Презентация "узелковый батик". Презентация на тему «Батик Презентации роспись по шелку батик

07.02.2024


Батик - batik - индонезийское слово. Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ba - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. Батик - технология окрашивания и украшения ткани.


Откуда к нам пришел батик? Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.


Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.


Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение. Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.


Три способа нанесения воска. Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне. Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся. Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными. Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.


Многоцветный горячий батик. Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску. При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения. Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.


Техника («бандан») Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов - техника «планги» - был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали, нити удаляли, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) - более плавные границы переходов цвета.


Холодный батик. В технике холодного батика используют анилиновые красители. Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.


Свободная роспись. Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Слайд 1

Тема урока: Батик

МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия)

Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна

г. Вилюйск

Слайд 2

Цель урока:

Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству.

Оборудование:

Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды.

Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Слайд 3

Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Слайд 4

Что такое батик?

Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Слайд 5

Композиция и цвет

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Слайд 6

По способу разведения (спиртовые, водяные)

Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость

По способу закрепления (с помощью утюга, пара)

Краска жидкая, сухая

Слайд 7

Кисти и ткани

Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха.

Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Слайд 8

Инструменты и приспособления:

Воск – применяется в качестве резервирующего вещества.

Раздвижные рамы и подрамники

Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава

Фен для ускорения процесса высыхания

Шаблон- четкий рисунок

Булавки для шелка

Слайд 9

Последовательность выполнения:

Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал.

Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить.

Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Слайд 10

Горячий батик

Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Слайд 11

Холодный батик

Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Слайд 12

Узелковый батик

Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Презентация "История возникновения "батика" составлена Кобзевой Алисой ученицей 8а класса МБОУ "СОШ №4" г. Скопина Рязанской области в качестве дополнительной работы для изучения темы "Ручная роспись тканей" по блоку "Художественные ремесла" в 7 классе по УМК Н.В.Синица В.Д.Симоненко "Технологии ведения дома" в 2018-2019 учебном году. Материал содержательный. При подаче материала используется анимация.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. История возникновения техники "батик"»

История возникновения техники «батик»

Работу выполнила ученица 8А класса: Кобзева Алиса


Что же такое «БАТИК»?

Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Вот пример росписи «батик».


История возникновения «батика», Индонезия

Мастера острова Ява достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в этой стране. По одной из них техника была завезена в 6-7 вв. из Индии. По другой - это местная культура. Вероятно, искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастерицы, довели давно известную технику до совершенства. Примечательно, что батик издревле считался женским делом. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на Яве инструмент -- чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.


История возникновения «батика», Китай

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной.


Так где же узоры «батика» были лучше в Китае или в Индонезии?

Индонезия


История возникновения «батика», Индия

Появление индийского батика датируется примерно V веком до н.э. Одним из первых мастеров в этой стране стал Прахлада. Считается, что именно он внес в индийский батик такие отличительные черты, как богатая цветовая гамма, лаконичность, удивительная яркость и легкость.


История возникновения «батика», Япония

В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.


Так где же узоры «батика» были лучше в Индии или в Японии?


История возникновения «батика», западная европа

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.


История возникновения «батика», Россия

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому батик у нас появился только в начале века. Именно тогда и изобрели резервирующий состав, который не требовал нагревания - появился холодный батик. Но несмотря на новые открытия батик в России развивался медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться.


Так где же узоры «батика» были лучше в западной Европе или в России?

Западная Европа


Вот такие узоры подарил нам «батик».

Для работы в этой технике нужно прежде всего подготовить соответствующую восковую смесь, используя озокерит и пчелиный воск в соотношении 1:3. Если вместо озокерита используют парафин (бытовая свечка), то его следует смешивать с воском в соотношении 3:2 . Эта смесь мягкая, эластичная, хорошо ложится на ткань, не отстает от нее, в отличие от покрытия одним только парафином. Если слой резерва отслаивается, то на оголенную часть плоскости ткани затекает краситель "чужого" цвета, образовывается пятно, которое, конечно, портит общую композицию рисунка. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом). Следующий этап - нанесение воскового слоя. Расплавленным воском сначала покрывают те плоскости, на которые предполагается наносить краску потемнее. Свободные от воска плоскости красят в светлые тона. Для этого ткань погружают в раствор красителя светлого тона. Потом ее вынимают, сушат и, проложив между несколькими слоями мягкой бумаги или газет, гладят горячим утюгом и тем самым снимают слой воска. Далее воском покрывают только что выкрашенный участок, а также те, которые не должны краситься в новый, второй за тональностью цвет. Повторяют весь процесс крашения ткани и снятия воска. Перед последним этапом - окрашиванием плоскости ткани в самый темный цвет (черный, темно-коричневый и т.п.) все плоскости, покрытые восковым резервом, можно слегка помять. На воске появятся небольшие трещинки, сквозь которые на ткань попадет краситель после погружения ее в раствор. Весь рисунок покрывается эффектной сеткой. В зависимости от направления трещин (горизонтально, вертикально, по диагонали ли по рисунку) образовывается дополнительный графический рисунок.

Батик Батик Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска» . Membatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанеснными на ткань, не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.определение Виды батика Существует несколько видов батика: горячий холодный узелковый свободная роспись Горячий батик Производится по классической технологии производства батика с резервированием областей от окраски с помощью горячего воска или парафина. Этот метод традиционно использовался на островах Индонезии и был достаточно трудоемким. Холодный батик Отличается от горячего методом резервирования областей. Области которые резервируют от окраски покрывают специальным резиноподобным материалом. Этот метод был придуман в начале 20ого века в России. Этот метод более прост, в особенности, для начинающих, т.к. нет необходимости плавить воск и применять специальные инструменты. Свободная роспись Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей.Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора; печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют закрепления, кроме росписи масляными красками. Однако декоративные изделия (панно и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно не закреплять, а выполнять различными классами красителей на разных волокнах. Но в дальнейшем их нельзя подвергать стирке и нужно охранять поверхность от попадания на нее капель воды Узелковый батик Как мы уже говорили имеет древнее происхождение и в Индонезии эта техника называлась «тритик». В Индии этот метод носит название «бандхей». В узелковом батике области ткани резервируются путем завязывания или зашивания частей ткани. История батика Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри - Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20 - е годы. Русские художники не опирались на какую - либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30 - е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Материалы и оборудование Кисти круглые и плоские Краски по ткани Палитра Рамка для батика Резерв и контур Ткань Малярный скотч Дистиллированная вода Фен Ткань Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по - разному поддаются росписи. Тонкий шелк - понже, креп - шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Краски Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона. При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Для начинающих больше подходят импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время. Если вы выбираете более распространенные и дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете себя на дополнительные сложности. В этом случае старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по фиксации готового изделия, иначе работа может полинять. Кисти Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки. Рамы для росписи Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика. Прочие принадлежности Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями. Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки. Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая. Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками. Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен. Батик



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация