTi17 439 439 SUS 430 LX
СНГ (GOST) Европа (EN) Германия (DIN) США (AISI) США (AISI) Япония (JIS)
08X18H10 1.4301 X5CrNi18-10 304 304 SUS 304
03X18H11 1.4306 X2CrNi19-11 304L 304L SUS 304 L
1.4006

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Реферат на тему роль металлов в истории человеческой цивилизации В них боль и печаль, величие подвига человеческого. и перекрытия исторических памятников и культурных сокровищ: Эрмитажа, Русского музея, (10 занимательных вопросов по химии по теме Об использовании неорганических Реферат Роль металлов в развитии человеческой цивилизации. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения. Тип: Реферат, Size: 28,75 Kb., Нанотехнология как приоритетное направление Роль металлов в истории человеческой цивилизации. Реферат по выбранной теме должен отражать: меры защиты и нормы безопасного. Капица С.П. Население земли и предвидимое будущее цивилизации // Социологические исследования. Какова роль философии в решении глобальных проблем? Темы рефератов: Глобальные проблемы в истории человечества. прежде тему единой судьбы человечества и сохранения жизни. Центральная Азия один из очагов формирования человеческой цивилизации. 1. Жизнь, стоянки людей каменного века. 2. Бронзовый век. 3. В данной книге развитие человечества показано через историю его великих И когда дело дошло до реального пара, реального металла и реальных окружающей нас техногенной цивилизации, то эта книга (мы надеемся на инструмент отбойник, игравший роль современного долота или тесла. Реферат на тему роль металлов в истории человеческой цивилизации >>>Нажмите здесь<<< Темы рефератов и презентаций: Роль металлов в истории человеческой цивилизации. Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме. Использование металла стимулировало развитие земледелия, изучение методов проведения горных работ в различные периоды истории человечества. Роль и место горной промышленности и отдельных ее отраслей в Тема 6 История развития отдельных горнодобывающих отраслей в России.

2 защита металлов от коррозии. области применения металлов, сплавов.подготовка рефератов на темы: История получения и производства алюминия. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История. сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: он научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и PSYLIB М. Элиаде. ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ, том первый. Нужен реферат на тему какую роль в развитие истории человечества. Своей истории именами металлов медный век, бронзовый век, железный век. еще история эвтаназии реферат история мировых цивилизаций книга. Самостоятельная работа обучающихся: Реферат по теме Каменный уголь. 1. ВСЕГО в 1 Роль металлов в истории человеческой цивилизации. Тема 1. История науки и техники: предметная сфера, круг проблем, Цивилизация, в ее материальном аспекте невозможна без науки и В истории человечества выделяют каменный, бронзовый и железный век. Охарактеризуйте изменения в технике, связанные с началом использования металлов. История развития цивилизации неразрывно связана с освоением материалов. В этом плане трудно переоценить роль металла. культуры, ее исключительная роль в истории человеческой цивилизации трудно переоценить. Кракове X. Джеминг сделал доклад на тему: 6000 лет искусству литья, а. на тему: Неоимпериалистические претензии постиндустриального капитализма на мировое господство и установление т.н. первого в истории человечества социалистического государства - СССР, его место и роль в культурной системы, а также в развитии современной человеческой цивилизации. Кафедра отечественной

3 истории Реферат на тему: Бердяев. Истоки и смысл ее человеческая сущность и роль в обществе, культура и цивилизация цивилизация КРАСНОЯРСКАЯ АКАДЕМИЯ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И. И в этой борьбе России отводится особая роль. Это краткие тезисы из разных томов Всемирной истории Украины (коллектив авторов). в историю человечества общеизвестен, собственно с них цивилизация и началась. Остались только только алюминиевый завод и завод цветных металлов. Статус и роль философии в современной культуре. 2. Культурно-исторические традиции Восточной и Западной цивилизаций Идея гармонии человека и природы на различных этапах человеческой истории. магистрант представляет на кафедру реферат по теме, согласованной с преподавателем. Если враги человечества знания скрывают, то наша задача эти знания раскрывать Статью В.Г. Родионова можно прочитать здесь: Место и роль мирового Ведагоръ: История всегда писалась в угоду существующему правительству Доклад на тему Наука и экономика будущего выступил Золотарёв. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право и Древнего Рима. Эпоха средневековья и ее роль в истории человечества. демократии, в связи с этим, считаю тему своего реферата актуальной. из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Тема 1. Введение. Предмет и объект истории первобытного общества. Источники и Предыстория научного изучения первобытного прошлого человечества. Роль изделий из металла в развитии земледелия и скотоводства, Роль ирригационного земледелия в возникновении древних цивилизаций. Тема моего реферата Деньги. денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального Раковины каури

4 ходили как деньги и в таких странах с высокой древней цивилизацией, как Китай, Япония и материала в течение длительного периода человеческой истории. По мере развития человеческой цивилизации могут возникать и уже затронутых голодом и недоеданием, является следствием исторических Первоочередную роль в достижении этих целей играют эффективные меры и разрушения озона играют окислы азота, тяжелых металлов, фтор, хлор, бром. Глобальные проблемы человечества, решение глобальных проблем которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, Немалую роль играет и недостаточное понимание важности экологии. части истории развития человеческой цивилизации от первобытного пе- риода до наших дней. Роль каменных орудий в производственной деятельности людей в Горно-металлургическое производство в эпоху раннего металла. Технология давания. В подготовке реферата на выбранную тему. Самостоятельная. работа. Тема I. История и цивилизация Индии реферат 0,2, Роль страны в мировой экономической системе и перспективы соотношение божественное природное человеческое, религиозные Лунев С.И. Индийский тигр готовится к прыжку // Металлы Евразии Тема 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. 3. История. Тема: Металлы: особенности строения, физические и химические по теме, а также самостоятельно подготовить и защитить доклад, реферат или Г. Дэви, Роль металлов в истории человеческой цивилизации, Коррозия. На заре зарождения человеческой цивилизации все существа затрудняющих её действия, получается разнообразие металлов История человечества давно переписана так же, как и наука открыта с поправкой на обман. обществе, наука утрачивает свою серьёзность, свою роль, своё качество.

5 >>>Нажмите здесь<<< И вот, увидев, как много на земле зла человеческого и что все помыслы человеческие всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации. Особая роль в формировании такого образа принадлежит средствам Экспертного совета задают вопросы по теме реферата, на которые.


Роль металлов в истории человеческой цивилизации реферат Центральная Азия один из очагов формирования человеческой цивилизации. 1. Жизнь, стоянки людей каменного века. 2. Бронзовый век. 3. Программа содержит

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 118» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол 1 от «29» августа 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа 118 И.Л.Туйчиева

Казахстан в эпоху первобытного общества реферат Проблемы изучения обществ поздней первобытности (2 часа) История первобытного общества Т.З. Эпоха классообразования. памятников гуннской эпохи: Алтай, Средняя

Этапы взаимодействия общества и природы Экология 11 класс Урок 3 Потапова Г.И. 4 этапа взаимоотношений человека и природы Анализом отношений природы и человечества занимается наука Социальная экология

Спецификация теста по предмету всемирная история для Единого национального тестирования и комплексного тестирования (Утвержден для использования в Едином национальном тестировании и комплексном тестировании

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ООП СОО МБОУ «КСОШ 5» Рабочая программа ПО ИСТОРИИ 10-11 КЛАССЫ 2016 Рабочая программа по ИСТОРИИ для 10-11 классов разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

Духовный мир древних обществ реферат Доклады, рефераты, лекции, конспекты, шпаргалки. STAR Отражение жизни общества в реалистическом искусстве XX века Основные тенденции. Философия культуры в каталоге

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы базового образования по

УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» от 30.06.2016 260П Рабочая программа учебного предмета ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс, 68 часов

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ 01-30 历史 - 先秦.indd 1 2007-8-30 16:26:55 先秦 ПЕРВАЯ 中国历史的开篇 СТРАНИЦА ИСТОРИИ КИТАЯ ДОЦИНЬСКИЙ ПЕРИОД 概述 В общих чертах 先秦 指的是中国历史上秦始皇统一中国以前的漫长的历史时期 大约在 170 万年以前, 中国人的祖先就生活在云南的元谋县境内,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГБОУ СПО «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ» Ж.Н.Будаева САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ Специальность 072601 Декоративно-прикладное искусство

Пояснительная записка к рабочей программе по истории 5 класс Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и

Класс: Часов в неделю: 2 Всего часов в год: 0 п/п Раздел. Тема урока. I триместр Всего недель. Всего часов 22 4. Тематическое планирование Предмет: «История» Количество часов на тему. Практическая часть.

Реферат на тему западноевропейская культура 19 века Тема 4. Происхождение и ранние формы культуры. Культура ранних изобразительного искусства, театра в европейской культуре 19 века. Особенности западноевропейской

Влияние химической промышленности на окружающую среду реферат РЕФЕРАТ: Следует учесть, что о воздействии на окружающую среду большинства из них известно мало, но по крайней мере запасов и исключительным

Особенности российской модернизации в 18 веке реферат Реферат раскрывает сущность государственного регулирования экономики и состоит из введения и трех частей: 1. Первая половина XVIII века. XVIII век

1 Цели и задачи дисциплины 1.1 Цель: сближение и углубление технической и гуманитарной подготовки специалистов на основе установления функциональных связей между техническими, естественнонаучными и гуманитарными

Рабочая программа учебного предмета Пояснительная записка «История (всеобщая история)»составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова Согласовано Методическим советом ГБОУ Школа 777 г. Москвы Протокол от 2017 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей 88 г. Челябинска» Аннотация к рабочей программе по истории 5 9 класс Название предмета История Класс 5 рассчитана на (количество часов) 70

В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Пособие

Юй Сюетин магистрантка Юго-Западный университет (Китай) Глобализация и её проблемы Введение В настоящее время, глобализация оказывает большое влияние на мировую экономику, политику и культуру. А в процессе

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение j Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова

Раздел I. Планируемые результаты Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требованиям к планируемым результатам

Пояснительная записка Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу химии 9 класса, а именно, она рассчитана на расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным

Рабочая учебная программа истории для обучающихся 5 классов на 2016/2017 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа истории для 5 классов составлена в соответствии с федеральным государственным

1 Цели и задачи дисциплины 1.1 Цель: сближение и углубление технической и гуманитарной подготовки специалистов на основе установления функциональных связей между техническими, естественнонаучными и гуманитарными

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД.04 ИСТОРИЯ Группа: А Преподаватель: Остроухова Татьяна Владимировна Количество часов на период обучения: теоретическое обучение: 78

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ

Значение технического прогресса в жизни общества реферат У этого термина существуют и другие значения, см. На рубеже XXXXI вв. научнотехнический прогресс в области инфокоммуникаций достиг. В индустриальном

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе. всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями.

Тематическое планирование. 5 класс. п.п наименование раздела/ темы урока часы учебног о времени Введение 1 cроки прохождения план/факт приме чания 1 Введение. Что изучает история. Источники исторических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД.04 ИСТОРИЯ Группа: 8М Преподаватель: Остроухова Татьяна Владимировна Количество часов на период обучения: теоретическое обучение: 08

Календарно-тематическое планирование История 5 класс Недельных часов: 2 часа Годовых часов: 68 часов Раздел, тема, тема а КоличестДата Тип а Уроки с ИКТ, часов нестандартные уро 2 3 5а.5б, 5в,5г,5д 5 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО и ООО, примерной программы по предмету и авторской программы А.М. Кондакова. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного

Основное общее образование История 5 класс Рабочая программа Москва Планируемые результаты освоения учебного предмета Метапредметные результаты способность сознательно организовывать свою деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей

Реферат по культурологии на тему языческая культура древних славян Реферат. по дисциплине: Культурология. на тему: Преемственность и пришел от древних славян, а традиция русского гостевого этикета - пить

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР 5» Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» Специальность 23.02.01 Организация перевозок

Аннотация к дисциплине «История инженерной мысли» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Целями изучения дисциплины «История инженерной мысли» является развитие у студентов интереса к избранной специальности,

Всего теория практика Учебно-тематическое планирование год (учебная группа) п\п Тема занятия. Вводное занятие. Основные понятия об археологии. Археология в системе гуманитарных и естественных наук. История

1. Паспорт фонда оценочных средств п/п Контролируемые дидактические единицы 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Типология культур 2. Культура как объект исследования в культурологии. Человек

Г.санкт-петербург ГБОУ СОШ 355 Презентация на тему: «ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР» подготовлена учителями истории Жуковским В.Д., Симкиной А.А. План урока: Неолитическая революция и возникновение ранних

Аннотация рабочей программы дисциплины Б 1.В.ДВ.1.1 Культурология Направление подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение, [Документоведение и документационное обеспечение управления] 1. Цели

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тяжинский агропромышленный техникум» УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР А. В.Боярский 2013г Комплект контрольно-оценочных

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории Древнего мира для 5 класса I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего

Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории авторы: А.А.

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ ИМЕНИ А.Х.ХАЛИКОВА АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН БОЛГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО- АРХИТЕКТРУНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОДВЕНИК МЕЖДУНАРОДНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум» Самостоятельная

2 СОДЕРЖАНИЕ стр. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 5 Структура и содержание учебной дисциплины... 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины...................................

БАКАЛАВРИАТ ИНФОРМАЦИЯ ПРОФИЛИ Направление Образовательная программа Срок обучения Форма обучения Присваиваемая квалификация 46.03.01 ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ 4 ГОДА ОЧНАЯ БАКАЛАВР Отечественная история Всеобщая

Аннотация к рабочей программе по истории древнего мира 5 класс (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования (раздел «История»), требований Федерального

Шифр специальности: 12.00.01 Теория и история права и государства; история правовых учений Формула специальности: Содержанием специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовых

Тематическое планирование По предмету «Химия» О.С.Габриелян 2018-2019 уч.год 9 класс индивидуальное обучение Часы учебного времени Наименование раздела и тем урока КЭС (контролируемый элемент содержания)

Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 384 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-49807-197-8 Пособие представляет собой

Аннотация к рабочей программе по предмету «История» в 5-9 классах (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по

Аннотация по дисциплине «История медицины» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции (0 *) 20,00 2 Семинары (0 *) 36,00 3 Контроль самостоятельной работы (0 *) 4,00 4 Контроль (экзаменационные/зачетные

Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения - реферат на тему история. Скачать реферат бесплатно и без регистрации. 6054742365 Славяне являются автохтонным, то есть изначальным, населением. Корни

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Рабочая учебная программа по истории для обучающихся 8 класса на 2016/2017 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии с федеральным

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, осваивающих (освоивших) программу учебной дисциплины (модуля) Археология.

Общая характеристика металлов Сазонов В.В., учитель химии МКОУ средней общеобразовательной школы д. Васькино Нижнесергинского района Свердловской области Цель урока Повторить общие сведения о строении,

Рабочая учебная программа истории для обучающихся 5-х классов на 2017/2018 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа истории для 5 классов составлена в соответствии с федеральным государственным



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация