Об утверждении положения о правовой инспекции труда профсоюза. В правовую инспекцию труда профсоюза Технический инспектор труда оформление пенсии

16.03.2021

Ст. 370 ТК РФ предусматривает право профсоюзов создавать технические инспекции труда профсоюзов. Задача ТИТП - осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. ТИТП общероссийских профсоюзов и их объединений наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. ТИТП межрегиональных и региональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов действуют на основании положений, принимаемых этими объединениями в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок. При этом полномочия профсоюзных инспекторов включают не только проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и проверку соблюдения законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий колдоговора, соглашения. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных колдоговорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участвовать в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. При осуществлении своих полномочий ТИТП взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Приложение

к постановлению ЦК Профсоюза

ПОЛОЖЕНИЕ

о технической инспекции труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

I. Общие положения

1.1. Техническая инспекция труда Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — техническая инспекция труда Профсоюза) является уполномоченным органом Профсоюза, создаваемым для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением условий коллективных договоров, соглашений в организациях, в которых работают и (или) обучаются члены Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — члены Профсоюза).

1.2. Техническая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, а также Уставом Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее - Устав Профсоюза) и действует на основании настоящего Положения.

Основные принципы действия технической инспекции труда Профсоюза — законность, объективность и независимость в своих оценках состояния условий, охраны труда при обеспечении защиты прав членов Профсоюза на охрану труда.

1.3. Техническая инспекция труда Профсоюза осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателем законодательства об охране труда в тесном контакте с внештатными техническими инспекторами труда Профсоюза, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профкомов.

1.4. Техническая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, судебными и правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами местного самоуправления, а также с работодателями (объединениями работодателей).

II. Задачи технической инспекции труда Профсоюза

2. Основными задачами технической инспекции труда Профсоюза являются:

2.1. Защита прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья.

2.2. Осуществление профсоюзного контроля за работодателем по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

2.3. Отстаивание прав и социальных гарантий на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений, других локальных нормативных актов.

2.4. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения норм законодательства об охране труда.

2.5. Оказание членам профсоюза информационной и методической помощи по вопросам реализации и защите их прав на охрану труда.

III. Основные полномочия технической инспекции труда Профсоюза

3.1. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза имеют следующие полномочия:

3.1.1. обеспечивать защиту прав членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и иных должностных лиц, нарушающих права и интересы членов Профсоюза;

3.1.2. осуществлять профсоюзный контроль по соблюдению работодателями и их представителями правил и норм охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда и требования безопасности, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений в организациях, в которых работают члены Профсоюза;

3.1.3. принимать участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;

3.1.4. взаимодействовать с органами прокуратуры, другими органами государственного надзора и контроля при проведении совместных проверок, а также другим вопросам в рамках соответствующих соглашений;

3.1.5. принимать участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, анализировать обстоятельства и причины несчастных случаев на производстве, полноту и своевременность проведения расследований несчастных случаев, принимать меры по устранению нарушений порядка и сроков расследования, восстановлению нарушенных трудовых и социальных прав членов Профсоюза;

3.1.6. информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.7. анализировать деятельность и обобщать опыт работы первичных организаций Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных по охране труда профкомов по организации и проведению контроля за состоянием охраны труда в учреждениях (организациях), предупреждению несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний;

3.1.8. вносить на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения норм законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работников, совершенствования системы профсоюзного контроля;

3.1.9. расследовать с участием профсоюзного актива и представителей работодателя случаи отказов работников от выполнения работ при возникновении угрозы для их жизни и здоровью;

3.1.10. контролировать выполнение работодателями и их представителями выполнение санитарных норм и правил, соответствие условий труда требованиям охраны труда, обеспеченность работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

3.1.11. разрабатывать рекомендации, методические пособия, консультировать по вопросам применения законодательства по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.12. организовывать и участвовать в обучении и повышении квалификации профсоюзного актива, в том числе через аккредитованные организации, по вопросам охраны труда;

3.1.13. участвовать в работе по распространению знаний по охране труда и соблюдения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

3.1.14. оказывать методическую и практическую помощь руководителям профсоюзных организаций, уполномоченным по охране труда профкомов, внештатным техническим инспекто¬рам труда Профсоюза, представителям Профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, по проведению обследований учреждений (организаций) по вопросам условий и охраны труда, разработке мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;

3.1.15. рассматривать заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза и профсоюзных организаций по вопросам охраны труда, принимать необходимые меры по устранению нарушений правил и норм охраны труда.

3.2. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза на основании проведенных обследований, проверок и других материалов в работе по защите прав членов Профсоюза на охрану труда составляет Отчет о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда за отчетный период по форме 19-ТИ и пояснительную записку к нему, которые в срок до 15 февраля следующим за отчетным года направляет в аппарат ЦК Профсоюза.

IV. Права и обязанности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза

Права

4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены Профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.

4.2. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3. Получать информацию от руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий, охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве.

4.4. Запрашивать у работодателей (их представителей) и получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

4.5. Участвовать в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств производства и транспортных средств.

4.6. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

4.7. Взаимодействовать со средствами массовой информации для оповещения членов Профсоюза, работников о работе технической инспекции труда Профсоюза по защите прав на охрану труда, направленной на повышение мотивации профсоюзного членства.

4.8. Участвовать в совещаниях, семинарах по охране труда, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Обязанности

4.9. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

4.10. Добросовестно осуществлять свои полномочия, содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, быть объективными, укреплять авторитет Профсоюза.

4.11. Считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

4.12. Вести учет своей деятельности и отчитываться перед организацией Профсоюза, в которой он принят на работу;

4.13. Оформлять результаты своей деятельности и деятельности межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:

19-ТИ — Отчет о работе межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда (приложение 1).

К отчету о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда в обязательном порядке прилагается пояснительная записка;

1-ТИ — представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда (приложение 2);

2-ТИ — требование о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда (приложение 3);

3-ТИ — требование о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).

4.14. Оказывать помощь членам Профсоюза в составлении исковых заявлений в судебные органы по защите прав и интересов на здоровые и безопасные условия труда, при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представлять их интересы в судебных инстанциях.

4.15. При осуществлении общественного контроля по соблюдению законодательства об охране труда в учреждениях (организациях) иметь при себе и предъявлять работодателю (его представителю) удостоверение технического (главного технического) инспектора труда Профсоюза.

4.16. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза, виновный в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несет ответственность в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.

V. Формирование и организационное обеспечение деятельности технический инспекции труда Профсоюза

5.1. Общее руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза осуществляет Центральный комитет Профсоюза, текущее руководство осуществляет Председатель Профсоюза в пределах своих полномочий.

5.2. Руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующими выборными органами региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.

5.3. Техническая инспекция труда Профсоюза состоит из технической инспекции труда Профсоюза, возглавляемой главным техническим инспектором труда Профсоюза, заведующим отделом охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза и технических инспекций труда Профсоюза соответствующих выборных руководящих органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

5.4. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов организаций Профсоюза.

5.5. Технический (главный технический) инспектор труда организации Профсоюза непосредственно подчиняется председателю организации Профсоюза, выполняет решения, принятые органами Профсоюза, органами организации Профсоюза и главным техническим инспектором труда Профсоюза в пределах своей компетенции.

5.6. На должность главного технического инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее техническое образование.

5.7. Главный технический (технический) инспектор труда Профсоюза выполняет функции по:

Непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, информированию о ее деятельности;

Координации работы технических инспекторов труда Профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

Внесению предложений по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора), по принятию мер по устранению выявленных нарушений прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций;

Осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых техническими инспекторами труда Профсоюза решений;

Организации и участию в проверках, осуществляемых по предложениям руководящих органов Профсоюза в части контроля за деятельностью региональных (межрегиональных), территориальных организаций Профсоюза по охране труда;

Представлению в ЦК Профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности технической инспекции труда Профсоюза и внесению предложений по совершенствованию ее деятельности;

Подготовке предложений о проведении не реже, чем один раз в 3 года обучения, организуемого в соответствии с планом работы ЦК Профсоюза;

Изучению и анализу статистических данных региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по различным направлениям деятельности по охране труда;

Обобщению практики работы технических инспекторов труда Профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

Разработке планов работы технической инспекции труда с учетом предложений Постоянной Комиссии ЦК Профсоюза по охране труда.

5.8 Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается от должности председателем региональной (межрегиональной) организации Профсоюза. Главный технический инспектор труда Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности Председателем Профсоюза.

5.9. Председатель региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в обязательном порядке в недельный срок уведомляет ЦК Профсоюза и главного технического инспектора труда Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза.

5.10. ЦК Профсоюза, межрегиональные (региональные) организации Профсоюза самостоятельно определяют штатную численность технических инспекторов труда Профсоюза.

5.11. Жалобы на принятые решения технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза рассматриваются соответствующими выборным единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза, а при необходимости вышестоящим выборным коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза в порядке, установленном в организации Профсоюза.

5.12. Разногласия по решениям, принятым главным техническим инспектором труда Профсоюза, рассматриваются Председателем Профсоюза.

Приложение №1 к Положению

Форма 1-ТИ

Техническая инспекция труда

(Москва,119119, Ленинский проспект,42, тел.:938-81-64; 938-79-77)

Представление №____от___________200_ года

об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда, окружающей среды и

обязательном социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Кому ______

фамилия, имя, отчество

Копия: Председателю профсоюзного комитета организации

______________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда Профсоюза в срок до_____________200_ г. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза по__________________________ _______________ республика, край, область, город подпись ______________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, служебный телефон Представление получил_________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, должность ___________________ _____________________ подпись дата, время

Приложение №2 к Положению

о технической инспекции труда Профсоюза

Форма 2-ТИ

Техническая инспекция труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

(Москва,119119, Ленинский проспект, 42, тел.: 938-81-64; 938-79-77)

Требование №___от____________200_г.

о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении норм

законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательном

социальном страховании от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

Кому_________________________________________________________ ______________________________________________________________

должность, фамилия, имя, отчество руководителя органа государственного надзора и контроля

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Обращаюсь с требованием о привлечении к________________________________________________________________________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

Ответственности

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

за_____________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний)

О принятом решении прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда в срок до______________________________

(число, месяц. год)

Приложение: Представление от «__»_____________20___г. №________ Технический (главный технический) инспектор труда_________________________________________

Подпись

________________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Приложение №3 к Положению

о технической инспекции труда Профсоюза

Форма 3-ТИ

Техническая инспекция труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

(Москва, 119119, Ленинский проспект, 42, тел.:938-81-64; 938-79-77)

ТРЕБОВАНИЕ №_____от________________200__г.

о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников

Кому____________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

_____________________________________________________________ _____________________________________________________________

должность, название организации

Копия: Председателю профсоюзного комитета организации_____________________________________________________

фамилия, имя, отчество

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации. Требую приостановить________________________________________________________________________________

(наименование работ, производственного оборудования, машин,

____________________________________________________________________________________________________

механизмов или производственных участков, рабочих мест и т.д.)

_____________________________________________________________________________________________________

(изложение нарушений нормативных требований по охране труда,

______________________________________________________________________________________________________

Создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников,

_______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

об охране труда)

Технический (главный технический) инспектор труда по _____________________ ____________ ___________________ подпись фамилия, и.о. Требование получил «___»_______200__г. в «___» часов, «___» минут ______________________________________________________________ подпись фамилия, имя, отчество

Должность

Как Вы заметили, чтобы попасть на сайт инспекции труда в Вашем регионе достаточно ввести в адресной строке браузера следующее:git(номер Вашего региона).rostrud.ru Полномочия государственного инспектора труда ДДля того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь! Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда. Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае. Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).

Исходя из этого вы выбираете адресата для письменного обращения: председатель областного комитета вашего профсоюза или председатель территориального объединения профсоюзов. Они, в свою очередь, поручат дело своим правовым инспекторам. Письменное обращение можно принести лично или направить по почте.

Внимание

Сроков ответа на обращения для профсоюзов не предусмотрено, поэтому, если иное не установлено профсоюзными документами, ваше обращение должны рассмотреть в разумный срок. По общему правилу, разумным сроком является месяц. У правового инспектора профсоюза есть существенные полномочия. Во-первых, он может беспрепятственно посещать любого работодателя, у которого работают члены профсоюза, для контроля за соблюдением законодательства – то есть работодатель обязан пропустить инспектора в организацию.


Во-вторых, работодатель обязан предоставить инспектору соответствующие документы.

15.права профсоюзных инспекторов труда.

В-третьих, инспектор вправе направлять работодателю представление об устранении нарушений, а работодатель обязан в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения требования и принятых мерах. Работнику также следует знать один нюанс при обращении в профсоюз. Инспектор проводит проверку в двух случаях: при обращении члена профсоюза (проблемная проверка) и согласно плану проверок (плановая проверка), который принимается, как правило, раз в полгода.
Следовательно, если работнику необходимо оперативно решить проблему, то, по всей видимости, придется «заказывать» проблемную проверку. Если же дело не такое срочное, можно использовать другой вариант: обратитесь к председателю областного комитета профсоюза, в котором вы состоите, с просьбой включить вашего работодателя в план проверок, объяснив суть проблемы.

Права профсоюзных инспекторов труда

Сайт: http://www.rostrud.ru На этом же сайте в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ:http://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/ Все инспекции по труду на уровне субъектов РФ имеют собственные сайты. Например: Государственная инспекция труда в г. Москве – http://git77.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Чувашской Республике – http://git21.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Самарской области – http://git63.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Кировской области – http://git43.rostrud.ru/и т. п.

Полномочия трудовой инспекции

Важно

Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Права профсоюзных инспекторов труда Важно Согласно этому плану правовой инспектор придет к ничего не подозревающему работодателю как бы с рядовой плановой проверкой и, изучая документы, как бы случайно обнаружит нарушение именно вашего права.


Таким образом, вы останетесь «ни при чем», но вашей проблемой начнут заниматься. Следует помнить, что работодатель не обязан выполнять требование, указанное в представлении, что является минусом для работника.

В правовую инспекцию труда профсоюза ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» работник может направить обращение в государственную инспекцию труда в форме электронного документа.Для направления обращений в форме электронного документа следует использовать соответствующий раздел интернет-сайта инспекции, например, - http://git77.rostrud.ru/room/ (обращение в инспекцию по г. Москве) . Функции ГИТ: контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства путем проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях – т.е.
ТК РФ, — приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы 2)работник вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в частности, от работы с вредными и (или) опасными условиями труда, если их выполнение не предусмотрено трудовым договором. 3) Работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей и выхода на работу в связи с невыплатой заработной платы, в том числе частичной. 4) Работник вправе отказаться от выполнения незаконных распоряжений работодателя. 5) Работник вправе отказаться от дачи объяснений при привлечении к дисциплинарной ответственности, а также от дачи свидетельских показаний по трудовым делам против своих близких. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ работник может отказаться от дачи свидетельских показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Имеют ли право профсоюзные органы обращаться в трудовую инспекцию

  • Главная
  • Трудовой консультант
  • В правовую инспекцию труда профсоюза


Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда. Если в региональном отделении вашего профсоюза есть свой штатный правовой инспектор, то вами будет заниматься именно он. Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, · работодатель может согласиться с ним · либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. 4)При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя Согласно статье 373 ТК России 1)При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 ТК с работником, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. 2)Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов.

  • Название органа, в который направляется жалоба;
  • Сведения об авторе жалобы: ФИО, адрес, контактный телефон;
  • Полное наименование организации работодателя, где произошли нарушения;
  • Адрес организации, ФИО руководителя и по возможности ИНН;
  • Суть обращения: подробное описание нарушений с указанием доказательств, подтверждающих слова заявителя;
  • Информация о рассмотрении спорного вопроса внутри организации;
  • Если жалоба подаётся в правоохранительные органы желательно указать признаки какого правонарушения или преступления имеются в действиях нанимателя;
  • Дату написания обращения;
  • Подпись.

Скачать образец жалобы на работодателя К жалобе прикладываются документы, свидетельствующие о наличии нарушений трудового законодательства.
Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

  • Главная
  • Трудовой консультант
  • В правовую инспекцию труда профсоюза

Профессиональные союзы имеют право следить за тем, как работодатель соблюдает трудовое законодательство и коллективные договоры и соглашения. Для этого профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ТК ст. 370). Если профсоюз достаточно крупный, у его регионального отделения есть своя правовая инспекция, если нет, то она есть в территориальном объединении профсоюзов.
Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда.

Должен ли работодатель впускать на территорию организации профсоюзного инспектора, если он не предъявил специальное удостоверение Какие санкции может применить профсоюзный инспектор к работодателю за несоблюдение норм охраны труда Распространяются ли на уполномоченного по охране труда гарантии от увольнения, если он избран с нарушением установленной процедуры

Иванова Анна Андреевна, руководитель практики трудового права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»


Леонова Анна Александровна, стажер адвоката АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Обеспечить безопасные условия работы на предприятии – обязанность работодателя. Для этого в компаниях создаются специальные отделы, которые занимаются охраной труда. При этом профессиональные союзы также довольно активно участвуют в обеспечении безопасных условий работы. Например, они могут избирать своих инспекторов по охране труда и наделять их достаточно широкими полномочиями. Такие лица, в частности, могут направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений, а в отдельных случаях даже требовать приостановки производства из-за несоблюдения правовых норм. Члены первичной профсоюзной организации также могут следить за безопасностью на работе. Для этого им нужно получить статус уполномоченного по охране труда. Такой статус дает им довольно важное преимущество – работодатель не вправе их увольнять без согласия профсоюза. Однако, к сожалению, на практике работники часто злоупотребляют данной гарантией и являются уполномоченными лишь формально. Чтобы пресечь недобросовестные действия со стороны профсоюзов, работодателю следует знать правила, которые представители профсоюзной организации, должны соблюдать.

Работодатель вправе запретить проход на свою территорию профсоюзного инспектора при отсутствии соответствующих документов

Профсоюзный инспектор и уполномоченный по охране труда обладают схожими полномочиями при осуществлении контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и охраны труда (). Однако, с точки зрения объема предоставляемых им гарантий, их статусы различаются. Прежде всего, следует понимать, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) профсоюзные инспекторы являются членами создаваемой в профсоюзе инспекции труда. Данные инспекции создаются в целях профсоюзного контроля. Деятельность профсоюзных инспекторов по охране труда регулируется Трудовым кодексом РФ , а также внутренними документами профсоюза. Требования к профсоюзным инспекторам труда закреплены в специальных положениях профсоюза и предусматривают: выборность инспектора, стаж его работы, наличие специальных навыков и знаний, наличие специального удостоверения, требования к предоставлению отчетности и т. д. При этом необходимо помнить, что правом на создание таких инспекций наделены, во-первых, общероссийские профсоюзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Действующие на территории субъекта РФ профсоюзные инспекторы могут посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюза. Работодатель не может отказать таким инспекторам в проходе на территорию организации для выполнения своих обязанностей. Однако нужно учитывать одно важное условие – порядок посещения организации должен быть установлен документами профсоюза. Поэтому работодатель вправе запросить документы, регламентирующие деятельность инспекции труда и порядок посещения организации. В случае отсутствия таких документов, профсоюзному инспектору в посещении организации может быть отказано.

Судебная практика.

Председатель первичной профсоюзной организации обратился к работодателю с заявлением о предоставлении возможности посещения рабочего места члена профсоюза, для проверки соблюдения работодателем требований трудового законодательства в части обеспечения работника безопасными условиями труда. В удовлетворении данной просьбы ему было отказано. Прокуратура не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Суд согласился с позицией работодателя и прокурора, указав следующее. Председатель первичной профсоюзной организации не доказал, что является лицом, имеющим право на осуществление контроля за состоянием охраны труда и посещение рабочего места члена профсоюза. Им не было предъявлено соответствующих документов, подтверждающих его полномочия. Таким образом, в удовлетворении исковых требований было отказано (определение Свердловского областного суда от 02.02.2012 по делу № 33-1313/2012).

Следует отметить, что профсоюзный инспектор, как и государственная инспекция труда, имеет право посещать территорию работодателя либо в рамках плановой проверки, либо инициированной по заявлению работника. Как правило, работодатель должен быть извещен о проведении проверки заранее или накануне ее проведения. Также следует иметь в виду, что если в организации нет членов соответствующего профсоюза, работодатель вправе не допустить на ее территорию профсоюзных инспекторов.

Профсоюзные инспекторы вправе проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Однако порядок проведения такой экспертизы законодателем не предусмотрен. В связи с этим можно сделать вывод о том, что результаты такой экспертизы будут иметь для работодателя рекомендательный характер. При этом стоит отметить, что невыполнение рекомендаций экспертизы не освобождает работодателя от ответственности за несоблюдение обязательных требований по созданию безопасных условий труда.

Профсоюзный инспектор не может привлечь работодателя к ответственности за неисполнение выданного предписания

Одним из основных полномочий инспекторов является защита прав членов профсоюза по вопросам возмещения причиненного на производстве вреда. Закона о профсоюзах предусмотрено право профсоюзов представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников. Следует обратить внимание на то, что профсоюзы могут представлять интересы своих членов, а также других сотрудников, но только в случае, если профсоюз объединяет большинство работников или какой-либо сотрудник наделил профсоюз правом представлять его интересы. Одним из полномочий инспекторов является предъявление требований о приостановке работ. Нужно отметить, что приостановление деятельности предусмотрено КоАП РФ, однако подобное решение может быть принято только судом (). Поэтому такое требование профсоюзного инспектора по охране труда имеет, скорее, рекомендательный характер. В случае, если работники считают, что условия труда угрожают их жизни и здоровью, то согласно ст.ст. и ТК РФ они могут прибегнуть к самозащите своих прав, отказавшись от выполнения работы и известив об этом в письменной форме своего работодателя.

Профсоюзные инспекторы могут направить представления об устранении нарушений. Однако следует иметь в виду, что профсоюзный инспектор не может привлечь компанию к административной ответственности и требовать выполнения предписания в установленный срок. В этой связи предписания профсоюза носят ознакомительный характер. Обязанность исполнения предписаний сохранена только за государственным инспектором труда (ГИТ). Однако нельзя забывать, что обязательность предписаний профсоюза может быть установлена коллективным договором. В такой ситуации профсоюзный инспектор может требовать исполнения его предписаний, тогда отказ работодателя от их исполнения может быть расценен как нарушение условий коллективного договора. Если же такое условие в договоре не закреплено, то данные предписания для работодателя – не более чем рекомендация. Но в любом случае работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). При этом фактически работодатель должен сообщить лишь информацию о том, было ли рассмотрено требование профсоюзного инспектора об устранении нарушений, а также о том, какие меры приняты. Никаких реальных рычагов привлечения работодателя к ответственности профсоюзным инспектором в законодательстве не предусмотрено.

Следует помнить также о том, что профсоюзный инспектор может обратиться в трудовую инспекцию или суд с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. Однако такое право не является исключительным: любой работник вне зависимости от членства в профсоюзе и наличия статуса профсоюзного инспектора может обратиться в соответствующие органы. При этом к административной ответственности по КоАП РФ может быть привлечено только должностное лицо, а не любой работник, на которого была подана жалоба. Только инспекторы ГИТ вправе определять, к кому применить административную ответственность, и является ли работник должностным лицом, имеющим организационно-распорядительные функции в компании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что представления и обращения, адресованные работодателю, носят, скорее, рекомендательный характер.

Работодатель не вправе уволить уполномоченного по охране труда без согласия профсоюза

Первичная профсоюзная организация (которая действует на конкретном предприятии) не вправе создавать профсоюзную инспекцию. Однако она вправе избрать уполномоченных по охране труда. Такие лица должны быть работниками конкретной организации и, соответственно, их состав утверждается в данной организации коллективом работников. В целях контроля за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда они так же, как и профсоюзные инспекторы, могут проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные предложения об устранении выявленных нарушений (ч. 8 ст. 370 ТК РФ). Уполномоченные по охране труда могут принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Требование об участии представителя выборного профсоюзного органа в комиссии по расследованию несчастных случаев также закреплено в ч. 1 ст. 229 ТК РФ. В связи с этим, если член профсоюза одновременно является уполномоченным по охране труда, то работодатель сразу выполняет требования и , и Трудового кодекса РФ. При этом гарантии для уполномоченного по охране труда также закреплены в трудовом законодательстве и равнозначны гарантиям рядового члена профсоюза. В связи с этим особый интерес представляет п. 4 ст. 25 Закона о профсоюзах, согласно которому привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя уполномоченных профсоюза по охране труда возможно только с предварительного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации. Стоит отметить, что упомянутые гарантии в трудовом законодательстве не закреплены. Законодатель не разъясняет, каким образом следует поступить работодателю, если уполномоченный по охране труда не прошел испытательный срок, показал неудовлетворительные показатели по результатам аттестации или совершил прогул, а профсоюз не согласовывает прекращение трудовых отношений. С одной стороны, работодатель может оспорить отказ профсоюза на увольнение такого работника в суде. Но на практике довольно часто возникают ситуации, когда работник злоупотребляет своим правом, являясь уполномоченным по охране труда лишь формально. Поэтому, прежде всего, необходимо выяснить, соответствует ли статус уполномоченного по охране труда законодательным требованиям.

Если уполномоченный по охране труда был избран с нарушениями, то гарантии при увольнении на него не распространяются

Требования, предъявляемые к уполномоченным по охране труда, детализированы в постановлении Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (далее – Рекомендации). Согласно данному документу должность уполномоченного по охране труда является выборной и носит временный характер. При этом в обязанности уполномоченного по охране труда входит предоставление периодических отчетов, он несет ответственность за выполнение возложенных на него функций и т. д.

Таким образом, если работник имеет номинальную должность уполномоченного по охране труда и пользуется предусмотренными законодательством гарантиями не в целях защиты прав и интересов членов профсоюза, то деятельность такого уполномоченного нельзя признать законной, так как она противоречит принципам существования профсоюза, является злоупотреблением правом и ущемляет законные права работодателя. Данный вывод также подтверждается судебной практикой.

Судебная практика.

Работница, которая являлась уполномоченной по охране труда, была уволена на основании п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с прогулом. По ее мнению, увольнение является незаконным, так как оно могло произойти только с согласия первичной профсоюзной организации. Однако суды первой и второй инстанций отказали в удовлетворении исковых требований в полном объеме, сославшись на то, что истица не предоставила доказательств соответствия требованиям, предъявляемым Рекомендациями к уполномоченному по охране труда. В частности, было отмечено, что работница не предоставила доказательств того, что она была избрана на данную должность на общем собрании трудового коллектива (определение Свердловского областного суда от 20.09.2011 № 33-11517/2011).

Если же у работодателя нет сомнений по поводу полномочий данного работника, то ему следует запрашивать согласие первичной профсоюзной организации. В такой ситуации необходимо будет соблюсти процедуру запроса мотивированного мнения профсоюза. Поскольку в самом Законе о профсоюзах она не содержится, то следует обратиться к Трудовому кодексу РФ , а именно к , в соответствии с которой профсоюз должен дать свое мотивированное мнение по поводу увольнения в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов, которые стали основанием для принятия решения о расторжении трудового договора. Если такое мнение в семидневный срок представлено не будет, то работодатель может его не учитывать. Однако если профсоюз в отведенные законом сроки не даст согласие на увольнение, то фактически работодатель лишен возможности уволить уполномоченного по охране труда. Но здесь следует учитывать, что профсоюз должен мотивировать свое мнение и его отказ должен быть связан именно с тем, что работодатель преследует работника за его профсоюзную деятельность. Как указано в определении Конституционного суда РФ от 04.12.2003 № 421-О , работодатель вправе обратиться в суд с признанием отказа профсоюзного органа незаконным, и если суд признает его таковым, он будет вправе уволить работника. Таким образом, даже в случае отказа профсоюзного органа работодатель имеет возможность уволить данного работника. Однако осуществить это будет возможно только после получения судебной оценки позиции профсоюза в данном споре.


Бердинских Иван Викторович, юрист московского офиса международной юридической фирмы Baker & McKenzie

Участие профсоюзного инспектора в дополнительном расследовании несчастного случая не является обязательным

Трудового кодекса РФ при расследовании несчастного случая работодатель включает в состав комиссии по расследованию представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченного по охране труда. Таким образом, если на предприятии создана первичная профсоюзная организация, то при расследовании несчастного случая на производстве в обычном порядке участие представителей профсоюза является обязательным. При ее отсутствии в комиссию по расследованию включается представитель иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Вопрос об участии представителя профсоюза в расследовании сокрытого несчастного случая либо при проведении дополнительного расследования несчастного случая государственным инспектором труда урегулирован отдельно в Трудового кодекса РФ. Согласно этой норме дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда. Данная формулировка является на практике предметом спора о том, следует все-таки или нет включать в обязательном порядке представителя профсоюза в комиссию по дополнительному расследованию несчастного случая. Судебная практика подтверждает, что данный вопрос может решаться государственным инспектором труда, проводящим дополнительное расследование, по своему усмотрению. Так, Пермский краевой суд отменил решение нижестоящего районного суда, признавшего существенным нарушением процедуры проведение дополнительного расследования несчастного случая без участия представителя профсоюза (кассационное определение от 22.08.2011 по делу № 33-8343). В мотивировочной части данного определения указано, что привлечение и участие в дополнительном расследовании профсоюзного инспектора труда не является обязательным, так как Трудового кодекса РФ предусматривает лишь право государственного инспектора труда привлекать к дополнительному расследованию несчастного случая других лиц, но не его обязанность. Однако следует иметь в виду, что обязанность работодателя обеспечивать участие представителей профсоюза в расследовании всех без исключения несчастных случаев на производстве предусмотрена в большинстве отраслевых соглашений (например, Отраслевом соглашении по организациям недропользования РФ на 2011–2013 гг. , Отраслевом соглашении по организациям химической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности РФ на 2012–2014 гг.).

Согласно данным Федерации независимых профсоюзов России (http://www.fnpr.ru/n/241/7067.html) профсоюзы активно пользуются своим правом на участие в расследовании несчастных случае на производстве, и с участием технических инспекторов труда только лишь ФНПР в 2011 г. было расследовано свыше 4,3 тысяч несчастных случаев.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация