Сценарный план тренинга на четыре часа. Методические рекомендации сценарии тренинговых занятий. Упражнение «Генеалогическое древо»

10.08.2021

сценарий тренинга. Путешествие.

Данный сценарий был использован мною в качестве психологического тренинга для подростков (Совет старшеклассников МБОУ «Ярская СОШ №1») для профилактической работы возникновения ссор и конфликтов в данной группе. Тренинг проведен в форме отдельного занятия, в котором представлены необходимые этапы - разогрев, основная часть, рефлексия и обсуждение.

Цели ׃ Профилактика возникновения ссор и конфликтных ситуаций в группе.

Задачи:

    сплочение группы;

    помощь в развитии эмпатии и самосознания;

    формирование навыков совместной деятельности;

    развитие умений «чувствовать группу» и ее отдельных членов;

    выработка навыков предоставления и получения обратной связи.

Размер группы : 12 человек.
Ресурсы: просторное помещение, свободное от лишней мебели, легкие стулья по числу участников, повязки (на половину участников), лист ватмана, по пачке фломастеров на каждого, техническое средство для воспроизведения музыки, аудиозапись с релаксационной музыкой (Bella s Lullaby , Rob Pattinson ), карточки (по числу участников) с написанными на них именами участников, маты, конфеты.

Время: не менее двух часов.

ХОД ИГРЫ

Перед входом в аудиторию расположены 3 коробки разных цветов: желтого, красного и черного. Каждый участник тренинга при входе кладет жетон в коробку понравившегося цвета.

(Желтый означает радость, красный – волнение, черный – огорчение).

Этап 1 - физический разогрев.

Ведущий: Добрый вечер, ребята. Я попрошу вас встать в круг на свободном друг от друга расстоянии и повторить за мной движения и фразы, которые я сейчас буду показывать.

Упражнение «Бабушка из Бразилии»

Ведущий : ( Стоя прямо, держа руки по швам, бодро): «У меня в Бразилии есть бабушка!»

Ведущий : ( Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь): «У нее вот такая нога!»

Ведущий : ( Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку ): «У нее вот такая рука!»

Ведущий : ( Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот) : «У нее голова набок и рот кривой!»

    (Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко) : «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!

Упражнение «Багажная полка»

Ведущий: А теперь, давайте представим, что наступили, наконец, долгожданные летние каникулы. Вы отправились на отдых в деревню к дедушке, далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам пришлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх... Ощущаете напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до са мой стены. Еще одно усилие и... сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, повращайте кистями рук.

Упражнение Спагетти

Ведущий : Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо было бы пока перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша - это настоящие спагетти! Длинные тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной...

Этап 2 - погружение в игровую ситуацию.

Ведущий: Вот ваш поезд прибыл на долгожданную станцию. Но путь до дома дедушки еще далек. Вчера в поезде вам было интересно и весело. Вы были вместе - и никого взрослых. Но наступивший день оказался совершенно иным, чем предыдущий. Было тускло и серо. Было грустно и плохо. Вы начали ворчать друг на друга и беспричинно ссориться. Конфликты вспыхивали на пустом месте, как бенгальские огни, но в отличие от них сгорали совсем не быстро. Никто не мог понять, в чем дело. И перед вами встал выбор, что же делать? Стоит ли рискнуть и отправиться в опасное путешествие или же остаться здесь, но при этом продолжать ссориться и конфликтовать. Что же вы выбираете?

(Если участники группы выбирают путешествие (что обычно и исходит), то начинается следующий этап работы.)

Этап 3 - преодоление препятствий.

Упражнение «3аколдованный лес»

(На полу чертится мелом или отмечается веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой укладывается один за другим несколько стульев. Получается извилистая тропинка длиной три-пять метров.)
Ведущий: Вы вступили в лес. Но он оказался заколдованным. Почему он считается заколдован? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помочь друг другу справиться с этой задачей. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязываются глаза. Его задача пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед и тому подобное. Разумеется, ему нельзя подходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает своему партнеру пройти по тропе.

(Участники разбиваются на пары)

Уверены ли вы в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли с вами так, что в состоянии напряжения вы теряли контроль над собой и забывали самые простые вещи: например где право и где лево? Не перепутайте эти направления во время прохождения по заколдованному участку леса. Прежде чем мы начнем движение, важно запомнить следующее: ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он должен четко и вовремя предупреждать его о всех возможных опасностях и преградах. И второе: дорогие зрители, успех прохождения зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами, проходящими по заколдованной тропе. Понаблюдайте, как организует переход каждая пара, в чем отличия действий участников.

(Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, и игра начинается. Когда все пары преодолеют заколдованный участок тропы, начинается обсуждение этого упражнения.)

Ведущий:

    Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

    Что для вас оказалось сложнее - проходить тропу или руководить действиями партнера?

    Что увидели зрители?

    Кто запомнил и может продемонстрировать типичный язык тела проходящему по заколдованному участку игрока?

    Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть окружающий мир?

Упражнение «Пропасть»

Ведущий: А теперь попрошу вас пройти к лестнице. Встаньте на ступеньки и расположитесь между и перилами и проведенной чертой.

(принимают исходное положение)

Ведущий: Должна предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней разверзлась глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»... Главное - не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца трудной тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы преодолели это препятствие и в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

(Когда все участники группы минуют пропасть, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения.)

Упражнение «Болото»

Ведущий: Едва только вам, лихим путешественникам, удалось перевалить через труднодоступные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его возможно только по редким кочкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, чтобы они не свалились в топь. Ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого из участников и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, под держка друзей обеспечат успех.

( Стулья (по числу участников) ставятся в круг вплотную друг к другу. Предложить участникам разуться и взобраться на стулья)

Ведущий : Вы начнете движение по моей команде. Будете переходить со стула на стул по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движение. Вперед!

(После того как участники группы справятся с этим заданием)

Ведущий : Молодцы! Но ваш путь по болоту еще не закончен. Я предлагаю вам встать по двое на один стул (убирать из круга 3 освободившихся стула).

(Группа снова начинает движение в усложнившихся обстоятельствах. При успешном завершении этого этапа вытащить из круга еще три стула. Снова совершается движение по редким «кочкам». Переправа через болото считается законченной, а задание выполненным, когда все участники располагаются по три игрока на одном стуле
и, если им удалось, поддерживая друг друга, выстоять на стульях, пока ведущий досчитает до десяти. )

Этап 4 - совместное творчество.

Упражнение« Вечерние посиделки»

Ведущий : Вы прошли уже большую часть пути. Однако путешествие еще не завершено. Перед вами раскинулось большое озеро, на другом берегу которого находится избушка. Но наступает вечер, и вы решаете отложить переправу до утра. Ведь еще нужно соорудить плот - других плавсредств у вас нет и не предвидится. Вы развели костер, приготовили ужин, перекусили. Спать еще не хочется. Вам приятно посидеть у огня, поболтать с друзьями, просто интересно провести время. По вечерам с особенным удовольствием слушаются всякие занимательные истории . Поэтому я предлагаю вам самим сочинить свою историю. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева . Потом право рассказа передается следующему и так далее. Но! Второй рассказчик должен произносить текст на особом языке - «джибрише». Хлопок - третий участник возвращается к истории и продолжает рассказ по-русски. Четвертый снова говорит на «джибри ше». Пятый возвращается к рассказу и так далее. Иначе говоря, каждый нечетный игрок рассказывает сказочную историю, каждый четный «подхватывает» ее на «джибрише».

Но что же такое «джибриш»? Это воображаемый язык. Некая абракадабрара, тарабарщина. Конечно, «джибришу» можно придать сходство с каким-то реально существующим языком - французским, английским, немецким. Как, например, в известной псевдоитальянской песенке персонажей фильма «Формула любви»: «Уно, уно, уно, ун моменто!..» А можно не оставлять языку никаких национальных особенностей, и ограничиться исключительно эмоциональной окраской речи, усиливая рассказ мимикой и жестикуляцией. Если всем понятно, начинаем!

Упражнение «Сон нашей группы»

Ведущий : Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней переправой через озеро. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем бы вы хотели увидеть сон...

(включить негромкую релаксационную музыку)

Ведущий : Вызовите в своем воображении картинку - образ вашего сна... У вас замечательные сны! Представьте, что ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ - общий сон нашей группы...

(положить в центр круга большой лист ватмана а вокруг него - фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения)

Ведущий : Откройте глаза... Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача - создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!

Этап 5 - завершение путешествия.

Упражнение «Плот»

Ведущий: Наступило утро. Дружно взявшись за работу, вы соорудили из стволов деревьев плот и спустили его на воду. Правда, поблизости росли только молодые деревья с тонкими стволами, поэтому плот хоть и был достаточно прочным, мог опасно накрениться и даже перевернуться, если груз оказывался размещенным неравномерно.

(предложить участникам разместиться на «плоту» с учетом некоторой неустойчивости плота. Напомнить, что есть опасно смещать его центр тяжести)

Ведущий: Итак, вы отправились в плавание по озеру. Погода благоприятствовала, озеро было спокойным, и вы надеялись, что путешествие будет нетрудным. Но, когда вы достигли середины озера, невесть откуда появился громадный орел, отчего-то сильно заинтересовавшийся вашим плавсредством. Орел, сделав над вами неторопливый круг, опустился на краешек вашего плота, разом нарушив неустойчивое равновесие…

(находиться до этого момента за границами «плота», встать на край плота).

Ведущий: Вам необходимо срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся!

Только вы поменяли свои места с учетом веса неожиданного «пассажира» , как орел снова взлетел и пересел на другой край плота.

(быстро поменять свое местоположение; повторив эту процедуру еще два-три раза, сообщить, что орел улетел, и покинуть «плот»)


Ведущий
: Вот, наконец, и берег. Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите избушку, в которой живет дедушка. Вы так ждали этой встречи, так хотели попросить совета у дедушки, что вам делать, как жить дальше в радости, без ссор и конфликтов. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь . Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, сидя за большим деревянным столом, вас ждет дедушка. Вы рассказываете ему о своей беде.

- «Что же вы хотите от меня?» - спрашивает дедушка.

- «Только ты можешь помочь нам! Сделай же это!»

- «Нет, - говорит дедушка. - Вы ошибаетесь. Я не могу помочь вам».

- «Почему?»: - спрашиваете вы. Вот уж никак вы не ожидали такого поворота.

- «Потому, - говорит дедушка, - что помочь себе можете только вы сами . Вы уже почти сделали это, пройдя длинный и трудный путь и преодолев множество препятствий. Ведь вы почти не ссорились и поддерживали друг друга. Я только лишь могу подсказать, что вам нужно сделать. Но для этого вы должны выполнить три задания».

Упражнение «В ролях друг друга»

Ведущий: Каждый из вас должен так изобразить одного из своих товарищей, чтобы все остальные узнали его. Изобразить нужно без использования слов, только с помощью мимики, жестов, пантомимики. На каждое угадывание дается три попытки. Если вам случайно выпадет карточка со своим именем, ничего страшного.

(Участники вытягивают из стопочки заранее приготовленные карточки, на которых написаны имена всех членов группы)

Упражнение« Метафора»

Ведущий: Следующее задание таково. Вам снова предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят нашей группы . Но теперь нужно придумать какую-то метафору, которая помо жет остальным угадать, чья карточка вам досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть, какая-то ассоциация, связанная с этим человеком. Например, можно предложить такую метафору: «Когда я думаю об этом человеке, то представляю себе старинный восточный кувшин с золотым орнаментом, в котором обычная вода кажется вкусной и сладкой...» Или: «Зная увлечения этого человека, я сразу вспоминаю лето, речку, раннее утро и поплавок, ныряющий в воду...»

Упражнение «Подарки друзьям»

Ведущий: Вот и последнее задание. В третий раз вам придется вытягивать карточку с именем. Но теперь уже не нужно будет угадывать человека. И если вам попалась карточка с собственным именем, можно открыто поменяться с кем-то. Я хочу предложить вам сделать друг другу подарки. Представьте, что вы маги и способные выполнить любое желание человека. Посмотрите на своего партнера, догадайтесь, о чем он мечтает. Какой подарок он хотел бы получить? Если вы догадаетесь правильно и он будет рад тому подарку, который вы ему сделаете, то значит вы пришли к взаимопониманию и конфликтов между вами больше не возникнет.

Этап 6 - ритуал прощания.

Упражнение. Я тебе дарю это в знак…

(Приготовить «дары» (конфеты). «Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.)

Ведущий : Я предлагаю каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание, помощь и т. д.» (Во время проговаривания дар предлагается скушать)

Ведущий: А теперь я прошу вас по благодарить друг друга за совместные игры и выполняют данное упражнение. Вам необходимо обнять как можно большее количество своих товарищей за 15 секунд.

Этап 7 - обсуждение тренинга

(подготовить карточки для каждого из участников)

Ведущий: Каждый из вас получил карточки с вопросами. Порошу вас ответить на них.

    Какие моменты игры понравились больше всего? Почему?

    Какое из заданий оказалось самым трудным? Почему?

    Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры?

    Узнали ли вы что-то новое об участниках группы?

    Удавалось ли во время игры избегать проявления грубости, агрессии, конфликтов?

    Возможно ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений?

Ведущий: Прошу вас положить жетоны в коробки по настроению. Тренинг закончен, а впереди жизнь, которой и был посвящен наш тренинг. Всем спасибо!

Развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга для педагогов «Познай себя»


Место проведения: психологический кабинет.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Расположение участников: педагоги садятся за стулья, расположенные полукругом

Содержание

1. Медитативное упражнение

Инструкция. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадают с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию. Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь. Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! 1-2-3 откройте глаза.

2. Упражнение "Позитивные установки"

Ответьте на вопрос: "Вы любите себя? Почему вы любите или не любите себя? Что мешает вам, любить себя?" (ответы педагогов).

Чтобы быть счастливой, чтобы у вас всегда были хорошие отношения на работе, со всеми окружающими вас людьми, вы должны научиться любить себя.

Если вы не любите себя, вы не можете наслаждаться положительными взаимоотношениями. Вы думаете, любовь к самому себе – это тщеславие и самовлюбленность. Однако эти качества не имеют ни малейшего отношения к любви. Тщеславие и чванство – следствие недостатка самоуважения. Если вы, например, зациклены на своей внешности, то чувствуете себя не уверенно и пытаетесь сделать себя более приемлемыми для окружающих.

Но наше достоинство не вытекает из физической красоты: оно основано на том, насколько мы любим себя. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Любовь к себе всегда помогает оставаться спокойными и уверенными в себе и налаживать прекрасные отношения в коллективе. Вы должны любить себя, такими, какие вы есть, и знать, что вы достойны любви.

3. Работа с зеркалом

Давайте сейчас поработаем с зеркалом. Возьмите зеркало, посмотрите с любовью, глядя в глаза своему отражению, и скажите: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Полюбуйтесь на себя? Посмотрите, как вы прекрасны? Занимайтесь этим каждое утро, говорите себе: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Затем прислушайтесь к своим внутренним потребностям. Это может быть что-то незначительное, но прислушиваясь, вы начнете доверять себе, и скоро обнаружите, что вам легче доверять и остальным.

Если у вас появляются неприятные ощущения, подойдите к зеркалу и скажите себе ласковые слова, напомните себе: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Повторите 3 раза: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Подождите когда уйдут плохие мысли, они уничтожаются вашим желанием любить себя. Помните, что любовь к себе намного важнее любого переживания: эмоции стихнут, а ваша любовь останется неизменной.

Если происходит что-то восхитительное, подойдите к зеркалу и скажите: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Повторите 3 раза: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Признайте, что вы - причина всего хорошего в вашей жизни. Чем больше вы уважаете себя, тем чаще у вас будет повод для уважения.

Чаще говорите себе:

"Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь! Повторите. Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь!
Я заслуживаю любовь, много любви! Повторите. Я заслуживаю любовь, много любви!
Я заслуживаю жизни комфортной и богатой! Повторите. Я заслуживаю жизни комфортной и богатой!
Я заслуживаю радость и счастье! Повторите. Я заслуживаю радость и счастье!
Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать! Повторите. Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать!
Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни! Повторите. Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни!
Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её. Повторите. Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её.
Я особенная и неповторимая. Я люблю себя. Повторите. Я особенная и неповторимая. Я люблю себя".

Расскажите, что вы чувствовали глядя на себя?

В процессе обсуждения участникам предлагается сообщить о своих впечатлениях и трудностях.

4. Психологическая зарядка
Зарядки помогут педагогам овладеть приемами релаксации, способствуют повышению энергетического потенциала.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз.

  1. 1.Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: "Я одобряю себя".
  2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: "Я думаю о хорошем".
  3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить: "Каждый день чудесен".
  4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: "Я – королева" (правая нога – левая нога).
  5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: "Мои мечты сбываются".
  6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: "Я решаю любые проблемы".
  7. Массируя мочки ушей, зажмуривая по переменно левый и правый глаз, повторить: "Будущее прекрасно".
  8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: "Я любима, любима" (затем левой рукой - правый локоть).
  9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: "Мне всё удаётся".
  10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: "Я спокойна".

Скажите, что вы ощущали при выполнении упражнений?
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при выполнении упражнений.

5. Упражнение "Какая Я?"

Это упражнение позволит определить отношение к самому себе.
- Даю вам 4 минуты, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получится больше всех?
После составления предложить собрать их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листочки и зачитывает их в случайном порядке.

6. Упражнение "Кто это?"
- Я зачитаю достоинство кого-то из педагогов, а вы отгадайте кто это?
Затем отметить, кто самый очаровательный, привлекательный, счастливый, уверенный в себе человек, кто любить себя, и принимает себя позитивно, таким какой он есть (у кого больше всего достоинств).
- Любовь к самим себе – это та сила, что исцеляет нас. Любите себя как можно сильнее и отдавайте любовь другим.

Научившись любить себя, мы становимся сильными. Наша любовь к себе поднимает нас с уровня жертв до уровня победителей. Наша любовь к себе привлекает к нам чудесный жизненный опыт. Люди, хорошо чувствующие себя, естественно привлекательны, потому что обладают замечательнейшей аурой. Они всегда побеждают в Жизни. Мы можем захотеть полюбить себя. Мы тоже можем быть победителями. Мы созданы быть победителями.
Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться, приятно ли им было писать о своих достоинствах, были ли затруднения определить эти достоинства.

7. Игра "Луноход"
Описание процедуры. Упражнение выполняется в круге. Ведущий встает на четвереньки! И ничего не объясняя участникам начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: "Я – Луноход – 1". Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет эти слова. Как только кто-то из участников не удержался и засмеялся, ведущий поворачивается к нему и произносит: "Слышу вас – Луноход – 2, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 2". Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участник становиться Луноходом – 3 и т.д. пока вся группа не оказывается на четвереньках.

В заключение ведущий объявляет, что мы побывали в космическом пространстве и предлагает посмеяться.

8. Медитативно - релаксационное упражнение "Радость любви"
На фоне музыкального сопровождения Ф. Шопена "Ноктюрн" произносятся формулы внушения позитивного отношения к себе, к миру (запись на аудиокассете).
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при прослушивании формул внушения.

9. Упражнение "Аутотренинг"
- Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной.
Я живу в любви и гармонии со всеми…
Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…
Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….
Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…
Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…
Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику обменяться впечатлениями, высказаться о своих ощущениях, оценить эффективность проведенного тренинга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

Московский Государственный Университет Пищевых Производств

Тема: «Составление сценария тренинга»

Ображей А.В.

Группа: 11-ИУК-10

Преподаватель:

Арутюнова Н.И.

Москва 2014

Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Любой тренинг проходит в группе и использует групповой ресурс. Однако, даже самый богатый потенциал группы не будет раскрыт, если психологическая обстановка в ней далека от уважительной, доверительной и безопасной. Для создания именно такой благоприятной обстановки и необходимы правила.

Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом.

Правила тренинга:

1.Правило единой формы обращения

Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях: называть кого-то одного на «Вы» и по отчеству, в то время как все остальные говорят «ты» и пользуются только именами, недопустимо.

2.Правило актуального общения

Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

3. Правило конфиденциальности

На любом тренинге, даже если он всего лишь учит правильному написанию налоговых отчетов, люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.

4.Правило персонификации высказываний

Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен».

5.Правило искренности и уважительности

Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной.

6.Правило пунктуальности

Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремиться соблюдать регламент. Это также прописывается в правилах.

7.Правила пользования мобильными телефонами

Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или по крайней мере включать беззвучный режим - но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.

Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

Социально-психологический тренинг «Сплочение»

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

· Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

· Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

· Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

· Осознание себя командой.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут;

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

1. Организационный момент - 4 минуты

2. Вступление - 5 минут

3. Цель задачи - 3 минут

4. Разминка - 10 минут

5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)

6. Подведение итогов, обсуждение- 30 минут

7. Завершение- 3 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Разминка Упражнение «Пожалуйста»

2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

3. Упражнение «Постройтесь по росту!»

4. Упражнение «Печатная машинка»

5. Упражнение «Поезд»

6. Упражнение «Опустить предмет»

7. Упражнение «Переправа»

8. Упражнение-игра «Тик-так»

Вступление: Здравствуйте. Сегодня проведем тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка:Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Упражнение «Печатная машинка»

Цель : Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд»

Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Упражнение «Опустить предмет»

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Подведение итогов, обсуждение:

· Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

· Какие чувства испытывали?

· Что нового узнали о себе, о группе?

· Как будете использовать эти знания?

· Чему научились?

· Как это пригодиться в будущем?

· Что было важным?

· Над чем вы задумались?

· Что происходило с вами?

· Что нужно развивать на будущее?

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения.

Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций и упражнений, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. психологический тренинг социальный общение

Кроме этого эффективным методом является принцип исследовательской творческой позиции. Основой этого приема, служит то, что в процессе тренингового обучения участники самостоятельно обнаруживают, осознают и открывают для себя различные закономерности и идеи, берущие свое начало из психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности. Цели, задачи, условия реализации тренинга. Содержание учебного плана, его реализация через систему методических упражнений.

    реферат , добавлен 11.06.2011

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

Лейла Бабаева
Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях»

Конспект сценария тренингого занятия

Тема : «»

Цель : представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций .

Длительность : 90 минут

Характеристика группы : 16 человек (педагогический коллектив )

Место проведения : школьный кабинет

Задачи тренинга .

Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

Показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте ;

Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта .

Перечень заданий.

Вводная часть

Упражнение «Паутинка добра» ,«Синонимический ряд» ,«Лес ожиданий» .

Основная часть :

Упражнение «Лодка» ,«Стол переговоров» .

Заключительная часть :

Упражнение «По порядку» ,«Обратная связь.

Ход мероприятия

l Вводная часть

Вступительное слово тренера (2 минуты)

Добрый день уважаемые педагоги ! Мне очень приятно видеть вас здесь, я рада встрече с вами. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Тема нашего сегодняшнего тренинга «Общение в конфликтных ситуациях » . Мы собрались здесь с целью получения опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций .

Упражнение "Паутинка добра" (Приветствие)

Цель : создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения позитивно относиться друг к другу.

Время : 5 мину

Инструкция :

Сейчас каждый член группы должен поздороваться с каждым, продолжив начало фразы "Мне нравится в тебе. " или "Мне нравится, что ты. " добавив к ним свое содержание. Очень важно, чтобы вы обращались к друг другу по имени и говорили искренне и от души. Передвигаться можно свободно.

Рефлексия :

Что Вы испытывали, когда Вас приветствовали?

Что было легче принимать приветствие или самому приветствовать?

Упражнение «Синонимический ряд»

Цель : раскрытие сути «конфликта »

Время : 10 минут

Оборудование и материалы : листочки с номером группы, 4 листа со словом «конфликт » , фломастеры (достаточно 4 любых цветов на группу)

Инструкция :

Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы (получается по 4 человека) . Для этого достаньте каждый себе по листочку (тренер подносит чашу с листочками, там написан номер группы. Соответственно этих номеров объединитесь в группы и займите каждая свой стол (указать на столы с номерами) .

Вы получили лист со словом «конфликт » . К каждой букве вам нужно составить список слов, так или иначе отражающих суть конфликта . У вас есть 3 минуты. Каждая группа должна составить максимальное количество слов.

Теперь мы с вами зачитаем варианты каждой группы, начиная с первой буквы.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Рефлексия :

Была ли для Вас какая-то информация новой?

Со всеми ли характеристиками, которые прозвучали, Вы согласны?

Что для Вас осталось непонятным?

Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы обсудить эту довольно острую и щепетильную тему! Думаю, что каждый из вас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтом . В жизни очень важным умение является плодотворное решение конфликтных ситуаций .

Упражнение "Лес ожиданий"

Цель : выявление ожиданий участников относительно результатов тренинга .

Время :5 минут.

Оборудование и материалы : лист ватмана с аппликациями деревьев (по числу участников, цветные стикерсы.

Инструкция :

Сейчас на цветных листочках я предлагаю вам записать свои ожидания от нашего тренинга , а затем эти листочки наклеить на любое из деревьев, подписав под ним свое имя.

Тренер быстро просматривает записи и сообщает группе обобщенный вариант ожиданий , дает комментарий к ним.

ll Основная часть

Для того, чтобы «грамотно» решать проблемные ситуации необходимо активизировать свою мыслительную деятельность на неоднозначное понимание условий задачи и возможность нестандартного ее решения. И сейчас мы с вами в этом потренируемся .

Упражнение «Лодка»

Цель : формирование умений анализировать условия проблемы.

Время : 10 минут.

Оборудование и материалы :

Инструкция :

Вы уже разбиты на группы, так же мы с вами и продолжаем работать. Очень важно здесь быть внимательными к условиям!

Итак, задание! К реке подошли двое и просят лодочника переправить их на другую сторону реки. Лодочник соглашается, но с двумя условиями :

1. в лодке должно быть не более одного человека;

2. лодка должна быть ему возвращена обратно.

Вам нужно, посовещавшись, предложить как можно больше различных вариантов (принимаются все варианты, даже самые фантастические) . На обдумывание решений у вас есть 5 минут.

Заслушиваются предложения всех групп.

Мы идем на конфликт тогда , когда не видим верных решений. Между тем, чтобы решить задачу, необходимо внимательно проанализировать её условия и тогда рациональные решения обязательно будут. Например, в условиях ситуации , которую мы разбирали, не были ограничены параметры времени, пространства, других вариантов преодоления реки без лодки одним из путешественников. К лодочнику вообще могли подойти двое человек и собака. Человек высказал просьбу словами, а собака погавкала. И тогда ограничения лодочника, выраженные требованием, чтобы в лодке ехали не более двух человек, собаку никак не касается. Задача решается легко и имеет множество решений, как и любая конфликтная ситуация .

Рефлексия :

Что важного вы почерпнули из данного упражнения?

Какие сложности возникали в ходе принятия решения?

Упражнение "Стол переговоров"

Цель : формирование умений принятия группового решения в конфликтных ситуациях

Время : 40 минут.

Оборудование и материалы : карточки с игровыми целями

Инструкция :

Организационные моменты : участники разбиты на 4 группы. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг другу. В центре зала кругом стоят восемь стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Игровые цели :

1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

5. Вы считаете, что надо разжечь по всему острову сигнальные костры.

6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации.

7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению .

9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

Игра проводится в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы - обсуждение тактики переговоров в группах : второй, четвертый, шестой этапы - "стол переговоров" (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья) .

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров» .

Инструкция :

Мы продолжаем работу в группах. Сейчас вам нужно представить ситуацию : вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове. А вот и мнения, которые у всех различаются (чаша с листочками - игровыми целями, нужно взять один листочек, о вашей цели «громко не кричим» , ее должны знать только участники вашей команды. У вас есть 2 минуты для обсуждения аргументов.

Теперь вы должны встретиться за «столом переговоров» , один участник из команды.

Цель ваших переговоров - прийти к общему решению .

После игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью.

Рефлексия :

Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

Как проходило обсуждение во время «стола переговоров» ?

Как вели себя участники во время «стола переговоров» ?

Какие трудности испытывали при выработке общего решения ?

Как участники пришли к общему решению ? (Что помешало участникам придти к общему решению )

Как надо принимать коллективные решения?

Какой опыт вынесли из игры?

lllЗаключительная часть

Упражнение «По порядку»

Цели : снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.

Время : 5 минут.

Инструкция :

Уважаемы коллеги сейчас, не разговаривая друг с другом, вам нужно по моей команде встать : по росту; по цвету волос (от самых светлых, к самым темным) ; по месяцам и дням рождения; по ширине бедер; по шершавости ладоней; по цвету глаз; по длине пальцев рук.

Упражнение «Обратная связь»

Цель : получение обратной связи от участников тренинга .

Время : 10 минут.

Инструкция :

Вам нужно подойти к плакату «Лес ожиданий» . По желанию, каждый, при наличии ощущения, что он «подрос» на тренинге , может увеличить размер своего дерева (дорисовать вверх) . Если у кого-то возникли еще какие-то ожидания, то он их может дописать на своем листке (или наклеить еще один листок с пожеланиями) .

Рефлексия :

Что для вас сегодня было интересным, а какую информацию вы считаете менее актуальной?

Какие трудности у вас возникали в ходе работы?

Мне было очень приятно сегодня с вами поработать, надеюсь мы еще раз с вами встретимся! Давайте скажем друг другу «спасибо» !

Сценарий тренингового занятия.

1. Тема «Выбор профессии ».

2. Цели :

Информирование участников о целях, задачах выбора профессии, ориентация в состоянии готовности к выбору дальнейшего обучения старшеклассников.

Возможность осознать значимость выбора профессии.

Заинтересовать в своевременном и точном профессиональном самоопределении старшеклассников.

Способствовать формированию у старшеклассников особенности осознанного выбора профессии.

3. Задачи:

Формировать навыки представления себя,

Определить ожидания участников тренингового занятия,

Помочь старшеклассникам определить мотив выбора профессии,

Проанализировать мотивы выбора профессии участников,

Направить старшеклассников на осознание промежуточных этапов и возможных путей доста­ вления своей профессиональной цели,

Определить уровень готовности к адекватному профессиональному выбору,

Помочь сделать представления о профессиях более реалистичными, показать, что любая профессия имеет сои плюсы и минусы,

Направить учащихся на то, что нужно делать, продолжать делать и что нужно прекратить делать для того, чтобы правильно и осознанно выбрать профессию?

4. Время , отводимое на данное занятие – 2 часа 40 минут

5. Участники – учащиеся 10 – 11 классов .

6. Сценарий :

Этап занятия

Время на каждый этап

Задачи на каждый этап

Методы, упражнения и т. д

комментарии

Вопросы для обсуждения

5 мин

Поставить в известность старшеклассников – участников тренинга о целях и задачах последующих занятий.

Установить доброжелательную и доверительную атмосферу, снять внутреннее напряжение участников, повысить эмоциональное состояние.

Вступление. Вводное слово ведущего . Приветствие.

Необходимо напомнить участникам какие блоки тренинга были проведены, что это тренинговое занятие – начало блока «Выбор профессии»

Ведущий делает сообщение о том, что выбор пути профессионального образования , профессии – серьёзный шаг к самостоятельной жизни. Сделать его очень нелегко. Есть разные преграды, которые затрудняют выбор: это и недостаток информации о возможностях профессионального образования, о мире профессий, и недостаток информации о своих способностях, интересах. Кто-то уже определился, кто-то не может отстоять свое решение перед родителями, кто-то ещё затрудняется с выбором.

Необходимо подчеркнуть, что на занятиях будут учиться делать свой собственный выбор. Что они узнают, что нужно учитывать, делая выбор, какие бывают ошибки, как планировать своё профессиональное будущее.

Метод события прошлого -

Метод обмена опытом, т. к. происходит групповое обсуждение, участники делятся переживаниями о выборе будущей профессии.

Занимаетесь ли вы углубленно каким - либо школьным предметом?

Беседовали с кем-нибудь о выборе профессии?

Обращались ли к кому-нибудь за консультацией?

Думали ли о возможном применении своих способностей, склонностей, талантов в профессиональной деятельности ?

Считаете ли себя готовым сделать выбор профессии (7)

10 мин

Развитие у учащихся навыков представления себя, самопрезентации.

Деловая игра «Самопрезентация» (4)

Ведущий делает акцент на умениях и навыках самопрезентации как фактора выбора профессии. Необходимо подчеркнуть, что умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести впечатление – это огромный плюс при достижении намеченной цели.

Ведущий: «Я являюсь директором фирмы, которая занимается ор­ганизацией отдыха богатых людей. У богатых свои причуды, они хотят провести отпуск экстремально, например, в плохо проходимых лесах в труднодоступных районах земного шара. Для их сопровождения мы набираем специалистов. Ваша за­дача- представить себя необходимым специалистом таким образом, чтобы вас взяли на работу. Богатые люди уже хорошо оплатили свой отдых, поэтому мы можем предложить хорошую зарплату сопровождающим. Сейчас у вас есть время подумать, в качестве какого спе­циалиста, вы можете предложить себя. Кто готов, выходите, представляйтесь».

Учащиеся предлагают самые разнообразные специальности: врач, инструктор, повар, фотограф, переводчик (если в группу туристов входят иностранцы) и т. д. Они очень бойко сообща­ют, какие учебные заведения закончили, какой опыт работы имеют.

Метод операционализации, т. к. эта игра одна из форм операциональных игра, где участник может обучаться новым умениям.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. происходит групповая дискуссия, у участников есть возможность увидеть поставленную проблему.

Какими качествами должен обладать данный специалист?

Всегда надо быть серьёзным? Юмор и профессия совместимы? Почему?

Нужно ли чем-то (кем-то) жертвовать для того чтобы добиться большего? В каких случаях?

Рефлексия.

Какие впечатления у вас остались от игры?

Что понравилось – не понравилось?

20 мин

Сбор ожиданий участников от тренинга.

(2).

Необходимый материал:

1. Участники дают ответы на поставленные вопросы: Думают. Разговаривают. Читают разные объявления на столбах, а некоторые даже еще и дописывают кое-что в эти объявления. М ы сейчас будем делать похожие вещи.

2. Всех учащихся надо поделить на три группы (рассчитаться на первый-второй-третий).

В разных концах комнаты висят листы с надписями:

■ ЗНАТЬ;

■ УМЕТЬ;

■ ИСПЫТАТЬ.

3. Каждая группа займет место возле отдельного листа и записывает в него все то, что они ожидают от этого тренинга. «Знать» - какие новые знания хотят получить. «Уметь» - какие навыки желают освоить. «Испытать» - какой новый опыт, какие чувства хотят пережить. Использовать метод «мозгового штурма», не критиковать

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод группового решения проблем, т. к. участники приходят к общему мнению и видят поставленную проблему с разных сторон.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. происходит совместное обсуждение и анализ событий в группе.

1.что делают люди, когда ждут автобуса на остановке?

2. Все согласны с надписями?

Что можно изменить или добавить?

20 мин

Помочь участникам найти формулировки цели их жизни.

Упражнение «Сочинение «Цель моей жизни». (2)

Участникам предстоит определить цель своей жизни.

Для этого проводится беседа по вопросам.

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод символического самовыражения, т. к. работа направлена на проектирование и моделирование нового видения мира и себя.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. происходит совместное обсуждение работы.

Кому кажется, что он умеет формулировать цели?

Кто видит разницу между «мечтой» и «целью»?

Как узнаете, что цель достигнута?

Чем и сколько готовы заплатить?

Когда достигните того, что хотите?

Каковы будут организационные трудности и внутренние психологические опасности?

Какой воздвигните «памятник» своей победе?

Делаем письменный договор с самим собой.

Подвести участников к ответам на следующие вопросы:

Действительное ли это моя цель (а не родителей, друзей, родственников и т. д.)?

Является ли цель честной по отношению ко всем заинтересованным лицам (за свой счет)?

Приведёт ли меня ближе или уведет дальше от моей цели жизни (основных жизненных устремлений)?

Могу ли я сказать, что внутренне настроен и готов к тому, чтобы начать и завершить этот проект?

Могу ли представить себя реально достигающим и достигшим этой цели?

После обсуждения вопросов даётся время на написание сочинения.

Сделать акцент на том, чтобы участники писали о СВОЕЙ цели СВОЕЙ жизни, а не чужой.

Тяжело было писать сочинение?

После беседы и сочинения цель стала более ясно представляемой?

Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Упражнение «Состязание мотивов» (5).

Инструкция участникам :

Наша задача - выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого внимательно необходимо прочитать все мотивы,

(раздаётся лист со списком мотивов).

Список мотивов включает 16 фраз.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государстве] гное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Метод со «случающимися» событиями.

Метод концентрации присутствия, т. к. выбор мотива происходит в настоящую минуту, вопросы направлены на осознание значимых мотивов выбора профессии для подростка.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. далее проводится совместное обсуждение и анализ.

Итак, сначала надо выбрать предпочтительный мотив в каждой паре и записать номер «победителя». Далее сводится предпочтительный мотив из 8 – 4. Затем 4 мотива – ранжируются (главные мотивы выбора профессии).

Анализируются мотивы участников.

Какие мотивы выбора профессии оказались приоритетными?

Почему именно они оказались самыми главными?

Кто может попытаться доказать, что именно эти мотивы являются самыми важными в выборе профессии?

Формируется групповая статистика предпочтений на доске или ватмане.

Предлагается участникам посмотреть на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробовать найти 3-4 профессии, которые соответствуют набору мотивов. Записать эти профессии у себя.

Какие профессии наилучшим образом соответствуют вашему набору мотивов?

При обсуждении в парах вы всегда были согласны с решением друг друга?

Подходят мотивы выбора к профессиям или нет?

Почему?

20 мин

Осознание промежуточных этапов и возможных путей доста­ вления своей профессиональной цели.

Упражнение «Дорожная карта» (2).

Необходимый материал: готовый бланк «Дорожной карты» .

Инструкция участникам:

1. Посмотрите лист с «Дорожной картой».

2. Сформулируйте свою профессиональную цель. Например:

поступление в конкретное учебное заведение;

окончание конкретного учебного заведения и получение специ альности;

устройство на конкретное место работы;

конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего.

3. Запишите сверху на листе свою профессиональную цель (конеч ную остановку вашего пути).

4. Продумайте и запишите в свою «дорожную карту» промежуточ­ ные остановки.

5. Разделитесь на пары и расскажите партнеру о своем пути к про­ фессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтер­нативный (другой) путь к той же самой цели. Отразите этот дру­ гой путь на своей карте.

Метод группового решения проблем, т. к. достигается общая цель – увидеть поставленную проблему с разных сторон.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. участники размышляют, осмысливают свои собственные действия.

Перечислите ваши конечные цели.

Что они вам «дадут» в жизни?

Кто может перечислить свои остановки на пути?

Сложные этапы продвижения на ваш взгляд или нет?

Сколько понадобится времени для достижения вашей цели?

Какие другие пути вы нашли для достижения вашей цели?

20 мин

Определение степени информированности школьников о мире профессий, уровня автономности и самостоятельности выбора, способности принимать решение, умение планировать будущее, эмоционального отношения к ситуации выбора профессии.

Определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Методика «Готовность к выбору профессии» (3)

Беседа о готовности учащихся к выбору профессии.

Предлагается участникам тестирование по методике адаптированный. Методика включает 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет), предназначенной для учащихся 9-11 классов.

Опросник состоит из 5 шкал: «автономность», «информированность», «ориентация во времени» (планирование), «принятие решения», «эмоциональное отношение». После ответов, подсчитать количество совпавших ответов с ключом по каждой шкале. Зачитать краткую характеристику шкал.

Анализ полученных результатов.

Метод с конструируемыми событиями.

Метод группового решения проблем и Символическое самовыражение, т. к. происходит групповая дискуссия и нацеленность на проектирование и моделирование будущего.

Поднимите руки кто уже выбрал профессию?

Кто не выбрал, почему?

Что мешает вашему выбору?

30 мин

Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Игра «Оптимисты и скептики». (1)

Провести беседу об ошибках в выборе профессии. Что к неправильному выбору профессии могут привести две причины. Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы, оплаты труда и т. д.). Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т. д.).

Главная задача – сделать эти представления более реалистичными.

Метод события прошлого – Метод обмена опытом.

Метод имитации, т. к. участники предъявляют свой опыт и участвуют в первоэлементе ролевой игры.

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод операционализации, участники экспериментируют с различными стилями отношений.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии.

Изменилось представление об этих профессиях? Почему?

Как вы понимаете «допустимое-недопустимое»?

(н-р: в общении с людьми, в приготовлении пищи, в пошиве делового костюма и т. п.)

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профессии?

Какие ошибки, как вы думаете, может совершать абитуриент в выборе профессии?

Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии?

Как они живут и что чувствуют?

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Необходимо проанализировать некоторые профессии, записав в колонку «Оптимисты» положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно значение этих слов.

Для этого надо создать две команды: 1-я – «Оптимисты», 2-я – «Скептики».

Участникам команд предлагается назвать максимальное количество позитивных и негативных характеристик какой либо профессии.

Какое значение эта профессия имеет для общества?

Какой труд – автоматизированный, механический или ручной – в ней используется?

Назовите объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату.

Охарактеризуйте условия работы.

Предполагает ли эта профессия интенсивное общение с людьми?

Имеет ли она медицинские противопоказания?

Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию?

Где её можно получить?

Во время дискуссии можно сформулировать причины ошибок: предубеждение, «за компанию», идеализация, увлечение внешней стороной профессии, заблуждения на свой счет или на счет профессии.

Какие профессии вы считаете «престижными» и почему?

Как скажется переизбыток этих специалистов на рынке труда?

Какие последствия для карьеры будут, если выбираете профессию «за компанию»? (+, -)

Какие профессии пользуются популярностью в современных фильмах?

Как вы относитесь к этим профессиям?

Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?

Кому из вас она больше подходит?

Что особенно в ней вас првлекает?

Подвести итог упражнения, что этих ошибок можно избежать, если реально представить свои возможности, знать особенности нервной системы, памяти, внимания, мышления, уровень подготовленности, интересы и склонности. Дело это не простое, но возможное

Что нужно учитывать в выборе профессии?

Какие особенности нужно знать и помнить?

10 мин

Сбор информации для последующего действия участниками тренинга.

Упражнение «Автобусная остановка» (2).

Необходимый материал: три листа ватмана, фломастеры.

1. В конце занятия распределенные группы подходят к листам ватмана с надписями, расположенных в разных концах комнаты:

«НАЧАТЬ»,

«ПРОДОЛЖАТЬ»,

«ПРЕКРАТИТЬ».

2. Каждая группа займет место возле отдельного листа и записывает в него все то, что они должны делать после этого тренинга: «НАЧАТЬ», «ПРОДОЛЖАТЬ», «ПРЕКРАТИТЬ».

Использовать метод «мозгового штурма», не критиковать ничего, а просто записывать на листе.

3. Через некоторое время подаётся сигнал, и это значит, что «пришел автобус» и группам нужно ехать на другую остановку. Двигаться будут по часовой стрелке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться - прочитать, что было создано до, и написать что-нибудь новенькое.

4. Обсуждение.

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод группового решения проблем.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии.

Вместо обсуждения достаточно просто прочитать то, что на­писали участники, задавая уточняющие вопросы на понимание.

§ Что нужно НАЧАТЬ делать нового сразу после тренинга?

Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать после тренинга?

Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать?

5мин

Обсуждение.

Подведение итогов

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии.

Какой из этапов был самым трудным?

Какой – самый легкий?

В чем заключается осознанность выбора профессии?

Какую роль сыграет самопрезентация в будущем?

Изменилось ваше отношение к выбору профессии?

5 мин

Закрепить полученные знания на занятии.

Домашнее задание:

Составить список профессий, которые требуются на рынке труда в районе, области, стране.

Если старшеклассники уже выбрали профессию, предложить подумать, соответствует ли она наиболее привлекательным для них характеристикам. Если нет – попробовать самим смоделировать её.

Литература:

1. . «Я и моя профессия». Москва. Генезис. 2004

2. Ю. Тюшев «Выбор профессии». СПб. Питер. 2007

3. . «Психологическое консультирование по профориентации». М. Владос-ПРЕСС. 2001

4. «Как стать успешным». СПб. Речь. 2007

5. http:// azps. ru/ training/41. html

Преподаватель МБОУ РМ УК профиля обучения

«Основы психологических и педагогических знаний»



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация