Основы композиции в фотографии. Построение кадра урок фотографии Правильная композиция фотографии

26.11.2023

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Дата публикации: 22.07.2016

Это продолжение статьи, первые шесть способов вы можете найти . Напомним, что наш материал не претендует на звание всеобъемлющего труда по фотокомпозиции. Мы просто даём ряд практических советов, которые могут вдохновить на новые фотоэксперименты.

7. Акценты

Чтобы зритель понял суть вашего кадра, нужно правильно расставить акценты. Что поможет подчеркнуть главное? Резкость, яркость, цвет, размер, форма, размещение в кадре… Вариантов много, и их не имеет смысла запоминать - для грамотной расстановки акцентов вам потребуется лишь опыт в построении композиции. Конечно, сначала нужно определиться с сюжетом кадра, главными героями и деталями.

Закатное солнце пробивается между горными вершинами. Благодаря дымке мы чётко видим лучи. Один из них, как театральный прожектор, освещает борт корабля. Согласитесь, без корабля этот кадр был бы скучнее. Главный объект выделен цветом и яркостью. Кроме того, на него «указывают» направляющие линии лучей. Во время съёмки я не думал обо всём этом, а просто снимал так, как мне подсказывал опыт.

Работе с акцентами стоит поучиться у Эллиотта Эрвитта, на Prophotos есть .

8. Фрейминг

Этот пункт хочется проиллюстрировать снимками известного стрит-фотографа Александра Петросяна - «Питер внутри» и «Окно в Петербург» . Кстати, автор делится историей их создания в статьях, опубликованных в нашем журнале.

По сути, фрейминг - это создание многоплановой композиции . Просто в этом случае передний план «обрамляет» остальной сюжет. Что может стать передним планом? Окно, изогнутые ветви, просвет в зелени деревьев и прочее. С помощью фрейминга вы как бы углубляете сюжет снимка, показываете сюжет с необычной стороны. Так, на фотографиях Александра Петросяна оригинально преподнесены известные туристические места Санкт-Петербурга. Оказывается, Питер это не только золото куполов и величие Петропавловской крепости, но и, так сказать, проза жизни. Фреймингом можно эффектно дополнить ваш сюжет. Здесь я использовал «обрамление» из листвы, которая создала необычный узор вокруг главного объекта.

9. Тени и силуэты

Порой тень и силуэт предмета выглядят выразительнее его самого. Эту простую истину знают и используют не только фотографы, но и дизайнеры, художники, режиссёры. Вспомнить хотя бы театр теней. Чтобы силуэты получились выразительными, они должны быть узнаваемыми, читаемыми. Простой пример: если сфотографировать сидящего на корточках человека, его силуэт, скорее всего, будет напоминать картофелину. А вот если снимать стоящего человека, будут видны его руки и ноги - зритель сразу поймёт, что в кадре человек.

Конечно же, для создания такого снимка нужно найти слабо освещённый предмет на ярком фоне. Такое, к счастью, в природе встречается часто.

Тени тоже могут стать главными героями вашего снимка. Обратите внимание, как они ложатся на окружающие предметы, меняют свою длину и очертания в зависимости от времени суток. Пожалуй, тени - то немногое, что можно качественно снять в яркий солнечный день, когда кругом очень жёсткое освещение.

10. Ритм

Как мы любим ритмичную музыку, так мы любим и «ритмичные» кадры.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Чаще ритм образуется из повторяющихся предметов, идущих в кадре по горизонтали, и воспринимается слева направо - в том же направлении, в каком мы читаем текст. Ритм могут создавать столбы, ступени, деревья, волны, элементы архитектуры (колонны, допустим) и даже цветовые пятна. Задача фотографа - найти «ритмичную» картину и показать её на фото.

Как и многие другие приёмы, ритм может выступать как объект и главная идея снимка, а может лишь подчёркивать сюжет.

Пример искусственно созданного ритма. Этот снимок - результат работы с мультиэкспозицией. Для его создания не нужны фоторедакторы, достаточно камеры, поддерживающей эту функцию. Например, Nikon D7200, Nikon D500, Nikon D750, Nikon D810.

Подробнее об этом читайте в этой .

Порой эффектно смотрится нарушение ритма. Просто поместите в повторяющийся ритмический рисунок «лишний» предмет. Это создаст акцент на «объекте-нарушителе».

Кстати, фотографий с ритмом в этой статье довольно много (попробуйте отыскать все!), ведь его запросто можно использовать и в сочетании с другими художественными приёмами. О ритме интересно рассуждать, но ещё интереснее искать его в окружающем мире.

11. Динамика

Передать ощущение движения на неподвижном снимке - непростая задача, которую можно решить множеством способов. Например, нарушив равновесие в композиции.

Передача движения на фото - тема если не целой книги, то уж точно нескольких статей. В рамках этого материала мы опишем лишь самое основное.

Стоит познакомить читателя с двумя понятиями: статичная и динамичная композиция.

Попробуйте поэкспериментировать с неустойчивыми, динамичными композициями. Порой даже изначально статичные сюжеты можно выгодно наполнить движением.

Однако иногда неустойчивая композиция вредит снимку. Важно помнить о том, что сюжеты бывают и динамичными, и статичными. Например, пасторальный пейзаж, скорее всего, будет статичным, ему больше подойдёт устойчивая, сбалансированная компоновка.

Часто по сюжету кадра требуется показать не движение, а баланс равновесие, спокойствие.

Простой пример «неуместной динамики» - заваленный горизонт на пейзажном снимке. А фотография с бегуном может потребовать динамичной композиции.

Вот несколько советов по созданию динамичных снимков:

  • Наклон линии горизонта допустим при создании эффекта движения на фото. Если вы наклоните горизонт в сторону движения вашего героя, вы визуально его ускорите.
  • Линии, указывающие на направление движения, подчеркнут его. Линии, направленные перпендикулярно ему, - «затормозят».
  • Оставляйте больше пространства в сторону движения вашего героя.
  • Движение в кадре должно быть направлено слева направо. Мы читаем в этом направлении, а значит, в том же направлении нам проще воспринимать движение.
  • Фотографируя людей и животных, ловите ключевую фазу движения. Для этого используйте серийную съёмку. Чем выше её скорость, тем больше шансы поймать нужный момент. Поэтому в камерах, заточенных под репортаж, серийная съёмка обычно весьма быстрая. Так, в новой модели Nikon D500 съёмка проводится со скоростью 10 кадров в секунду, а в полнокадровом Nikon D750 - 6,5 кадров в секунду.

Как работают с движением мастера фотографии? Прежде всего, они доверяют не правилам, а собственному композиционному опыту.

Если при съёмке движения, у вас получаются смазанные или тёмные кадры, то стоит «подкачать» свои технические навыки съёмки. Можно начать с этой статьи , в ней описаны типичные ошибки новичков и методы их устранения.

141991 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром . Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.


Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей . Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.


Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.


Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения" . Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8-left $Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.


Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали . Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Равновесие на снимке - для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда . Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ . Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

Важный элемент - задний план . Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Ритм . Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки , которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей . Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».


Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

Практическое задание.

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

Говоря о том, как лучше фотографировать, мы имеем в виду - как делать ХОРОШИЕ фотографии. Ведь каждый, кто берет в руки фотоаппарат, хочет получить ХОРОШИЕ КАДРЫ. Как этого добиться? Увы, здесь нет универсального рецепта. Каждый сам находит и проходит свой путь, но можно этот путь сделать гораздо короче, если вместо того, чтобы учиться на собственном «горьком опыте», воспользоваться опытом и знаниями, накопленными многовековым опытом художников и несколькими поколениями фотографов.

Итак, приступим ко второму уроку фотографии и первому практикуму в полном формате. В предыдущем выпуске из-за недостатка места нам не удалось поместить все, что было задумано. Начиная с этого номера журнала мы постараемся каждый практикум давать в трех частях:
· Завершение предыдущей темы, в этот раз «Точка съемки и ракурс» .
· Небольшой теоретический экскурс и максимально наглядное раскрытие основной темы - «Свет в фотографии» .
· Наглядный анонс основной темы следующего номера на примерах наиболее типичных ошибок начинающих фотолюбителей - «Выбор правильной экспозиции» .

Точка съёмки и ракурс

Говоря о точке съемки и ракурсе, мы понимаем, что неважно, кто перемещается, - объект съемки или фотограф. В любом случае, изменение взаиморасположения камеры и фотообраза позволяет построить кадр, главное - правильно выбрать момент нажатия на кнопку... Вчера, сегодня и всегда выбор точки съемки, ракурса, момента съемки и кадрирование - это процесс, обеспечивающий построение кадра и создание основы фотографии. Почему основы? Потому что еще есть свет - мощнейший инструмент, создающий изображение, и есть масса технических аспектов, обеспечивающих техническое качество фотографии.
Имея в виду построение кадра, часто говорят о линейном рисунке, о композиции, сюжете, образе... Есть масса подходов к изучению этого вопроса, каждый из которых по-своему хорош. Мы будем делать акцент на практическую сторону процесса фотосъемки, обращая внимание на важные психологические моменты и только при необходимости касаясь элементов «голой» теории. Прежде чем продолжить, давайте зададимся вопросом: чем хорошая фотография отличается от плохой? Почему одно изображение нравится, вызывает восхищение, а другое нет?

Условно можно выделить три уровня фотомастерства. Уровень первый - документальный, когда начинающий фотолюбитель просто фиксирует отпечаток действительности, которую он наблюдает. Это бытовая документалистика: «Я и мои друзья; мои близкие; я на фоне памятника; мы празднуем...; моя любимая кошка». Здесь, как правило, даже не стоит вести речь о построении кадра. Фотограф еще не задумывается о композиции и сюжете, задача - зафиксировать «на память». В таких снимках нет объема, они плоски и двумерны. Кусок жизни 10×15, интересный автору и участникам зафиксированных событий.

На втором уровне, образном, возникает понимание кадра. Понимание того, что для зрителя все зафиксированные на фотографии элементы находятся во взаимодействии друг с другом, создавая самостоятельный образ, и должны ВМЕСТЕ нести смысловую нагрузку. Фотограф не просто снимает интересные объекты, он создает композицию, в которой появляется новая красота, растворенная в пространстве и невидимая обычному глазу. Автор уже обдумывает ракурс, план, перспективу. В фотографии еще может не быть сюжета, который вызовет бурю эмоций, но изображение становится интересным как минимум с точки зрения: а как это сделано? Здесь, на плоском отпечатке, появляется третье измерение. И есть достаточно простые технические приемы, которые помогают добиться объемности фотографии.
Третий уровень - сюжетный. Когда в кадре есть не только интересный образ, но и появляется движение, рождающее яркие эмоции у большинства зрителей. В плоскости как бы появляется четвертое измерение - угадывается движение времени. Мы можем почувствовать, что было до момента снимка и что произойдет после него. Большая фотография - это маленькая жизнь. При этом фотограф, как правило, уже не задумывается о технических приемах, которые он использует. Его сознание свободно и сосредоточено только на образе. Его заботит «что», а не «как».
Естественно, что сразу попасть с первого уровня на третий невозможно. Путь к мастерству проходит через несколько ступеней: знание, понимание, умение, навык... Задача нашего практикума - помочь пройти первую и вторую ступени. Остальное - в ваших руках.

Итак, чтобы научиться фотографировать, нужно научиться использовать средства фотографии. Учитывая высокую интеллектуальность современных фотоаппаратов, избавляющих от многих хлопот, в первую очередь начинающему фотографу нужно понять, что поместить в кадр, а что в него не помещать: под каким углом, с какого ракурса, в каком масштабе? Все, что окажется в кадре, и будет составлять композицию фотоснимка (Композиция - от латинского - сочинение, составление, расположение, объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое).
Или не будет. Может получиться просто набор отдельных элементов, пусть даже качественно технически снятых. Композиция, увы, не существует объективно и независимо от человека, она имеет смысл только в рамках мировосприятия, прежде всего эстетического. Поэтому возможно говорить о принципах и средствах композиции, базирующихся на физиологических основах восприятия и той части субъективного опыта, которая является общей для большинства людей. Однако переходим к делу.

Наша задача - построить что-нибудь из ничего. Для наглядности, простоты, а самое главное - для воспроизводимости наших практических изысканий мы в качестве объекта съемки выбрали некоторое количество монет и створку от устрицы (обычной ракушки). Произвольно положили все это на самый обычный стол. Картинка, как видите (снимок 1, вид сверху), не самая привлекательная.
Попробуем, ничего не двигая, найти точку съемки и ракурс, которые дадут в кадре хотя бы некоторую композицию.

СЕРИЯ 1. Первое, что нужно сделать, - «пристреляться», поискать лучший ракурс и точку съемки. Движемся вокруг натюрморта. Обычно такие снимки, конечно, не делаются, достаточно просто посмотреть в видоискатель, чтобы понять, что кадр «не строится».

Фотография 2 (лево - низ). Получился, в общем, симпатичный снимок. Блеск монет, фактура раковины, теневой рисунок. В плюс фотографии идет расположение раковины. Она «держится» в одном из узлов в соответствии с правилом трех третей*.
Монеты занимают три остальных узла внимания. За счет этого снимок воспринимается как устойчивый и сбалансированный. Но дальше работать с этой фотографией бесполезно. Здесь нельзя построить многоплановый снимок. Раковина и монеты расположены по отношению к зрителю практически на одном уровне. Кроме того, такая композиция вызывает неприятные ощущения. Два объекта равновесны. Они спорят друг с другом. При этом вопрос: «кто же сильнее?» - остается без ответа. Сместимся еще.
Фотография 3 (право - низ). Раковина заняла правый нижний угол. Согласно правилу левой руки** движение взгляда идет из левого верхнего угла в правый нижний и упирается в раковину. Она как бы тормозит взгляд. Кроме того, кадр становится неуравновешенным***.
Левый верхний угол пустой, а все внимание сосредоточено на раковине. Но раковина в этом ракурсе не настолько интересна, чтобы к ней приковывать внимание. Сюжет в снимке отсутствует.
Мы остановились на снимке, в котором раковина расположена в левом верхнем углу. Теперь попробуем усилить ощущение плановости, глубины снимка. Надо помнить: чем ближе угол зрения к перпендикуляру, опущенному на плоскость, тем меньше планов будет на фотографии. Нужно искать такую точку зрения, чтобы объекты находились на разном расстоянии друг от друга и от фотографа.

СЕРИЯ 2. Если до этого мы вращались вокруг объектов по часовой стрелке, то сейчас камера в основном будет двигаться по условной небесной сфере и приближаясь-удаляясь по отношению к объекту.
Фотография 1 (поиск глубины 1). Плюс - снимок выполнен согласно правилу трех третей. Нижняя треть - столешница, которая создает ощущение «воздуха» на снимке. Две верхних трети - монеты и раковина. Монеты, если присмотреться, образуют две дуги, два фронта. В этом есть некий элемент ритма*.
* Ритм в фотографии - это гармоничное чередование геометрических форм, пятен и линий. Служит для выражения экспрессии.
Глубины стало чуть больше, чем в предыдущих снимках, но все равно недостаточно. Нет устойчивости, равновесия. Попробуем опуститься еще ниже.

Фотография 2 (поиск глубины 2). Ощущение перспективы усилилось. На столешнице появился отблеск монет и тень раковины. Очевидные первый и средний план, и уходящие вдаль монеты - дальний план. Но теперь кадр не заполняется. Пробуем поменять масштаб.

Снимок 3 (нагромождение. Крупный план 1). Приблизились, но, кажется, чересчур сильно. Явное доминирование раковины, и «свалка» монет на первом плане. Никаких эмоций этот снимок не вызывает. Но если задача показать громоздкость мелких, на первый взгляд, предметов, тогда точка съемки, ракурс, план - все выбрано хорошо. Однако мы к этому эффекту не стремились, поэтому попробуем уменьшить раковину в кадре и увеличить вес монет.

Фотография 4 (крупный план 2). Приближаемся. Несмотря на то, что есть очевидное соблюдение правила трех третей, гармоничной фотография не смотрится. Попробуем при этом же масштабе немного изменить ракурс.

Фотография 5 (крупный план 3). Раковина ушла немного вправо и смотрится как нос корабля, который рассекает «монетные волны». Это первое, что приходит в голову. Возможно, это не самая сложная ассоциация, но сам факт, что фотография заставляет работать воображение, - уже хорошо. Дальше искать здесь не будем. Попробуем найти новый ракурс.

Фотография 6 (План крупнее). Убираем нагромождение с переднего плана, сдвигаем его в сторону. Чуть уменьшили масштаб, чтобы показать раковину. Вновь появилась многоплановость: монеты с переднего плана через средний уходят за раковину. Интересно по фактуре. Появляется уравновешенность: верхний левый угол и нижний правый заняты раковиной и монетами. Между ними образуется визуальный коридор, который уходит слева направо. При большом числе плюсов есть и существенный минус: снимок фактически распадается на две равные части. Раковина и монеты спорят между собой.

Фотография 7 (крупный план левее 2.). Несколько увеличиваем план. Плановость за счет «монетной дуги» сохраняется. Попытаемся найти новый ракурс.

Фотография 8 (новый ракурс 1). Совершенно непонятно, что на снимке делает раковина. Существует простое правило: все, что можно, из кадра надо убрать. Если раковина исчезнет, ничего принципиально не поменяется. Но перед нами стоит задача снять и монеты, и раковину - чтобы все играло.

Фотография 9 (новый ракурс 2). Увеличили присутствие раковины. Есть планы: передний с отражением, средний с предметами, задний - «воздух». Соблюдено правило трех третей. Появилось отражение в столешнице. У раковины образовалась некая «хищность». Она словно пожирает монеты. Доминирование раковины подчеркивается наклоном в ее сторону. Слегка увеличим этот эффект.

Фотография 10 (итог тандем 1). В принципе этот снимок можно считать некоторым итогом. Есть вполне четкий образ «агрессивной раковины».

Фотография 11 (итог тандем 2). Мы попробовали изменить кадрирование. Для этого подняли объектив, раковина, таким образом, опустилась вниз. Две три заняты предметами. На переднем плане - столешница с отражением. Кадр не кажется переполненным предметами. Он «дышит».

СЕРИЯ 3. В предыдущей серии снимков мы лишь незначительно использовали наклон камеры. Попытаемся поиграть с этой возможностью. Многие боятся вращать камеру. И совершенно напрасно. Иногда наклон может дать любопытные результаты.

Фотография 1 (наклон 1). Все выпало из кадра. Монет почти не видно, непонятно, что за фактура справа. Попытаемся вернуть все в кадр и сохранить наклон.

Фотография 2 (наклон 2). Предметы четко атрибутируются в кадре, но наклон совпадает с диагональю естественного движения взгляда (правило левой руки) и поэтому совершенно не читается. Отсюда нет динамики движения, есть сползание. Если бы мы хотели добиться ощущения сползания, нас бы этот снимок вполне устроил.

Фотография 3 (наклон 3. Намек на движение). Меняем наклон на противоположный. Движение появилось, но не очень внятное.

Фотография 4 (ползучий итог). Чуть усилили наклон, усилился и эффект движения. Раковина превратилась в живое существо, которое стремится куда-то уползти и при этом оставляет за собой шлейф из монет. Нельзя сказать, что это шедевр, но некие ассоциации этот снимок уже вызывает. Здесь нет как таковых линий*, но они угадываются. Задействованы узлы внимания по правилу трех третей.

* Любые линии на снимке - хороший инструмент эмоционального воздействия на зрителя. Изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии передают величие, силу, мощь; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.
В принципе с итоговыми снимками второй и третей серии еще можно поработать. Например, поиграть со светом, с тенями, с интенсивностью отзеркаливания поверхности. Все это создаст дополнительную динамику. Работа со светом - следующая тема нашего практикума.
И, прежде чем поставить точку в этой теме, хотим дать совет: «Глядя в видоискатель, представьте себе то, что вы видите фотографией в рамке на стене вышего жилища. Если устраивает - смело, но аккуратно нажимайте на кнопку «спуск», если нет - продолжайте поиск ракурса.

* Правило трёх третей. По вертикали и горизонтали кадр условно делится на три равные части. Любые поверхности лучше располагать в отношении 1:2. К примеру, в одной верхней части снимка поместить небо. В двух нижних - землю. Или нооборот. Такое расположение позволяет определить, что доминирует на снимке, на чём делается акцент. Кроме того, на пересечении двух вертикальных и двух горизонтальных линий, которые условно делят снимок на части, образуются четыре «узла» внимания. Лучше всего располагать объекты именно в них.
** Правило левой руки. Большинство людей смотрит сначала в левый верхний угол изображения, а затем взгляд соскальзывает в правый нижний. Если, к примеру, нужно выделить на фотографии дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения взгляда слева направо будет «спотыкаться» о границы дороги и выделять ее. В противном случае - дорога просто потеряется на снимке.
*** Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается абсолютной симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Это неформальное равновесие. Оно делает фотографию более образной и эмоционально насыщенной.

_______________________

В любой удачной фотографии есть три главных составляющих: композиция, освещение и, конечно же, уникальный момент, который удается выхватить автору из повседневности. Посмотрите на любой известный репортажный снимок - вы найдете все три компонента.

Дрю Хоппер (Drew Hopper), опытный фотограф-документалист из Австралии, путешественник, ценитель природы и разнообразия культур, полагает, что композиционная структура в фотоснимке определяет настроение и эмоциональность сцены. Хорошо скомпонованный кадр всегда эффектен, в нем обычная бытовая ситуация превращается в нечто экстраординарное. Именно поэтому композиция имеет первостепенное значение для передачи уникальности момента. Дрю Хоппер предлагает несколько своих наработок тем, кто хочет совершенствовать собственное мастерство. Если использовать советы мастера, можно значительно улучшить результаты своей работы. Итак, слово профессионалу.

Основы

«Давайте посмотрим правде в глаза: люди не станут рассматривать фотографию, на которой нет ничего такого, что могло бы заинтересовать и вызвать внимание. Чтобы понять, чем привлечь зрителя, нужно знать, как работает человеческий мозг. Композиционная работа, как правило, и относится к размещению элементов относительно друг друга для оптимального восприятия. Качественное фото сразу «наталкивает» взгляд зрителя на центральную точку изображения, или на несколько - в строго определенном порядке. Существует целый ряд факторов, влияющих на то, как люди воспринимают снимок. Обрамление, позиционирование, перспектива, фокусное расстояние - станут инструментами, которые помогут их учесть.

Можно физически переставлять предметы, изменять расположение элементов сцены, или визуализировать возможный результат, предвидя момент - такой подход подойдет для . Репортажники должны действовать, а главное, думать быстро, чтобы за долю секунды до нужного события быть готовым нажать на кнопку затвора. Умение поймать «миг» - навык, необходимый для работы в уличной среде.

Вспомнить о живописи

У фотографии и изобразительного искусства много общего. Снимки, как и картины, представляют реальность, преломленную через воображение и взгляд творца, который заранее представляет себе, как должен выглядеть результат. Разница заключается в том, что художник может начать с чистого холста и добавить или убрать что угодно. Фотографы же действуют в обратном порядке, начиная с заполненной элементами сцены, и избирательно устраняют из нее ненужные элементы. Так же, как в картинах, плохо скомпонованный кадр нередко бывает неправдивым, вводит в заблуждение, хуже передавая смысл сцены. В любом случае требуется внимательный глаз, умение замечать детали и композиционная чувствительность.

Визуальное напряжение

Безусловно, «месседж» снимка зависит от того, что мы выбрали в качестве его точки силы, но есть базовые правила, которые нужно учитывать всегда. Устраните некоторые части сцены - пусть зритель попытается самостоятельно восполнить пробелы. Можно кадрировать внутри другого кадра, так будет проще привлечь внимание к основной части снимка.

На сильном фото, как правило, есть некие смысловые вехи, направляющие глаз зрителя, который следит за ними, естественно перемещаясь через сцену. Если в кадре есть только необходимое, зрителю будет проще проследить за фотоповествованием автора.

Относительное расстояние

Термин, если речь идет о композиции, относится к расстоянию между ключевым объектом и остальными деталями, и его действие схоже с добавлением напряжения. Основное правило то же - не усложнять послание. Например, если два человека идут в противоположных направлениях, это выглядит привлекательнее, чем их пересечение в одной точке. Следить за относительными расстояниями на переднем плане и фоне - важно для хорошей компоновки кадра. Нужно, чтобы темообразующие элементы не перекрывали друг друга, а присутствующие на заднем плане акценты не перетягивали взгляд с основного фокуса. Хороший прием - сделать «пристрелочный» кадр фона, а затем подождать, когда передний план будет подходящим. Это может занять много времени, но окупается результатом.

Грамотное заполнение кадра

Известный фотограф Роберт Капа как-то сказал: «Если ваша фотография недостаточно хороша, значит, вы не подошли достаточно близко». Однако, автор не должен вооружаться телевиком и масштабировать изо всех сил. Нужно физически перемещаться, стать ближе к объекту, погрузиться в обстановку сцены. Подобный подход поможет одновременно отсечь лишние детали, сфокусироваться на главном элементе и его обрамлении. Правильное заполнение кадра поможет донести фотопослание до аудитории, усилить динамику кадра, сделать его драматичным. Например, портрет крупным планом гораздо интимнее и значимее, чем во весь рост, так как на нем модель сразу смотрит в глаза зрителю. В уличной съемке прием тоже работает.

Нужно подарить аудитории ощущение присутствия в кадре, найти верный контраст между объектом и фоном, чтобы изображение воздействовало на нее сильнее. Если перестараться и отрезать нужные элементы сцены, заполнить кадр не получится. Нужно постоянно двигаться, делать много снимков, смотреть, что в них работает на усиление эффекта. Избегайте использования зум-объективов, не ленитесь, полагайтесь лучше на свои ноги. Хороший, быстрый фикс и собственные ноги - лучшие друзья фотографа.

Старайтесь не обрезать кадр

Может быть, это мнение Дрю Хоппера субъективно, но он старается избегать кадрирования. Гораздо интереснее совершенствовать композицию, работая непосредственно камерой. Это не только экономит время на компьютерную постобработку, но и делает фотографа наблюдательнее. Конечно, все зависит от ситуации, но практиковать совершенствование композиции - полезное занятие в любом случае.

Ритмичные паттерны и повторы

Орнаменты, которые линии образуют в кадре, эстетичны, но лучше, если их бесконечность будет прервана, а рисунок - изломан. С точки зрения композиции, прием усилит воздействие изображения на зрителя. Когда орнамент на фото ритмично повторяется, это структурирует базу гармонии снимка. Если же мы начинаем экспериментировать с линиями, образы на фотоснимках оживают и становятся динамичными.

Есть два способа использования повторов - паттерны можно либо подчеркнуть, либо разбить. Заполнение рамки кадра ритмичными орнаментами привлекает внимание зрителя к изображению. Это позволяет сосредоточиться на главной детали, добавит изображению глубину, сложность. Повторение, например, хорошо воспроизводить с помощью кирпичной стены, как это делал Дрю Хоппер. Когда же паттерн начинает ломаться, в кадре усиливается напряжение.

Прекрасный прием, с помощью которого можно сконцентрировать внимание на основном объекте сцены. Например, прямая линия, которая резко меняет направление, приводит глаза зрителя к центру композиции. Соединение основного объекта и притягивающего внимание паттерна помогает усилить внимание аудитории и заставляет приглядываться к изображению тщательнее.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация