Конспект лекций по дисциплине «Бюджетирование на предприятии. Лекции по "бюджетированию" Бюджетирование на предприятии лекции

05.04.2021

1. Понятие бюджетирования.

2. Бюджет продаж.

3. Бюджет производства.

4. Бюджет прямых материальных затрат.

5. Бюджет прямых затрат на оплату труда.

6. Бюджет потребности в мощностях.

7. Бюджет общепроизводственных затрат.

8. Бюджет цеховой себестоимости.

9. Бюджет общехозяйственных расходов.

10. Бюджет коммерческих расходов.

11. Бюджет доходов и расходов и прогнозного баланса.

12. Бюджет инвестиций.

13. Бюджет движения денежных средств.

14. Виды бюджетов.

15. Подготовка отчетов об исполнении бюджетов.

Понятие бюджетирования

Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть организации за тот или иной период времени.

В зависимости от периода планирования различают:

– оперативное или текущее планирование (до 1 года),

– тактическое или среднесрочное планирование (1 – 3 лет),

– стратегическое или долгосрочное планирование (более 3 лет).

Внедрение в организации системы планирования призвано решать следующие задачи:

– повышения эффективности использования ресурсов организации;

– обеспечения координации деятельности и взаимосвязи интересов отдельных подразделений и организации в целом;

– прогнозирования, анализа, оценки различных вариантов хозяйственной деятельности организации и повышения обоснованности принимаемых управленческих решений;

– обеспечения финансовой устойчивости и улучшения финансового состояния организации.

Необходимо заметить, что для обозначения процесса оперативного планирования в российской управленческой практике используется ряд понятий: бюджетирование, финансовое планирование, планирование финансово-хозяйственной деятельности.

Бюджет – план, содержащий стоимостные показатели, но стоимостные показатели можно встроить практически в любой план. Например , план производства отражает планируемую продукцию в натуральном выражении. Но если добавить в план производства еще одну графу – стоимость произведенной продукции по учетной цене, по фактической себестоимости – план превратится в бюджет. Получается, что деление плана на планы и бюджеты условно и практически любой план одновременно можно квалифицировать как бюджет.

Технология оперативного планирования, то есть перечень используемых бюджетов (планов) и последовательность их составления в ее классическом виде следующая:

Бюджет (план) продаж


Бюджет (план)производства


Бюджет прямых материальных затрат

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет потребности в мощности

Бюджет общепроизводственных затрат

Бюджет цеховой или производственной себестоимости


Бюджет общехозяйственных расходов


Бюджет коммерческих расходов

Бюджет доходов и расходов


Бюджет инвестиций (план капитальных вложений)


Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков)


Прогнозный баланс

Рис.5. Схема бюджетирования (планирования)

Представленная схема бюджетирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых бюджетов.

Бюджет продаж

Процедура планирования начинается с составления бюджета продаж. Бюджет продаж показывает объем продаж по видам продукции в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.

Таблица 12

Бюджет продаж

Подготовка бюджета продаж – самый ответственный момент в процедуре планирования. В последовательности составления бюджетов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей в бюджете продаж скажется на всех последующих бюджетах. Бюджет продаж непосредственно связывает организацию с внешней средой (с покупателями). При подготовке бюджета продаж должны быть учтены две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы определяют ограничения связанные с самой организацией. К ним относятся:

– возможности проектирования новых видов продукции (может организация или не может разработать продукцию, которая требуется покупателю);

– уровень технологий, которыми располагает организация;

– уровень производственных мощностей (организация не способна производить продукцию в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки);

– отсутствие необходимых материалов или средств для их приобретения.

Поскольку данные факторы связаны с самой организацией, определение их величины не составляет большого труда.

Внешние факторы определяют состояние внешней среды и место организации в этой среде. К ним относятся:

– уровень спроса на производимую продукцию и степень его сезонных колебаний;

– эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);

– платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;

– сложившаяся доля организации на данном рынке;

– количество и поведение конкурентов;

– общая экономическая ситуация в стране.

Очевидно, что крайне затруднительно достаточно точно определить количественное и качественное значение перечисленных факторов. Тем не менее, они должны быть учтены при формировании бюджетов продаж.

Сравнительно редко возникает ситуация, когда к началу планового периода организация подписала договоры и сформировала пакет заказов. В этом случае, для подготовки бюджета продаж достаточно перенести данные из договоров. Подобная ситуация возможна при подготовке бюджета на ближайший месяц, реже на ближайший квартал, а при формировании годового бюджета придется бюджет продаж прогнозировать. При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. На их основе и строится прогноз, для этого используют две группы инструментов:

математические методы (средних квадратов, трендовый анализ),

экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджера).

При использовании любого из вариантов необходимо принять во внимание все рассмотренные выше факторы внешней среды. На основе данных, сформированных в бюджете продаж, формируется бюджет производства.

Бюджет производства

Бюджет производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном или плановом периоде.

Таблица 13

Бюджет производства

Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, бюджет производства должен отражать информацию о производственных заделах, то есть незавершенном производстве на начало и конец периода. При расчете количества готовой продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукции на начало периода и желаемую величину запасов на конец периода (переходящие запасы).

Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов следует воспользоваться уравнением:

Применительно к бюджету производства уравнение примет следующий вид:

С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода.

Лекция 1. Предмет, метод и задачи бюджетирования

1.1 Цели и задачи бюджетирования с позиции макро-и микроэкономической позиции экономической науки. Предмет бюджетирования. Содержание бюджетирования и взаимосвязь его с финансовым учетом и управленческим учетом, управленческим анализом и экономикой предприятия.

1.2. Понятие бюджета (сметы). Функции, принципы и роль бюджетирования.

1.1. Цели и задачи бюджетирования с позиции макро-и микроэкономической позиции экономической науки. Предмет бюджетирования. Содержание бюджетирования и взаимосвязь его с финансовым учетом и управленческим учетом, управленческим анализом и экономикой предприятия

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности. Тем самым бюджетирование – это область знаний, которая необходима каждому, кто занимается хозяйственной и финансовой деятельностью.

Бюджетирование – это управление экономическим субъектом через планирование, контроль, регулирование управленческой деятельностью и процессом принятия решений в целях реализации соответствующих производственных проектов на основе стратегии развития предприятия. Очень точное определение понятия бюджетирования дает К.П. Янковский и И.Ф. Мухарь, которое отражает следующее: бюджетирование - разработка бюджетов в соответствии целями хозяйственной деятельности

В основе бюджетирования лежит система эффективного управления материальными, трудовыми, финансовыми и иными ресурсами.

В условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно разрабатывают планы, производственные программы, проекты, определяют стратегию в области производства и сбыта продукции, ценовой, социально-экономической политики. Для решения этих и других задач, а также для принятия решений руководителям и менеджерам нужна достоверная и объективная информация по всем видам затрат связанных с реализацией производственных программ и проектов, привлечения инвестиций, получения от государства соответствующей финансовой помощи на эти цели. Такой информацией обеспечивает бюджетирование и бухгалтерский управленческий (производственный) учет.

Рыночная экономика предполагает хозяйственную и финансовую самостоятельность.

Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, определению рынков сбыта, цены и других.

Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политике ценообразования. В этой связи появляется необходимость бюджетирования, которая обеспечивает планирование, контроль и регулирование, исходя из состоящих целей и задач по реализации соответствующих программ, проектов.

Бюджетирование со своей стороны тесно взаимосвязана с финансовым и управленческим учетом, ибо любая цель стоящая перед данной дисциплиной вытекает из бухгалтерского учета.

Предметом бюджетирования являются производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений.

Объектом бюджетирования служат:

* издержки в целом по предприятию и по структурным подразделениям;

* результаты хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;

* финансовые ресурсы, финансовые результаты (затраты);

* источники финансирования производственных программ и проектов;

* бюджетирование и внутренняя отчетность.

В процессе бюджетирования используются различные методы, как рабочие приемы бухгалтерского учета и планирования, документация, балансовое обобщение и отчетность, индексный метод, приемы экономического анализа, математические методы (корреляция, линейное программирование и другие).

Бюджетирование призвана планировать производственные программы и проекты, составлять бюджеты и сметы на их реализацию, обобщать издержки и выявлять резервы по видам деятельности, работ и услуг, носителям затрат.

Бюджетирование немаловажную роль отводить формированию бюджета (сметы). С этой целью важно соблюдение технологической (организационной) процедуры формирования бюджета на предстоящий плановый период, которая состоит из нескольких этапов:

1-й этап – март-май накопление информации;

2-й этап – июнь, постановка стратегической задачи перед предприятием;

3-й этап – июль –октябрь, тщательная проработка планов и каждой статьи затрат;

4-й этап – ноябрь, слияние всех стадий в единый процесс;

5-й этап – декабрь, утверждение плана на планируемый период.

Планирование продолжается от одного года до трех лет. Здесь особое внимание уделяется:

1) планированию инвестиций;

2) введению инноваций;

3) техническому перевооружению.

Ответственность за данные направления возлагаются на менеджеров, а им помогают бухгалтера-контролеры. Здесь предъявляются следующие требования к информации – минимальный разрыв времени между свершившейся операцией и ее учетом и обработка на ЭВМ. На основании данной отчетности дается прогноз к концу года. Прогноз готовится ежемесячно. На основе которого корректируются годичные и трехгодичные планы. Исходя из целей по реализации проектов или программ могут иметься отличия в реализации технологического (организационного) процесса бюджетирования. Говоря о бюджетировании нельзя не отметить ее связь с налоговым планированием, ибо в результате бюджетирования и ее конечных результатов предприятие увеличиаент получаемую прибыль.

1.2. Понятие бюджета (сметы). Функции, принципы и роль бюджетирования

Планирование деятельности предприятия рассматривается в двух направлениях:

1) с точки зрения фирмы и ее природы;

2) с позиции финансового менеджмента, т.е. умения предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.

Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.

Планирование е помогает ответить на следующие вопросы:

  • на каком уровне развития находится бизнес и каковы его конечные результаты;
  • при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) эти результаты могут быть достигнуты.

Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. В основе планирования и контроля находится анализ прошлой финансовой и производственной информации, которая в основном накапливается в системе бухгалтерского учета и статистической информации.

Планирование и контроль являются необходимым условием управления предприятием – это процесс достижения цели предприятием в соответствии с намеченными планами.

Различают краткосрочные (текущее) и перспективное (долгосрочное) планирование.

Краткосрочное планирование - до одного года, с разбивкой по кварталам, месяцам, дням и сменам, часам.

Статическое планирование – от 1 до 3 лет.

Долгосрочное (перспективное) планирование разрабатывается на срок более 3 лет (трехлетнее, пятилетнее и десятилетние планы), в добывающей и электроэнергетической промышленности планы составляются на 20 лет и более.

В свою очередь разработка финансового плана занимает важное место в стабилизации денежных потоков.

Финансовый план – обобщающий документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Смета (или бюджет) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Бюджет – операционный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств от хозяйственной (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития предприятия, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Он отвечает на вопрос, какую прибыль получить предприятие при том или ином варианте.

Применение бюджета предполагает ряд преимуществ.

1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию.

2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности как организации в целом, так и ее подразделений.

3. Бюджет является средством координации деятельности различных подразделений предпр иятия.

4. Бюджет – основа оценки для оценки выполнения плана центрами ответственности: работа менеджеров оценивается по отчетам выполнения бюджета; сравнение фактических результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направлять действия менеджеров.

5. С помощью бюджета производится анализ отклонений.

Бюджетирование - разработка бюджетов в соответствии целями хозяйственной деятельности.

Бюджетирование капитала – разработка бюджетов для управления капиталом предприятия – определение источников формирования капитала (пассивы баланса) и их размещение (активы баланса).

Бюджетный контроль – текущий контроль над исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определяемых плановым бюджетом.

Смета – формы планового расчета, определяющие потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательности действий по исчислению показателей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из:

  • планирование деятельности организации, а также ее структурных подразделений с участием руководителей всех центров ответственности;
  • обсуждения возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • определения показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • корректировки планов с учетом предложенных поправок.

По задачам, стоящим перед предприятием, выделяют следующие виды бюджетов:

1. Генеральный бюджет и частные.

2. Гибкие и статические.

Генеральный бюджет охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Основная цель генерального бюджета – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия на базе частных бюджетов.

При составлении генерального бюджета создаются:

  • прогнозный баланс;
  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных средств.

Генеральный бюджет состоит из двух частей:

1. Оперативного бюджета – части генерального бюджета, включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие отдельные статьи доходов и расходов предприятия.

2. Финансового бюджета – части генерального бюджета, включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозный баланс.

Формы бюджета не стандартизированы. Структура генерального бюджета зависит от:

  • объекта продукции;
  • размера предприятия;
  • степени квалификации работников.

Этот документ должен содержать данные:

  • о расходах;
  • о доходах;
  • о доходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
  • о расходах материально-производственных в натуральном и стоимостных выражениях;
  • по предприятию в целом и по подразделениям.

Тема 2. Принципы и методические подходы к формированию государственного финансового механизма

2.2. Принципы и методические подходы к формированию государственного финансового механизма и реализ ации бюджетных проектов и программ

2.1. Формирование бюджетной системы

С позиции формирования бюджета, как на уровне государства, так и на уровне предприятия велика роль доходов и расходов. Доходы создают условия для обеспечения выполнения производственных и социально-экономических программ на предприятии, а на уровне государства – государственных бюджетных программ и других целей, а расходы – вытекают из их реализации.

Разделяют государственный бюджет на республиканский и местный уровни.

План лекции

  • 1 Понятие бюджетирования

  • 2 Виды бюджетов

  • 3 Организация бюджетирования

  • 4 Принципы бюджетирования


Сущность бюджетирования

  • Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели


Сущность бюджетирования

  • Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и поученные результаты на предстоящий период в целом по предприятию и отдельно по его подразделениям


  • разработка системы координат для бизнеса, перевод системы планирования с натуральных показателей на финансовые;

  • рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и отдельных структурных единицах ресурсов и активов;


Назначение внутрифирменного бюджетирования

  • укрепление финансовой дисциплины, проведение постоянного мониторинга эффективности отдельных направлений деятельности;

  • повышение обоснованности выделения финансовых и нефинансовых ресурсов по направлениям деятельности

  • контроль за изменением финансовой ситуации в компании


Структура бюджета


Виды бюджетов

  • 1 Основные бюджеты

  • позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового состояния компании и контроля за его изменением.

  • Для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов


Виды бюджетов

  • 2 Операционные бюджеты

  • главный смысл операционных бюджетов – более тщательная подготовка исходных данных для основных бюджетов.

  • При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления.


Виды бюджетов

  • 3 Дополнительные бюджеты

  • предназначены для более точного определения финансовых нормативов и целевых показателей:

  • Бюджет распределения прибыли

  • Бюджет отдельных проектов и программ


Виды бюджетов

  • 4 Вспомогательные бюджеты

  • предназначены для более полного учета местных особенностей:

  • Бюджеты налогов

  • Кредитный план

  • Бюджет капитальных затрат


Организация бюджетирования

  • «сверху вниз»

  • эта схема предполагает составление бюджета руководством компании и последующее предоставление информации менеджерам более низкого звена, которые и планируют свою деятельность и деятельность предприятия


Организация бюджетирования

  • «снизу вверх»

  • при такой схеме поступают наоборот, расчет показателей начинают отдельные сбытовые подразделения и затем руководители отдела реализации предприятия сводят эти показатели в единый бюджет. Таким образом появляется бюджет компании, который утверждается высшим руководством и принимается к исполнению


Принципы бюджетирования

  • Принцип соответствия основным целям и задачам предприятия;

  • Принцип целостности – рассмотрение деятельности предприятия как единого целого;


Принципы бюджетирования

  • Принцип системности – рассмотрение финансово-хозяйственной деятельности как системы взаимосвязи внутренних и внешних факторов;

  • Принцип доступности – информация должна быт доступна по качеству. Уровню и объему для тех пользователей, кому она предназначена;


Принципы бюджетирования

  • Принцип сопоставимости – информация должна быть сопоставимо с информацией прошлых периодов;

  • Принцип корректности – должна использоваться качественная, достоверная информация;


Принципы бюджетирования

  • Принцип согласованности – данные бюджетов должны быть согласованы на всех уровнях управления;

  • Принцип оперативности – своевременное получение анализ и корректировка данных, используемых для бюджетирования.


БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОТРАСЛЯХ (ЛЕКЦИИ)

бюджет смета накладной затрата

Практически равнозначные понятия, но все же разные: «программа», «план», «бюджет», «смета». Бюджет - это оцифровывание плана. Что касается организационных моментов: каждая компания сама решает - нужно ли ей заниматься постановкой процессов. Бюджетирование - это достойная часть управленческого учета. Компания ежемесячно сводит все показатели воедино - для управления компанией это очень длинный срок.

Управление деятельностью любой компанией начинается с определения цели компанией, затем исследуются возможные альтернативы (пути) развития, потом руководство компании выбирает наиболее выгодный вариант развития событий, который начинается прописываться в бюджет. Таким образом, бюджет - оцифрованная версия цели компании.

Компания может осуществлять бюджетирование силами собственными или привлекать специалистов со стороны. Если мы привлекаем специалистов со стороны:

  • - он помогает взглянуть на деятельность компании свежим взглядам;
  • - менеджмент организации может намеренно искажать показатели деятельности, руководствуюсь корыстными мотивами.

Процесс постановки бюджета в рамках управленческого учета требует учета многих факторов. Административный ресурс также имеет огромное значение для бюджетирования: нужно учитывать его или его потерю также. Если опустить такие нюансы, то в конечном итоге они сыграют решающую роль и все расчеты пойдут в корзину. С другой стороны, есть факторы, которые учесть абсолютно невозможно.

Компания проходит к процессу бюджетирования очень ответственно. Выделяют 4 центра ответственности: центр затрат, прибыли, доходов, инвестиций.

Бюджет - это план, составленный исходя из стратегических задач и содержащий соответствующие показатели в стоимостной и натуральной формах. Задачи такого плана заключаются в создании базовой системы показателей, на основании которых можно оценивать фактически достигнутые результаты. Создание системы управления бюджетирования на предприятии предполагает совершение следующих действий:

  • 1. Назначение директора по бюджету, который отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и анализ данных, проверку информации и предоставление отчета.
  • 2. Привлечение внешних консультантов для обследования, диагностики и разработки системы управления бюджетом.
  • 3. Выбор программного продукта для обеспечения процесса бюджетирования.
  • 4. Разработка руководства (регламента) по бюджету в виде набора инструкций, отражающего политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственных исполнителей.
  • 5. Выделение центров ответственности и назначение менеджеров, несущих персональную ответственность за деятельность каждого центра ответственности.
  • 6. Организация обучения менеджеров, связанных с процессом бюджетирования.
  • 7. Разработка системы оперативного учета и учетных форм.
  • 8. Формирование графика документооборота по бюджетированию
  • 9. Создание бюджетного комитета.

Краткий курс лекций по дисциплине «Бюджетирование»

Лекция 1.Сущность и содержание бюджетирования.

Лекция 2.Виды бюджетов

Лекция 3.Организация бюджетирования на предприятии

Лекция 4. Технология бюджетирования на предприятии

Лекция 5. Контроль исполнения бюджета предприятия

Лекция 1. Сущность бюджетирования

Деятельность организаций осуществляется в изменчивой внешней среде, которая характерна для отечественной экономики. Высокие коммерческие риски могут быть снижены с помощью применения эффективных технологий планирования, учета и контроля финансовых потоков и результатов. Наличие эффективных технологий управления финансами, в первую очередь бюджетирования, становится определяющим фактором жизнеспособности любого предприятия.

Система бюджетирования сама по себе не нова. В условиях формирования рыночной экономики на смену «центру», который все планировал и распределял, пришел рынок. Теперь предприятие само планирует свою деятельность, ориентируясь на его запросы. Если раньше планирование осуществлялось в основном в натуральных показателях, то теперь актуальным становится планирование в стоимостных показателях. Советскими экономистами был накоплен положительный опыт в области нормирования и калькуляции затрат, определения лимитов ресурсов. Этот опыт нужно перенимать, тем более, что многие возникающие сегодня компании значительно отстают в этой области от бывших советских госпредприятий. Но функцию планирования необходимо осуществлять теперь самим, сегодня предприятия становятся самоуправляемыми, без эффективного планирования и контроля за исполнением планов.

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Цель бюджетирования - это повышение эффективности (прибыльности) работы предприятия за счет детального и адресного планированиям контроля доходов и расходов, получаемых от тех или иных видов деятельности на всех уровнях управления (при условии формирования и поддержания финансовой устойчивости предприятия на всех этапах его развития).

К числу основныхзадач бюджетирования относится следующее:

Обеспечение текущего планирования;

Обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

Обоснование затрат предприятия;


Создание базы для оценки и контроля планов предприятия.

Объекты бюджетирования – доходы и расходы предприятия и его подразделений, т.е. денежные потоки, связанные с производством и реализацией определенных видов продукции, работ, услуг.

Субъекты можно условно разделить на уровни бюджетирования:

Верхний уровень (первый) - бюджетный комитет осуществляет общее руководство;

Второй уровень - отделы непосредственно участвуют в подготовке бюджетов;

Третий уровень - вспомогательные структуры предприятия с рыночным потенциалом.

Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее , которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное , которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех входных и выходных денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев. Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить дефицит денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования.

Предприятия, пытающиеся внедрить у себя систему бюджетирования, сталкиваются с рядом проблем методического или организационного характера. Предприятия, пытающиеся внедрить у себя систему бюджетирования, сталкиваются с рядом характерных проблем .

1. Отсутствие четкого понимания возможностей бюджетирования и его назначения. Генеральный директор, аккумулирующий на себя решение традиционно широкого (слишком широкого) круга вопросов, зачастую не представляет, насколько значительны возможности управления по бюджету, довольствуясь малым.

2. Вследствии отсутствия определенной стратегии нет увязки бюджетов с целями предприятия. Большинство российских предпринимателей отказываются от формулирования логической цепочки- миссии, целей, стратегии - как от пустой и бесполезной траты времени и сил.

3. Недостаточная регламентированность процедур планирования, учета и анализа. Формализация процесса управления никогда не была сильной чертой российских менеджеров

4. Отсутствие достаточно квалифицированных специалистов в области бюджетирования.

5. Фрагментарность бюджетирования (например, разработка только БДДС). Во-первых, это объясняется простой экономией ресурсов, ведь для внедрения полной системы бюджетирования их потребуется гораздо больше, чем при внедрении, например, только бюджета движения денежных средств. При усложнении бюджетной системы круг вопросов, требующих согласования, возрастает в разы, аналогично увеличивается количество возможностей для ошибок, что потребует от предприятия логистики высокого уровня с формализацией процедур бюджетного процесса. Во-вторых, фрагментарность бюджетирования объясняется недостатком знаний о функциях бюджетного управления, об области задач, решаемых с ее помощью.

Аспекты бюджетирования

Аналитический аспект включает наличие соответствующей методологической и методической базы разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета. Работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Учётный аспект составляетсистема управленческого учёта, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета(учетная информация, получаемая от бухгалтерии и других служб предприятия и обрабатываемая в соответствии с методологической базой и программным обеспечением).

Организационный аспект составляют организационная структура и система управления бюджетированием (регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Понятие организационной структуры включает в себя: 1)количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; 2)совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, т.е. теми центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Программно-технический аспект включает наличие программно-технических средств, используемых структурами предприятия, которые необходимы для регистрации и обработки больших массивов информации.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:

1. Технологию бюджетирования, включающую виды и форму бюджетов, целевые показатели (систему финансово - экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

2. Организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры коммерческой организации (определяются центры финансовой ответственности, объекты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.).

3. Использование информационных технологий позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния коммерческой организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:

1.Планирование операций, обеспечивающих достижение целей коммерческой организации;

2.Координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

3.Оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности коммерческой организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;

4.Эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;

5.Оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;

6.Стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих структурных подразделений.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация