Термин «downstream. Определение "downstream" и "upstream" Что такое Downstream SNR и UPstream SNR

05.03.2024

Даунстрим сектор в российской экономике имеет значительные перспективы. В последнее время большой прогресс в нефтеперерабатывающей отрасли более десяти лет показывают компании, объединенные в группу «Новый Поток». Даунстрим в нефтяной отрасли России возглавляет Дмитрий Мазуров. Помимо нефтепереработки группа работает в сфере консалтинга и управления инвестициями.Основным ее активом является Антипинский НПЗ

Заметной фигурой недавней венской ноябрьской конференции «Проектное управление в даунстрим в СНГ и Восточной Европе» был главный инженер завода Сергей Мурзин.

В ходе проведения третьей ежегодной конференции, руководители и менеджеры, работающие в даунстриме, обговаривали развитие отрасли. Представлены были и проектные институты.

Обсуждались новаторские идеи в строительстве и технологических разработках. Плодотворная дискуссия проходила относительно внедрения проектов и угрозы их нереализации.

Во время работы конференции созывались круглые столы по различным проблемам. Был заслушан доклад Сергея Мурзина относительно налаживания контактов с иностранными компаниями, в частности поставщиками нефтепродуктов и субподрядчиками. Он наметил главные принципы работы с ними.

Сергей Мурзин сообщил о планах завода на последующие несколько следующих лет. Перспективы довольно хорошие, поскольку предприятие, перерабатывающее ежегодно 400 тысяч тонн нефти, через 10 лет достигло мощности в 9 миллионов. Весной предусматривается запуск установки по выработке высокооктанового бензина (стандарт Евро-5).

Полезным мероприятием были организации экскурсий на ведущие европейские предприятия, расположенные вблизи Вены. Среди них выделяются OMV Швехат НПЗ и Borealis. На этих предприятиях соблюдаются стандарты промышленной и экологической безопасности. Для обычных граждан может быть полезна информация о наличии в Австрии услуги «Зеленый телефон». Круглосуточно любой житель, проживающий близко от заводов может по телефону запросить информацию об экологической ситуации на предприятии. А то, что экологическая приемная есть и на Антипинском заводе, известно далеко не каждому. Учитывая реализацию социальных проектов, «Новый поток» имеет значительные перспективы на долгосрочное развитие.

Вот уж не думал, что подобный вопрос меня заинтересует. Однако произошло вот что - у меня дома проводили интернет и по тарифу было 6 мегабит, но при этом скорость не поднималась выше одного мегабита. Несправедливость? Что же делать? Полез в настройки роутера и обнаружил среди прочих два интересных параметра Upstream SNR и Downstream SNR.

Итак, что такое Downstream SNR и UPstream SNR? Вначале немного нужной теории, а в конце плавно вытекающий ответ на этот интересный вопрос.

Что такое Downstream SNR и UPstream SNR?

ADSL (англ. Asymmetric Digital Subscriber Line - асимметричная цифровая абонентская линия) - модемная технология, превращающая стандартные телефонные аналоговые линии в линии высокоскоростного доступа.

Технология ADSL представляет собой вариант DSL, в котором доступная полоса пропускания канала распределена между исходящим и входящим трафиком несимметрично - для большинства пользователей входящий трафик значительно более существенен, чем исходящий, поэтому предоставление для него большей части полосы пропускания вполне оправдано. Обычная телефонная линия использует для передачи голоса полосу частот 0…4 кГц. Чтобы не мешать использованию телефонной сети по её прямому назначению, в ADSL нижняя граница диапазона частот находится на уровне 26 кГц. Верхняя же граница, исходя из требований к скорости передачи данных и возможностей телефонного кабеля, составляет 1,1 МГц. Эта полоса пропускания делится на две части - частоты от 26 кГц до 138 кГц отведены исходящему потоку данных, а частоты от 138 кГц до 1,1 МГц - входящему. Полоса частот от 26 кГц до 1,1 МГц была выбрана не случайно. Начиная с частоты 20кГц и выше, затухание имеет линейную зависимость от частоты.

Такое частотное разделение позволяет разговаривать по телефону не прерывая обмен данными по той же линии. Разумеется, возможны ситуации, когда либо высокочастотный сигнал ADSL-модема негативно влияет на электронику современного телефона, либо телефон из-за каких-либо особенностей своей схемотехники вносит в линию посторонний высокочастотный шум или же сильно изменяет её АЧХ в области высоких частот; для борьбы с этим в телефонную сеть непосредственно в квартире абонента устанавливается фильтр низких частот (частотный разделитель, англ. Splitter), пропускающий к обычным телефонам только низкочастотную составляющую сигнала и устраняющий возможное влияние телефонов на линию. Такие фильтры не требуют дополнительного питания, поэтому речевой канал остаётся в строю при отключённой электрической сети и в случае неисправности оборудования ADSL.

Передача к абоненту ведётся на скоростях от 1,5 до 6 МБит/сек, хотя сегодня существуют устройства, передающие данные со скоростью до 8 МБит/сек, однако в стандарте такая скорость не определена. Скорость служебного канала может варьироваться от 15 до 640 КБит/сек. Причём каждый канал может быть разделён на несколько логических низкоскоростных каналов. Максимальная скорость линии зависит от ряда факторов, таких как длина линии, сечение и удельное сопротивление кабеля. Также существенный вклад в снижение скорости вносит тот факт, что для ADSL линии требуется витая пара (а не лапша) причём экранированная, а если это многопарный кабель, то и с соблюдением направления и шага повива.

DownStream SNR (уровень соотношения сигнал/шум нисходящего потока)
Чем выше данный показатель, тем лучше. Если у Вас показатель 5-10dB, то это не очень хорошо (скорее всего «входящая» скорость будет где то в пределах 2-4 мегабита/сек Высоких скоростей Вас скорее всего «не видать». Если у Вас показатель 15-20 dB то это означает, что уровень сигнала позволит Вам работать на 4-8 мегабита /сек на прием сигнала (для интернета, где нисходящий поток значительно превышает входящий это особенно важно). Ну а значения более 20 dB уже признак «хорошего, гарантированного качества» для линии. Чем больше показатель, тем более скоростная у Вас линия.

Аналогично для UPstream SNR, только для исходящего от клиента потока.

Итог:

У меня показатели были в районе 10. Решив, что это непорядок - я решил переключится на другую линию, подведенную к квартире и о чудо: показатели стали около 30:) Проблема с интернетом была таким образом решена.

Термин «downstream»

Downstream – нефтяной термин, пришедший из англо-американских стран, где нефтедобывающие компании делят всю цепочку от добычи до распространения на три части. В самом часто распространённом смысле downstream означает совокупность всех действий компании, связанных со сбытом и реализацией нефтегазовой продукции.

Upstream (пер. «верх потока») – это добыча, внутрипромысловая транспортировка и переработка первичных углеводородов. Именно этим непосредственно и занимаются на нефтяных скважинах и месторождениях. Также upstream в разговорном рабочем сленге может обозначать расположение деталей трубопровода – «выше по потоку» соответственно.
Midstream – середина потока или промежуточная средняя стадия, которая включает в себя дальнюю транспортировку по магистральным трубопроводам, на морские терминалы сбора нефти и транспортировку сжиженных газов по газопроводам.
И, наконец, Downstream – деятельность, основная доля которой приходится на реализацию продукции. Как и upstream, downstream иногда может служить разговорным профессионализмом и означать детали трубопровода «ниже потока».

Что же конкретно подразумевается под термином «downstream» в нефтеперерабатывающей промышленности? Всё, относящееся к переработке и сбыту первичного продукта, полученного на стадии upstream, вплоть до выдачи готового продукта потребителю.
В отчётах нефтегазовых, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компании общая сумма downstream – это нередко повод для зависти. Этими цифрами гордятся, их стремятся демонстрировать и они так или иначе на прямую связаны с ростом прибыли.

В реальной жизни в ходу, как обозначение стадий нефтепереработки, чаще всего лишь upstream и downstream. Midstream обычно включают в сегмент downstream.

Вся нефтяная отрасль, весь, так сказать, мир нефти делится на три сектора:

  • Upstream - это все, что относится к поиску нефтяных залежей и добыче нефти из них;
  • Midstream - к этому сектору относится транспортировка нефти и продуктов ее переработки;
  • Downstream - переработка нефти, распределение и продажа конечных нефтепродуктов.

Большинство компаний в нефтяной отрасли занимаются деятельностью в одном из секторов. Но деятельность некоторых, наиболее крупных, компаний включает в себя все сектора. Такие компании называют вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК).

Upstream (Апстрим)

Сектор апстрим – наиболее рискованный и наиболее прибыльный сектор мира нефти. К этому сектору относятся геологоразведочные работы на нефть и газ, и весь производственный процесс добычи нефти и попутного газа.

Большая часть добычи нефти в мире осуществляется национальными нефтяными компаниями. Такие компании подконтрольны соответствующим государствам и осуществляют свою деятельность преимущественно на территории своей страны. Например, во всех странах-членах добычу нефти осуществляют именно такие компании. Примерно треть добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, также осуществляют национальные нефтяные компании (ННК). Наиболее крупные вертикально-интегрированные ННК в странах, не входящих в ОПЕК, существуют в:

  • Мексике – Petróleos Mexicanos (PEMEX);
  • Бразилии – Petróleo Brasileiro S.A. (Petrobras);
  • России – Роснефть, Газпромнефть;
  • Китае – PetroChina, Sinopec, CNOOC;
  • Малайзии – Petronas;
  • Норвегии – StatoilHydro;
  • Индии – ONGC.

Наряду с национальными нефтяными компаниями в нефтедобыче действуют также и частные нефтяные компании. Наиболее крупные из них, так называемые Majors , это: ExxonMobil, Chevron, BP, Shell, ConocoPhillips, Total. Это крупные международные компании, осуществляющие свою деятельность во многих точках земного шара. Образовались эти компании в том виде, в каком они существуют сейчас, примерно в 1990-х годах после многочисленных сделок по слиянию и поглощению, прокатившихся по всему нефтяному сектору.

Процесс слияния и поглощения компаний в нефтяной отрасли происходит и по сей день. Самый свежий пример: в марте 2013 года компания Роснефть закрыла сделку по приобретению компании ТНК-ВР, став таким образом крупнейшей публичной компанией в мире по запасам нефти и объемам ее добычи. В условиях снижения количества открытий новых нефтяных месторождений и затрудненном доступе компаний к нефтяным ресурсам, а также из-за возрастающей себестоимости добычи нефти на старых месторождениях нефтяные компании стремятся распределить риски и издержки на как можно больший размер капитала.

Помимо перечисленных нефтедобывающих компаний существует множество других менее крупных. Часть из них также относятся к вертикально-интегрированным компаниям, часть – малые и средние компании (или так называемые «независимые компании») - заняты только одним направлением деятельности.

Кроме непосредственно нефтедобывающих компаний, в сектор апстрим вовлечены также и компании занимающиеся производством оборудования для нефтедобычи, компании-владельцы морских буровых платформ, нефтесервисные компании. Такие компании не имеют своих подразделений по добыче нефти и выполняют определенные работы по договорам с нефтяными компаниями. Нефтесервисные компании, как правило, имеют определенную область специализации: геофизические компании, буровые компании, компании по обслуживанию нефтепромыслового оборудования, транспортные, охранные и другие предприятия.

В России все крупные нефтяные компании имеют свои собственные сервисные подразделения (дочерние предприятия). В то же время в мировой практике нефтесервисные компании, как правило, являются независимыми компаниями, оказывающими свои услуги по договорам подряда. Наиболее крупные международные нефтесервисные компании, хорошо известные в России: Schlumberger, BJ Services. Компании, поставляющие оборудование и оказывающие нефтесервисные услуги: Baker Hughes, Halliburton, Weatherford и другие.

Midstream (Мидстрим)

Сектор мидстрим включает транспортировку нефти и полученных из нее нефтепродуктов различными способами: танкерами, по трубопроводам, в железнодорожных цистернах или автомобильным транспортом.

Только небольшая часть крупных нефтяных компаний в мире имеют свои подразделения по транспортировке нефти. Большая часть компаний на том или ином этапе транспортировки пользуются услугами сторонних компаний.

В России, например, транспортировку нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводного транспорта осуществляет государственная компания Транснефть. Пожалуй, наиболее известная сеть нефтепроводов этой компании – нефтепровод «Дружба». Это наиболее длинная сеть магистральных нефтепроводов в мире (ее протяженность по России составляет 3900 км). Посредством этого нефтепровода нефть Западной Сибири смешивается с нефтью Волго-Уральской провинции и под маркой Urals поставляется европейским потребителям.

Транспортировка нефти по трубопроводам - самый дешевый и безопасный способ транспортировки. Процесс транспортировки идет и днем и ночью, и летом и зимой. Различают нефтепроводы - для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктопроводы – для транспортировки конечных нефтепродуктов: дизельного топлива, бензинов, керосина.

Достаточно дешевым и эффективным способом доставки нефти потребителю является и транспортировка нефти специальными водными судами – танкерами. Наиболее крупные компании, занимающиеся танкерными перевозками нефти:

  • Teekay Shipping
  • Frontline
  • Overseas Shipholding Group
  • A/S Steamship Company Torm
  • General Maritime
  • Ship Finance International
  • Seacor Holdings
  • Kirby

Перевозка нефти автомобильным транспортом – наиболее дорогой способ транспортировки. Его единственное преимущество – гибкость, то есть возможность доставить нефть (нефтепродукты) из одной точки в любую другую (при наличии транспортных путей, конечно же). Автомобильный транспорт, как правило, используют для доставки нефтепродуктов на АЗС. Также иногда в качестве временного средства им пользуются на нефтепромыслах в начальной стадии разработки месторождений для доставки нефти от скважины на пункт предварительной подготовки нефти.

Перевозка нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом – менее затратный способ транспортировки в сравнении с автомобильным. Но и менее гибкий. Железнодорожный транспорт используется для перевозки нефти, нефтепродуктов, которые сложно транспортировать по трубам (битум, смазки, машинное масло). Также железнодорожным транспортом, как правило, перевозят различные продукты нефтехимии, которые опасно перевозить автомобильным транспортом. Железнодорожные перевозки особенно распространены в России.

Сектор мидстрим часто включают в сектор даунстрим в качестве его составной части.

Downstream (Даунстрим)

Сектор даунстрим включает нефтеперерабатывающие (нефтехимические) заводы, сеть по распределению продуктов переработки нефти и их розничным продажам.

В мире примерно 720 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые расположены в 120 странах. Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в мире, Jamnagar Refinery, расположен в Индии. Он перерабатывает 1,24 млн. баррелей нефти в сутки. В России действуют 27 крупных НПЗ, которые перерабатывают почти 6 миллионов баррелей нефти в сутки.

Каждый нефтеперерабатывающий комплекс настроен на переработку определенного сорта нефти (легкой или тяжелой, с тем или иным содержанием примесей). И каждый комплекс настроен на выработку определенных конечных нефтепродуктов. Как правило, более сложные (более комплексные) НПЗ производят больше светлых нефтепродуктов (таких как бензин), которые имеют более высокую ценность для потребителей.

К сектору даунстрим помимо переработки нефти, распределения и продажи нефтепродуктов, также относится хранение нефти и нефтепродуктов.

Необходимость хранения нефти (и нефтепродуктов) обусловлена различными причинами:

  • для того чтобы сгладить сезонные колебания спроса на определенные нефтепродукты;
  • в качестве страховки от возможных непредвиденных перебоев в поставках нефти;
  • для обеспечения сезонного запаса в труднодоступных (северных) районах;
  • во многих странах существуют национальные стратегические запасы нефти.

Хранение нефти может осуществляться различными способами:

  • В подземных (природных) коллекторах
  • В наземных (стальных) резервуарах

В подземных коллекторах часто хранят газ, иногда сырую нефть и никогда не хранят нефтепродукты (бензин, дизельное топливо). Для хранения нефтепродуктов используют только чистые наземные стальные резервуары. Нефть также хранят чаще всего в наземных резервуарах.

Хранение нефти – чрезвычайно дорогое «удовольствие». Затраты на хранение включают обслуживание резервуаров, обеспечение безопасности, страховку, капитальные затраты на строительство резервуара и так называемые альтернативные издержки (opportunity cost). Поэтому коммерческие структуры стремятся по возможности снизить объемы хранящейся нефти.

– комплексный, разнообразный, многогранный, с множеством компаний специализирующихся в той или иной области – действует как единый организм. Деление его на сектора довольно условно, тем не менее, позволяет лучше понять, как действует этот «организм». И сектор апстрим, и сектор мидстрим, и сектор даунстрим – все это части одного целого, известного под названием нефтяная промышленность .

Давайте посмотрим на одного из мировых лидеров нефтяной промышленности компанию ExxonMobil. Ее капитализация сейчас составляет $420 млрд, а капитализация «ЛУКойла» - $70 млрд, он в шесть раз дешевле. При этом запасы нефти американской фирмы оцениваются в 3,12 млрд тонн, а «ЛУКойла» - в 2,8 млрд тонн, что весьма сопоставимо. Добывает «ЛУКойл» нефти всего в два раза меньше, чем Exxon.

Такую же аналогию можно провести и с другими российскими и западными компаниями, в результате чего мы действительно увидим недооцененность отечественных предприятий. В чем же причина и как зарубежные фирмы зарабатывают больше средств (и, соответственно, дороже стоят на биржах)?

Сравнение со сравнением

Ценность нефтяной компании заключается не только в объеме запасов нефти на месторождениях, но и в способности превращать эти запасы в прибыль для акционеров. Чем больше поток прибыли, тем лучше и тем дороже компания. А прибыль складывается из двух составляющих: от добычи и продажи сырой нефти и от переработки нефти в другие продукты с их последующей реализацией.

Для начала посмотрим на диаграмме 1 соотношение добычи и переработки (коэффициент Ксп) у нефтяных предприятий. Здесь видно, что ВИНК (вертикально интегрированные компании) перерабатывают около половины нефти, которую сами добывают. А в это время у ExxonMobil данный коэффициент составляет порядка 200%, то есть компания перерабатывает в три раза больше нефти, чем добывает сама: фактически ExxonMobil перерабатывает нефть, например, «ЛУКойла», получая дополнительно на каждой переработанной тонне дополнительный доход, и весьма немалый.

Отметим, что в структуре финансовых результатов ExxonMobil за 2007 год на сегмент upstream* приходится только 65% чистой прибыли, еще около четверти обеспечивается за счет сегмента downstream** и более 10% - благодаря химическому производству.

Как видно из представленных диаграмм, и средняя цена реализации продукции, и соотношение чистой прибыли к добыче у ExxonMobil в три-четыре раза превосходят аналогичные показатели «ЛУКойла» и «Роснефти». Это заветные цифры, характеризующие недостаточную операционную развитость российских ВИНК и объясняющие соответствующее отставание в рыночной капитализации. Так что впору говорить о локальной переоцененности российской нефтянки. Кстати, глубина обвала стоимости акций на бирже 25 июля текущего года это косвенно подтверждает.

Downstream - основа интенсивного роста

Практически все компании оцениваются на рынке в сумму, немного превосходящую размер их выручки. Это характеризуется так называемым коэффициентом P/S (капитализация / выручка). Когда предприятие активно растет и инвесторы верят в его светлое будущее, коэффициент может быть 1,3 и выше. Когда компания стагнирует или близится кризис доверия инвесторов, коэффициент опускается, например до 0,9. Таким образом, рост выручки в любом случае положительно сказывается на капитализации фирмы: рост выручки на 1 руб. в среднем вызывает повышение капитализации на 0,9–1,3 руб. Отсюда понятно: чтобы акции дорожали, как уже упоминалось выше, надо продавать больше и по более высокой цене. Для нефтяной компании это означает следующее:

  • добывать больше нефти и рассчитывать на рост ее стоимости;
  • добывать больше нефти и производить из нее более дорогую продукцию (переработка);
  • дополнительно покупать на стороне чужую нефть и перерабатывать ее вместе со своей собственной, создавая дополнительную прибавочную стоимость.

Видно, что эти варианты расположены в порядке возрастания от экстенсивного пути развития бизнеса к интенсивному. Причем под переработкой можно и нужно понимать производство не только бензина, мазута и дизеля, но и базовых мономеров для органического синтеза, а также полимерной продукции и изделий из нее. На каждом этапе в этой цепочке будет создаваться дополнительная прибавка к конечной цене реализации, а значит, возрастет совокупная выручка компании. Это является не только залогом увеличения капитализации, но и фактором значительного повышения устойчивости бизнеса в целом, так как бизнес диверсифицируется. И то и другое очень позитивно для восприятия акций инвесторами.

Наверное, многие уже отметили, что в приведенной выше лестнице российские ВИНК находятся на первой или в лучшем случае на второй ступени, так как пока не в состоянии переработать даже 60% собственной нефти. В то же время ведущие зарубежные аналоги активно позиционируются как раз на третьей ступени, производя из собственной и чужой нефти продукцию высокого передела. Именно это обеспечивает дополнительные объемы продаж как в натуральном, так и в денежном выражении, позволяя иностранным компаниям иметь гораздо большую среднюю цену реализации продукции и, соответственно, получать намного большую выручку при сопоставимых или даже меньших по сравнению с российскими ВИНК объемах добычи нефти.

НПЗ и циклический риск

Казалось бы, все понятно: активно стройте НПЗ и пожинайте плоды в виде роста финансовых результатов и котировок собственных акций! Однако российские компании пока не спешат это делать. Почему?

Строительство НПЗ - процесс длительный и очень затратный. Чтобы построить завод, способный на современном уровне перерабатывать нефть в высококачественное топливо (Евро-4/5), необходимо вложить порядка $350–400 на каждую тонну переработки, то есть завод мощностью 6 млн тонн в год будет стоить $2,1–2,4 млрд. Для сравнения: сейчас «ЛУКойл» владеет третьим по мощности НПЗ «Волгограднефтепереработка» мощностью порядка 9,5 млн тонн.

Создание производства полиэтилена или полипропилена требует уже в разы больших вложений. Срок окупаемости этих проектов лежит в горизонте шести-семи лет и более. При таком сроке повышаются риски как финансово-экономического, так и политического характера. Рисковать просто так никто не хочет. Тем более что рынок нефтепродуктов цикличен и периоды высокой рентабельности (как сейчас в России и как лет пять назад в США) сменяются периодами нулевой и даже отрицательной (как в США сейчас и 25 лет назад). В эпоху высоких цен на нефть издержки НПЗ растут, прибыль снижается из-за падения спроса со стороны потребителей.

Где гарантия, что, вложив миллиарды в строительство завода, компания не столкнется с тем, что через шесть-семь лет доход от переработки упадет до минимальной отметки и об окупаемости можно будет забыть на длительный срок? Такие примеры есть. В свое время крупные американские ВИНК рассматривали переработку как нечто побочное и не соответствующее основному бизнесу ни по масштабу деятельности, ни по уровню рентабельности. Было это в далекие 1980-е, и тогда в руководстве ВИНК всерьез поднимался вопрос о выводе НПЗ из структуры нефтяных холдингов. В это время, словно предвидя будущее и воспользовавшись весьма низкими ценами на нефтеперерабатывающие активы, компания Valero Energy скупила большое число НПЗ. Когда доходность в нефтепереработке начала расти из-за падения цен на нефть, она получила колоссальные прибыли, став одним из ведущих игроков на этом рынке. Теперь экономический цикл в отрасли пришел в ту же точку, где находился в начале 1980-х, и для переработки в Штатах наступили тяжелые времена. Данный сегмент в составе ВИНК показывает нулевую рентабельность или даже убыток. Недаром «ЛУКойл», давно купивший сеть заправок ConocoPhillips в США, в этом году начал их частичную продажу - упала прибыльность, снизился и интерес к активу.

В Европе дело обстоит получше, а в России и вовсе до такого кризиса пока еще сравнительно далеко. Таким образом, хорошая новость заключается в том, что экономические циклы в нефтепереработке не совпадают по фазе от региона к региону: где-то спад, но где-то в это время подъем. Именно поэтому отечественные ВИНК модернизируют заводы на территории РФ, а в Европе покупают уже готовые активы - там более понятный налоговый режим, платежеспособный клиент и самые высокие цены на топливо. Однако много НПЗ в Европе не купить. Тот же «ЛУКойл» смог приобрести долю в сицилийском предприятии после многих лет неудач, когда активы буквально вырывали у него из рук. Порой, кажется, по чисто политическим соображениям. Так было в Голландии, Прибалтике, Польше. Даже в Сербии покупка «Газпром нефтью» контроля в национальной компании NIS встречает ожесточенное сопротивление. Поэтому масштабная экспансия в Европу для российских фирм практически нереальна. Для значительного увеличения объемов переработки надо строить предприятия здесь и сейчас. Причем не только в европейской части, но и в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Это помимо снижения затрат на транспортировку позволит ориентироваться на разные рынки с различной динамикой спроса и фазой цикла.

Государство - лучший гарант

Итак, опасность неблагоприятного развития макроэкономической ситуации есть. Ее можно сгладить, но устранить полностью нельзя. Прибавим сюда отсутствие стимулирующей глубокую переработку налоговой политики: ведь в настоящее время действуют вполне высокие экспортные пошлины на нефтепродукты глубокой переработки и немалые импортные пошлины на ввоз уникального оборудования. Все это формирует не лучший фон для развития сегмента downstream.

И вот тут как раз нужна поддержка государства. Необходимо налоговое стимулирование, способное сделать глубокую переработку настолько выгодным бизнесом, чтобы ВИНК шли на самостоятельное строительство НПЗ. Налоговые льготы должны быть прямо пропорциональны глубине и доле собственной переработки в операционной структуре компании, причем распространяться они могут и на другие сегменты деятельности. И это логично, когда надо создать условия для ускоренного развития: раз ты производишь особо чистый бензин и дефицитный полимер - получи дополнительные льготы по налогу на добычу. Справедливо? Вполне! Раз ты не гонишь по дешевке нефть за границу, а делаешь из нее ценный продукт здесь, на месте, развивая экономику и создавая новые рабочие места, значит, ты используешь российские недра эффективнее других и имеешь право на дополнительные преференции.

В настоящее время поворот именно к такому отношению в высших властных структурах постепенно намечается. Если такая позиция возобладает, компании начнут гораздо активнее создавать прибавочную стоимость и развивать высокотехнологичный перерабатывающий сегмент своего бизнеса. Тогда можно будет сравнивать «ЛУКойл» и ExxonMobil напрямую, у них будут сходные операционные структуры и похожие структуры доходов. Пока же это внутренне разные компании.

Инвестиционное заключение

Итак, можно сказать, что проведенный анализ показывает: российские вертикально интегрированнные нефтяные компании на самом деле еще недостаточно вертикально интегрированы. Соответственно, ждать быстрого роста котировок ранее, чем данное операционное несовершенство будет устранено, не приходится. Единственными драйверами роста остаются мировые цены на нефть и налоговые изменения, связанные со снижением ставки НДПИ и пересмотром системы исчисления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые позволят компаниям оставлять себе больше операционной прибыли, чем это возможно сейчас.

* Upstream - добыча

** Downstream - переработка и сбыт



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация