Ребенок не умеет пересказывать. Как научить? Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное Как научить ребенка пересказывать прочитанное

06.03.2022

Наталья Езжалова
Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст»

Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа :

Подробный (последовательное детальное изложение событий текста ) ;

Выборочный (изложение какой-то части текста ) ;

Сжатый (передача самого главного в произведении) .

Для чего нужен пересказ ?

В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями . А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо , поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий. Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка. Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.

Какие умения и навыки потребуются ребенку , чтобы научиться успешно пересказывать тексты ?

Концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;

Четкое понимание смысла истории;

Логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;

Умение систематизировать и структурировать информацию;

Владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста .

Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.

Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»

Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте :

Постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас) ;

Комментирование абсолютно всех своих действий;

Чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок» );

Игры на развитие памяти и внимания;

Игры по подбору ассоциаций;

Игры для развития образного мышления;

Прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);

Как только малыш подрастет (с 3 лет, очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы , указывая на соответствующую картинку :

Что происходило сначала (с чего начинается история?

Что происходит сейчас?

Чем заканчивается история?

Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа : его логикой и развернутостью передачи информации .

Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях . И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.

Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку . К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как : Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…

Наводящие вопросы для пересказа

Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях :

С чего начинается история?

Кто главные действующие лица?

Что важного произошло?

К каким последствиям это привело?

Что происходит в конце истории?

Какой вывод ты можешь сделать?

Подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе ?

Если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.

Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например, поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т. д.

Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам . Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка .

План пересказа текста

Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно . Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод) . Что нужно делать?

Разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова , чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами );

Проанализировать прочитанное, определить, что главное;

Составить устный план пересказа , разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);

Обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);

Обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;

Обсудить последовательность описываемых событий в тексте ;

Последовательно соединить части текста между собой .

Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведени я. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Это интересно. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.

Вы узнаете:

Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль

Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста

Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал

Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом

Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.

А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.

[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]

Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.

Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.

Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.

1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.

2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.

3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.

Пример использования «Гамбургера»

[Техника эффективного обучения «Рыба»]

Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.

Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.

Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.

Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.

Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.

Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.

[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]

Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.

Сделать это вам поможет паук-карта.

1. Напишите название параграфа в центре.

2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.

Пример использования «паучка»


[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]

Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов

Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.

Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).

Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.

Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.

Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.

  1. О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?
  2. С чего все началось?
  3. Что было потом?
  4. Чем закончилось?
  5. Хорошие герои? Почему они хорошие?
  6. Плохие герои? Почему они плохие?
  7. Какие сложности есть в истории? Как их решили?

Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.

Вы можете скачать все четыре помогатора прямо сейчас, для того чтобы распечатать и начать использовать сразу же.

Для этого введите е-mail, на который прислать документы:

Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»

Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.

Еще больше инструментов обучения и приемов, которые упростят работу педагога будут разобраны в рамках


Запланированные программы 2019/2020 учебного года ШЭП (школа эффективных педагогов):

  1. Техники эффективного преподавания математики
  2. ТЭО для преподавателей английского
  3. ТЭО для преподавателей устных предметов
  4. ТЭО для преподавателей русского языка
  5. Как правильно и эффективно готовить учеников к ОГЭ
  6. Как правильно и эффективно готовить учеников к ЕГЭ
  7. Коррекционная педагогика от А до Я
  8. Дислексия от А до Я. Как учить ребенка с дислексией
  9. СДВГ от А до Я. Как учить ребенка с СДВГ
  10. Дисграфия от А до Я. Как помочь ребенку с дисграфией учиться
  11. Тайм-менеджмент педагога и завуча. Как распределять задачи
  12. Публичные выступления для педагогов
  13. Техники эффективного обучения для педагогов. Обзор лучших инструментов
  14. Богатый учитель. Как педагогу повысить доход
  15. Повышение квалификации. Готовим педагога для получения категории
  16. Помогаторы эффективного обучения для создания интересного урока
  17. Внутренняя энергия и ресурсы педагога. Как заставить себя заставить себя
  18. Мотивация ученика. Что нужно знать хорошему учителю
  19. Приемы вовлечения учеников в урок
  20. Алгоритмы подготовки детей к самостоятельным и контрольным работам
  21. Как решать конфликты в школе (конфликты между детьми, конфликты с родителями)
  22. Эффективное родительское собрание от А до Я
  23. Геймификация в обучении. Виды и формы игр для включения в образовательный процесс
  24. Открытый урок. Алгоритм подготовки и поиска идей для урока
  25. Профориентация. Как помочь школьнику выбрать профессию.
  26. Буллинг в школе. Как избежать в классе. Алгоритмы для классного руководителя
  27. ПМПК. Как говорить с родителями о ПМПК и выборе образовательного маршрута

Список будет расширяться в процессе работы ШЭП и по мере появления запросов из нашего чата “Суперучитель”

Большинство программ будут иметь два пакета участия:

  • пробный (бесплатное участие в прямом эфире, без получения записи тренинга и материалов)
  • полный (3000 рублей, запись тренинга, которую можно смотреть в удобное время и дополнительные материалы к тренингу)

В обоих пакетах Вам надо будет следить за информацией и расписанием, каждый раз выбирать пакет участия, регистрироваться на каждую программу и приходить в прямой эфир в установленное время (участники “полного” пакета после получат запись и материалы)

Но сейчас вы можете получить абонемент на обучение в программах для педагогов 2019/2020 учебного года вступив в “Школу эффективного педагога” (ШЭП) и получить:

  • доступ ко всем однодневным тренингам ШЭП на постоянной основе,
    персональные уведомления о проведении тренинга, а после его окончания в вашем личном кабинете будет появляться запись тренинга и материалы.

Вы не пропустите ни одной программы. Не надо регистрироваться, выбирать каждый раз версию участия и регулярно следить за расписанием

  • доступ в закрытый чат “Суперучитель” (после заполнения анкеты, в которой необходимо подтвердить текущий статус педагога)

Если Вы не практикующий педагог, то можете получить все материалы БЕЗ доступа в закрытый чат. Педагоги, участники абонемента ШЭП так же смогут попасть в закрытый чат и участвовать в обсуждениях и во всех ЗАКРЫТЫХ встречах для учителей.

  • базу знаний ШЭП
    В личном кабинете ШЭП уже Вас будут ждать тренинги:
    “Техники эффективного обучения от А до Я»
    «Мотивация школьника от А до Я»
    «Мотивация школьника от А до Я». 2.0

А так же 21-дневный тренинг, который позволит снять с себя чужих обезьян, распределить правильно время и задачи, полюбить себя, а так же перестать быть золушкой в своей жизни. Тренинг называется «Убей в себе Золушку, разбуди Спящую Красавицу и живи полной жизнью»

Абонемент в ШЭП (30 программ по 3000 рублей) будет стоить не 90 000 рублей, а 15.000 рублей

Кроме того, на старте, действует дополнительное предложение с 50% скидкой на программу и сейчас База знаний ШЭП + абонемент на получение полных версий всех тренингов ШЭП + участие в закрытом чате с закрытыми эфирами стоит 7500 рублей.

Сейчас вы можете получить абонемент в ШЭП, участие в чате “Суперучитель” + базу знаний всего за 7500 рублей

П.С. Участники КЭП так же могут вступить в ШЭП уже сейчас и получить не закрытые встречи чата, но и полные версии всех тренингов этого учебного года в рамках Школы эффективного педагога.

Ваша библиотека знаний увеличится вдвое: и вы получите не только текущие программы (которые уже есть в личном кабинете), но и все будущие тренинги этого учебного года.

Не один раз мне пришлось быть свидетелем такой картины в семьях, когда родитель не может спокойно и до конца выслушать своего ребенка, который пытается изложить свои мысли, правильно и быстро выстроить в логическую цепочку предложения и пересказать какую – нибудь историю. У взрослого не хватает терпения, и резко произносят: «Ты можешь поскорее говорить?!», на что малыш еще больше начинает теряться и запинаться. Ситуация, я скажу, не самая приятная, и ребенка становиться очень жалко.

Причины сложностей с пересказыванием у ребенка

А начинать, между делом, надо со взрослых, с которыми проживает малыш. Именно родители смогут научить ребенка пересказывать сначала какую – нибудь историю, а впоследствии пересказывать текст.

Остановлюсь на общем понятии слова «пересказ» — это умение выражать свои мысли от прочитанного текста, изложение сюжета. Главное, чтобы при пересказывании не терялась общая смысловая нагрузка, научиться передавать вслух своими словами необходимую и важную часть рассказа, основную суть.

Пересказывать прочитанное малыша должны навыкнуть до того момента, как он пойдет в школу. Если ребенок не может пересказать, то следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Вопрос «научить ребенка пересказывать» нужно ставить тогда, когда малыш уже умеет читать. Приучать к этому надо сразу, как только он изучил все буквы алфавита и умеет соединять слоги в слова.
  2. Скудный словарный запас. Обычно при затруднении пересказывать, ребенок заменяет слова жестами.
  3. Малое количество времени общения с ребенком. Здесь речь идет не только о родителях, но и о том, что малыш мало общается со сверстниками. В процессе общения с друзьями дети учатся пересказывать друг другу различные интересные истории.

Способы научить в младших и средних классах

Проводить первое обучение к пересказу необходимо начинать с 2-3 летнего возраста: это могут быть ненавязчивые пропетые вслух песенки, дальше, смотрите сами на развитие своего малыша, можно заучить небольшие четверостишия.

Когда ребенок пойдет в школу, то маленький ученик должен пересказывать текст в 1 классе 50% сюжета, 2 класс – дают программу обучения по литературному чтению, направленную на систематическое заучивание стихотворений для развития памяти, в 3 классе должно быть до 70% пересказа от прочитанного текста.

Чем полезен пересказ для ребенка

Научить ребенка пересказывать текст будет полезно прежде всего потому, что речь его станет более развитой, отличное тренировка памяти. Благодаря пересказыванием малыш научится анализировать суть текста, поступки задействованных персонажей и героев в сюжете, проводить причинно — следственные связи.

Правильный выбор текста для пересказа

Родителям необходимо своему ребенку подобрать правильный текст для пересказываний. Что это значит «правильный текст»?

  • Если ваш малыш еще совсем маленький, то подберите ему книжку с интересными картинками.
  • Выбирайте недлинный текст, чтобы ребенок не устал.
  • После прочитанного задайте вопросы: «Скажи (имя ребенка), кто был главным героем в рассказе? Что же он делал?».
  • Вряд ли малышу понравится утомительный рассказ о природе. Книга должна содержать в себе интересные сюжеты с героями, желательно, чтобы их было немного, ребенок может запутаться.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Составление плана к тексту поможет быстро научить ребенка пересказывать. Этот способ больше подходит для ребят уже умеющих читать. Необходимо объяснить, что каждый абзац текста можно выразить одним предложением. На основании такой составленной схемы ребенку уже будет легче вспоминать прочитанное.

Также запомнить текст поможет, если представить его в картинках, как бы «снять фильм».

Родителям важно понять, что ребенка научить пересказыванию можно, если он будет понимать прочитанное, саму суть текста. Больше занимайтесь с малышом, читайте, дайте ему возможность чаще излагать свои мысли самостоятельно.

Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден , отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются , и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения.
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций.
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг.
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения:

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша.
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение.
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть , которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация