Структура компании «АК Транснефть. Группа «транснефть Какая структура управления в транснефти

15.02.2024

Структура компании «АК Транснефть»

Компания «Транснефть» - вертикально-интегрированная структура, является естественной монополией и представляет собой 11 дочерних трубопроводных предприятий, и другие дочерние общества, обеспечивающие деятельность Компании.

Нефтепроводные предприятия, контрольный пакет акций которых был внесен в уставный капитал АК «Транснефть»:

АО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы»;

АО «Приволжские магистральные нефтепроводы»;

АО «Транссибирские магистральные нефтепроводы»;

АО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы»;

АО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы»;

АО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири»;

АО «Северные магистральные нефтепроводы»;

АО «Прикаспийско-Кавказские магистральные нефтепроводы»;

АО «Черноморские магистральные нефтепроводы»;

АО «Сибнефтепровод»;

АО «Магистральный нефтепровод «Дружба».

Производственное объединение Северо-Кавказских магистральных нефтепроводов

Другие предприятия, контрольный пакет которых был внесен в уставный капитал АК «Транснефть»:

АО «Связь»;

АО «Институт по проектированию магистральных трубопроводов»;

АО «по организации и строительству предприятий трубопроводного транспорта «Стройнефть»;

АО «Центр технической диагностики»;

АО «Диагностика и восстановление подводных трубопроводов»;

АО «Волжский подводник».

Компании, в которых «АК «Транснефть» имеет или имело долевое участие:

Российско-украинская корпорация "РУНО" (оптовая торговля нефтью, газом и нефтепродуктами);

АО «Международная консалтинговая компания «Освоение ресурсов» (оказание консалтинговых услуг, производство и реализация товаров народного потребления);

Центр диагностики «Диаскан» (проверка состояния нефтепроводов);

АО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» («РИТЭК») (реализация инвестиционных проектов в нефтепереработке);

АОЗТ «Российская товарно-сырьевая биржа» (биржевые операции);

Российско-канадское СП «Миниойл» (переработка углеводородного сырья и получение товарных нефтепродуктов);

АОЗТ «Национальное перестраховочное общество» (страховая деятельность).

Более 95% нефти, добываемой на территории бывшего СССР, транспортируется по магистральным нефтепроводам, которые, за исключением нефтепроводов Грузии и Туркменистана, были связаны в единую систему. Ее основную долю составляют трубопроводы диаметром 1200, 1000, 800, 700 и 500 мм. Нефтепроводная система бывшего СССР характеризовалась следующими показателями:

объем перекачки - 537,6 млн. тонн;

грузооборот - 1,260,800 млн. тонн/км;

средняя дальность перекачки - 2,345.2 км;

межремонтный период насосных агрегатов - 7,035 час;

потребление электроэнергии - 16,300 млн. кВт/час;

суммарная максимальная потребляемая мощность - 2,500 тыс. кВт/час.

В настоящее время объем железнодорожных перевозок нефти не превышает 4% объема добычи. В основном ж/д перевозится западно-сибирская нефть, предназначенная для переработки на Хабаровском и Комсомольском НПЗ. Автомобильные перевозки нефти практически не используются, за исключением случаев, когда нефть вывозится с отдельных разведочных скважин или с мест аварийного разлива нефти.

Краткая характеристика основных производственных фондов ОАО «АК «Транснефть» по состоянию на середину 90-х годов

В системе нефтепроводного транспорта РФ эксплуатировалось:

49, 6 тыс. км магистральных нефтепроводов (средний диаметр - 837 мм);

403 нефтеперекачивающих станции с общим числом насосных агрегатов около 2000 шт;

948 резервуарных емкостей (применяются для технологических целей слива нефти при ремонтах нефтепроводов и нефтеперекачивающих станций, хранения на основе договоренности с нефтедобывающими предприятиями нереализованной нефти);

суммарная вместимость резервуаров - 13,3 млн. куб. м (из них металлических - 9,6 млн. куб.м).

Структура акционерного капитала

Уставный капитал ОАО «АК «Транснефть», объявленный на момент учреждения, составляет 4,497,764,000 неденоминированных рублей и представлен 4,497,764 акциями номиналом стоимостью по 1,000 неденоминированных рублей каждая.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1083 от 2 ноября 1995 г., Госкомимущества РФ было поручено внести в уставный капитал «Транснефти» закрепленные в федеральной собственности 49% акций дочерних АО. Кроме того, Госкомимущества было поручено утвердить план приватизации (проспект эмиссии) «АК «Транснефть», предусмотрев при этом выпуск привилегированных акций в размере до 25% от уставного капитала. Привилегированные акции впоследствии были безвозмездно размещены среди работников и администрации «Транснефти» и ее дочерних АО. Обыкновенные акции были закреплены в федеральной собственности.

Держателем реестра акционеров «Транснефти» является АО "Центральный Московский Депозитарий".

Объекты линейной части МН, рассматриваемые в данном курсовом проекте:

Собственно трубопровод с отводами и резервными нитками;

Запорная, регулирующая и измерительная арматура;

Переходы через искусственные и естественные препятствия;

Узлы пуска и приема средств очистки и диагностики;

Дома обходчиков;

Вертолетные площадки;

Вдоль трассовые и подъездные автодороги;

Защитные, противопожарные и противоэрозионные сооружения;

Вантузы, узлы отбора давления, сигнализаторы прохождения очистных и диагностических устройств.

Виды работ, связанные с эксплуатацией нефтепровода и поддержанию его надёжности:

Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности объекта.

Текущий ремонт - ремонт, выполняемый в порядке текущей эксплуатации для обеспечения или восстановления работоспособности объекта.

Контроль технического состояния трубопровода осуществляется специальными целевыми проверками, обследованиями, осмотрами, измерениями с применением средств технической диагностики, а также при проведении плановых и ремонтных работ.

Все работы по ТОР следует производить в соответствии с «Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов» и «Положением о техническом обслуживании и ремонте линейной части магистральных нефтепроводов».

Подразделения, осуществляющие ТОР линейной части МН и входящие в состав ОАО МН:

Линейные эксплуатационные службы (ЛЭС) при ЛПДС (НПС). Центральные ремонтные службы (ЦРС) при РНУ.

В представленной курсовой работе рассмотрены и подсчитаны затраты на такой вид ремонтных работ, как ТО оборудования для аварийно-восстановительных работ, устранения дефектов на ЛЧ МН.

В 1863 году Д.И. Менделеев, гениальный русский ученый, открывший, в частности, один из фундаментальных законов мироздания - периодический закон химических элементов, - выдвинул идею использовать трубопровод для перекачки нефти и продуктов ее переработки. Он не только убедительно доказал преимущества этого вида транспорта перед прочими, но и сформулировал принципы его создания.

Идея родилась при посещении промыслов в Баку, где добытую нефть перевозили на перегонные заводы в бурдюках и бочках на арбах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами. Это давало работу 10 тысячам возчиков, но транспортировка получалась поистине золотой. Каждый добытый пуд (16 кг) сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Бакинский Черный город на расстояние около 10 километров обходилась в 20 копеек.

Трубу видно с Шаболовки

Инновационная по тем временам идея, похоже, носилась в воздухе. Во всяком случае, реализовываться она стала практически одновременно в разных концах планеты. Первый нефтепровод длиной 6 км был сооружен в 1865 году в США. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».

Осенью 1878 года черное золото пошло по трубе в Российской империи. Так что в 2013 году можно отмечать еще один юбилей, пусть и не круглый, - 135 лет назад заработал первый российский нефтепровод. Не магистральный, а промысловый, но это не умаляет его значения.

Заказчиком стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Проект нефтепровода длиной 9 км разработал другой наш великий соотечественник - В.Г. Шухов. Мало кто не знает уникальную гиперболоидную шуховскую радиобашню, возведенную в 1922 году на Шаболовке в Москве, но о том, что знаменитый инженер и архитектор задолго до этого стал отцом первой в мире научной теории и практики проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов, известно далеко не всем.

И хотя пропускная способность нефтепровода Шухова оказалась по нынешним меркам совсем не велика (около 1,3 тыс. т в сутки), нефтепромышленники быстро оценили экономичность нового способа транспортировки сырья: перекачка нефти по трубе позволяла снизить расходы до пяти раз. Вложив в это дело 10 тыс. фунтов стерлингов, братья Нобель окупили инвестиции всего за год. Во многом благодаря тому, что охотно принимали нефть для перекачки и у других промышленников. Не бесплатно, разумеется, а по установленному ими тарифу: пятак за пуд.

Магистральная эра

Эра магистрального трубопроводного транспорта в нашей стране открылась строительством бензопровода Баку - Батуми по проекту инженера Н.Л. Щукина. Крупнейшая по тем временам в мире система протяженностью 882 км, диаметром 204 мм и пропускной способностью 900 тыс. т в год была сдана в эксплуатацию летом 1906 года.

До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп - Краснодар, Калужская - Афипская и Махачкала - Грозный). А потом грянула война, стало не до строительства. В 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км. И в течение более 10 последующих лет этот показатель оставался неизменным.

Только в 1928 году в СССР возобновилась прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный - Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. В 1930 году заработала вторая нитка нефтепровода Баку - Батуми протяженностью 832 км и тем же диаметром. Еще через два года завершилось строительство крупного нефтепродуктопровода Армавир - Трудовая. Эта магистраль стала жизненно необходимой для восточных регионов Украины и Дона, где на то время сложилась тяжелейшая ситуация со снабжением бензином и керосином. В 1935 году в эксплуатацию ввели сразу два трубопровода диаметром 300 мм: Грозный - Махачкала (протяженностью 155 км) и Гурьев - Орск (709 км), к тому моменту один из самых мощных в Европе.

В середине 1930-х годов быстро росла добыча нефти на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Магистраль Ишимбай - Уфа (протяженностью 166 км и диаметром 300 мм), введенная в строй в 1936 году, обеспечила бесперебойные поставки сырья на Уфимский НПЗ. В предвоенные годы на карте нефтепроводной системы страны появились еще две магистрали: Малгобек - Грозный и Гора - Горская. К 1941 году в СССР эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти.

Для фронта и тыла

Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для экономики нашей страны, прервала развитие нефтяной отрасли. Однако и тогда продолжалось строительство трубопроводов, необходимых для поставок сырья и топлива фронту и тылу. Уже в начале войны было принято решение о строительстве нефтепровода Оха - Софийск диаметром 325 мм. Из 368 км его общей протяженности свыше 9 км пролегали по дну Татарского пролива. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом был проложен керосинопровод Астрахань - Саратов. При его строительстве использовали трубы магистрали Баку - Батуми, эвакуированные с Кавказа в 1942 году. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.

В 1944 году СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали шло снабжение горючим наступающих войск Красной армии. Всего же за годы войны страна построила 1,3 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

От Волги до Байкала

Сразу после окончания войны началось интенсивное развитие нефтедобычи между Волгой и Уралом. Стало ясно, что железнодорожный транспорт перестает справляться с постоянно растущими объемами транспортировки сырья, и в 1947 году завершилась прокладка магистрального нефтепровода Туймазы - Уфа. А в 1949 году с Туймазинских нефтепромыслов была протянута еще одна магистраль - до Бугуруслана.

В конце 1940-х годов нефтепроводы небольшой протяженности строились на севере (в районе Ухты), в Саратовской и Куйбышевской областях и в Туркмении. Всего за первую послевоенную пятилетку было сооружено 1,4 тыс. км магистральных трубопроводов, а их общая протяженность в стране составила на то время 5,4 тыс. км.

С 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено столько же по протяженности нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. Новые промыслы в Башкирии и Татарии связали со всей страной магистрали Туймазы - Уфа, Шкапово - Ишимбай, Миннибаево - Ромашкино - Бавлы, Ромашкино - Клявлино, Альметьевск - Ромашкино - Куйбышев, Бугуруслан - Куйбышев, Куйбышев - Саратов, Покровское - Сызрань, Софийск - Комсомольск-на-Амуре. Особняком в этом ряду стоял Озек - Суат - Грозный - первый советский трубопровод, предназначенный для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.

К середине 1950-х годов общая протяженность отечественных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составила почти 12 тыс. км.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов началось строительство крупнейших транссибирских магистралей. Нефтепровод Туймазы - Иркутск прокладывали последовательно тремя участками: Туймазы - Омск, Омск - Новосибирск и Новосибирск - Иркутск. Первые два были введены в эксплуатацию в 1959 году. Магистраль Туймазы - Иркутск отличалась не только своей протяженностью (почти 3,7 тыс. км), но и тем, что бóльшая часть трассы проходила по болотам.

Испытание «Дружбой»

В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было принято историческое решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии - запорную арматуру, в Венгрии - средства автоматики, в Польше - трубы. Вопреки обычной практике строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить соцстраны достаточным количеством углеводородного сырья.

К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории России от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча - Полоцк - Мажейкяй - Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная - через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Через пять лет благодаря значительному экономическому росту в странах СЭВ встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР. Тогда стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого увеличения обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.

Прирастать Сибирью

В середине 1960-х годов началась разработка крупных месторождений Западной Сибири. Только в 1965 году там было получено около 1 млн т нефти. Однако места добычи от ближайших железнодорожных станций отделяли сотни километров. Возить нефть по рекам тоже было весьма проблематично: навигация по Оби и Иртышу длится менее шести месяцев в году. Решать острейшую транспортную проблему предстояло трубопроводчикам.

И уже в конце 1965 года было завершено строительство первого сибирского нефтепровода Шаим - Тюмень протяженностью 410 км. В 1967 году в эксплуатацию была пущена магистраль Усть-Балык - Омск (950 км), при ее прокладке широко использовалась транспортная авиация. Построенный в те же годы нефтепровод Нижневартовск - Усть-Балык хотя и был не таким протяженным (250 км), имел множество участков, проходивших по болотистой или сильно пересеченной местности. К началу следующего десятилетия три сибирских нефтепровода обеспечивали перекачку 30 млн т сырья в год.

Рекорды на фоне застоя

К 1970-м годам по 37,4 тыс. км магистралей ежегодно перекачивалось без малого 306 млн. т углеводородного сырья. Система, соединившая главные пункты добычи и переработки нефти, нуждалась в оперативном управлении. Необходимо было быстро реагировать на колебания спроса, оперировать потоками при авариях и профилактических ремонтах. Поэтому в 1970 году правительство приняло решение о создании Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть), которому было поручено обеспечить прием сырья от нефтепромыслов и доставку его отечественным и зарубежным потребителям.

За девятую пятилетку (1971 - 1975 годы) в СССР было проложено рекордное по протяженности количество магистральных трубопроводов - почти 19,2 тыс. км. Самым крупным из них стал нефтепровод Усть-Балык - Уфа - Курган - Альметьевск. По нормативам его должны были строить четыре года, а фактически соорудили за 18 месяцев - таких темпов мировая практика еще не знала. Тюменская нефть получила выход в европейскую часть страны и на экспорт через порт Новороссийск, куда черное золото поступало по построенному в те же годы нефтепроводу Куйбышев - Тихорецкая - Новороссийск.

В 1973 году, когда Западная Сибирь вышла на первое место в СССР по объемам добычи нефти, завершилось строительство нефтепровода Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 817 км. От «Анжерки» перекачка сырья пошла в двух направлениях: на восток и на запад. В 1975 году нефтепровод Уса - Ухта получил продолжение до Ярославля и Москвы. Через год были запущены еще две магистрали: Нижневартовск - Курган - Куйбышев и Холмогоры - Сургут.

Между тем добыча в Западной Сибири продолжала бурно расти: со 148 млн т жидких углеводородов в 1976 году до 312 млн т в 1980-м. На рубеже десятилетий появился так называемый северный коридор транспортировки западносибирской нефти: нефтепровод Сургут - Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км. На нем были построены 32 НПС, выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.

Ветер перестройки

К 1987 году в стране было построено 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году, несмотря на то, что СССР уже испытывал очевидные экономические трудности, в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск - Конда, Уренгой - Холмогоры, Чимкент - Чарджоу, в 1990 году - нефтепровод Тенгиз - Гурьев - Астрахань - Грозный. Однако это выглядело скорее как исключение из правил. С 1985 по 1990 год в основном достраивали уже сооруженное в предыдущую пятилетку, прежде всего насосные станции. Строительство новых магистралей к исходу десятилетия было приостановлено.

В это время Главт ранснефть включала в себя 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. В состав главка входили специализированный трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод»), Управление производственной связи, проектный институт «Гипротрубопровод».

Ежегодно Главт ранснефть обеспечивала перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти (средняя дальность перекачки - 2,3 тыс. км), реконструировала свыше 1 тыс. км магистральных трубопроводов. Общая численность работающих в системе составляла 61 тыс. человек.

Эпоха возрождения

Когда СССР исчез с политической карты мира, 15 новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая система осталась только в России. Это 48 тыс. км магистралей, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн куб. И пока некоторые постсоветские страны стали не без выгоды для себя осваивать роль транзитеров российского сырья, в самой Российской Федерации началась полная реорганизация нефтяной промышленности.

Прекратило свою деятельность профильное министерство, а вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию «Транснефть» , а на базе бывшего аппарата главка - ее исполнительную дирекцию. Лишь производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившее в структуру Главтраснефти, в течение года функционировало как самостоятельное предприятие «Сибнефтепровод».

Днем рождения открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» стало 14 августа 1993 года, когда было принято постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации об учреждении компании. Это событие, по сути, зафиксировало тот факт, что новые экономические отношения в стране окончательно изменили роль отечественного магистрального нефтепроводного транспорта. Система уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями, она стала полностью самостоятельной отраслью и одновременно крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.

В 1990-е годы уровень добычи нефти в России упал, поэтому речи о строительстве новых магистральных нефтепроводов не велось. Главной задачей отрасли было сохранить и поддерживать в рабочем состоянии уже построенное, обеспечивая готовность к новому этапу роста и развития. Объемы добываемого в стране углеводородного сырья вновь начали увеличиваться с 1999 года, тогда же мощный импульс к развитию получила и ОАО «АК «Транснефть» .

Динамичные нулевые

Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку - Тихорецк - Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска. Летом 2001 года ОАО «АК «Транснефть» завершила строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная - Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

Тем временем транзитные государства пытались диктовать свои условия транспортировки. Это отчетливо проявлялось на Балтике, где после распада СССР нефтяные терминалы стали для России иностранными: латвийский Вентспилс, литовский Бутинге. Чтобы противостоять диктату транзитеров, в 2001 году была создана Балтийская трубопроводная система (БТС). Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн т в год. Летом 2003 года производительность Балтийской системы увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн т нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн т. Еще через год пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн т, а в конце 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн т нефти в год.

В середине нулевых произошел интенсивный рост добычи в северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. Понадобилось увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Уса - Ухта до 23 млн т нефти в год. В рекордные сроки были построены две НПС («Таежная» и «Печора»), а также пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино». Масштабная реконструкция была проведена на головной НПС «Уса».

Тогда же, незадолго до начала строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО), была расширена пропускная способность транссибирских магистральных нефтепроводов.

История пишется сегодня

2006 год вошел в историю трубопроводного транспорта нефти началом сооружения первой очереди ТС ВСТО. Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Весной того года в районе города Тайшета были сварены первые трубы. «Это не просто труба: это и мосты, и железные и шоссейные дороги, системы связи, коммуникации. И все выполнено на самом современном технологическом уровне, - подчеркнул через три года возглавлявший тогда правительство России Владимир Путин, лично запустивший в эксплуатацию объекты первой очереди. - Строители ВСТО работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге, без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь все это создано».

Параллельно со строительством, а потом и с расширением ВСТО, в январе 2010 года началось, а в декабре 2012-го закончилось сооружение ТС ВСТО-2, 2045 км которой прошли по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.

В настоящее время компанией осуществляется расширение ТС ВСТО для увеличения пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн. тонн, ВСТО-2 до 50 млн. тонн к 2020 году, а также реконструкция нефтепроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти из Западной Сибири в направлении г. Тайшет к 2025 году.

Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го, с опережением на девять месяцев, в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.

В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе - Самотлор (протяженность - 429 км, мощность - 25 млн т в год). Магистраль не только позволила принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и стала связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.

Трасса стала частью единого проекта с беспрецедентным нефтепроводом Заполярье - Пурпе (мощность - до 45 млн. тонн нефти в год, протяженность - 485 км), введенного в эксплуатацию в 2017 году.

В 2012 году начались работы в рамках строительства магистрального нефтепровода Куюмба - Тайшет, трасса которого пройдет в основном по территории Красноярского края. Он позволит приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.

В 2017 году был введен в эксплуатацию первый этап проекта пропускной способностью до 8,6 млн. тонн (протяженность линейной части - 700 км).

Реализация второго этапа пропускной способностью до 15 млн. тонн нефти в год планируется к завершению в 2023 году.

В рамках проекта «Север» компания осуществляет увеличение экспортных объемов перекачки дизельного топлива в направлении порта Приморск.

Проект реализуется в 2 этапа:

1 этап - увеличение экспорта дизельного топлива с 8,5 млн. тонн до 15 млн. тонн в год в направлении порта Приморск реализован в 2016 году.

2 этап - увеличение экспорта дизельного топлива с 15 млн. тонн до 25 млн. тонн в год в направлении порта Приморск до конца 2018 года.

Ведется работа в рамках проекта «Юг», целью которого является обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Воскресенка - Самара - Волгоград - Тихорецк - Новороссийск» на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.

Новейшая история трубопроводного транспорта нефти в России пишется сегодня.

Группа «ТРАНСНЕФТЬ»

История группы Транснефть – красноречивая иллюстрация тезиса о том, что все события цикличны, и новое – это хорошо забытое старое.

Вся нефтяная промышленность России была национализирована в 1918 году, было создано Главное управление по топливу, в рамках которого задачи транспортировки нефти и нефтепродуктов внутри страны (а с 1922 года и поставки нефти вовне) стал решать Нефтеторг.
В последствии Нефтеторг был переименован в Нефтесиндикат, после чего – в Союзнефть (1927г.), а потом и в Главнефтесбыт (1934г.). Еще через год, в 1935 г., Главнефтеснаб стал Главнефтесбытом. При этом все это время транспортировка и нефти, и нефтепродуктов оставалась в ведении одной структуры.

Мы разошлись, как в море корабли…
– из романса «Корабли».

В феврале 1970 года ситуация кардинальным образом изменилась - нефтеснабжение разделилось на две независимые структуры, поскольку уже становилось понятным, что экспорт нефти приобретает стратегическое значение.
В структуре Миннефтепрома было создано Главное управление по поставкам и транспорту нефти (Главтранснефть), которому отошли все нефтепроводы. В Главнефтеснабе остались нефтепродуктоводы, нефтебазы и АЗС.

В 1992 году на базе Главтранснефти было создано ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», получившая в наследство все 17 трубопроводных предприятий бывшей Главтранснефти и ее основную функцию - транспортировку сырой нефти по магистральным нефтепроводом.

Одновременно происходили и изменения в структурах, занимающихся транспортом нефтепродуктов – на базе Госкомнефтепродукта РСФСР был образован концерн «Роснефтепродукт». 30 августа 1993 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 871 «Роснефтепродукт» был ликвидирован, и появилась Акционерная компания по транспорту нефтепродуктов «Транснефтепродукт». Транснефтепродукт стал оператором нефтепродуктоводов, транспортирующих светлые нефтепродукты - дизельное топливо, бензин и керосин – от коммерческих НПЗ, общей протяженностью около 20 тыс. км.

Часть группы Транснефть пытались приватизировать, но аукцион, назначенный в 1998 году, из-за кризисных событий был отложен. Больше к этому вопросу государство не возвращалось. Группа «Транснефть» так и осталась естественной монополией, все голосующие акции головной компании принадлежат государству, привилегированные (не голосующие) акции торгуются на бирже.

«Рациональность объединения не очевидна. Думаю, чиновники не станут воплощать эту идею в жизнь, она слишком неожиданна и экзотична.»
– Валерий Нестеров, аналитик «Тройки Диалог», 2004 год.

Совпадение или нет, но через несколько после того, как в Транснефть пришла команда бывших менеджеров из ЛУКОЙЛа, с компанией произошли существенные изменения. Было реализовано предложение президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, которое он неоднозначно озвучивал, в том числе в официальных письмах в адрес Минэкономразвития: объединить Транснефть и ТНП с целью «концентрировать и перераспределять денежные ресурсы объединенной компании для развития наиболее важных трубопроводных направлений».

В 2007 году «Транснефтепродукт» был присоединен к «Транснефти», таким образом, транспорт как нефти, так и нефтепродуктов оказался в ведении одной компании. Таким образом, история завершила очередную спираль, трубопроводный бизнес снова консолидирован, как до разделения в 1970-м году.

Важнейшие реализованные и идущие проекты в части транспортировки нефти – это Харьяга-Индига, «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), ВСТО-2, трубопровод «Дружба», Балтийская трубопроводная система (вместо порта Вентспилс в российский порт в Приморске), Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и трубопроводы Баку-Новороссийск и Грозный-Туапсе, Заполярье-Пурпе, Суходольная-Родионовская (в обход Украины в Новороссийский морской порт), объединенный контур Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк. Стартуют проекты второй нитки Балтийской трубопроводной системы и КТК-2, Бургас-Александруполис. Му́рманский нефтепрово́д (от месторождений нефти Западной Сибири до морским незамерзающего порта Мурманск), «Дружба»-Адрия (из Венгрии в Хорватию) заморожены.

ОАО «ТРАНСНЕФТЬ» — головная компания Транснефти.


Компании, входящие в состав Транснефти по направлениям бизнеса:

Транспортировка, хранение, распределение нефтепродуктов:
Уралсибнефтепровод , Транссибнефть , СЗМН , Сибнефтепровод , МН «Дружба» , Центрсибнефтепровод , Черномортранснефть , Верхневолжскнефтепровод , Балтнефтепровод , Приволжскнефтепровод , СМН , Востокнефтепровод , Дальнефтепровод ,

Транснефть оператор магистральных нефтепроводов России Транснефть: официальный сайт ОАО, акции монополии и страховая компания Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

ОР 13.01-74.30.00-КТН-005-5-02: Регламент планирования, выполнения диагностики и анализа ее результатов на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть" - Терминология ОР 13.01 74.30.00 КТН 005 5 02: Регламент планирования, выполнения диагностики и анализа ее результатов на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть": 2. Место базирования брига ды ОАО ЦТД «Диаскан» (НПС/ЛПДС,… …

РД 153-39.4-115-01: Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО "АК "Транснефть" - Терминология РД 153 39.4 115 01: Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО "АК "Транснефть": 2. Косвенным образом, через удельные показатели… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

НПФ «Транснефть» - НПФТН Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть» http://npf transneft.ru/​ организация … Словарь сокращений и аббревиатур

МИ 2893-2004: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и показателей качества нефти. Испытания с целью утверждения типа. Общие положения и организация работ в системе магистрального нефтепроводного транспорта ОАО "АК "Транснефть" - Терминология МИ 2893 2004: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и показателей качества нефти. Испытания с целью утверждения типа. Общие положения и организация работ в системе… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 91.020.00-КТН-276-07: Нормы проектирования молниезащиты объектов магистральных нефтепроводов и коммуникаций ОАО "АК "Транснефть" и дочерних акционерных обществ - Терминология РД 91.020.00 КТН 276 07: Нормы проектирования молниезащиты объектов магистральных нефтепроводов и коммуникаций ОАО "АК "Транснефть" и дочерних акционерных обществ: 3.1 Безопасное расстояние (защитное разделение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОР 15.00-45.21.30-КТН-008-1-00: Регламент оформления нарядов-допусков на огневые, газоопасные и другие работы повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах магистральных нефтепроводов дочерних акционерных обществ ОАО "АК "Транснефть" - Терминология ОР 15.00 45.21.30 КТН 008 1 00: Регламент оформления нарядов допусков на огневые, газоопасные и другие работы повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах магистральных нефтепроводов дочерних акционерных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Transneft - Транснефть Création 1993 Personnages clés Viktor Kristenko Siège social … Wikipédia en Français

Восточная Сибирь - Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь Тихий океан», ВСТО, ВСТО 1, ВСТО 2) строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в… … Википедия

Нефтепровод - (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Советы и упражнения на каждый день , Роман Масленников. Экспресс-курс по личному брендингу и пиару, аудио-версия которого записана Романом Масленниковым. Часть 7. Советы и упражнения на каждый день. В результате прослушивания аудио-тренинга… Купить за 690 руб аудиокнига
  • Друзья Путина. Новая бизнес-элита России , Ирина Мокроусова. 10 лет назад на всю Россию гремели имена Бориса Березовского, Романа Абрамовича, Владимира Гусинского, Михаила Ходорковского. Придя к власти, Владимир Путин объявил, что намерен…


© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация