ГУМ: описание, история, экскурсии, точный адрес. Гум на красной площади Где гум

02.03.2020

Дети

22461

ГУМ - живой памятник истории, которому удалось сохранить свой первоначальный облик и дух времени, яркая индивидуальность и мировая достопримечательность. Такой же символ столицы, как Кремль или Большой театр, ГУМ стоит на Красной площади, в самом сердце Москвы. Проект архитектора Померанцева, победивший на конкурсе в 1889 году, объединил древнерусские традиции и современные технологии. Величественное здание в неорусском стиле имеет три этажа и три линии магазинов. Меняются столетия и эпохи, но он всегда остается в центре - Главный Универсальный Магазин большой страны.

Достопримечательность

Достопримечательность

Точно под стеклянными сводами главного купола ГУМа расположен удивительный фонтан - легендарный памятник эпохи, который можно обнаружить не только в официальных хрониках, но и в домашних фотоархивах миллионов людей. Фонтан был заложен в 1906 году. В его основании сложная конструкция, по аналогии с которой рассчитывались купола при строительстве церквей. Первоначально чаша фонтана была круглой, но в 1953 году ее форму изменили, выложив новое восьмиугольное основание из красного кварцита. У фонтана можно отдохнуть от очередей и полакомиться знаменитым гумовским мороженым.

Читать полностью Свернуть

Красная площадь, 3, Москва

Пекарня/кондитерская

То самое, в вафельном стаканчике. Его можно купить в ларьке, а можно ждать, пока мимо проскочит велокиоск. В советское время мороженое продавали на бегу. Мороженщица приносила лоток с пломбиром на плече, устанавливала на треногу и моментально распродавала. Считается, что ГОСТ на мороженое был одним из самых жестких в мире и требовал исключительно натуральных продуктов.

Мороженое в стаканчике - 100 рублей

Читать полностью Свернуть

Красная площадь, 3, Москва

Парк развлечений

Детский ГУМ - универсальный магазин, поэтому рядом с отделом для новорожденных находится небольшой мебельный салон. Здесь можно купить детские кроватки, комоды, шкафчики, кресла, столы и даже качели. На декоративной антресоли разместились импровизированные детские комнаты. В Детском ГУМе есть специальная комната «Волшебная квартира», где каждый ребенок найдет для себя увлекательное занятие, пока взрослые совершают покупки. Здесь малыши будут танцевать, рисовать, писать и считать вместе с профессиональными педагогами. «Волшебная квартира» также является замечательной возможностью отпраздновать детский день рождения.

Читать полностью Свернуть

Красная площадь, 3, Москва

Достопримечательность

Когда Померанцев планировал ГУМ (или, Верхние торговые ряды, как магазин назывался раньше), он понимал, что сюда будут приезжать не просто за покупками, но и за отдыхом и развлечениями. Поэтому уже на стадии чертежей в будущем здании ГУМа было заложено огромное помещение собственной туалетной комнаты. Просторное фойе с кожаными креслами, собственный гардероб, фаянс иностранного производства, светильники из бронзы и знаменитого муранского стекла, необходимые мелочи на туалетных столиках - таким был туалет сегодняшнего ГУМа более 100 лет назад. Комнату закрывали в советское время как буржуазную роскошь и перестраивали на социалистический манер. Реконструировать ее в первоначальном виде помогли чертежи, сохранившиеся в архивах. Теперь здесь можно привести себя в порядок, принять душ, перепеленать ребенка, почистить зубы, побриться и купить все необходимые мелочи.

Посещение туалета: 100 рубля

Читать полностью Свернуть

Красная площадь, 3, Москва


Легендарный гумовский гастроном работает круглосуточно. Здесь есть «сумочная», где можно оставить верхнюю одежду или покупки. Хлебобулочный отдел легко найти по запаху свежеиспеченного хлеба, колбасный изобилует ассортиментом, - на одном прилавке только иностранные производители, рядом же колбасы отечественных марок: тамбовский окорок, докторская колбаса, сосиски, сардельки, настоящее сало с чесноком. В рыбном отделе можно купить живого камчатского краба, охлажденные креветки, свежайшие устрицы и многое другое. Кроме того, в Гастрономе №1 есть отделы гастрономии, фруктово-овощной, молочной продукции, винотека и, конечно, кондитерский отдел.

Красная площадь, 3, Москва

Кафе, Кофейня, Бар

Кафе

Не удивляйтесь, если за соседним столиком увидите голливудских звезд, известных дизайнеров или спортсменов. Просто здесь действительно вкусно кормят, а из окон открывается потрясающий вид на Красную площадь. Стильный и продуманный интерьер выполнен в духе 70-х годов. Стоит обратить внимание на VIP-зал ресторана, где есть возможность проводить пресс-конференции и деловые ланчи. В обязательной программе меню - легендарный Bosco Fresh. Рецепт напитка был придуман больше 10 лет назад и до сих пор хранится в секрете. Известно лишь, что его делают на основе свежих ягод: малины, клубники, ежевики.

Читать полностью Свернуть

Единственный в Москве бутик известной ювелирной марки. Именно здесь можно выбрать одно из знаменитых бриллиантовых колец для помолвки, которые мастера делают вручную. Другая легенда бренда - желтые бриллиантыTiffany Yellow Diamonds в драгоценных шедеврах Жана Флюмберже, украшениях Эльзы Перетти и ярких, экстравагантных творениях Паломы Пикассо, - все они являются знаменитыми дизайнерами Tiffany, чьи работы высоко ценят в мире ювелирного искусства.

Читать полностью Свернуть

Красная площадь, 3, Москва

Кинотеатр

Кино в ГУМе появилось недавно. Но когда попадаешь в новый кинозал, кажется, будто он был здесь всегда. Это маленький шедевр, где показывают большое кино. Камерный театр, состоящий из трех залов на 3-м этаже ГУМа. Архитектура здания была бережно сохранена. В залах, например, остались окна, на время сеанса их плотно закрывают бархатные портьеры. Вместо привычного попкорна, Кинозал предлагает настоящий «театральный» буфет с бутербродами, пирожными и шампанским, и три дизайнерских пространства с прекрасной «картинкой» и акустикой. Чтобы глаза зрителей не уставали к концу сеанса, экран расположен на специально рассчитанном удалении от первого ряда. В ГУМ-Кинозале дают только самые качественные картины: от модных голливудских премьер до лучшего авторского кино. Здесь регулярно проходят ретроспективные показы легендарных фильмов и прямые трансляции спектаклей со сцены Metropolitan Opera в Нью-Йорке.

ГУМ (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

ГУМ - один из самых известных универмагов не только России, но и всего постсоветского пространства. Это не только фешенебельный торгово-развлекательный комплекс, это настоящий арт-объект, притом речь идет как о внутреннем содержании ГУМа, так и о внешнем его виде. Выполненное в псевдорусском стиле здание стало таким же символом России, как собор Василия Блаженного или Кремль.

Выполненное в псевдорусском стиле здание ГУМа стало одним из символов России и Москвы.

В 30-х годах ГУМ собирались снести и построить на его месте здание Народного комиссариата тяжелой промышленности, однако, обошлось.

Несмотря на то, что торговые ряды еще до постройки здания ГУМа часто горели, пожар 1812 года обошел рынок стороной, что до сих пор вызывает удивление историков.

ГУМ сегодня

Современный ГУМ - это не только здание потрясающей красоты архитектуры, но и десятки бутиков класса люкс и премиум. Здесь расположены флагманские магазины таких брендов, как Manolo Blanik, Bosco Fresh, Furla и других.

Помимо магазинов, здесь есть кинотеатр, всего 3 зала, самый большой из которых рассчитан всего на 70 мест, что создает ощущение камерности. Каждый год в ГУМе открывает каток, на лед которого не раз выходили звездные фигуристы, а также восстановлен легендарный фонтан - ровесник этого здания.

ГУМ трепетно относится к своей истории, поэтому здесь большое внимание уделяется советской стилистике. Например, есть магазин «Гастроном № 1», оформленный в стиле Москвы 50-х, а также «Столовая № 57», где можно ностальгически перекусить сосиской с зеленым горошком.

Особым вниманием гостей пользуется историческая туалетная комната на первом этаже. В ней воссоздан интерьер дореволюционной эпохи, и посетить ее можно за 150 RUB. За 500 RUB можно принять душ (в стоимость включен халат, полотенце и тапочки).

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.

В 2013 году ГУМ празднует двойной юбилей - 120 лет со дня открытия здания Верхних торговых рядов архитектора Александра Померанцева и 60 лет со дня нового открытия Главного универсального магазина в 1953 году.

ГУМ сегодня живет так, как он был когда-то задуман - идеальный торговый город, будто все 120 лет его жизни прошли без потерь и катастроф. В будущее ГУМ взял все светлое и счастливое, что было в XX веке. Каждый день в 10 часов утра открываются его двери, загораются огни витрин, включается фонтан. Это место настолько уже стало легендарным, почти сказочным, что может показаться: ГУМ живет как по волшебству. На самом деле за всей этой красотой, теплом и уютом стоят люди, которых никто не знает в лицо. Это инженеры, слесари-ремонтники, завхозы, кладовщики, бухгалтеры и многие, многие другие, на ком держится Главный универсальный магазин. Именно они стали героями фотопроекта «Город. ГУМ».

"…Современники не устают восхищаться ими. Еще долгое время они остаются достопримечательностью для приезжих. (Вальтер Беньямин; Париж, столица 19го столетия)

Сказанное Вальтером Бенямином о парижских пассажах можно полностью отнести и к самому известному русскому пассажу - «Государственному Универсальному Магазину». Я не случайно употребила в его названии заглавные буквы. Именно в таком качестве он существует в сознании населения России уже более 120 лет. Название проекта родилось само собой. Действительно, «Город ГУМ» был и есть территория, социальная привлекательность которой граничит с верой в сказочные, заповедные края.

Стержнем портретной концепции проекта стали сотрудники, которые более четверти века своей жизни работали в ГУМе, стали «гражданами» этого Города. Общение с героями проекта и прогулки по местам, скрытым от глаз обычного посетителя, на мгновение позволили мне попасть на их территорию.

Таким ГУМ видят только работающие здесь люди – без посетителей, в раннее утреннее и позднее вечернее время. Пассажи замирают, замкнувшись в себе, и только посвящённые становятся безмолвными свидетелями этого образа, остаются наедине с ним. Черты архитектурного облика – торговые ряды, переходы, тупики, коридоры, подвалы, подобны устройству большого города и переплетению артерий и вен могучего организма, легендарного социального и архитектурного пространства.

О. Л. Свиблова -Директор Мультимедиа Арт Музея, Академик Российской академии художеств

Сто двадцать лет назад на Красной площади открылись Верхние торговые ряды. Великолепный стеклянный "купол", который в конце XIX века был чудом техники и архитектуры и который до сих пор поражает воображение москвичей и гостей столицы, был выполнен великим инженером Владимиром Шуховым. "Noblesse oblige" – говорят французы. Наверное, прекрасные шуховские перекрытия, фотографии которых начинают и пронизывают книгу Анастасии Хорошиловой "Город ГУМ", каким-то особым образом влияют на людей, которые много лет работают в этих грандиозных пространствах.

Архитектура и структура Верхних торговых рядов в конце века XIX стала символом тех изменений, которые происходили в России в период стремительной европеизации, культурного и экономического расцвета.

Сегодняшний ГУМ – символ новой России, флагман новой экономической, социальной и культурной стратегии, нарождающейся в последнее десятилетие. Прекрасно и научно отреставрированный памятник архитектуры, в котором бурлит предпринимательская и культурная энергия, демонстрирует, что новую реальность можно построить не только посредством революции, а наладив связь времен и эволюционные процессы.

Это хорошо получается тогда, когда в центр внимания ставится человек.

На большинстве сохранившихся фотографий инженер Шухов окружен своими соратниками – инженерами и строителями. Книга Анастасии Хорошиловой – о людях, благодаря которым живет и работает "город ГУМ". Людях, которые поработали в этом "городе" много десятилетий. Герои этой книги – представители самых разных профессий: кладовщики, слесари-ремонтники, кассиры, бухгалтеры, обувщики и врачи, диспетчеры и охранники, товароведы и продавцы… Иногда это рабочие династии. Их, независимо от возраста и пола, объединяет удивительное чувство достоинства, которое читается в выражении их лиц и позах. Это чувство достоинства приходит к человеку как гордость за свою профессию и общее дело. Анастасии Хорошиловой удалось создать цельный, сдержанный и очень достойный проект. Эта книга – замечательный подарок не только тем, кто живет и работает в городе ГУМ, но и каждому из нас, кто хочет жить в достойной стране и верить в ее будущее благополучие.

Анастасия Хорошилова – художник, фотограф. Родилась в 1978 году в Москве. Изучала фотографию в Университете искусств "Фолькванг"(Эссен, Германия). Её работы демонстрировались на многочисленных персональных и групповых выставках, в программах Московской Международной Биеннале современного искусства (2013) и Биеннале ди Венеция (2011), 1-й Пекинской Фотобиеннале (2013). Преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

История ГУМа

Верхние торговые Ряды были открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект — на тот момент это был самый крупный пассаж Европы.

Пассажи — крытые торговые улицы — придумали строить в начале XIX века в Париже после наполеоновских войн, под впечатлением от крытых базаров арабского Востока (старейший из них, Passage du Caire, построен в 1799 году). Но это были просто крытые торговые улицы, в универмаги они стали собираться только во второй половине века. Ближайшим аналогом ГУМ’а является галерея Виктора-Эммануила в Милане (1877), но наш московский пассаж в полтора раза больше, и в миланском пассаже не торгуют на верхних этажах — там нет знаменитых гумовских мостиков.

Верхние Торговые Ряды сознательно делались как символ Новой Москвы. Они строились на традиционном месте московского торга, тут были бесконечные лавки, «полулавки», «четвертьлавки», и хотя на Красную площадь ряды выходили гордым классицистическим фасадом Осипа Бове, внутри это живо напоминало Большой базар Стамбула или Дамаска.

Москва после реформ Александра II была местом гордого российского купечества, причудливо сочетавшего в себе в тот момент истовый консерватизм в духе «самодержавия, православия, народности» с открытостью к техническому прогрессу и новым идеям капитализма. Новые Ряды и должны были стать самым модным и технически продвинутым европейским универмагом, но в «русском стиле».


В феврале 1889 состоялся конкурс на проект Рядов, который выиграл Александр Померанцев, Роман Клейн, занявший второе место, потом построил Средние Торговые ряды. Сейчас это кажется фантастическим, но через 4 года — после сноса старых рядов, после археологических раскопок, находки из которых были переданы в Исторический музей — Ряды были открыты. С полной отделкой, со стеклянными небесами Владимира Шухова, с собственной электростанцией, артезианской скважиной, с оптовой торговлей в подвальных этажах, с отделениями телеграфа, банка, ресторанами, парикмахерскими, выставочными залами, ателье — единственное что без собственных дверей.

По первоначальному проекту Александра Померанцева Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый город, идеальный город русского торгового капитализма: шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых (6 гран-при на Всемирных выставках), часы Михаила Калашникова (у него купили себе Patek Philippe Лев Толстой и Петр Чайковский), кондитерская Абрикосовых (поставщики императорского двора с правом печатать государственный герб на своих коробках), парфюмерия Брокар (также поставщик императорского двора. А также официальный поставщик испанского королевского двора) и так далее. Вместе с тем на верхних этажах линий товары были гораздо дешевле, а огромный двухярусный подвал использовался для оптовой торговли (он освещался через стеклянные фонари в полу).

В 1917 году торговлю закрыли, товары реквизировали, здесь расположился Наркомпрод Александра Дмитриевича Цюрупы, осуществлявшего отсюда политику «продовольственной диктатуры». В Рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для совслужащих.

В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика «военного коммунизма» не даст возможности коммунистам удержатся у власти, и объявил НЭП — «Новую экономическую политику». Но сначала он решил попробовать это в Верхних Торговых Рядах и 1 декабря 1921 года подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)». Мы не чувствуем в этом слове особого привкуса, оно стало для нас привычным, а между тем это одно из немногих выживших в русском языке слов 20-х гг., нечто вроде РККА, Рабкрина, Потребкооперации. Все они умерли за ненадобностью — кроме ГУМ. Рекламой ГУМа, плакатами Владимира Маяковского и Александра Родченко, была заклеена вся Москва — ГУМ стал символом НЭПа.

Сталин закрыл ГУМ в 1930 году, сюда вселились министерства и ведомства, первая линия была полностью закрыта для входа, здесь находился кабинет Берии. Какая-то торговля продолжалась, у фонтана функционировал Торгсин и комиссионный магазин по продаже имущества врагов народа, на Никольскую выходил продуктовый магазин, но в целом ГУМ прекратил свое существование.

Сталин дважды — в 1935 и в 1947 годах — собирался сносить ГУМ, дважды выпускались правительственные постановления, но не дошли руки. Он умер 5 марта 1953 года. Над его гробом его преемник Георгий Маленков провозгласил, что товарищ Сталин завещал нам хранить мир между народами, выдвинул идею длительного сосуществования двух систем и снижения международной напряженности. Был вдвое уменьшен военный бюджет, началось усиленное развитие сельского хозяйства и легкой промышленности — все, что потом получило название «Нового курса» Никиты Хрущева. Но сначала они решили попробовать в ГУМе — он был реконструирован и открыт для публики 24 декабря 1953 года. 23 декабря был расстрелян Лаврентий Берия, газеты сообщили об этом в один день. ГУМ стал символом оттепели.

У ГУМа уникальная судьба — он открывался тогда, когда Россия поворачивалась в сторону людей, нормальной городской жизни, даже счастья. Мода в ГУМе, демонстрационный зал, пластинки в ГУМе, мороженое в ГУМе — все это стало московскими символами. И все это исчезало, когда мы поворачивали в другом направлении.

ГУМ сегодня

Сегодня ГУМ живет так, как он был когда-то задуман, — идеальный торговый город Москвы, будто бы проживший 120 лет своей жизни без потерь и катастроф. С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное и в официальных хрониках ХХ века, и в миллионах частных фотографий (сегодня звук затвора фотоаппарата звучит здесь примерно один раз в три секунды).

Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации. С 2006 года на Красной площади открывается ГУМ-Каток, который сразу приобрел славу самой яркой ледовой площадки столицы. Мы возродили традиции зимних гуляний на Красной площади, которыми славилась Москва XIX века, но взяли и то светлое и счастливое, что было в XX.

В ГУМе вновь работает Гастроном № 1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей «Книге о вкусной и здоровой пище». И дизайном, и одеждой продавцов, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, хотя это, конечно, игра. По сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного сегодняшнего потребителя.

В той же советской стилистике выполнены кафе «Фестивальное» и Столовая № 57. Кафе названо в честь Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах.

Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936-м, а смог реализовать только в эпоху оттепели. Правда, еда другая: тут теперь хорошая русская и европейская кухня, а не «хамбургер», как это называл Микоян, то есть не «микояновская котлета», как ее называли советские люди.

ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории. Это символ Москвы, и это самое близкое место к Кремлю, где вы можете чувствовать себя в Европе.

Текст: Григорий Ревзин



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация