Специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда Контроль проведения специальной оценки условий труда

15.11.2020

В соответствии с законодательством об охране труда любая организация, в которой работают наемные сотрудники, обязана обеспечить им безопасные рабочие места.

До января 2014 года способом контроля за надлежащими условиями труда было регулярное проведение аттестации рабочих мест. Проведение этой процедуры представляло собой формирование аттестационной комиссии, которая проверяла соблюдение норм законодательства в сфере безопасности труда.

Нововведения в области обеспечения безопасности условий труда

С начала 2014 года эта форма обязательной проверки была трансформирована в специальную оценку условий труда . Общую суть этой оценки можно считать вполне аналогичной аттестации рабочих мест – контроль за обеспечением безопасных условий работы для наемных сотрудников. Однако многие основные моменты претерпели существенные изменения.

В частности санкции за нарушение сроков проведения оценки теперь существенно ужесточены. Размеры штрафа с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стали значительно больше, также теперь возможно применение меры в виде приостановления деятельности на срок до 90 дней.

Еще одно существенное отличие заключается в том, что теперь оценке подлежат практически все рабочие места , находящиеся на территории работодателя. Исключение составляют только рабочие места сотрудников, работающих удаленно, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, и рабочие места, созданные физическими лицами без образования юридического лица и не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Помимо этого введен запрет на оформление трудовых отношений гражданско-правовым договором. То есть, если сотрудник фактически состоит с организацией в трудовых отношениях, этот факт обязательно должен быть оформлен трудовым договором.

Несмотря на то, что отличия между аттестацией и специальной оценкой достаточно существенные, результаты аттестаций, проведенных до введения спецоценки будут действительны в течении всего того срока, на который они были рассчитаны, то есть пяти лет с момента проведения (это решение не относится к предприятиям, на которых имеются опасные или вредные для здоровья факторы производства).

Дополнительно следует привести результаты аттестации в соответствие с действующим законодательством, то есть, заключить трудовые договоры с сотрудниками, нанятыми по гражданско-правовому договору, дополнить действующие трудовые договора необходимыми дополнительными соглашениями, своевременно проводить спецоценку вновь созданных рабочих мест, ранее не требовавших проверки.

Правила и порядок проведения специальной оценки условий труда

Оценку рабочих мест должна проводить специальная комиссия .

Образец аттестата аккредитации

В нее входят представители сторонней независимой организации, специализирующейся на проведении проверок в области охраны труда. Особое внимание следует обратить на наличие специальной аккредитации на подобную деятельность у выбранной организации.

Кроме этого, в деятельности комиссии должны принимать участие представитель организации (как правило, руководитель или уполномоченное должностное лицо), представитель профсоюза организации, если таковой имеется, и специалист по охране труда.

Проверке и оценке подлежат все рабочие места , находящиеся на территории юридического лица, в том числе места офисных сотрудников, ранее не подлежавшие проверке. Если в организации есть несколько рабочих мест с аналогичными условиями труда (расположение, вентиляция, оснащение, используемые материалы и т.д.), то оценивать допустимо 20% от таких рабочих мест. При этом, аналогичных рабочих мест нужно проверить не меньше двух.

Сроки проведения специальной оценки совпадают со сроками аттестации, то есть планово она должна осуществляться каждые пять лет, но это относится только к уже действующим рабочим местам, в отношении которых не производилось никаких изменений.

Новые рабочие места должны быть проверены после их введения, а не по истечении пяти лет с даты последней проверки. Если имели место изменения условий труда (оснащение места, смена технологии, переезд и т.д.), то после завершения этих изменений должна быть проведена оценка.

Проведение своевременных проверок безопасности рабочих мест требуется для соблюдения законодательства в части охраны труда сотрудников, приведения условий труда к установленным санитарным нормам, обеспечения социальных гарантий для сотрудников, трудоустроенных в условиях, признанных вредными, обеспечения сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты, проведения плановых медицинских осмотров и т.д.

Помимо этого, результаты аттестации и спецоценки используются при расчете скидок или надбавок при уплате страховых взносов в ФСС.

Ответственность за своевременное проведение проверки возложена на работодателя. Он обязан обеспечить формирование комиссии и соблюдение сроков проверки.

Более детально про правила проведения данной процедуры можно узнать из следующего видеоматериала:

Виды

Проведение специальных оценок рабочих мест можно разделить на плановые и внеплановые . Плановые проводятся один раз каждые пять лет.

Внеплановые требуются в тех случаях, когда имеют место какие-либо изменения в условиях труда сотрудников (например, смена технологии производства, замена оборудования, изменение сырья, получение новых средств индивидуальной защиты и т.д.), а также по заявлению профсоюза и в случае несчастного случая на производстве.

Также внеплановая проверка может быть инициирована руководителем организации в случае улучшения условий труда сотрудников. Это может дать возможность уменьшить размер страховых выплат в ФСС, а также социальные гарантии сотрудникам, расходы на средства индивидуальной защиты и т.д.

Этапы проведения

  1. Создание специальной комиссии – для ее формирования требуется привлечение специализированной организации, сотрудничество с которой оформляется, обычно, гражданско-правовым договором. Сама комиссия формируется из специалистов этой организации, представителя проверяемого предприятия, специалиста по охране труда. Если в структуре работодателя имеется профсоюзная организация, то ее представитель также включается в состав комиссии.
  2. Проверке подлежат все рабочие места. При наличии на предприятии факторов, опасных или вредных для здоровья сотрудников, зон повышенного риска, на них обращается особое внимание. Если в числе подобных факторов есть такие, которые требуют специальных измерений и исследований, они должны быть выполнены. Все полученные данные заносятся в декларацию, которая впоследствии передается в трудовую инспекцию.
  3. По результатам проверки комиссия обязана составить отчет , в который включаются сведения о проведенных исследованиях и измерениях, указывается перечень вредных и опасных факторов, выносится экспертное заключение по условиям труда.
  4. Отчет о проверке должен быть доведен до всех сотрудников организации, а также опубликован на официальном сайте. Ознакомление сотрудников осуществляется под роспись. На опубликование и ознакомление отводится 30 дней с момента составления отчета.

Результаты проведенной проверки используются при подаче сведений в ФСС для расчета страховых взносов, на этом основании рассчитывается присвоение класса вредности по отношению к конкретному рабочему месту. Этот фактор определяет размер скидки или надбавки при уплате страховых взносов.

Пенсионные и страховые взносы возрастают пропорционально классу вредности рабочего места сотрудника.

Размеры штрафных санкций за отсутствие отчета о проведенной спецоценке существенно увеличены.

Теперь индивидуальный предприниматель рискует заплатить за это штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей, юридическое лицо – шестьдесят – восемьдесят тысяч. Помимо этого предусмотрена дополнительная мера – приостановление деятельности на срок до девяноста дней для обеих категорий.

Также не следует забывать, что если на территории организации произойдет несчастный случай, а отчет о проведенной оценке условий труда будет отсутствовать, это послужит автоматическим доказательством вины работодателя и может повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.

Вебинар о проведении процедуры специальной оценки условий труда представлен в следующем видеосюжете:

Под аттестацией понимается целый комплекс мероприятий. Они проводятся для того, чтобы оценить условия труда на различных рабочих местах. В первую очередь это актуально для вредного производства.

Целью процедуры является выявление опасных факторов, а также процесс улучшения условий труда до уровня, который установлен законодательством РФ. Каждый год порядок ее прохождения несколько меняется.

Последние изменения в законе

Скачать актуальную редакцию с изменениями от 1 мая 2016 года, регулирующего проведение специальной оценки условий труда.

Аттестация стала называться специальной оценкой рабочих мест . Кроме того, в 2015 году появилось два серьезных изменения, которые будут действовать и в 2019 году:

  1. Во-первых, были ужесточены наказания за отсутствие проведения спецоценки. Данное изменение зафиксировано в КоАП РФ.
  2. Второе касается методики, по которой она проводится. В первую очередь это касается биологического фактора.

Весь 2015 год рассматривался законопроект, который касался отмены необходимости аттестации (как для малого, так и для среднего бизнеса). Однако, он был отклонен, и потому все компании должны пройти процедуру в случае отсутствия действующих результатов ее прохождения .

В первую очередь оценку необходимо провести для тех мест, где осуществляется работа по профессиям, которые относятся к вредным и опасным условиям труда (Список №1 и Список №2). Срок действия специальной оценки рабочих мест – 5 лет.

В 2019 году обязательно заполнение декларации по установленной форме даже для тех компаний, которые в ходе проведения не выявили опасных факторов. Результаты действуют также в течение 5 лет. Штраф за подачу декларации позднее установленного срока на момент 2019 года составляет от 60 до 80 тысяч рублей для фирм и до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения оценки условий труда обязательно должны быть переданы в Федеральную государственную информационную систему учета. Данное требование начало действовать с 1 января 2018 года.

Кем и когда проводится специальная оценка

Аттестация проводится непосредственно работодателем совместно со специальной аттестующей организацией . Под последней понимается такое юридическое лицо, которое имеет аккредитацию в качестве организации, имеющей право оказывать услуги по оценке. При этом свои измерения она проводит на основании соответствующего договора с работодателем.

Работодатель обязан создать особую аттестационную комиссию и определить график прохождения процедуры спецоценки. Комиссия должна обязательно включать в себя следующих работников:

  • Специалист, работающий в сфере охраны труда.
  • Один или несколько представителей со стороны работодателя.
  • Один или несколько представителей со стороны органа, относящегося к профсоюзной организации.
  • Представители аттестующей компании.

Период проведения устанавливается следующим образом: если были открыты новые рабочие места, крайний срок для их оценки – это 60 рабочих дней после начала эксплуатации. В ином случае работодателю придется заплатить штраф в размере до 30 тысяч рублей, а в худшем случае — приостановить деятельность компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок ее проведения и оформляемые при этом документы

Законодательством закреплен определенный порядок проведения специальной оценки рабочих мест в каждой компании. Кроме того, существует целый ряд документов, которые необходимо оформить.

Осуществление процедуры происходит следующим образом:

  1. Для начала анализируются условия труда, в которых работают сотрудники, на предмет соответствия существующим нормативам, связанным с охраной труда.
  2. Далее проводится оценка того, насколько каждое из рабочих мест соответствует установленным гигиеническим нормативам.
  3. После этого производится анализ, насколько травмоопасны условия работы.
  4. Четвертый шаг – это оценка обеспеченности всей необходимой формой, специальной рабочей одеждой, обувью и дополнительными средствами защиты (если они необходимы).
  5. Наконец, проводится комплексная оценка, позволяющая понять, насколько условия труда оптимальны и приемлемы с точки зрения законодательства РФ.

Специально утвержденного перечня документов не существует. Однако, для того чтобы инициировать проведение оценки, потребуется оформление 3-х основных документов:

  • Приказ о создании специальной аттестационной комиссии. Он должен издаваться работодателем и содержать сведения о ее составе.
  • График проведения работ по оценке (должен быть утвержден отдельным приказом).
  • Договор со сторонней аттестующей организацией. Важное требование состоит в том, что она должна быть лицом, которое не является зависимым от работодателя.

Необходимо понимать, что пока производится оценка того, насколько компания грамотно относится к организации рабочих мест своих сотрудников, работодатель обязан предоставить аттестующей организации всю документацию, которая так или иначе связана с обеспечением условий охраны труда.

По результатам процедуры формируется специальный отчет, который включает в себя ряд сведений и документов:

  • Перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации.
  • Приказ о создании той комиссии, которая будет проводить оценку.
  • Информация об аттестующей организации.
  • Приказ об утверждении графика прохождения процедуры.
  • Специализированные карты аттестации.
  • Сводная таблица, отражающая классы условий труда и соответствующих компенсаций.
  • Ведомость, включающая результаты аттестации всех рабочих мест.
  • Протокол, в котором указываются все основные положения, выявленные и обсуждаемые в ходе заседания комиссии.
  • План мероприятий, призванных улучшить условия труда.
  • Заключения, готовящиеся после государственной экспертизы (если имеются).

Подробную информацию о проведении данной процедуры можно почерпнуть из следующего видео:

Возможные штрафы и другие санкции

Несвоевременное прохождение оценки (равно как и ее отсутствие) неизменно влечет за собой возложение административной ответственности на работодателя. Кроме того, если условия труда не соответствуют установленным требованиям, руководитель компании обязан будет заплатить штраф, состоящий из двух частей:

  • «Личный» штраф для руководителя в размере от 20 до 30 минимальных заработных плат.
  • Штраф для компании в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат.

Если должностное лицо каким-либо образом нарушило законы, связанные с охраной труда, повторно, его компания должна будет приостановить свою деятельность на срок до 36 месяцев. При этом компания, которая оказывает услуги по аттестации, не имеет какой-либо законодательно закрепленной ответственности – ее деятельность регулируется только договором с работодателем.

Кто может не проходить специальную оценку

Существует ряд случаев, в которых необходимость прохождения процедуры отсутствует. В частности, это касается ситуации, когда в компании работает единственный человек – ее учредитель. В этом случае трудовой договор как документ отсутствует, и, по сути, в компании нет работников. Соответственно, спецоценку проводить не нужно. Кроме того, если сотрудники работают удаленно, прохождение аттестации также не требуется.

Если компания арендует небольшой офис, в котором есть хотя бы одно рабочее место, оценка должна быть проведена в обязательном порядке.

Следующим основанием для не прохождения данной процедуры является тот факт, что аттестация была проведена не ранее, чем за 5 лет: это действует даже в случае переезда компании.

Еще одним поводом является следующая ситуация: например, в компании есть несколько сотрудников, занимающих одинаковые должности и имеющих одни и те же должностные обязанности. Тогда проводится аттестация только 20% от числа их рабочих мест . Однако, существует ограничение: оценить необходимо как минимум 2 места .

Таким образом, аттестация является важным мероприятием для каждой компании, благодаря которому рассчитываются надбавки к заработной плате для отдельных категорий сотрудников, а также определяются сроки их выхода на пенсию. Знание условий ее прохождения позволит организации и ее руководителю избежать проблем с законодательством.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данный закон определил новый порядок действий, который раньше был установлен Приказом Минздрава от 26.04.2011 № 342н “Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”. С этого момента аттестацию рабочих мест (АРМ) заменила процедура специальной оценки условий труда (СОУТ).

Что такое аттестация рабочих мест

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Аттестацию так же проводил работодатель с привлечением специальной организации, так же образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, в целом функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест на которых этап идентификации не осуществляется указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест, или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем - нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда в соответствии с ТК РФ полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда остались:

  • класс вредности 3.1. - только доплаты;
  • класс вредности 3.2. - доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 - доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя

Административное законодательство

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность именно за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Соответственно введены новые штрафы - от 2000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения АРМ

Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет, СОУТ проводится в такие же сроки.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного федерального закона, СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Однако если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно, но не реже чем один раз в 5 лет, а также каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость проведения аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) в 2019 году по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая будет непосредственно проводить СОУТ. В цену могут входить (а могут и не входить):
    - стоимость исследований и замеров;
    - использование специальной аппаратуры;
    - командировочные сторонних специалистов и т.д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    - если будут установлены классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в пенсионный фонд, а также надбавки и компенсации для работников;
    - приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    - замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ могут быть оспорены и признаны не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест 71.20.19.130), она должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор также имеет свое значение, стоимость СОУТ в Москве и Сыктывкаре будут отличаться.

Штрафы

В 2019 году размер штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

предупреждение или от 2000 до 5000

от 2000 до 5000

от 50000 до 80000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

от 60000 до 80000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

от 15000 до 25000

от 15000 до 25000

от 110000 до 130000

Не обеспечение работников СИЗ

от 20000 до 30000

от 20000 до 30000

от 130000 до 150000

Повторные нарушения

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

от 100000 до 200000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Итоги, или карта аттестации рабочего места

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет - многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета, или СОУТ - непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения о:

  • классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

Для предприятий, которые заняты вредным производством, разработаны особые правила его ведения, в частности, практикуется периодическое проведение целого ряда мероприятий, называющихся аттестацией. Они направлены на то, чтобы произвести оценку условий труда в местах, где присутствуют особенные риски, как для персонала, так и для остальных людей. Смысл этих мероприятий не только в том, чтобы обнаружить и оценить эти риски, но и разработать ряд мер, позволяющих минимизировать отрицательное воздействие на человека и привести их до показателя, который прописан в законодательстве. Они подвергаются незначительным изменениям каждый год, соответственно, меняется и сама процедура.

Насколько изменился порядок аттестации рабочих мест, в свете изменений 2016 года?

Еще в 2015 году было принято решение заменить название «аттестация» на термин «специальная оценка», но есть и более серьезные изменения, в частности, предприятия, которые вовремя не провели эту оценку или сделали это с нарушением, будут наказываться более строгим образом, чем это было ранее. Также были внесены изменения в саму методику, по которой проводится оценка. Было несколько попыток утвердить законопроект, в соответствии с которым малый и средний бизнес был бы полностью освобожден от обязательного прохождения этой процедуры, но он не вступил в силу, поэтому это правило распространяется на всех. В большей степени выявление рисков необходимо на опасных предприятиях, но в 2016 году это делать не нужно тем, кто уже проходил ее до 2014 года, так как периодичность процедуры составляет один раз в 5 лет. Все остальные предприятия, которые не имеют на своем производстве опасных факторов, обязуются заполнять декларацию – в противном случае может грозить штраф вплоть до 80 тысяч рублей.

Проводится такая оценка аттестующей организацией, но только вместе с работодателем. У этой организации должна быть аккредитация, которая будет подтверждать их полномочия и право производить такие проверки. Чтобы сделать необходимые измерения, требуется заключить с работодателем договор. Созданием этой комиссии и разработкой графика прохождения проверки должен заниматься именно работодатель с учетом того, что туда должен входить представитель сферы охраны труда, представители самого предприятия, несколько сотрудников профсоюзной организации, а также уполномоченный сотрудник аттестующей организации. Предприятие, которое начало свою деятельность с нуля, должно пройти аттестацию на протяжении первых 60 дней после начала работы. Наказанием за невыполнение этого является штраф в размере 30 тысяч рублей, а если это повторится, то предприятие могут временно лишить права заниматься своей деятельностью. Что касается порядка проведения этой процедуры, то аттестация рабочих мест в 2016 году, в виду последних изменений, будет выглядеть так:

  1. Первым делом выполняется анализ условий труда с целью обнаружения несоответствий нормативам.
  2. Далее оценивается рабочее место в вопросе гигиенических нормативов.
  3. В процесс входит и анализ уровня травмоопасности рабочего места.
  4. Когда будет определен уровень обеспеченности спецодеждой и средствами защиты, представители аттестующей организации выносят комплексный вердикт по всем параметрам, опираясь на законодательство РФ.

Из документации, без которой проведение аттестации является невозможным, отметить можно приказ о формировании специальной комиссии, установленный график проведения аттестации в виде отдельного приказа, и соглашение с независимой аттестующей организацией. По результату работы создается отчет, в который входит, полный список рабочих мест, которые прошли оценку; перечисленная ранее документация, карты аттестации, таблица классов условий труда и т.д.

Штраф предусмотрен как за несоответствие рабочих мест требованиям комиссии, так и за отсутствие пройденной аттестации. Руководителю предприятия придется заплатить примерно 30 минимальных заработных плат, кроме того, есть общий штраф для предприятия, который может достигать 300 минимальных заработных плат. Многократное нарушение норм охраны труда влечет за собой приостановление действия лицензии предприятия вплоть до трех лет. Если будет нарушение со стороны аттестационной комиссии, то ответственности на законодательном уровне не предусмотрено, поэтому все нюансы и спорные моменты стоит прописать в договоре с работодателем.

Есть несколько ситуаций, когда за отсутствие пройденной аттестации ничего не будет. Речь идет о мелких предприятиях, когда единственным работником является его основатель. Это значит, что практическая необходимость в оценке пропадает. То же самое относиться к удаленной работе. На предприятии несколько сотрудников могут иметь одинаковые должности, тогда оцениванию подлежит не более 20 процентов всех рабочих мест с учетом того, что их будет не меньше двух. В случае если арендуется офис и там есть хотя бы одно рабочее место, то оценка обязательно должна происходить, если только она не проводилась на протяжении последних 5 лет.

В бухгалтерском учете понятие «аттестация рабочих мест» изменилось на «спецоценку условий труда». Но некоторые специалисты-бухгалтеры продолжают пользоваться старым понятием и задают много вопросов, касающихся именно процесса аттестации рабочих мест в текущем 2016 году, а также нововведений.

13.10.2015

Представитель Министерства труда нашего государства отвечает на наиболее популярные вопросы, которые касаются нововведений в 2016 году в процедуре спецоценки условий труда, ранее называемой аттестацией рабочих мест.

1. Кто должен поскорее провести спецоценку условий труда в 2016 году?

Совсем недавно депутаты Госдумы нашего государства рассматривали проект закона, который напрямую был связан с отменой специальной оценкой трудовых условий для представителей среднего и малого бизнеса. Вскоре этот законопроект был отклонен…

Да, это соответствует действительности. Депутаты дали такое разъяснение своим действиям: в случае отмены специальной оценки трудовых условий какой-либо организации или ИП (кстати, сюда относятся и те представители этой категории бизнеса, которые работают с УСН), они не смогут пользоваться скидками, действующими на взносы по травматизму. Это прописано в соответствующем документе, в котором идет речь об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а также различных приобретенных профессиональных заболеваниях - ФЗ №125, от 24.07.1998 г., статья №22, пункт 1, абзац 2. Поэтому всем, кто ведет свою бухгалтерию по УСН, обязательно нужно провести специальную оценку мест работы по условиям труда, чтобы получить документальное подтверждение данной аттестации с ее результатами на руки.

2. Когда в 2016 году следует провести процедуру специальной оценки трудовых условий?

Объясните более подробно, как такая спецоценка проводиться именно в текущем году.

Данная процедура специальной оценки проводиться всеми работодателями нашего государства без исключения. С ее порядком можно ознакомиться в официальном документе - ФЗ №426 от 28.12.2013 г., а методика утверждена Министерством труда нашего государства - приказ №33н от 24.01.2014 г. То есть такая процедура специальной оценки условий для работы проводиться с 2014 года. Если работодатели проводили подобную аттестацию до указанной даты, то такие аттестационные результаты остаются действительными пять лет. Значит, они получают небольшую отсрочку на этот период от проведения подобной процедуры (ранее она соответствовала приказу №342н Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г.).

Тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения и не имеет подобных аттестационных результатов на руках, нужно ли в срочном порядке проводить специальную оценку трудовых мест именно в 2016 году?

Согласно принятым общим правилам, которые касаются данной спецоценки, она должна быть проведена до 31.12.2018 года. Но ФЗ №426 (статья №10, пункт 6) перечисляются определенные категории рабочих мест, при наличии которых такая аттестация должна быть проведена в кратчайшие сроки - ФЗ, закон №212 от 24.07.2009 г., статья №58.3.

К таким рабочим местам относятся те, работа на которых относится к Списку №1 или Списку №2 - опасные или вредные условия работы. Поэтому специалисты данных профессий располагают возможностью воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию, некоторыми гарантиями и компенсационными денежными выплатами за непосредственную деятельность с опасными или вредными условиями - ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 6.

Необходимо отметить следующее: если ранее (до 01.01.2014 г.) подобные рабочие места уже аттестовались с положительным результатом, то спецоценка в этом году не проводиться, так как предыдущие аттестационные результаты находятся в силе - пять лет с момента завершения аттестационной процедуры (ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 4).

Какие рабочие места не попадают под специальную оценку в 2016 году?

Процедура специального оценивания не касается надомников, специалистов, работающих дистанционно, лиц, которые трудятся на работодателей, которые не являются ИП - ФЗ, закон №426, статья №3, пункт 3).

Какое влияние имеют подобные аттестационные результаты?

Данные результаты, полученные после прохождения аттестации рабочих мест, имеют прямое влияние на так называемые дополнительные взносы в государственный Пенсионный фонд, начисляемые работодателями своим сотрудникам Списка №1 и Списка №2. Их расчет производится на основании того класса условий труда, который присваивается в ходе соответствующей процедуры аттестации или специальной оценки. Чем класс вреднее, тем выше денежная сумма дополнительного взноса. Более подробно об этом можно узнать из ФЗ №167 от 15.12.2001 г. (статья №33.2, пункт 2.1), где прописаны все тарифные ставки дополнительных взносов:

  • опасный класс - 8%;
  • вредный класс - от 2% до 7% (в зависимости от подкласса).

При аттестации и признании условий труда для работы на оптимальном или допустимом уровне, дополнительные взносы в ПФР работодателями для своих сотрудников не отчисляются - 0%.

3. Процедура проведения специального оценивания трудовых условий в 2016 году.

Если предположить, что бизнесмен (организация) решил провести специальную процедуру оценивания условий труда, с чего ему нужно начинать?

Начинать необходимо со следующих действий:

  • выбирается сторонняя специализированная организация (сайт Минтруда akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/), занимающаяся подобным оцениванием рабочих мест, со штатом сотрудников-экспертов не меньше 5 человек;
  • обязательно наличие сертификата на право проведения подобного оценивания;
  • высшее образование у таких специалистов: врачи по общей гигиене, по гигиене труда, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

С выбранной организацией заключается договор о проведении специальной оценки условий работы на местах.

После заключения соответствующего договора, что должен дальше делать работодатель?

После того, как договор с проверяющей организацией заключен, работодатель должен издать приказ о создании специальной комиссии, занимающейся непосредственно данной проверкой, и утвердить график рабочих действий по специальной оценке - ФЗ, закон №426, статья №9, пункт 1). В эту комиссию входит работодатель, как ее руководитель, его представители (например, юристы или начальники отделов), специалист по охране труда, представитель профсоюза (если таковой работает в данной компании) и эксперты из проверяющей организации, с которой заключен договор. Согласно закону №426-ФЗ (статья №9, пункты 1-3), количество членов комиссии соответствует нечетному числу.

Если в штате проверяемой фирмы нет специалиста по охране труда, что делать работодателю в этом случае?

В этом случае проверяемая фирма должна привлечь такого специалиста, чтобы он вошел в состав аттестационной комиссии.

Какова процедура прохождения данной специальной оценки?

Аттестационная комиссия, в первую очередь, утверждает список всех рабочих мест, которые будут оцениваться на класс условий трудовой деятельности. Далее эксперты занимаются тем, что определяют этот класс, а члены комиссии должны утвердить окончательные результаты оценивания. Соответствующий класс вредности присваивается рабочему месту, в случае его признания опасным (или вредным) для здоровья самого рабочего. При отсутствии опасных (или вредных) факторов для работы, работодатель сам заполняет такой документ, как декларацию соответствия трудовых условий нормативным требованиям охраны труда, которая и будет действительной в течение 5 лет.

4. Кто из работодателей должен в 2016 году сдавать декларацию по специальной оценке?

Как говорилось ранее, оформление декларации по специальной оценке должно проводиться всеми ИП и организациями, проводившими эту процедуру по оцениванию трудовых условий для работы и не выявивших опасности или вредности, так ли это?

Действительно, это так. Данный документ заполняется по определенной форме - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. Если используется другой бланк для заполнения, то декларация будет считаться недействительной.

Сдается ли такая декларация, если трудовые условия являются (согласно проведенной аттестации) допустимыми или оптимальными - 1 и 2 класса?

В данном случае такой декларационный документ сдавать не нужно - письмо №15-1/В-1157 Минтруда от 17.09.2014 г.

В какие сроки должна быть сдана заполненная по всем правилам декларация с результатами спецоценивания?

Заполненная декларация по аттестации условий труда должна сдаваться в местный орган трудовой инспекции (по адресу проживания ИП или регистрации организации) - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. (пункт 3 Порядка проведения процедуры оценивания).

Каковы сроки подачи данной декларации в 2016 году?

Этот декларационный документ должен быть сдан не позже тридцати рабочих дней с момента утверждения комиссией отчета о результатах проведения спецоценивания трудовых мест (Порядок, пункт 5). В случае более поздней сдачи данной декларации, российским законодательством предусмотрен денежный штраф: для ИП - от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, для организаций - от 60 тысяч рублей до 80 тысяч рублей (КоАП, статья №5.27).

Как подается подобная декларация?

Данный документ в трудовую инспекцию работодатель может сдать лично или воспользоваться услугами почтовых пересылок, при этом вложить опись всех документов, находящихся в письме, и оформить уведомление о вручении этого письма - Порядок, пункт 3.

То есть при наличии фиксации вредных (или опасных) факторов, влияющих на здоровье рабочих, декларация с результатами оценивания трудовых условий никуда не сдается?

Верно. Об этом факте организация, проводящая аттестацию, сама подает все необходимые сведения в местное отделение трудовой инспекции. А декларация нужна для фиксации фактических данных о том, что некоторые места для работы не опасны для самих работников.

В случае, когда сотрудники занимаются надомными видами рабочей деятельности, нужно ли сдавать декларацию о спецоценивании?

Как уже говорилось ранее, спецоценивание не проводится для надомных и дистанционно работающих сотрудников, поэтому декларация не требует оформления.

Если после проведения данного спецоценивания трудовых условий (в течение пяти лет действия аттестационного документа) у кого-то из рабочих будет выявлено производственное заболевание или зафиксирован факт несчастного случая на рабочем месте, то действие декларации прервется?

Да, в этих случаях возникнет необходимость в проведении внеплановой аттестации трудовых условий, после чего декларационный документ сдается еще раз - Порядок, пункт 10.

5. В каких случаях в 2016 году экспертную оценку условий труда проводить не нужно?

Кроме общих правил проведения процедуры оценивания трудовых условий на рабочих местах, законами предусмотрены и частные случаи. Например, нужна ли эта процедура, если из работников имеется только учредитель, исполняющий обязанности не только директора, но и главного бухгалтера, без оформления трудового договора?

В подобной ситуации фирме без работодателя и сотрудников, без заключенных трудовых договоров, процедура проведения аттестационного оценивания не нужна.

В случае, когда все работники выполняют надомную работу, но фирма имеет договор об аренде офисного помещения с одним рабочим местом, проводиться ли данная процедура спецоценивания?

Да, такая процедура в данной ситуации необходима. То, что офис является арендованным, никак не сказывается на аттестации самого рабочего места, которое должно оцениваться по общим правилам.

Скажите, по какому адресу фирмы проводится спецоценка на класс условий труда - физическому или юридическому?

Данная процедура специального оценивания трудовых условий рабочих мест должна проводиться на тех местах, где ведется сама трудовая деятельность работника. Перед процедурой обязательно утверждается специальной комиссией список всех рабочих мест, подлежащих оцениванию. То есть в ситуации, когда фирма зарегистрирована по одному адресу, а рабочие трудятся по-другому, то данная процедура проводится только там, где зафиксировано фактическое место сотрудников - письмо №15-1/В-724 Минтруда от 23.06.2014 г.

Следующая ситуация: фирма провела аттестационные мероприятия спецоценивания рабочих мест по всем правилам, но сменила свое местонахождения. Проводить ли в этом случае повторную спецоценку?

В этом случае еще будут действительны результаты первой аттестации в течение 5 лет с момента завершения соответствующей процедуры. Но есть и случаи-исключения, описанные в ФЗ №426 (статья №17).

В каких же случаях может проводиться внеплановое спецоценивание трудовых условий на рабочих местах?

Примером может служить ситуация, когда вводятся в эксплуатацию вновь организованные рабочие места. Или изменяются основные условия технологического процесса, происходит замена оборудования, что сказывается на уровне воздействия опасных (или вредных) производственных факторов на рабочих. Когда новые места для работы со сменой местонахождения не создавались, и у работодателя нет каких-то других оснований из выше названных, то смена адреса поводом для проведения повторной спецпроверки не будет.

Если в фирме работает несколько менеджеров, выполняющих одинаковую работу, то проводиться ли процедура спецоценки для отдельно взятого рабочего места?

В этом случае нужно уточнить информацию об аналогичных местах для работы данных сотрудников - ФЗ, закон №426, статьи №9 и №16 (пункт 1). В случае подтверждения этого факта специальная оценка проводится в отношении 20% от общего числа рабочих мест - не меньше 2. После чего аттестационные результаты применяются ко всем аналогичным местам для работы.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация