Предоставление нежилых помещений некоммерческим организациям. Может ли организация заключить договор аренды помещения с религиозной организацией зарегистрированной в налоговой инспекции как некоммерческая организация. Как получить помещение общественной о

13.03.2020

НКО или некоммерческие организации - так принято в обществе называть подобный вид деятельности. НКО сложно назвать прямым бизнесом, но зарабатывать на этом фоне точно можно. Если говорить в общем, то сам бизнес держится на энтузиазме посредников, инвесторов и самой группы людей, которыми была создана такая организация.

Сама суть создания НКО лежит в возможности отстаивания своих интересов от юридического лица, заручившись поддержкой конкретной организации для достижения цели. Дополнительно, некоммерческие организации создаются для того, чтобы привлечь внимание «третьей стороны». Ярким примером тому является форд, как одна из форм НКО. Для ее существования берутся деньги третьей стороны. Но, не всегда получается работать исключительно на добровольных началах.

Откуда берутся деньги и как получить прибыль?

С формой стало понятно. Теперь осталось немного разобраться откуда могут взяться доходы с некоммерческих организация. Опять приведем яркие примеры - церковь, религиозная организация, учреждение, товарищество, партия и так далее.

На самом деле форм НКО очень много, они прописаны в законодательстве и каждая копеечка прибыли обязана идти на благо самой организации. Но, все доходы не облагаются налогами. Если в церковь идет бабушка и несет часть своей пенсии на строительство самого храма и помощь, на содержание, то от этой части доходов государство не имеет права брать налоги.

Еще можно привести пример, как созданный фонд во блага запрета на снос исторически важного здания при помощи пожертвований и поддержки со стороны достигает своей цели, но при этом зарабатывает около 45 тыс. $. Вот так без налогов, на одних пожертвованиях.

Такая отрасль может вызывать мнение золотой жилы. Отчасти оно так и есть. Если говорить от правового лица, то НКО требуют постоянного финансирования и существуют несколько разрешенных государством форм:

1. Пожертвования и взносы на добровольных основах;
2. Предпринимательская деятельность;
3. Поступление от учредителей организации;
4. Доход от долевых участников организации.
Также помощь для НКО может в форме отказа платы за эксплуатацию помещения или предоставление в пользование имущества.

Подробнее о финансах.

Созданные некоммерческие организации могут использовать свои средства лишь по общему согласию объединения. При этом, может быть созданы смета доходов и даже иметься самостоятельный баланс.

Смета может отображать финансовый план организации. Такой план разбивается на кварталы и даже на целый год. Именно здесь фиксируется приход и расход средств, а также их движение. При этом поступившие средства должны соответствовать целевым расходам. При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.

В любом случае вложение денег в определенную цель позволит в дальнейшем получить хорошую прибыль всех для всех участников НКО. Но, даже для подобного вида деятельности необходим так называемый бизнес-план для создания.

Документальная часть.

Для создания НКО необходим такой пакет документов:

1. В первую очередь создается заявление от юридического лица. Период рассмотрения составляет 3 месяца;
2. Оплата государственной пошлины - от 50 до 200 $ в зависимости от выбранного вида НКО;
3. Протокол учредительного решения НКО;
4. Устав, учредительская документация;
5. Реквизиты НКО;
6. Документы на право владения помещением, оборудованием (договор аренды, чеки на покупку).
Этап оформления документов может быть затратным и стоит владельцам около 250 $.

Помещение.

Создание некоммерческой организации нуждается в аренде помещения. Для этого часто арендуют квартиру, офис в бизнес-центре или отдельностоящее помещение. Само здание должно быть со всеми коммуникациями для удобства работы самих сотрудников. Это общепринятые коммуникации: свет, газ, вода, отопление.

Для работы, к примеру, фонда достаточно и 40 метров квадратных. А если целью организации будет прием благотворительности для беженцев или бедных семей, то площадь должна быть в разы больше. Поскольку ежедневно туда может приходить большое количество посетителей. Интерьер в помещении может быть скромный, классический, без излишков. Если придется платить за аренду, то это будет стоить около 150-300 $.

Оснащение.

Помещение должно быть предусмотрено для работы. Для этого необходимо купить такое оснащение:

1. Компьютеры - около 700 $;
2. Телефоны - 200 $;
3. МФУ или сканер, принтер, ксерокс - 400 $;
4. Борды - 80 $;
5. Оборудование для презентаций - 130 $.
Также необходимо офисная мебель: столы, стулья, диванчики, шкафы, полки, возможно, сейф, офисные кресла, предметы интерьера. Как было уже оговорено выше, мебель может быть закуплена или передана в дар НКО. Но, все-таки, стоит предусмотреть 2 тыс. $ на этот аспект.

Работники.

Даже НКО требует найма персонал. Обычно в роли выступают работники офиса или администраторы, маркетологи, бухгалтер. Весь персонал может насчитывать 5 человек, а может доходить и до сотни, особенно если ваш фонд действительно большой, то работников необходимо достаточно.

Часть людей может работать и на добровольных началах, но большая половина будет оформлена на работу и иметь определенную сумму заработной плата. Минимально, на что необходимо будет рассчитывать - это 1,5 тыс. $.

Если опять же обратиться к фонду, то о нем должны знать максимальное количество людей. О том, что вы собираете средства должно говориться по телевизору и радио с указанием реквизитов, обозначаться в журналах и газетах, описываться на бордах вашего города. Также обычно помогают с этим волонтеры. Они готовы стоять на добровольных началах и просить у приходящихся обратиться к вашей проблеме. Помимо этого, могут поводиться агитации, встречи, собрания, как вид привлечения к вашей некоммерческой организации. На рекламу стоит подготовить не менее 300 $.

Перечень затрат.

Создание НКО заставляет вложить средства в четыре основных аспекта:

1. Оформление документов - 250 $;
2. Помещение - 150-300 $;
3. Оснащение - 2 тыс. $;
4. Персонал - 1,5 тыс. $;
5. Реклама - 300.

Открытие НКО влечет за собой вложения в размере не менее 4 тыс. $. Расчет велся на примере организации фонда.

Как насчет прибыли?

Возвращаясь опять к созданию фонда, то прибыль может быть действительно большой. Она может представлять собой тысячи долларов ежемесячно, которые могут пойти на строительство или реконструкцию выбранного объекта. К примеру, в среднем один фонд получает порядка 5-8 тыс. $ в месяц. А вот инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, вне зависимости от деятельности и статуса.

Развитие.

Даже эта отрасль может развиваться. Можно создать большой фонд с множеством филиалов по всей стране, главное, чтобы созданная цель или проблема была действительно актуальной. Еще, обращаясь к западной стороне мира, в Европе и США уже несколько лет работают и развиваются НКО, у которых по законодательству существует возможность отдавать лишь 35% собственных доходов на нужды самой организации, а остальная часть может смело иметь название дохода. Возможно, скоро и в нашей стране обратят большее внимание на данный аспект и предложат подобную возможность.

Читайте так же:

Необходимо создать единый открытый реестр помещений для социально ориентированных НКО и создать прозрачный порядок их конкурсного предоставления – к такому выводу пришли участники экспертного совещания, посвященного проблемам доступа социально ориентированных НКО к имущественной господдержке. Решать эти вопросы эксперты предлагают также путем разработки единых критериев работы с некоммерческими организациями и повышения открытости и информативности в диалоге между властью и социально ориентированными организациями.

Эксперт рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог», доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС Оксана Коротеева, открывая мероприятие, отметила, что поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) является одним из долгосрочных приоритетов социальной политики государства. Согласно «майскому указу» президента, необходимо предусмотреть меры, направленные на увеличение поддержки СО НКО.

«Президент РФ поставил серьезную задачу: по итогам послания Федеральному собранию 2015 г. следует обеспечить доступ СО НКО к 10% средств, выделяемых на предоставление социальных услуг. Это должно быть закреплено в соответствующих программах субъектов и муниципальных образований. Однако наши мониторинги, встречи с экспертами и общественниками показывают, что пока еще задачи, связанные с реальной поддержкой НКО, далеки от решения. Между тем, имущественная поддержка – это необходимое условие для того, чтобы некоммерческие организации могли эффективно работать», – отметила эксперт.

Эксперты рассказали, что имущественная помощь должна заключаться в предоставлении определенного перечня находящихся в федеральной собственности нежилых помещений в пользование СО НКО на долгосрочной основе. Сами перечни, а также порядок предоставления помещений и критерии отбора организаций формируют государственные и местные органы власти, и они должны быть размещены в открытом доступе.

Однако, к сожалению, на практике существует серьезная проблема с открытостью данных и информированием НКО о возможных способах поддержки, препятствующая исполнению поручения президента. Представители ОНФ напомнили, что в сентябре 2016 г. провели опрос 52 НКО, и оказалось, что больше трети опрошенных (37%) считают недостаточным информирование НКО о существующих способах господдержки. Финансовую помощь (в виде грантов или субсидий) получают чуть больше половины опрошенных (52%), а вот с помещением власти помогают лишь 15%, при этом аж 35% респондентов сказали, что нуждаются в помещении.

«В регионах существуют закрытые реестры помещений. Это неправильно, в постановлении правительства №1478 об этом написано. Однако оно касается только федеральной собственности. Каждый субъект Федерации должен был откликнуться на это постановление правительства, но больше половины субъектов так на него и не ответили, в том числе Москва», – рассказал президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов.

По его мнению, регионы должны отчитываться о количестве квадратных метров, отданных СО НКО в пользование, не только о тех, которые уже переданы в пользование, но и о тех, которые только еще планируется предоставить под оказание социальных услуг.

Он напомнил собравшимся данные Росстата, согласно которым примерно 9 тыс. СО НКО сегодня имеют помещения в собственности, 19 тыс. получили их в безвозмездное пользование от государства и около 15 тыс. организаций занимают помещения на условиях льготной аренды. «Получается, что из 145 тыс. у 73 тыс. организаций нет своих помещений, многие «прописаны» в квартирах», – резюмировал эксперт.

О практике предоставления помещений регионами рассказал директор НОУ «Первая школа мюзикла» Дмитрий Томилин. В своем выступлении он подчеркнул, что правила предоставления подачи заявок СО НКО, действующие в Москве, зачастую непрозрачны и действуют избирательно, а департамент городского имущества уклоняется от заключения договоров аренды. Найти помещение для НКО самостоятельно крайне затруднительно.

«Непонятно, где публикуется единый перечень помещений. Кроме этого, во всех новостройках должно быть выделено обязательное количество квадратных метров для социальных организаций, работающих с населением. Застройщикам просто не дадут строить, если они не предоставят такую квоту. Однако на практике помещения выделяются редко: департамент имущества получает такие помещения, однако оформляет их в собственность и отдает совершенно под другие цели. Таким образом, помещение уже не попадает в этот перечень, и на него не могут претендовать НКО», – рассказал Дмитрий Томилин.

Этот факт демонстрирует, что у органов власти отсутствует стратегия развития СО НКО, считает эксперт. Должен существовать перечень помещений, которые предполагается отдать на социальные цели, и в случае «ухода» этих помещений должен существовать порядок их возврата и проведения конкурса для СО НКО, нуждающихся в помещениях.

Эксперты также привели примеры из практики работы НКО в Москве, Смоленске, Перми и других регионах. Общими для всех субъектов является отсутствие единого подхода к системной поддержке СО НКО: нет единого реестра помещений для организаций, критериев рассмотрения заявок и в целом принципов работы и поддержки СО НКО.

Член Центральной ревизионной комиссии ОНФ, президент Смоленской региональной общественной организации «Дарите детям добро» Наталья Аксенова рассказала, что в сельской местности существуют возможность использования помещений школ и других госбюджетных помещений: они бы и сами рады помочь организациям, оказывающим важные для населения социальные услуги. Однако законодательство на сегодняшний день запрещает такую практику.

Еще один пример: в Пермском крае некоммерческая организация «Территория семьи» также лишилась помещения. Пермская городская дума на настоящий момент приостановила передачу помещений НКО в безвозмездное пользование до 1 октября 2017 г., что, по мнению экспертов, противоречит не только исполнению президентского поручения, но и законодательству РФ. Критерии для рассмотрения заявок от СО НКО в регионе также не разработаны.

«Если говорить про Москву, то по сравнению с другими регионами она может гордиться своим опытом по имущественной поддержке НКО, потому что на протяжении многих лет существует более 400 НКО, которые работают в клубных помещениях по месту жительства. Предоставляются эти помещения по договору социального заказа. Однако мы обеспокоены тем, что скорее всего в ближайшее время некоммерческим организациям придется самим платить за коммунальные услуги, и в результате НКО, которые работали с населением безвозмездно, придется подумать над тем, чтобы сделать услуги платными либо искать другие источники финансирования», – поделилась председатель правления Московского областного общества «Знание» Инна Березкина.

В целом, если НКО проявляют активность, то они находят возможности работы, однако нужно оказывать им помощь, которая в том числе должна исходить от управ. В городе, по словам эксперта, исчезла диалоговая площадка с клубными НКО, в управы и префектуры пришли молодые специалисты, незнакомые с сутью и методикой работы клубных НКО. Она также предложила обучать специалистов в управах города работе совместно со специалистами НКО, что поможет ликвидировать пробелы в общении между властью и НКО и выстроить конструктивный диалог.

«По данным Министерства экономического развития РФ, в 2016 г. лидеры по объемам площади нежилых помещений, передаваемых СО НКО, – Московская область, Мурманская область и Республика Калмыкия. По данным на сентябрь 2016 г., конкурсное распределение помещений среди НКО практикуется только в восьми регионах. Совместными усилиями нам нужно разработать комплекс предложений по решению проблем, с которыми сталкиваются СО НКО, и начать с того, чтобы создать единый реестр помещений для таких организаций. Только открытость и прозрачность всех процедур помогут НКО выполнять важные социальные функции, с целью выполнения которых они и создавались», – резюмировала Оксана Коротеева.

В мероприятии, организованном Народным фронтом, приняли участие активисты ОНФ и общественники из 57 регионов, представители общественных организаций и органов исполнительной власти.

31.01.2017

На государственном уровне имущественная поддержка НКО в виде предоставления им нежилых помещений давно существует в виде федеральных законов и постановлений правительства

Например: (статья 31.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», постановление правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»). Однако в реальной жизни все обстоит не так просто.

Предполагается, что региональные и местные администрации могут предоставлять НКО помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Формы такой поддержки несколько:

Передача зданий, помещений в безвозмездное пользование некоммерческим организациям;
Передача зданий, помещений в краткосрочную (до одного года) или долгосрочную аренду по льготным ставкам арендной платы;
Предоставление НКО безвозмездно или на льготных условиях помещений для проведения отдельных мероприятий;
Предоставление некоммерческим организациям возможностей для работы на базе государственных и муниципальных учреждений соответствующего профиля;
Создание специализированных государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих некоммерческим организациям безвозмездно или на льготных условиях помещения для проведения отдельных мероприятий или для регулярного ведения деятельности.

Для передачи во временное пользование некоммерческим организациям может быть также использовано недвижимое имущество и некоторых других категорий - по направлениям деятельности соответствующих НКО, например, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), объекты спорта.

Однако сложившаяся практика показывает, что вопрос об эффективности подобного использования государственного и муниципального имущества, равно как и об ее независимой оценке почти нигде не ставился. Не проработана и нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы равный доступ некоммерческих организаций к такой форме поддержки, как передача им помещений во временное пользование на льготных условиях.

На региональном и тем более местном уровнях практически не урегулированы вопросы предоставления помещений во временное пользование НКО на льготных условиях, нет подробного описания административных процедур, требований к порядку их выполнения.

Но попытаться получить помещение для своей деятельности на льготных условиях СО НКО все же могут.

Вам надо найти перечень государственного и муниципального имущества, который, согласно пункту 7, статьи 31.1 все того же ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», обязательно должен быть опубликован в СМИ и находиться на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций.


В этом перечне или реестре есть информация о зданиях и помещениях (как правило, приведён их перечень с указанием адреса, площади и иной информации), которые предлагаются в аренду. Но учтите, что этот перечень или реестр является общим для всех, и там нет никаких ссылок на то, что эти помещения предоставляются именно НКО. Например, московский перечень можно найти

После того, вам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или в местную администрацию и предоставить полный пакет документов, в том числе подтверждающих социальную ориентированность НКО. К ним вы можете приложить и запрос о предоставлении преференции. Если его не удовлетворят, вы все равно ничего не теряете. Зато в случае положительного решения, НКО получит серьезную дополнительную поддержку, например, льготную арендную плату за пользование зданием или помещением.

Должностные лица могут заявить, что выбранное вами помещение может быть передано НКО только после проведения конкурса или аукциона, ссылаясь на статью 17.1 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но конкурс не проводится, если речь идет о социально ориентированной НКО. В той же статье, в конце пункта 1 сказано: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», и далее перечисляются такие исключения, а подпункт 4 относит к таким исключениям и социально ориентированные НКО. Соответственно, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования государственным или муниципальным имуществом (в том числе зданий и помещений), с НКО на основании и при соблюдении условий п.4 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» осуществляется без проведения торгов.

Помните, что переданное вам имущество, в том числе и помещения, можно использовать только по целевому назначению. Запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. В противном случае выдавшие вам помещение органы власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и/или пользования имуществом.

Какие документы нужно предоставить социально ориентированной некоммерческой организации для получения нежилого помещения в аренду на льготных условиях?

Предоставление государством социально ориентированным некоммерческим организациям нежилых помещений в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций". Перечень документов и порядок их предоставления указаны в п. 11 -п.14 указанного Постановления, а именно:

"11. Заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду содержит:

а) сведения, соответствующие требованиям подпунктов "а" - "п" пункта 10 настоящих Правил (в случае, если организация осуществляет виды деятельности менее 5 лет до дня подачи заявления, такая организация должна предоставить сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "з", "к", "л" и "н" пункта 10 настоящих Правил, за период фактического осуществления деятельности);

б) обоснование потребности организации в предоставлении нежилого помещения в аренду на льготных условиях;

в) согласие на заключение договора аренды нежилого помещения, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

г) перечень прилагаемых документов.

12. К заявлениям прилагаются:

а) копии учредительных документов организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявлений - также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлениях, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

13. Организация вправе по собственной инициативе приложить к заявлениям:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до дня размещения извещения на официальном сайте, или нотариально удостоверенную копию такой выписки;

б) копии документов, представленных организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за последние 5 лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности организации за последние 5 лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

14. Документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган в электронном виде."

Полный текст Постановления можете найти по ссылке http://www.rg.ru/2013/01/11/nko-soc-dok.html



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация