Что такое организаторские способности руководителя. Организаторские способности современного руководителя (2). Возможно, вам будет интересно узнать
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства. В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности.
В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
- 1. Организационная проницательность, включающая: а)психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого: б)практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач; в)психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
- 2. Эмоционально-волевая результативность- умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов: а)энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели; б)требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным; в)способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
- 3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:1)широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;2)чувством понимания ситуации:3)творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:4)нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;5)готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;6)стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;7)эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;8)ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;9)способностью работать в коллективе и с коллективом;10)умением предвидеть результат;11)внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;12)способностью и умением рисковать;13)способностью действовать самостоятельно;14)ответственностью за деятельность и за принятые решения;14)способностью увидеть, выделить существенное;15)искусством выполнять планы.
Каждый руководитель должен обладать организатор-скими качествами и организаторским талантом, уметь на-лаживать совместную работу с большим количеством лю-дей в рамках организации. Он должен обладать как опре-деленными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В основе психологической структуры личности руко-водителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включаю-щая:
¨ психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчинен-ных, способность поставить себя на место другого:
¨ практическую направленность интеллекта, т.е. прагма-тическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
¨ психологический такт - способность соблюдения чув-ства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - уме-ние влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих фак-торов:
¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими жела-ниями, заряжать их устремленностью, верой и опти-мизмом в продвижении к цели;
¨ требовательность, способность добиватьсярешения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от наме-ченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организаци-онной деятельности, удовлетворенность и работоспособ-ность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессиона-лизмом, новаторством, творческим подходом к работе;
¨ чувством понимания ситуации:
¨ творческим отношением к работе, упорством, уверен-ностью в себе и преданностью делу:
¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим измене-ниям;
¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
¨ ситуационным лидерством и энергией личности в кор-поративных структурах;
¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;
¨ умением предвидеть результат;
¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорга-низации;
¨ способностью и умением рисковать;
¨ способностью действовать самостоятельно;
¨ ответственностью за деятельность и за принятые реше-ния;
¨ способностью увидеть, выделить существенное;
¨ искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не долж-ны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos , что в переводе озна-чает «привычка, обычай, правило поведения». Этика име-ет дело с принципами, определяющими правильное и не-правильное поведение. Этика подразделяется на теорети-ческую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нрав-ственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спек-тре вариантов его поведения, включает средства, исполь-зуемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы при-менительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим:
¨ результативность деятельности организации, достиже-ние наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
¨ конкуренция должна осуществляться по честным пра-вилам, т.е. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;
¨ распределение созданного совокупного дохода, полу-ченных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
¨ использование разнообразных форм участия работни-ков в управлении в целях реализации стратегии корпо-рации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.
В настоящее время выделяют следующие образцы на-выков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
¨ умение при управлении учитывать поведение подчи-ненных;
¨ способность устанавливать и контролировать дисцип-лину;
¨ стремление гибко использовать различные стили руко-водства, приспосабливая их к переменам;
¨ осознание выполняемой им роли и эффективное ис-пользование своего положения;
¨ развитие и поддержание хороших отношений с окру-жающими;
¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
¨ регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
¨ стимулирование деятельности подчиненных, поощре-ние наилучших примеров в работе;
¨ системный подход к анализу работы;
¨ квалифицированное делегирование полномочий;
¨ избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
¨ создание эффективной обратной связи;
¨ защита персонала организации от внешних угроз;
¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
¨ установление системы оценки работы и критериев ус-пеха.
Для повышения эффективности организаторской дея-тельности руководителю необходимы:
¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
¨ соблюдение принципа единоначалия;
¨ делегирование полномочий;
¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
¨ разделение и специализация труда;
¨ подготовка резерва управленческих кадров;
¨ распределение работ с индивидуальным учетом инте-ресов, способностей, компетентности, совместимости людей;
¨ обучение, повышение квалификации кадров и их пере-подготовка;
¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационныхпотоков,компьютеризациябазы управленческих данных;
¨ разработка, внедрение и использование научно обос-нованных нормативов трудоемкости выполнения ра-бот;
¨ широкое применение коллегиальной формы при при-нятии управленческих решений;
¨ поощрение инициативы работников;
¨ соблюдение строгойтрудовойипроизводственной дисциплины на основе соглашения между организаци-ей и ее работниками;
¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;
¨ индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива;
¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:
Справедливое материальное вознаграждение по ре-зультатам труда - зарплата, премии за высокие результаты и т.п.;
Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
Обеспечение нормальных условий и организации труда;
Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чест-вование:
Признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к под-чиненным:
Возможность личностного роста, продвижения в карьере:
Требовательность к дисциплине и качеству труда;
Обоснованность, справедливость наказания;
Конструктивность в разрешении конфликтных про-блем;
Предоставление работы сотрудникам с учетом их ин-тересов и склонностей;
Создание атмосферы конкуренции, соревнования.
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации:
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает «привычка, обычай, правило поведения». Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим:
результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т.е. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;
распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
техника должна служить человеку, а не человек технике.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы:
гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
соблюдение принципа единоначалия;
делегирование полномочий;
четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
разделение и специализация труда;
подготовка резерва управленческих кадров;
распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
разработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
поощрение инициативы работников;
соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организацией и ее работниками;
создание благоприятного психологического климата в коллективе;
индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива;
эффективное и гибкое стимулирование работников:
Справедливое материальное вознаграждение по результатам труда - зарплата, премии за высокие результаты и т.п.;
Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
Обеспечение нормальных условий и организации труда;
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа.
Организаторские способности современного руководителя
Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации;
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
Для того чтобы поставленные цели были достигнуты, и в коллективе царили взаимоотношения, взаимопонимание руководитель должен обладать организаторскими способностями, которые делятся на три типа:
Первый тип это организационная проницательность, включающая:
Психологическую избирательность - руководитель должен обладать качествами заботы, внимания, уметь настроить взаимопонимание с сотрудниками, синхронизировать эмоциональное состояние, ставить себя на место другого;
Практическую направленность интеллекта, т.е. руководитель должен ориентироваться на психологическое состояние коллектива, и решать практические задачи; психологический такт - умение психологически и прагматично ориентироваться;
Второй тип эмоционально-волевая результативность - руководитель должен воздействовать на других, с помощью воли и эмоций. На это воздействуют следующие факторы: достижение поставленных целей, активность, упорство, требовательность, субъективная оценка деятельности, грамотная постановка целей. При формировании и управлении организацией каждый руководитель должен уметь при управлении учитывать поведение подчиненных, контролировать установленную им дисциплину, эффективно использовать стили руководства, приспосабливаться к переменам, поддерживать отношения с окружающими, стимулировать подчиненных, создание эффективной обратной связи, отдача четких распоряжений, повышать результативность работников, добиваться успеха. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Изд-во Знание, 2004 - С. 173
Эффективное руководство направляет свою деятельность на коллективную работу, решая задачи, выдвигая идеи и планируя деятельность сообща. Работая в коллективе, организация открывает новые возможности, и быстрее приходит к ожидаемым и планируемым результатам. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - М.: Идз-во Казань, 2004 - С. 543
Руководитель воздействует на коллектив, но начинает он это с подбора и расстановки кадров, которые раскрывают личностные способности работников, и обеспечивают эффективность труда в коллективе. Для того чтобы решить эти задачи руководитель должен приложить все усилия, он должен индивидуальные, психологические особенности людей при организации совместной работы. Он должен учитывать и характеризовать умения, навыки и способности сотрудников. Насколько руководитель сотрудничает с коллективом, прислушивается к мнению коллектива, опирается на его опыт и знания настолько и будет зависеть успех организации. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Изд-во Знание, 2004 - С. 173 Исполнительная организационная система выступает результатом организаторской работы. Г.П. Щедровицкий рассматривал организацию в двух ракурсах: организация - это искусственное образование, так как руководитель смотрит на организацию как на свое творение, использует для достижения целей; как естественно живущее - после того как созданная организация завершается, организатор ее покидает, передает все дела управляющему, организация начинает жить собственной жизнью.
Из выше изложенного следует сделать вывод: организаторская деятельность объединяет все другие виды деятельности, она очень сложна, требует большого количества труда и работы. Значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80 %). Предмет организаторской деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. - Спб.: Изд-во С. - Петербург, 2006 - С. 91