Какие существуют формы товародвижения. Основные формы товародвижения. по торговому делу

12.02.2024

Проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Кроме встречных перевозок, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки.

Когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения, перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, считаются излишне дальними.

Доведение товаров состоит в рациональной организации процессов товародвижения и товароснабжения, которые являются одной из важных функций торговли.

Организация процессов товародвижения

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Оттого, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.

Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.

Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично — продолжение процесса производства в сфере обращения.

Процессы товародвижения и товароснабжения имеют общие цели и задачи, но отличаются определенной сферой своего распространения.

Товароснабжение охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.

Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы, что предполагает:

  • обеспечение кратчайших путей движения товаров;
  • применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
  • определение рациональной звенности товародвижения;
  • использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.

Факторы влияния и принципы товародвижения

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  • производственные;
  • транспортные;
  • социальные;
  • торговые.

Производственные факторы

К числупроизводственных факторов относятся следующие:

  • специализация производственных предприятий;
  • сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятии на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

Транспортные факторы

Ктранспортным факторам относятся:

  • состояние транспортных путей сообщения;
  • виды транспорта, используемые для перевозки товаров.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть , следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т.д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т.д.

При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.

Гак, при использовании тары-оборудования расходы на доставку и реализацию 1 г груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, сокращается 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков, а также время на погрузку и разгрузку автомобилей — в 5 раз.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.

Социальные факторы

Большое влияние на процесс товародвижения оказываютсоциальные факторы, основными из которых являются:

  • расселение населения;
  • уровень денежных .

Так, в районы с невысокой плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

Торговые факторы

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:

  • размеры, специализация и размещение предприятий торговли;
  • степень сложности ассортимента товаров и их свойства;
  • уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

  • применение кратчайших путей движения товаров;
  • установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в ;
  • выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
  • широкое применение тары — оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Формы товародвижения

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

  • транзитная;
  • складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий , минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения.Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, — все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный — в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Каналы товародвижения

Одним из требований к рациональной организации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по , изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

Рис. 10.1. Возможные варианты товародвижения

Они могут быть простыми , основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке. Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник — розничное звено), двухуровневые (два посредника — оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника — крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

  • характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);
  • масштабов производства продукции, от ее , текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;
  • характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.

Лекция 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Процесс пространственного перемещения товаров образует так называемое товародвижение, включающее перевозки товаров различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную торговую сеть - конечный пункт товародвижения.

Товародвижение - весьма сложный технологический процесс; на его организацию оказывает влияние мно­жество факторов (рис. 1).


Рис. 1. Факторы, влияющие на процесс товародвижения

Одним из основных факторов, оказывающих суще­ственное влияние на процесс товародвижения, являет­ся размещение производства товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает такой фактор, как развитие транспортных свя­зей между пунктами производства и районами потребле­ния. При выборе транспортных связей исходят из того, чтобы затраты на транспортировку товаров были минимальные, а сроки доставки - минимально короткие.

Важными факторами, влияющими на процесс това­родвижения, являются его форма и звенность.

Различают две формы товародвижения: транзитную и складскую. Наиболее простой формой является тран­зитная, предусматривающая завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных пред­приятии. Транзитная форма товародвижения применя­ется, как правило, по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки. По товарам слож­ного ассортимента, как правило, применяется складская форма товародвижения. Товары простого и сложного ас­сортимента на своем пути движения могут проходить одно, два и более складских звеньев. Различают два вида звенности:

Торгово-организационную (количество оптовых торговых организаций и предприятий, участвующих в оптовых закупках);

Складскую (количество складских звеньев, через которые проходит товар на пути движения от производства до розничной торговой сети).

Сокращение звенности товародвижения имеет важное значение для совершенствования оптовой торговли, процесса товарного обращения, размера запасов товаров, наличия товарного ассортимента в розничной торговой сети и экономии затрат, связанных с доведением товаров от производства до потребителя.

Складская звенность товародвижения измеряется коэффициентом, показывающим отношение валового (оптово-складского и розничного) товарооборота к чистому (роз­ничному) или оптово-складского к розничному. Этот по­казатель может быть выражен в единицах или процентах.

Рациональным считается такое движение товаров сложного ассортимента, которое организуется по схеме: производитель - оптовое предприятие - магазин. Для уста­новления рациональности товародвижения рассчитыва­ется коэффициент звенности товародвижения - пока­затель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина. Коэффициент звенности определяется как отношение ва­лового (складской и розничный) оборота к розничному за минусом единицы:



где Оскл -оборот складской;

Омаг -оборот розничный.

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных организаций, а розничный - в магазины. Исключение единицы свя­зано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими складов магазина. При транзитном товародвиже­нии коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обуславливается экономической целесообразностью, выявляемой путем кон­кретных расчетов затрат по товародвижению.

Рациональная организация товародвижения предпо­лагает:

Обеспечение кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления;

Применение наиболее целесообразных форм движения товаров;

Использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.

Выбор кратчайших путей движения означает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки. Излишне даль­ними считаются перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близ­ких к тому или иному пункту назначения.

Не менее важным условием рациональной организа­ции товародвижения является применение экономиче­ски целесообразных форм движения товаров.


Товародвижение — транспортировка товаров от места их производства до места потребления.

Основные принципы товародвижения:
. оптимальная звенностъ товародвижения;
. эффективность использования транспортных средств;
. эффективность использования торгово-технологического оборудования;
. сокращение количества операций с товаром.

Количество операций с товаром зависит от схемы товародвижения.
Существует такое понятие, как складская звенность, т. е. через сколько складов проходит товар на пути его движения от производства до потребителя.

Например: товар со склада изготовителя транспортируется на склады выходных баз, потом на торгово- закупочные базы, затем товар транспортируется на склады торговых баз, после этого на склады потребителя.

При такой схеме товар проходит не менее чем через четыре склада, что может привести к ухудшению качества товара.

Такая форма снабжения называется складской.

При складской форме поставок обеспечивается лучшая комплектность поступающего сырья и товаров.

Транзитная форма снабжения предполагает прямые связи поставщик- предприятие, минуя промежуточные оптовые базы.

Для скоропортящихся товаров используется транзитная форма, для нескоропортящихся - складская, а в большинстве случаев применяется смешанная форма снабжения.

Доставка продуктов ведется централизованным и децентрализованным способами. Централизованная доставка товаров на предприятия осуществляется силами и средствами поставщиков. При централизованной доставке предприятие освобождается от необходимости иметь свои транспорт.
При децентрализованной доставке вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие, используя свой транспорт.

Со способами доставки тесно связаны и маршруты завоза продуктов. При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятия только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т. с. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий но кольцу в соответствии с графиком и разработанным маршрутом.

Кольцевой маршрут позволяет более полно использовать грузоподъемность транспорта, сократить транспортные расходы, ускорить возврат тары.

Важную роль в товародвижении выполняет транспорт.

Транспортные организации в процессе передвижения товаров должны обеспечить:
. сохранность груза при транспортировке;
. своевременную доставку груза;
. соблюдение правил загрузки и транспортирование груза;
. эффективное использование транспортных средств.

Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты».

Кузова таких машин изнутри обиваются оцинкованным железом или листовым алюминием.

На каждую машину, предназначенную для перевозки продуктов, должен быть санитарный паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не более чем на один год. Особо скоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом.


Технологический процесс товародвижения





Организация приемки продовольственных товаров. Товарные запасы

Приемка товаров на предприятиях общественного питания является важной составной частью технологического процесса.

Приемку проводят в два этапа.

Продукты получают соответственно заказанному количеству и качеству.

Первый этап — предварительный.

Приемка продукции по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам, путем пересчета тарных мест, взвешивания и т. п.

Если товар поступил в неисправной таре, кроме проверки веса брутто, предприятие имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто.

Второй этап — окончательная приемка.

Масса нетто и количество товарных единиц проверяются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч с момента приемки товаров.

Масса тары проверяется одновременно с приемкой товара.

В случае расхождения фактического веса тары результаты проверки оформляются актом на завес тары, который должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения.

На каждом тарном месте (ящике, фляге, коробке) должен быть маркировочный ярлык с указанием даты, часа изготовления и конечного срока реализации.

При обнаружении недостачи составляется односторонний акт о выявленной недостаче.

Этот товар хранится отдельно, обеспечивается его сохранность и вызывается поставщик по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч.

Поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 ч после вызова, по остальным - не позднее чем на следующий день. После завершения окончательной приемки составляется акт в 3 экземплярах.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.

Срок проверки качества для скоропортящихся товаров - 24 ч, для нескоропортящихся - 10 дней.

Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу).

При этом проверяют соответствие стандартам, ТУ.

К транспортным документам прилагаются сертификаты или удостоверения качества, где указаны дата изготовления, срок реализации, название фирмы; гигиенические сертификаты (с указанием допустимых и фактических уровней тяжелых металлов).

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и санитарными нормами и правилами товар должен быть безопасным для здоровья потребителей

Запрещается принимать:
. мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
. сельскохозяйственную птицу и яйца без ветеринарного свидетельства, а также из неблагополучных по сальмонеллезу хозяйств;
. консервы с нарушением герметичности, бомбажем;
. овощи и плоды с признаками гнили;
. грибы соленые, маринованные, сушеные без наличия документа о качестве;
. продукцию растениеводства без качественного удостоверения.

В случае обнаружения несоответствия качества составляется акт в присутствии поставщика о количестве недоброкачественной продукции.

Для обеспечения бесперебойной работы производств и реализации продукции в достаточном ассортименте с учетом спроса потребителей необходимы товарные запасы.

Товарные запасы должны быть минимальными, но достаточными для ритмичной работы предприятия. Для предприятий общественного питания рекомендуются следующие нормы товарных запасов при нормальных условиях хранения:
. нескоропортящиеся продукты (мука, сахар, крупа) - 8-10 дней;
. скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, птица и др.) - 2-5 дней;
. запасы хлеба, молока не должны превышать однодневную реализацию.

Сверхнормативные запасы увеличивают потери при храпении, замедляют оборачиваемость товаров, усложняют учет, загромождают складские помещения, при этом ухудшаются условия хранения.

Организация материально-технического снабжения предприятий общественного питания

Материально-техническое снабжение предназначено для обеспечения предприятий общественного питания оборудованием всех видов, кухонной и столовой посудой, производственным, торговым инвентарем, санспецодеждой и форменной одеждой, мебелью, столовым бельем и т.п.

К организации материально-технического снабжения предъявляются следующие требования:
. своевременность и комплектность поставок,
. бесперебойность, так как перебои в снабжении нарушают четкий ритм предприятий, ухудшают обслуживание, поэтому особенно важно определить потребность в материально-технических средствах и размеры товарных запасов;
. надежность и высокое качество поставок, т. е. все материальные средства должны поставляться в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями;
. правильный выбор формы снабжения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции централизованное снабжение предприятий общественного питания материально-техническими средствами распалось.

Предприятия общественного питания через отделы снабжения или отдельных ответственных работников самостоятельно ищут поставщиков, заключают договоры на поставку материальных средств, без которых невозможна работа предприятий.

При приемке оборудования, поступившего в таре, проверяются целостность упаковки, соответствие техническим условиям, сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность (технический паспорт).

При наличии каких-либо дефектов, отклонений составляется акт.

Порядок составления акта (сроки, состав комиссии и т. п.) определяется договорами и инструкциями.

На основании актов предъявляются претензии к поставщикам.

Требования к выбору поставщиков остаются такими же, как и при продовольственном снабжении, т. е. рекомендуется систематически изучать потенциальных поставщиков, составлять их список, анализировать по специальным критериям при выборе поставщиков, главное, чтобы поставки были качественными, своевременными и надежными.

Поставщиков средств материально-технического оснащения много.

Предприятие общественного питания может непосредственно заключить договор с изготовителями или использовать услуги оптовых ярмарок, центров аукционной торговли.

Можно закупить товар в торговой и сбытовой сети; во многих городах создаются сервисные центры, которые помогают в снабжении столовой мебелью, столовой посудой, бельем и т.д., всем, что необходимо для организации обслуживания на высоком уровне.

Небольшие предприятия могут воспользоваться услугами мелкооптовых магазинов.

Более эффективной и организованной является ярмарочная форма закупки.

Она имеет ряд преимуществ: у покупателей появляется возможность ознакомиться с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками, просмотреть демонстрацию моделей, модификаций, проверить их в действии, получить нужную коммерческую информацию и консультацию;
кроме этого, ускоряются сроки заключения договоров, оперативно рассматриваются заказы покупателя на поставку товаров, находится взаимовыгодное решение.

Аукционная торговля - способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже.

Товар переходит в собственность того покупателя, который предложит наиболее высокую цену.

Количество материальных средств определяется на основе норм расхода, оснащения, эксплуатационных норм.

Нормы расхода устанавливаются для определения потребности в предметах одноразового использования, например, одноразовая посуда, моющие средства и другие материалы, целиком потребляемые в процессе торгово-производственной деятельности.

Нормы оснащения устанавливаются для определения потребности в предметах многократного использования (оборудование, мебель, столовая посуда и приборы. кухонный инвентарь и др.).

Спецодежду рассчитывают с учетом эксплуатационных норм — два комплекта для каждого работника в год.
Для повара в комплект входят куртка белая, фартук, белый колпак.

4.2. Технологический процесс товародвижения

Непрерывное движение товаров от производства до потребителей представляет собой объективно необходимый процесс воспроизводства. По своему содержанию - это материально-вещественный процесс перемещения во времени и пространстве готовых к потреблению продуктов труда (товаров). Количество перемещенных товаров измеряется натуральными и стоимостными показателями, в которых выражается информация о товародвижении. Основные показатели - грузооборот и товарооборот. В натуральных показателях отражается информация о реальном движении товара (килограммы, тонны, метры, штуки, пары, десятки и т. д.). Стоимостные показатели (рубли, копейки) отражают движение стоимости товара. Вся система движения товаров - это непрерывные потоки, скорость которых зависит как от мощности производства, ритмичности поставок, размеров товарных запасов, так и от скорости реализации и потребления. Ритм производства и объем поступления товаров в торговлю должен соответствовать ритму и объему их реализации за определенный период времени, то есть должно достигаться равновесие. При недостаточно согласованной ритмичности в объемах поступления и продажи товаров происходят отрицательные последствия. Либо снижаются запасы товаров ниже установленных пределов, за которым начинаются перебои в торговле. Либо, наоборот, образуются сверхнормативные запасы товаров, которые требуют излишних затрат живого труда и замедляют процесс товародвижения. Производство товаров будет бессмысленным, если они не будут доставлены к месту потребления, где посредством продажи будут возмещены производственные расходы на выпуск данных товаров.

Процесс перемещения товаров от производителей до потребителей называется товародвижением. Процесс товародвижения является основным процессом торговли, так как от него зависят условия воспроизводства. Существует несколько определений товародвижения.

Товародвижение - процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Товародвижение - процесс реального доведения товаров до потребителя.

Товародвижение - процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей.

Довести товар от производства до потребителя означает организовать его перемещение кратчайшим путем, с минимальными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве и качестве, пригодном для розничной продажи и потребления. Поэтому товародвижение не следует отождествлять с транспортным процессом. Товародвижение включает процесс транспортировки, но в отличие от последнего имеет более сложное содержание. В товародвижение входит не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли. В магазинах завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления. Происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Этот процесс товародвижения будет целесообразен только в том случае, если каждый участник получит экономическую выгоду. Поэтому рациональная организация товародвижения - одна из важнейших функций торговли. От того, насколько рационально организован этот процесс, зависят время оборота товаров и уровень торгового обслуживания населения. Основу процесса товародвижения составляют следующие операции:

■ транспортировка товаров;

■ погрузочно-разгрузочные операции;

■ хранение товаров;

■ комплектование торгового ассортимента;

■ сортировка, фасовка, подготовка к продаже. Процесс движения товара от производства до потребителя включает несколько стадий и звеньев. Число звеньев зависит от особенностей конкретных товаров, отдаленности пунктов их производства от пунктов потребления, транспортных условий, состава и структуры материально-технической базы, звеньев и других факторов. Основными звеньями товародвижения являются: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, оптовые, мелкооптовые, розничные предприятия и другие пункты розничной продажи товаров..

Процесс товародвижения включает в себя несколько последовательных этапов:

1) движение товаров от складов товаропроизводителей до складов оптовых предприятий;

2) внутри складские операции с товаром;

3) товароснабжение розничной торговой сети;

4) внутримагазинные операции с товаром по доведению его до потребителя.

Все эти этапы взаимосвязаны и представляют единую технологическую цепь товародвижения. Следуя из сферы производства в сферу потребления, товар проходит через одно или несколько складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев:

■ товарные потоки;

■ транспортные мосты.

Важнейшей задачей товародвижения является создание такой технологической цепи, которая позволила бы обеспечить бесперебойное снабжение розничной торговой сети товарами в количестве, ассортименте и качестве, соответствующим спросу потребителей при минимальных затратах труда, времени и материальных средств.

Принципы рационализации товародвижения:

■ использование кратчайших путей движения товаров;

■ установление оптимальной звенности товародвижения;

■ правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;

■ применение прогрессивной системы товароснабже-ния с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Движение товаров осуществляется по определенным каналам. Канал товародвижения - это совокупность независимых организаций, участвующих в процессе товародвижения. Это изготовители товаров, оптовые торговые организации. Выбор канала товародвижения - сложная проблема. Чем больше звеньев в процессе товародвижения, тем дороже этот процесс. В связи с этим основной задачей товародвижения будет выявление пути движения товаров. Движение товаров из районов производства в районы потребления должно осуществляться кратчайшими путями. Это обеспечивает прохождение товарами наименьшего пути от производителя до потребителя. Кроме того, ускоряется процесс воспроизводства и обеспечиваются наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия.

Рассмотрим процесс продвижения товаров в оптовом торговом предприятии ЗАО «Ростовкомбытоптторг».

Технологическая цепь товародвижения показана в схеме.

Принимая решения о совершенствовании какого-либо из звеньев системы товародвижения, необходимо следить за тем, чтобы это не отразилось отрицательно на общем эффекте, особенно если мероприятие направлено на минимизацию расходов на продвижение товаров.

В ЗАО «Ростовкомбытоптторг» также создана технологическая цепь. Она имеет трехзвенную систему.

Каналы товародвижения

Каждый производитель стремится создать или сформировать собственный канал товародвижения путем прямого контакта с потребителем, что предпочтительнее или через посредника.

Каналы товародв чжения - это совокупность фирм или отдельных лиц, гр; ждан-звеньев товародвижения, которые принимают н; себя или передают кому-то право собственности на кс нкретныи товар на всем пути товародвижения.

Первичным зве! ом цепи товародвижения является товаропроизводитель. Развитие рыночных отношений способствовало появлении на товарном рынке различных производителей и формированию конкурентной среды. Это заставило предприятие искать новые пути повышения эффективности работы. Для рациональной организации процесса товародвижения предприятие-изготовитель должно:

■ выбрать орган сбыта;

■ определить количество посредников;

■ отобрать партнеров-посредников.

В последнее время роль товаропроизводителей в сбыте своей продукции значительно возросла. Но, тем не менее, многие из них прибегают к услугам посредников. В качестве посредников между изготовителями товаров и розничными торговыми предприятиями выступают:

■ оптовые торговые предприятия;

■ торгово-закупочные кооперативы, ассоциации;

■ торговые агенты, брокеры;

■ индивидуальные предприниматели. Рассмотрим виды каналов товародвижения в единой

технологической цепи на примере оптовой базы «Ростов-комбытоптторг», отдела «Маркетинга и продажи СИЗ и промтовары».

I звено. Производители и поставщики

1-й канал. Производители - все предприятия легкой, тяжелой, пищевой промышленности и сельское хозяйство регионов, областей страны.

Например: производители, сотрудничающие с оптовой базой ЗАО «Ростовкомбытоптторг», выпускают продукцию легкой промышленности: спецодежду, спецобувь и промтовары (халаты, одеяло).

1. Производитель ООО «Орсо» (фирма г. Ростова-на-Дону), сотрудничает с базой ЗАО «Ростовкомбытоптторг» в течение пяти лет. Она специализируется на производстве спецобуви.

2. Производитель ЗАО «Невская мануфактура» (фирма г. Санкт-Петербурга), сотрудничает с базой в течение двух лет. Она специализируется на производстве невского одеяла.

2-й канал. Поставщики - это предприятия-изготовители, либо оптовые базы.

ЗАО «Ростовкомбытоптторг» (фирма) сама является оптовой базой поставщиков и сотрудничает с многими известными базами, такими как:

■ ЗАО «Оптторг» - фирма г. Москвы, сотрудничает с базой более двадцати пяти лет - это самая большая база в Москве. Она специализируется на производстве спецобуви.

■ «Грантек ЭМ» фирма московская, специализация - спецодежда, сотрудничает с базой в течение одного года.

Объем поставок в «Ростовкомбытоптторг» отдела «Маркетинга и продажи СИЗ и промтоваров» - разовые по 300-400 тыс. шт.

Например:

Объем поставок на 2005 г. составил 2 346 250 тыс. шт.

Рассмотрим конкретно объем поставок на 2002 г.:

Месячный общий - 1250:

1-й месяц - 390;

2-й месяц - 860;

Квартал общий - 2 345 000:

1-й квартал - 1 000 000;

2-й квартал - 1 345 000.

Годовой объем поставок составил - 2 346 250 тыс. шт.

II звено. Оптовая и мелкооптовая торговля

1-й канал. Оптовая торговля.

Оптовая торговля - это продажа крупных партий товаров (от 20 до 100 тонн) через систему оптовых складов или оптовых рынков. Осуществляется продажа оптовым покупателям, то есть магазинам, мелким фирмам для последующей реализации/Оптовая торговля занимается снабжением розничной торговли - магазинов.

Например: реализация товаров отдела «Маркетинга и продажи средств индивидуальной защиты и промтовары» в основном осуществляется оптом, мелким оптом и в розницу.

На базе происходит продажа крупных партий через системы оптовых складов: приемка по количеству (инструкция П-6), приемка по качеству (инструкция П-7), по первичным документам (накладная, счет-фактура, чек). Далее первичные документы сдаются в бухгалтерию. Им присваивают свой код, вносят в компьютер - приходный ордер. Затем покупатель идет на склад со всеми документами (счет-фактура, накладная, чек, приходный ордер и т. п.) и получает купленный им товар.

2-й канал. Мелкооптовая торговля. Мелкооптовая торговля - это продажа значительных партий оптовым покупателям для снабжения мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки) или для личного некоммерческого потребления (больницы, школы, детские сады).

Оптовая база ЗАО «Ростовкомбытторг» занимается и продажей товаров некоммерческого потребления. Она продает свои товары ЦОБ (центральным областным больницам) г. Ростова-на-Дону, детским больницам Азовского района в широком ассортименте: медицинские халаты (женские и мужские); колпаки, постельное белье, хирургические халаты с колпаком хирургическим, одеяло, резиновые (стерильные) перчатки и другие товары.

Отдельные оптовые базы организуют через почтовые отделения связи отправку населению или магазинам посылок с различными видами непродовольственных товаров. Эта форма торговли осуществляется по специальным каталогам, в которых дается характеристика (описание) отправляемых посылками товаров, а также условия их оплаты и порядок заказа. Отправка посылок с товарами непосредственно населению называется индивидуальной или розничной посылочкой торговлей.

База ЗАО «Ростовкомбытоптторг» отдела «Маркетинга и продажи СИЗ и промтовары» занимается рассылкой почтой: по каталогам, брошюрам, прайс-листам, по которым покупатель может заказать себе товар за определенную плату. Сюда входит ассортимент товаров: спецодежда, спецобувь, защитные приспособления и промтовары (трикотажные изделия).

4-й канал. Специализированные магазины промышленности (кондитерские, обувные, швейные фабрики) то есть производители, которые выпускают свой товар, имеют свою розничную сеть продажи.

ЗАО «Ростовкомбытоптторг» имеет свои швейные фабрики («Обливская швея» и «Головные уборы»), продает товары в свою собственную розничную сеть магазинов: гастроном «Смак», «Промтовары», «Кафе - Буфет».

5-й канал. Станция обслуживания.

Оптовая база имеет огромный транспортный цех с парком машин. Здесь главной функцией обслуживания является доставка товаров поставщикам (покупателям).

6-й канал. Оптовые торговцы (челноки).

Оптовые торговцы - это физические лица или предприятия, которые приобретают значительное количество товаров у производителей и организуют либо их движение в розничную сеть, либо непосредственно сбыт потребителям. Оптовые торговцы выполняют роль связующего звена между изготовителями и потребителями в различных районах рынка и помогают проникать на новые рынки.

Например: Ставропольский край (г. Владикавказ, завод «Исток Стекло»), Краснодарский край (завод Армавирский, опытно-механический), Ростовская область, все регионы (Азов, Волгодонск и др.).

7-й канал. Коммерческие агенты различных уровней.

Например: Брокер - это человек, продающий товар, не приобретая его в собственность. Он лишь сводит продавца и покупателя вместе, получая от сделки комиссионные награждения (в % оплате). Брокер хорошо информирован о конъюнктуре рынка. Конъюнктура рынка - фактически сложившиеся различные цены на имеющийся в данный момент ассортимент товаров. Она меняется в зависимости от сезона года, от количества завозимых товаров из других регионов страны и так далее.

На оптовой базе ЗАО «Ростовкомбытоптторг» коммерческими агентами являются менеджеры, функции которых совпадают. Они сводят производителя с покупателем. Имеют полномочия вести переговоры по ценам, способу доставки, кредиту. Они также не получают право собственности на товар (то есть работают по накладной, не покупая товары). Они не получают комиссионного вознаграждения, а получают зарплату.

Конечным звеном товародвижения является розничная торговля. В функции розничной торговли входят:

■ формирование торгового ассортимента;

■ осуществление технологических операций с товарами;

■ продажа товаров конечному потребителю;

■ оказание услуг.

III звено. Розничная и мелкорозничная торговля

1-й канал. Розничная торговля.

Розничная торговля - это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве населению для личного потребления через сеть магазинов.

Чтобы приобрести товар на оптовой базе (например: спецодежду и промтовары), покупатель приходит в отдел «Маркетинга и продажи средств индивидуальной защиты и промтовары». Ему печатается приходный ордер. Затем с первичными документами и приходным ордером он идет на склад за товарами - это называется наличная оплата. Безналичная оплата: когда покупатель выписывает чек на определенный товар. Также на базе используют и вексельную форму расчета, то есть покупка определенного товара осуществляется через банк.

2-й канал. Предприятия мелкорозничной торговли.

Мелкорозничная торговля - это продажа продовольственных и непродовольственных товаров, не требующих примерки, и нескоропортящихся товаров через системы стационарной и передвижной мелкорозничной торговой сети.

Стационарная мелкорозничная сеть - система сооружений облегченного вида (ларьки, киоски, павильоны).

Передвижная мелкорозничная сеть - торговля враз-воз и вразнос с помощью специальных приспособлений.

На оптовой базе этот канал мелкорозничной торговли не используется.

3-й канал. Розничные торговцы.

Розничный торговец - это человек или предприятия, непосредственно сбывающие относительно большое количество товара конечному потребителю. Он приобретает товар непосредственно у оптовика либо у производителя.

На ЗАО «Ростовкомбытоптторг» таких розничных торговцев нет.

IV звено. Покупатели и потребители

На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают звенность и форма организации товародвижения. Процесс товародвижения будет протекать по-разному в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. В практике организации товародвижения применяются две формы:

1) транзитная;

2) складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно из производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки. По прямой транзитной схеме движения направляются в розничную торговую сеть скоропортящиеся продовольственные товары. Примером транзитной (прямой) формы может служить движение хлебобулочных изделий по схеме: хлебозавод - магазин.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную, складские формы товародвижения.

Схемы товародвижения с участием посреднических оптовых предприятий являются сложными. При значительной удаленности поставщиков от пунктов розничной продажи товаров преобладает схема товародвижения с двумя или даже тремя посредническими оптовыми звеньями. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.

Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Большое значение имеют правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. Учитываются также расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простой, исключены порожние пробеги. Транспортные предприятия и организации должны обеспечить:

■ сохранность груза;

■ своевременную доставку грузов;

■ соблюдение правил загрузки и транспортирования;

■ применение прогрессивных технологий транспортирования;

■ механизацию погрузочно-разгрузочных средств.

Средства механизации погрузочно-разгрузочных работ должны широко использоваться во всех звеньях технологической цели товародвижения. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения. Рационализация товародвижения достигается не только за счет сокращения ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях. Происходит и ликвидация повторных работ по подготовке товаров к отпуску покупателям, сокращение товарных потерь, облегчение работ по учету и контролю, сокращение расходов на упаковку грузов. Вскрываются и устраняются нерациональные перевозки - встречные, излишне дальние, повторные.

Встречными перевозками называются перевозки однородных грузов по одному и тому же участку пути в противоположных направлениях. Излишне дальние перевозки имеют место в том случае, если какой-нибудь пункт снабжают товарами из отдаленного источника при возможности снабжения из более близкого. Под повторными перевозками понимаются перевозки груза в такой пункт назначения, в котором вырабатывается такой же товар и вывозится в другой пункт. Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы. Значительно повышаются производительность труда и культура торговли. Происходит значительный экономический эффект от внедрения тары-оборудования. Так, расходы на погрузку и разгрузку автомобилей сокращаются в 5 раз.

Кроме того, использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить восемь технологических операций в торговле и тринадцать - на транспорте и предприятиях с поставщиков. Применение тары-оборудования - специальных малогабаритных контейнеров в качестве товароносителя наиболее эффективно при завозе в магазины небольших партий товаров. Тара-оборудование выполняет функции продовольственной транспортной тары и немеханического оборудования. В сфере производства или в оптовом звене товары фасуют в потребительскую упаковку, укладывают в тару-оборудование и доставляют непосредственно в торговый зал магазина, где они реализуются по методу самообслуживания.

Эта система товародвижения, если она действует на всем пути от цеха предприятия (оптового склада) до торгового зала магазина, в корне меняет характер работы. Она придает торговой отрасли индустриальный характер, высвобождает товарные ресурсы. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ с тарой-оборудованием магазины необходимо оснащать гидравлическими или механическими тележками с подъемными вилами. Также оборудовать приемную рампу специальными разгрузочными устройствами, приспособлениями для погрузки и выгрузки контейнеров, использовать подъемные столы и другие средства механизации.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Технологическая цепь товародвижения представляет собой последовательность технологических процессов и операций на всех этапах движения товара. Эффективность товародвижения достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов. При ней каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже - их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т. д. В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли. Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов. Факторы, влияющие на товародвижение, объединяются в четыре группы:

1) производственные;

2) транспортные;

3) торговые;

4) социальные.

К производственным факторам относятся такие как: размещение производства, специализация производства, сезонность производства товаров. Существенное влияние на процесс товародвижения указывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к сырьевым источникам часто приводит к неравномерности распределения их по территории страны, отдаленности от мест потребления и, следовательно, усложнению процесса товародвижения. Замедляется доведение товаров от производства до потребителя. Возникает необходимость перевозки товаров на большие расстояния. Специализация производства приводит к выпуску более узкого ассортимента товаров, что усиливает процесс товародвижения. Увеличивается количество звеньев. При оптимальной звенности товародвижения товар на своем пути от производства до розничной торговой сети проходит через минимальное число промежуточных оптово-складских звеньев». Каждое новое звено влечет за собой дополнительные расходы по погрузочно-разгрузочным операциям, приемке, хранении, отпуску, учету товаров. Централизованная доставка товаров от поставщиков в розничные торговые предприятия, минуя оптовые склады, сокращает доставку грузов в магазины. Она применяется по товарам простого ассортимента. Товары сложного,ассортимента (кондитерские изделия, бакалейные товары, вкусовые товары, швейные товары, трикотаж и др.) требуют складской формы товародвижения (для подсортировки, расфасовки, образования запасов для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса). Товары сложного ассортимента мелкие магазины не в состоянии получать без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тему, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли. Складская форма товародвижения в зависимости от количества складов, через которые проходил данный товар, может быть одно-, двух- и многозвенной.

Производство некоторых товаров носит ярко выраженный сезонный характер. Это связано с сезонностью производства сырья для изготовления продукции и с сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. Поэтому ассортимент товаров существенно меняется в течение года и необходимо вносить коррективы в организацию товародвижения.

К транспортным факторам относят: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, наличие транспортных средств и др. В настоящее время еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть. Доставка товаров затруднена. Значительную роль играет фактор технического состояния транспортных средств и их количество. Структура парка транспорта также должна отвечать требованиям рациональной организации товародвижения. Должен быть специализированный транспорт, транспорт различной грузовместимости, хорошее состояние транспортных путей сообщения и др.

К торговым факторам относят: ассортимент и свойства товаров; размеры, специализация и размещение предприятий торговли; уровень организации товароснабжения розничной торговой сети. Например, скоропортящиеся продукты требуют создания особых условий в процессе товародвижения. Товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Процесс товародвижения будет протекать по-разному в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы. Основными из них являются: плотность населения, расселение населения, национальный состав, уровень денежных доходов населения и др. При невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребителям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения. В этих случаях приходится перевозить товары на большие расстояния. Товары проходят также через большое количество звеньев.

Процесс пространственного перемещения товаров образует так называемое товародвижение, включающее перевозки товаров различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную торговую сеть - конечный пункт товародвижения.
Товародвижение - весьма сложный технологический процесс; на его организацию оказывает влияние мно-жество факторов.
Одним из основных факторов, оказывающих суще-ственное влияние на процесс товародвижения, является размещение производства товаров.
Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает такой фактор, как развитие транспортных связей между пунктами производства и районами потребления. Развитию транспортных связей между отдельными регионами страны всегда уделялось и уделяется большое внимание. Быстрое развитие всех видов транспорта, вне-дрение современных перевозочных средств, повышение скорости движения транспорта обеспечивают хорошие условия для рациональной организации товародвижения. При выборе транспортных связей исходят из того, чтобы затраты на транспортировку товаров были минимальные, а сроки доставки - минимально короткие.
Важными факторами, влияющими на процесс това-родвижения, являются его форма и звенность.
Различают две формы товародвижения: транзитную и складскую. Наиболее простой формой является тран-зитная, предусматривающая завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных пред-приятии. Транзитная форма товародвижения применяется, как правило, по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки. По товарам сложного ас-сортимента транзитная форма применяется реже, так как может привести к сужению ассортимента, увеличе-
нию запасов товаров, замедлению их оборачиваемости и увеличению издержек обращения. По товарам сложного ассортимента, как правило, применяется складская форма товародвижения. Товары простого и сложного ас-сортимента на своем пути движения могут проходить одно, два и более складских звеньев. Различают два вида звенности:
торгово-организационную (количество оптовых тор говых организаций и предприятий, участвующих в оптовых закупках);
складскую (количество складских звеньев, через ко торые проходит товар на пути движения от производства до розничной торговой сети).
Сокращение звенности товародвижения имеет важ ное значение для совершенствования оптовой торговли, процесса товарного обращения, размера запасов това ров, наличия товарного ассортимента в розничной тор говой сети и экономии затрат, связанных с доведением товаров от производства до потребителя.
Складская звенность товародвижения измеряется ко-эффициентом, показывающим отношение валового (оптово-складского и розничного) товарооборота к чистому (розничному) или оптово-ск л адского к розничному. Этот показатель может быть выражен в единицах или процентах.
Рациональным считается такое движение товаров сложного ассортимента, которое организуется по схеме: фабрика - оптовое предприятие - магазин. Для уста-новления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина. Коэффициент звенности определяется как отношение ва-лового (складской и розничный) оборота к розничному аа минусом единицы:
где Оскл- оборот складской;
Омаг- оборот розничный.
Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных организаций, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими складов магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.
Выбор формы движения товаров обуславливается эко-номической целесообразностью, выявляемой путем кон-кретных расчетов затрат по товародвижению.
Рациональная организация товародвижения предпо-лагает:
обеспечение кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления;
применение наиболее целесообразных форм движе ния товаров;
использование наиболее удобных и экономичных ви дов транспорта.
Выбор кратчайших путей движения означает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также из-1 лишне дальние и повторные перевозки. Излишне даль-ними считаются перевозки, выходящие за пределы зон, ! установленных схемами нормальных направлений гру-зопотоков на транспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения.
Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация