Опасности факторов производственной среды тяжести. Производственная (рабочая) среда, ее опасности и вредности. Факторы производственной среды: общий обзор

16.03.2021

Контрольные вопросы:

    Назовите основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Дайте определение несчастному случаю и профессиональному заболеванию.

    Сформулируйте аксиому о потенциальной опасности жизнедеятельности. Как решается вопрос безопасности производства в газовом хозяйстве?

    Что понимается под охраной труда? Сформулируйте основные задачи охраны труда.

    Приведите классификацию вредных и опасных производственных факторов. Составьте номенклатуру опасностей для слесаря газового хозяйства.

    Назовите наиболее опасные работы на промышленных предприятиях. Дайте определение опасности, травме и производственной безопасности.

Лекция 2. «Виды и условия трудовой деятельности»

      Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса

Если трудовая деятельность человека осуществляется на производстве, её называют производственной деятельностью.

Производственная деятельность – это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Трудовую деятельность можно разделить на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется, прежде всего, повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды.

Рис. 1. Виды трудовой деятельности.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; т. к. он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны - операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности - творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Производственная деятельность осуществляется в рабочей зоне.

Рабочей зоной называется пространство (до 2 м) над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочая зона определяется дугами, которые может описать рука, поворачивающаяся в плече или локте на уровне рабочей поверхности. Кроме того, рабочую зону нужно обязательно совмещать с зоной, удобной охвата человеческим взором. Оптимальная рабочая зона следует за рабочим и существует везде, где он работает. Наибольшую высоту, доступную для мужчин и женщин, следует принимать равной 1800…2000 мм. А удобную высоту- в пределах 900… 1500 мм.

Рис. 2 Классификация условий труда по степени тяжести

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, - это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, - это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40...60 % меньше, чем для мужчин.

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг - труд легкий, до 30 кг - средней тяжести, более 30 кг - тяжелый. Для женщин соответственно - 5 и 10 кг.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - напряженность труда легкой степени, допустимый - напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный - по напряженности.

2. Классификация условий труда по факторам производственной среды

Здоровье человека в значительной степени зависит не только от характеристик трудового процесса- тяжести и напряженности, но и от факторов среды, в которой осуществляется трудовой процесс.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов.

Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются физические, химические и биологические факторы.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса (рис. 3):

1 класс - оптимальные условия труда - условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);

2 класс - допустимые условия труда - характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;

3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и(или) его потомство;

Рис.3 Классификация условий труда по производственным факторам

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

1степень - характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;

2 степень - характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний.;

3 степень - характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

4 степень - условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

4 класс - опасные (экстремальные) условия труда - характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер оплаты труда, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.

Определения основных параметров, применяемых в области гигиены труда, приведены в Руководстве Р 2.2.013-94 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".

Гигиена труда - система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

  • - физические факторы: температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, аэрозоли, преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность), повышенная ультрафиолетовая радиация;
  • - химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической породы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
  • - биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты;
  • - факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве;
  • - факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Гигиенические нормативы условий труда - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должны вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего или последующих поколений.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

В зависимости от соотношения уровней опасных и вредных факторов и предельно допустимых уровней условия труда по степени вредности и опасности делятся на четыре класса:

  • 1 класс - оптимальные условия труда;
  • 2 класс - допустимые условия труда, которые могут вызвать функциональные отклонения, но после регламентируемого отдыха организм человека приходит в нормальное состояние;
  • 3 класс - вредные условия труда характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на потомство.
  • 4 класс - опасные (экстремальные) условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Основными гигиеническими характеристиками вредных веществ являются: предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ), токсодоза, средняя смертельная токсодоза и средняя смертельная доза. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю). Единица измерения ПДК - миллиграмм на куб. метр (мг/куб.м.).

В зависимости от степени токсичности все ядовитые вещества разделены на 4 класса (ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ. Вредные вещества.

Классификация и общие требования безопасности:

  • - чрезвычайно опасные (ПДК менее 0,1 мг/м3),
  • - высокоопасные (ПДК 0,1 мг/м3до 1,0 мг/м3),
  • - умеренно опасные (ПДК от 1,1 мг/м3до 10 мг/м3),
  • - малоопасные (ПДК более 10 мг/м3).

Предельно допустимый выброс - максимальное количество опасного вещества, выброс которого промышленным предприятием за определенный период еще не приведет к превышению ПДК.

Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005 - 88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Гигиенические требования к микроклимату на рабочих местах установлены стандартом ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны", СанПиН 2.2.4.548 - 96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

Метеорологические условия (или микроклимат) характеризуются следующими параметрами:

  • 1. температура, t, oC;
  • 2. относительная влажность j, %;
  • 3. скорость движения воздуха на рабочем месте V (м/с).

Кроме того необходимо учитывать атмосферное давление Р, которое влияет на парциальное давление основных компонентов воздуха (кислород и азот), а, следовательно на процесс дыхания.

Необходимость учета основных параметров микроклимата может быть объяснена на основании рассмотрения теплового баланса между организмом и окружающей средой.

Величина тепловыделения Q организмом человека зависит от степени физиологического напряжения в определенных метеорологических условиях и составляет от 85 Дж/c (в состоянии покоя) до 500 Дж/с (тяжелая работа).

Отдача теплоты организмом в окружающую среду происходит в результате теплопроводности через одежду Qт, конвекции у тела Qк, излучения на окружающие поверхности Qизл, испарения влаги Qисп. Часть теплоты расходуется на нагрев выдыхаемого воздуха.

Количество теплоты, отдаваемое организмом человека различными путями зависит от величины того или иного параметров микроклимата.

Отдача теплоты за счет испарения зависит от относительной влажности и скорости движения воздуха.

В состоянии покоя при температуре окружающего воздуха 1800C доля Qк -(конвекции) около 30 %, Qизл ~ 45 %, Qисп ~ 20 % и Qв -(нагрев выдых. возд.) ~5 %.

Нормальное тепловое самочувствие (комфортные условия) соответствующие данному виду работ, обеспечиваются при соблюдении теплового баланса Q = Qтепл.од. + Qконв.. + Qизл + Qисп + Qвозд. При t=30-350C отдача теплоты конвекции и излучения в основном прекращается.

Влажность оказывает большое значение на терморегуляцию организма. Повышенная влажность (j >85 %) затрудняет терморегуляцию из-за снижения испарения пота, а слишком низкая влажность (j < 20 %) вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей.

Оптимальная влажность - 40 - 60 %.

Движение воздуха влияет на состояние организма. Минимальная скорость движения воздуха, ощущаемая человеком ~0,2 м/с.

В зимнее время скорость движения воздуха не должна превышать 0,2 - 0,5 м/с, а в летнее 0,2 - 1,0 м/с.

В горячих цехах допускается увеличение скорости обдува до 3,5 м/с.

ГОСТ 12.1.005-88 устанавливает оптимальные и допустимые метеорологические условия для рабочей зоны помещения, при выборе которых учитываются:

  • 1. время года - холодный период со среднесуточной температурой менее+100C и теплый период - со среднесуточной температурой более+100C t0>+100C.
  • 2. категория работы:

а. легкие физические работы;

б. физические работы средней тяжести;

в. тяжелые физические работы.

  • 3. постоянное или непостоянное рабочее место.
  • 4. Температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха измеряют на высоте 1,0м от пола или рабочей площадки при работах выполняемых сидя, и на 1,5м - при работах стоя.

Производственная (рабочая) среда включает в себя все, что окружает человека в процессе трудовой деятельности: техническое оснащение организации, особенности технологических процессов и про­изводства, состояние зданий, строений, сооружений и инженерных коммуникаций, санитарно-гигиеническую и эстетическую обстановку, взаимоотношения в трудовом коллективе, уровень профессионального риска исходя из идентифицированных опасных и вредных производственных факторов и пр.

Опасные и вредные производственные факторы

Статья 209 Трудового кодекса РФ содержит понятия вредного и опасного производственных факторов:

  • Вредный производственный фактор – это про­изводственный фактор, воздействие которого па работника может привести его к заболеванию.
  • Опасный производственный фактор – это про­изводственный фактор, воздействие которого на работника может при­вести к его травме.

В зависимости от количественной характеристики, продолжи­тельности и условий действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

В соответствии с ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» (далее – ГОСТ 12.0.003-2015) и Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической опенке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (далее – Руководство Р 2.2.2006-05) опасные и вредные факторы производственной (рабочей) среды принято классифицировать по природе их воздействия на: физические, химические, биологические и психофизиологические.

1. Опасные и вредные физические факторы

Вредные физические факторы производственной среды:

  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенная влажность и скорость движения воздуха;
  • тепловое излучение – тепловая нагрузка среды (TНС-индекс);
  • неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и из­лучения, электростатическое поле;
  • постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное);
  • электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);
  • широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;
  • электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;
  • широкополосные электромагнитные импульсы;
  • электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);
  • ионизирующие излучения; производственный шум;
  • ультразвук и инфра­звук;
  • вибрация (локальная, общая);
  • аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
  • освещение естественное (отсутствие или недостаточность);
  • освещение искусственное (недостаточная освещен­ность, пульсация светового потока, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блескость);
  • электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы.

Опасные физические факторы производственной среды:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • подъемно-транспорт­ные устройства и перемещаемые грузы;
  • подвижные элементы про­изводственного оборудования;
  • электрический ток;
  • повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
  • расположение рабочего места на высоте и пр.

2. Опасные и вредные химические факторы

Химически опасные и вредные производственные факторы : химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используются методы химического анализа, многочисленные пары, газы и пыль, которые по характеру действия на организм человека подразделяются на общетоксичные, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (вызывающие в организме наследственные изменения) и влияющие на репродуктивную функцию (действующие на половые клетки организма).

3. Опасные и вредные биологические факторы

Биологически опасные и вредные производственные факторы : микроорганизмы – продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибки, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

4. Опасные и вредные психофизиологические факторы

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы (тяжесть и напряженность труда) : физические нагрузки (статические и динамические) и нервно-психические пере­грузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Гигиенические нормативы условий труда

Все факторы производственной среды нормируются с целью установления гигиенических нормативов. Время расцвета концепции порогового воздействия вредных факторов приходится на середину про­шлого века. Концепция порогового воздействия вредных факторов про­изводственной среды направлена на соблюдение гигиенических нормативов условий труда, к которым относятся:

  • ПДК – предельно допустимая концентрация химических веществ;
  • ПДУ – предельно допустимый уровень физического загрязнения;
  • ПДЗ – предельно допустимое значение;
  • ПДД – предельно допустимая доза опасных факторов.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) устанавливались из расчета, что существует некое предельное значение вредного фактора, ниже которого пребывание в данной зоне или использование продукта совершенно безопасно.

Для установления ПДК используют расчетные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лип, подвергшихся воздействию вредных веществ. Для установления ПДК используют расчетные ме­тоды, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ. В последнее время широко используются и методы компьютерного моделирования с применением баз данных или информационно-прогнозируемых систем, биотестирование на различных объектах и пр.

Нормативы ПДК загрязняющих веществ рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, почве, водах и устанавливаются для каждого вредного вещества (или микроорганизма) в отдельности. Значения ПДК устанавливают исходя из влияния вредных веществ на человека, и эти значения яв­ляются общепринятыми для всей территории и акватории Российской Федерации.

Уровни ПДК одного и того же вещества различны для разных объектов внешней среды:

  • Для атмосферного воздуха населенных мест и закрытых помещений устанавливаются ПДК с.с. – средне­суточное, ПДК м.р. – максимально-разовое;
  • Для воздуха рабочей зоны ПДК р.з. – в рабочей зоне, ПДК р.с. – среднесменная в рабочей зоне;
  • Для водной среды ПДК в1 – водных объектов первой категории водопользования, ПДК в2 – водных объектов второй категории водопользования, ПДК рыбхоз – для водоемов рыбохозяйственного назначения;
  • ПДК п. – для почвы;
  • ПДК п.п. – для продуктов питания.

Максимально-разовое значение ПДК устанавливается для пре­дотвращения рефлекторных реакций человека при кратковременном действии примесей. Среднесуточное значение ПДК устанавливается для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного действия вещества на организм человека.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – это уров­ни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение восьми часов, но не более 40 часов в пе­делю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушения состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Предельно допустимое значение опасного фактора пожара (ИДЗ ОФП) – это такое значение опасного фактора пожара, воздействие которого на человека при критической продолжительности пожара не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья за нормативно установленный промежуток времени, а воздействие на материальные ценности не приводит к потере ими целевых функций или потребительских качеств. Под критической продолжительностью пожара понимается время, в течение которого достигается предельно допустимое значение опасного фактора пожара.

Предельно допустимые дозы (ПДД) ионизирующего излучения – это гигиенический норматив, регламентирующий наибольшее допустимое значение индивидуальной эквивалентной дозы во всем теле человека или в отдельных органах, которое не вызывает в состоянии здоровья лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения, неблагоприятных изменений.

Данный норматив устанавливается законодательно. В Российской Федерации основными нормативными правовыми актами в области ра­диационной безопасности являются Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее Закон о радиационной безопасности населения), Сан Пи Н 2.6.1. 2523-09 «Нормативы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» и СП 2.6.1. 2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)».

Действие ионизирующих излучений представляет собой сложный процесс и при воздействии на организм человека может вызвать два вида эффектов, которые клинической медициной относятся к болезням:

  • Детерминированные (причинно обусловленные) пороговые эффекты (лучевая болезнь, лучевой ожог, лучевая катаракта (помутнение хрусталика), лучевое бесплодие, аномалии в развитии плода и др.), в отношении которых предполагается существование порога, ниже которого эффект отсутствует, а выше – тяжесть эффекта зависит от дозы;
  • Стохастические (случайные, вероятностные) беспороговые эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни), вероятность возникновения которых пропорциональна дозе и для которых тяжесть проявления зависит от дозы.

В радиобиологических экспериментах на клеточном и молекулярном уровнях показана возможность даже единичных актов ионизации вызвать нарушение некоторых наследственных механизмов. Кроме того, нельзя исключить вероятности возникновения нарушений в клеточных структурах при малых дозах облучения и соматико-стохастических и генетических эффектов, обусловленных этими нарушениями.

При отсутствии прямых доказательств влияния облучения в малых дозах или безвредности данного облучения и с учетом необходимости осторожного, гуманного подхода к нормированию радиационного воздействия при выработке норм радиационной безопасности была предложена гипотеза об отсутствии порога для стохастических эффектов облучения по линейной зависимости между дозой и эффектом в области малых доз. Эта гипотеза в виде официальной концепции принята Международным комитетом по радиационной защите и Научным комитетом по действию атомной радиации ООН за основу при оценке и прогнозировании ущерба от использования ионизирующего излучения и для осуществления практических разработок в области радиационной защиты. Чаще всего эту гипотезу называют концепцией беспороговой линейной зависимости доза-эффект.

Все гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-ча­совой рабочей смены. При большей длительности смены, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальным управлением Роспотребнадзора с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медосмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.

Следует отметить, что превышение гигиенических нормативов в процессе трудовой деятельности работников приводит к увеличению несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, производственно-обусловленных заболеваний, утрате работоспособно­сти и профессиональной трудоспособности значительного количества работающих.

Состояние производственной среды оказывает существенное воз­действие на работоспособность человека, прежде всего, за счет измене­ний, происходящих в балансе энергетических затрат. Неблагоприятные условия труда вызывают повышенные затраты энергии на основной обмен веществ и сопротивление организма человека внешним воздействиям, формируют негативное отношение к труду. Соответственно снижаются возможности расхода энергии на выполнение трудовых действий, что обусловливает и снижение работоспособности. Не исключено понижение общей сопротивляемости организма человека, что ведет к развитию как профессиональных, так и общих заболеваний.

Снижение уровня работоспособности, потери времени из-за за­болеваемости и травматизма, увеличение затрат времени на отдых, рост брака и снижение качества продукции, появление избыточной текучести кадров, обусловленной неудовлетворительным состоянием условий труда, вот далеко неполный перечень последствий неблагоприятной производственной среды, ведущих к снижению эффективно­сти деятельности организаций.

Не следует забывать и о колоссальном социальном ущербе: ухудшение здоровья работников (а нередко как следствие – и их потомства), частичную или полную утрату трудоспособности в результате травм и заболеваний, падение трудовой моти­вации, снижение уровня доходов и потребления лиц, преждевременно утративших трудоспособность, и их семей. Именно поэтому проблемы формирования здоровых и безопасных условий труда имеют особую актуальность в нашей стране.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды .

тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующиенапряженность труда , – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Классификация условий труда по тяжести и напряженности:

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный – 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

o степень интеллектуальной нагрузки , зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;

: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;

, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;

o монотонность труда , определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;

o режим работы , характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Таким образом, физический труд классифицируетсяпо тяжести труда, умственный – по напряженности .

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда.

К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всегозрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д.

Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачи гигиены труда: определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.

При оценке качества окружающей среды необходимо изучить не только влияние различных параметров, но и их взаимодействие и выработать соответствующие комплексные показатели (например, показатель теплового стресса).

Методы гигиены включают инструментальные исследования факторов окружающей среды, физиологические и клинические наблюдения, а также методы санитарного обследования и медицинской статистики.

Параметрами производственной среды, которые влияютна состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные поля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);

химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);

биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:

o 1-й класс –оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);

o 2-й класс– допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;

o 3-й класс –вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

o 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам. Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций . Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Гигиеной труда называется область в медицине, которая занимается изучением трудовой деятельности и условий работы с учетом их воздействия на организм. Также данное направление занимается разработкой гигиенических нормативов и мер, которые призваны предотвращать появление профессиональных патологий и делать условия труда более безопасными.

К основным задачам гигиены труда относятся:

  1. Установка допустимого воздействия вредных факторов на организм работника.
  2. Классификация напряженности труда, исходя из условий процесса.
  3. Определение напряженности и тяжести рабочего процесса.
  4. Организация режима отдыха и труда, а также рабочего места согласно рациональным нормам.
  5. Исследование психофизических параметров труда.

Оценивая качество окружающей работника обстановки, нужно не только исследовать воздействие различных факторов, их влияние друг на друга, но и условия труда по напряженности трудового процесса. Также необходимо разработать комплексные показатели, которые и будут считаться нормой. Методы гигиены труда могут быть как инструментальными, так и клиническими, физиологическими. Применимы также и методики медицинской статистики и санитарного обследования.

Классификация разных видов тяжести и напряженности труда имеет особое значение для рациональной организации и оптимизации условий работы. Подобные классификации, а также выделение факторов условий труда дают возможность оценивать различные виды работ. К тому же это позволяет находить методы для осуществления оздоровительных мероприятий с учетом оценки тяжести и напряженности труда.

Довольно часто напряженность труда классифицируется с учетом затрат энергии человека в процессе осуществления рабочей деятельности. Такой показатель, как затраты энергии, определяется степенью коэффициента напряженности труда мышц, а также нервно-эмоционального состояния человека во время выполнения работы. Еще один важный показатель - условия трудовой деятельности. На умственный труд человек затрачивает 10-12 МДж в сутки, а работники, выполняющие тяжелую физическую работу, тратят от 17 до 25 МДж.

Тяжесть и напряженность труда можно определить как степень напряжения организма функционального плана, возникающего в ходе выполнения рабочих задач. В зависимости от мощности работы при физическом или умственном труде во время информационной перегрузки возникает функциональное напряжение. Физической тяжестью труда называют нагрузку на организм при осуществлении деятельности, которая требует напряжения мышц и соответствующих энергозатрат.

Эмоциональная нагрузка возникает во время выполнения интеллектуальных задач при обработке информации. Часто данный вид нагрузки называют нервной напряженностью труда.

Факторы производственной среды: общий обзор

Вредное влияние на организм работника определяется факторами производственной среды. Гигиена труда выделяет два главных фактора - вредный и опасный. Опасным называется фактор тяжести и напряженности труда, который может вызвать острое заболевание или резкое ухудшение показателей здоровья сотрудника или летальный исход. Вредный фактор может в процессе работы и в совокупности определенных условий стать причиной профессионального заболевания, снижения работоспособности временного или хронического характера, увеличить количество инфекционных и соматических патологий и привести к проблемам в репродуктивной функции.

Вредные производственные факторы

Условия, влияющие на напряженность условий труда, можно разделить на несколько групп:

  1. Физические. К ним относятся влажность, температурный режим, электромагнитные и неионизирующие излучения и поля, скорость передвижения воздуха, постоянные магнитные поля, электростатические поля, тепловое и лазерное излучение, производственный шум, ультразвук, вибрации, аэрозоли, освещение, аэроионы и т.д.
  2. Химические. Биологические и химические вещества, включая гормоны, антибиотики, ферменты, витамины, белки.
  3. Биологические. Живые споры и клетки, вредоносные микроорганизмы.
  4. Факторы, которые характеризуют тяжесть труда.
  5. Факторы, которые характеризуют напряженность труда.

Оценка тяжести и напряженности

Тяжесть труда чаще всего определяется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и различные системы организма. Оценка тяжести и напряженности труда характеризуется энергетическим компонентом и определяется рядом показателей.

Показатели тяжести процесса

К таковым относятся:


Напряженность труда характеризует трудовой процесс. Также понятие проецирует нагрузку на центральную нервную систему, эмоциональную область и органы чувств.

Показатели напряженности труда

Рассматриваемые данные включают в себя:

  1. Сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  2. Монотонность нагрузки.
  3. Режим работы.
  4. Интенсивность и длительность интеллектуальной нагрузки.

Век киберпространства

Научно-технический прогресс не только провоцирует создание новых профессий, но и новых патогенных факторов. За последние годы существенно выросло значение психофизиологических показателей тяжести и напряженности труда, что обусловлено развитием компьютерных технологий.

Безопасными считаются такие условия труда, при которых влияние производственных факторов минимизировано и не превышает гигиенических норм. Последние включают в себя ПДК, или предельно допустимые концентрации, и ПДУ, или предельно допустимые уровни.

Классификация труда по нагрузке

Нагрузка в зависимости от тяжести выполняемого труда регламентирована в санитарно-гигиенических требованиях, которые соответствуют ГОСТу. В них все физические виды работ подразделяются на три категории в зависимости от показателей тяжести и напряженности труда и от энергетических затрат организма на их выполнение.

  • Затраты энергии до 139 Вт. Работы, выполняемые в сидячем положении, которые не включают значительных физических факторов напряженности труда. Это ряд профессий, связанных с точным приборостроением, на швейном производстве, в сфере управления. Также сюда входят часовщики, слесари, граверы, вязальщицы и т.д.
  • Затраты энергии до 174 Вт. Работа, выполняемая стоя или требующая много ходить. К данной категории относятся работники полиграфической промышленности, предприятий связи, маркировщики, переплетчики, фотографы, подсобные рабочие в сельском хозяйстве и т.д.

Третья категория. Включает в себя работы, требующие более 290 Вт энергозатрат. Это профессии, которые не предполагают снижение напряженности труда и включают большую физическую нагрузку, перенос тяжестей более 10 килограмм, работа в кузнечном и литейном цехах, деятельность почтальонов, работников сельского хозяйства, а именно: трактористов, скотников, животноводов и т.д.

Дополнительные особенности условий труда

Условия, в которых работает человек, и их тяжесть можно определить по ряду показателей, а именно:

1. Поза и положение тела при выполнении работы. Подразделяется данный показатель на следующие виды:

  • Горизонтальное положение тела. Сюда относятся монтажники-высотники, сварщики, горные рабочие и т.д.
  • Полусогнутое или согнутое положение. В данном случае необходимо уточнить временное пребывание в данной позе в процентах от всего рабочего времени.
  • Однотипные движения. Высчитывается количество движений одного типа, которые совершает работник за смену. Принимается во внимание не только локальная нагрузка, но и региональная.

2. Время пребывания на ногах. Для отнесения условий работы к тяжелым данное состояние должно быть постоянным и включать не только статическое нахождение в вертикальном положении, но и ходьбу.

3. Наклоны туловища. Типичны для работников сельского хозяйства при сборке урожая, прополке, а также на молочной ферме и строительных площадках при укладке полов и облицовке стен. В данном случае уточняется количество наклонов в течение смены.

4. Темп, с которым выполняются требуемые действия. Сюда входит работа на полуавтоматических станках, конвейерах и в ткацком производстве.

5. Режим работы. Обычно тяжелыми условиями труда признаются сменные графики работы или вахтовый метод, ночные смены и частые смены ритма жизни.

6. Воздействие вибрации. Влияние может быть не только общим, но и локальным. Трактористы, комбайнеры, обрубщики, бульдозеристы, а также сотрудники железнодорожного и городского транспорта подвергаются воздействию вибраций.

7. Метеорологические условия труда. Аномально низкие или высокие температурные условия работы, высокая влажность или резкие перепады, скорость движения воздуха и сквозняки.

8. Воздействие излучения любого вида. Это может быть магнитное поле, лазерное или ионизирующее излучение, инсоляция, влияние статического электричества и электрических полей.

9. Взаимодействие с токсинами, а именно ядами и другими вредными для человека веществами.

10. Профессиональные вредоносные особенности.

11. Загрязненный воздух на рабочем месте, высокий уровень шума и атмосферного давления.

12. Довольно часто в одной профессии встречается сразу несколько факторов, по которым условия труда можно отнести к тяжелым.

Разновидности интеллектуального труда

Кроме условий труда, необходимо также рассмотреть напряженность и тяжесть работы. Многие сферы деятельности совмещают умственный и физический аспект. Однако в современных профессиональных областях превалирующими являются сенсорные, умственные и эмоциональные нагрузки. Это обусловлено тем, что умственному труду придается особенно большое значение.

Интеллектуальными считаются профессии, которые связаны с обработкой большого количества информации. Осуществление такого рода деятельности требует напряжения памяти, сенсорного аппарата, внимания, эмоций и мышления.

Гигиена труда идентифицирует пять основных видов интеллектуальной деятельности:

  1. Труд операторов. Подразумевается управление оборудованием, технологическими процессами и машинами. Данная сфера предполагает большую ответственность и напряжение нервно-эмоционального характера.
  2. Управленческая работа. В данную группу входят преподаватели и учителя, а также руководители организаций и предприятий. Данная сфера деятельности предусматривает возрастающий объем информации, малое количество времени на ее обработку и личную ответственность за принятые решения. Нагрузка носит нерегулярный характер, и решения зачастую нестандартные. Иногда возможно возникновение конфликтов, для решения которых также требуется определенное эмоциональное напряжение.
  3. Творчество. К таким профессиям, как правило, относят писателей, артистов, композиторов, художников, конструкторов, архитекторов и других. Данная деятельность предполагает создание нестандартных алгоритмов с опорой на многолетнюю подготовку и квалификацию. В данных сферах необходимо обладать инициативностью, хорошей памятью, умением сосредоточиться. Все это становится причиной повышенного нервного напряжения.
  4. Медицинские работники. Типичными для всех работников данной сферы считаются следующие черты: недостаток информации, близкий контакт с больными людьми, высокая степень ответственности перед пациентами.
  5. Учебная сфера. Студентам и учащимся требуется постоянно напрягать внимание, память, восприятие, быть устойчивыми к стрессовым ситуациям при сдаче экзаменов, зачетов или контрольных работ.

Напряжение нервно-эмоционального характера характеризуется в зависимости от загрузки и плотности рабочего графика, количества выполненных действий, сложности и объемов информации для усвоения, времени, потраченного на осуществление операции.

Виды условий труда по напряженности рабочего процесса

Выделяется несколько классов, которые показывают степень оценки напряженности труда:

  • Первый класс. Легкая степень напряженности. Критериями данного класса являются: работа в одну смену без ночных выходов на рабочее место, отсутствие необходимости принимать решение в авральном режиме, индивидуальный план труда, реальная продолжительность рабочего дня до 7 часов, исключение риска для жизни, исключение ответственности за других лиц. К данной категории относятся те профессии, которые не претерпевают резких изменений и не требуют концентрации внимания на более чем одном предмете. Сама работа небольшого объема, например, секретарь, табельщица, машинистка и т.д.
  • Второй класс характеризуется как допустимый и имеет оценку напряженности труда средней степени. Данная категория предполагает умеренное нервное напряжение и выполнение задач средней степени сложности. Ответственность несется только за конкретные виды действий, типичных для данной сферы деятельности. Ко второму классу относятся экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты, инженеры, библиотекари и врачи.
  • Третий класс обозначает напряженный труд. Данные сферы деятельности предполагают сильное психическое напряжение, большой объем производственной деятельности, нагрузку на внимание в течение продолжительного времени, умение быстро обрабатывать большое количество информации. К данному виду работ относятся руководители больших организаций и предприятий, ведущие специалисты отделов, например, главные бухгалтера, конструкторы и технологи. Кроме того, сюда входят виды деятельности, которые предусматривают беспрерывный поток информации и моментальную реакцию на нее. Это могут быть диспетчеры в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, дежурные и операторы метро, работники телевидения, телефонистки и телеграфистки, а также врачи скорой помощи, палат интенсивной терапии и т.д. Последняя категория также подразумевает работу в условиях цейтнота, повышенной ответственности за принятые решения при недостатке информации. Продолжительность рабочего дня не нормирована и составляет, как правило, более 12 часов. Высокая степень риска и ответственность за жизни других людей также являются показателями напряженности труда.
  • Четвертый класс включает в себя экстремальные условия труда. Под ними подразумевается наличие факторов, которые могут создать угрозу жизни во время работы или привести к развитию серьезных осложнений для здоровья работника. К таким особо опасным видам деятельности можно отнести горноспасателей, пожарных, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и т.д. Это самый тяжелый и напряженный труд, который не проходит бесследно для состояния человека. Работа в таких условиях допустима только в случае чрезвычайной ситуации. Обязательным условием является использование индивидуальных средств защиты.


© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация