Феномен общения в психологии. Презентация на тему "общение как феномен психологии" Понятие общения как социально психологического феномена

26.11.2023

1.2 Феномен общения

Принципиальной теоретической основной междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности являются фундаментальные положения о социальной сущности человека.

Личность катализирует в своей психологической структуре общественных отношений, являясь одновременно их объектом и субъектом. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.

Ввиду сложности емкости феномена общения, толкование этого понятия зависит от исходных теоретических оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Понятие «общение» близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

· адресант – субъект общения;

· адресат – кому направлено общение;

· сообщение – передаваемое содержание;

· код – средства передачи сообщения, канал связи;

· результат – что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности.

В наиболее обобщенных классификациях выделяют три стороны общения:

Коммуникативную;

Интерактивную;

Перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфически информационного процесса между людьми как активными субъектами с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений.

Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы:

Оптично-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика;

Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, паузы;

Система организации пространства и времени коммуникации;

Система «контакта глазами».

Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на общение партнера, обеспечить свое идеальную представленность в другом.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего – кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. .

Общение – одно из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. .

Определяя сущность общения, его чаще квалифицируют как взаимодействия, который представляет собой специфическую деятельность.

Б.Д. Парыгин рассматривает общение «как сложный и многогранный процесс, которое может выступать, а одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания м взаимного понимания друг друга». .

Общение – есть процесс, но статус процесса не правомерно приписывать и отношениям людей друг к другу. Отношения могут проявляться в каких-то процессах, всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений. Отношения необходимо предполагается в каждом из компонентов общения. Без отношения невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни взаимное понимание, ни сопереживание. Общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но понятия эти не совпадают друг с другом. Отношения между людьми всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. .

Взаимоотношения – это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными «лицом к лицу» или опосредствованными какими-то средствами коммуникаций, могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности. .

Т.о., взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляет собой его мотивационно-потребностную основу, а с другой – видоизменяются, развиваются, формируются в процессе его протекания. В живом акте межличностного общения слиты воедино операционный, процессуальный, «являющийся» (внешний) и внутренний, мотивационный, отношенческий компоненты. В наблюдаемом акте общения мы имеем дело и с актуализацией существующих отношений, и с предпосылкой для их развития в сторону укрепления или ослабления, и с причиной возможного изменения самой модальности отношений, их знака.

И установление зависимости коммуникативных способностей от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении. IV. Составление коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте. Исследования проводились с ноября 1998 г. по март 1999 г. В эксперименте принимали участие учащиеся Кудехинской средней...

Раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Таким образом, в I главе были раскрыты проблемы общения в подростковом возрасте. 1) Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире; 2) ...

Целью нашей работы является изучение психологических особенностей общения подростков. Мы предполагаем, что психологические особенности общения зависят от гендерных различий, уровня общительности и тревожности, а также социометрического статуса в группе. Объектом нашей работы являются дети подросткового возраста 14-15 лет. Предметом изучения является межличностное общение. В соответствии с...




Взаимодействия (Приложение № 2). Результаты исследования позволят повысить коммуникативную компетентность старшеклассников, улучшить отношения в группах подростков. Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из...

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общения принадлежащие к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).

Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценности общения А. Реан и Я. Коломинский обосновывают:

Во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком);

Во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.

Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы.



Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми.

Общение является основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует о генетической «запрограмированности» на общения с окружением.

Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействия людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которые осуществляются через прямые или косвенные контакты, в которых вступают личности и группы.

Это широкое понимание общения, а узкий контекст - межличностного общения - указывает на процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших феноменов.

Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Общение (в узком смысле) – это процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

Многие психологи исходят из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей.

Общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

· как особый вид деятельности;

· как специфическая социальная форма информационной связи;

· как форма взаимодействия субъектов;

· как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

· как процесс межличностного взаимодействия;

· как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

· как существенный аспект человеческой деятельности;

· как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

· как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.

Кстати, общение с самим собой (т.е. интраперсональний диалог ) было известно еще в Древней Греции.

Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить собеседования с самим собой и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой проводилось три раза подряд, чем достигалось более глубокое осмысление вопросов.

Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае - это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей.

Кроме субъект - субъектного подхода , где партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью, имеют место и другие подходы.

Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

Согласно с полииндивидным подходом , индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

Общение о но способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и.т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения.

Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.

Регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения: не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

Аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует следующие компоненты:

когнитивно-информационный (прием и передача информации),

регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий),

аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне)

социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций:

· контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

· информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение каких-л действий;

· координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

· понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

· амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

· осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).


§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.


Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

§ информационная (обмен информацией между людьми)

§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

§ инструментальную (общ-е выступает как соц механизм упр-я и передачи инфо, необх-ый для совершения действия)

§ синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

§ самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

§ трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

§ экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

§ социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

§ социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.


Похожая информация.


Введение

Перцептивнаясторона общения

Интерактивнаясторона общения

Коммуникативнаясторона общения

Структураобщения

Функцииобщения

Средства коммуникации

Общение как социально-психологический феномен

Заключение

Списоклитературы


Введение

Общение является однимиз предметов социально-психологического исследования.

Общение -многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализациимежличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостьюорганизации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.

Исследования Г. М.Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание имеханизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общенияявляются:

Коммуникативная(передача информации в процессе общения);

Интерактивная (т.е.взаимодействие партнеров);

Перцептивныекомпоненты (восприятие партнерами друг друга).

В рамкахсоциально-психологического знания относительно проблематики общения наиболеесодержательно глубокий и объемный материал наработан по общению межличностному.В этом плане все три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность ипри этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одногочеловека, если речь идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторонаобщения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается вобмене участниками общения информацией.

Рассмотрим болееподробно процессы и стороны общения.


Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия учеловека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшиесложности в процессе восприятия человека человеком представляет не тольконеоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, чтопо внешним признакам, по тому образу, который формируется в результат контакта,партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюдате многочисленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица синдивидуальными особенностями.

Основными механизмамипознания другого человека являются идентификация и рефлексия .

Идентификация предполагаетотождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод оего индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек стараетсяпоставить себя на место другого и, исходя из этого, попытаться понять егосостояние и возможные способы действия в конкретной ситуации. Часто при этомсобственные понятия и схемы поведения распространяются на другого, что можетстать причиной ошибки, так как отличия этого от другого не учитываются приидентификации. Более эмотивные люди, естественно, чаще используют именно этотметод познания, заражаясь переживаниями партнера по общению.

Под понятием рефлексииподразумевается не способность человека к самонаблюдению, но осознание того,каким воспринимают его окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазахдругих, является важным элементом Я-концепции и самооценки, он всегда, болееили менее осознанно, присутствует в структуре личности. При общении же этоотраженное представление о себе играет доминирующую роль, и от того, насколькооно совпадает с действительным образом субъекта у партнера (или партнеров), вомногом зависит успех контакта.

Главным содержаниемперцептивного процесса общения является система интерпретаций поведениядругого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системысубъект стремиться предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и поотношению к себе. Так как реальных сведений о причинах тех или иных действийокружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности,процесс интерпретации поведения получил название атрибуции (или каузальнойатрибуции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать партнерампричины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализапохожих случаев, либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях.В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект,ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы ипереживания, которые могут привести к сходному результату. При анализе людивспоминают о похожих случаях, произошедших с другими людьми, либо поведениепартнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те жепричины.

Так же на восприятиеокружающих оказывает влияние и эффекты «ореола», «новизны»,«бумеранга».

Эффект«ореола» заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке,часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем,распространяется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этомможет сформироваться как положительный, так и отрицательный «ореол».Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем всеего поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на ихреальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются восновном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или незамечаются. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке оказалосьотрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем илине замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания кнедостаткам.

Эффект«новизны» заключается в том, что по отношению к знакомому человекунаиболее значимой оказывается последняя, более новая информация о нем, тогдакак по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Именнопоэтому эмоционально насыщенная или значимая информация о новом человеке можетстимулировать формирование положительного или отрицательного«ореола».

Еще одним важнымэффектом восприятия является эффект «бумеранга», заключающийся в том,что в некоторых случаях воздействие информации на партнеров по общению (илина широкую аудиторию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Какправило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие кисточнику информации или этот источник (как субъект, так и средство массовойинформации или учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффектбумеранга возникает, если информация длительное время носит однообразный несоответствующий изменившимся условиям характер.

Анализ перцептивногопроцесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает нетолько представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнерможет вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стойкоечувство, как положительное, так и отрицательное.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторонаобщения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения,связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместнойдеятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения идеятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностноевзаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихсяв их совместной деятельности. Наиболее распространенным является деление всехвзаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кромекооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции,ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принципразличных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие егопроявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются“позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия,так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собойопределенного рода препятствие для нее.

Кооперация обозначаеткоординацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование,суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативноговзаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касаетсяконкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме -конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов(субъектов взаимодействия).

Один и тот же человеквыполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает ихстолкновение - ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различныероли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подверженосоциальному контролю и обязательно получает общественную оценку, асколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

Исходным условиемуспешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людейожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишеновнутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизмпозиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, чтоиногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникаетмежличностный конфликт.

Интеракция такжерассмотрена с точки зрения транзактного анализа американским психологом Э.Берном. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя(зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый,неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться сситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собойи ими).

Выступая в позицииДитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя -самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого - корректным и сдержанным. Вовзаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один изпартнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

Наиболее успешным иэффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут другдруга понять и два Ребенка.

Трансакция - единицавзаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Суть теории Э. Бернасводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы,акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительнаяэмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой типвзаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, очем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишениеответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, кнему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и можетстать причиной конфликта.

С психологической точкизрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициямпартнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколькоправильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами пообщению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и кругпсихологический ролей, которые нам предстоит исполнить.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторонаобщения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значениеприобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремленииубедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит непросто «движение» информации, но ее развитие, уточнение и обогащение.Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) необходимо учитыватьне только то, что говорится, но и каким образом, соотносить содержание сведенийс установками, ценностями, мотивами каждого из воспринимающих.

Исходя из тех задач,которые ставит перед собой коммуникатор, выделяются побудительные сообщения(побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные(сформировать переживание), фактические (установление и поддержание контакта).

Фактическое, т.е.бессодержательное, общение предполагает использование коммуникацииисключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Чисто информативная цельсообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатораможет быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействиеон оказал на воспринимающего и понято ли оно верно.

Наиболее сложнойзадачей коммуникации является реализация намерения повлиять на поведениедругого, так как в этом случае необходимо не только понимание значимостисообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров,близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздействия в процессеобщения, как убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждениикоммуникатор ориентируется на сознательное, разумное восприятие своейинформации, поэтому его монологическая или диалогическая речь должна бытьмаксимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействияпредполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько набессознательные чувства, переживания, стремления людей.

Особое место в анализекоммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативныхбарьеров, нарушающих процесс обмена информацией, адекватное понимание иреагирование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными факторами,например, политическими разногласиями, различиями во взглядах, связанными сразницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Также причинойнепонимания могут быть и индивидуальные особенности партнеров, например,интравертированность, тревожность, мнительность собеседников.

Структура общения

Общение как процессимеет свою структуру, которая подробно рассматривалась разными авторами.

Б. Ломов предложилклассификацию состоящую из трех уровней:

ü Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другимилюдьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизничеловека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются,сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцентделается на анализе психического развития индивида);

ü Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логическизавершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которыхоказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезкахсвоей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрываетсядинамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапыобщения);

ü Микроуровень:внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения каквзаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одногопартнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщениеинформации - отношение к ней» и т.п.).

Г. Андреева определяетструктуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов:коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е.обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процессвосприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основевзаимопонимания).

Б. Парыгинрассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательнойи формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием иформой.

А. Бодалев в структуреобщения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) ипрактичный (деятельный) компоненты.

Логическим основаниемдля моделирования структуры общения как процесса (передача информации,взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.)может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как:цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи,устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентацииучастников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формыобщения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения;этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии итактики общения; результат общения.

Внешний - проявляется вкоммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегииобщения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведенияи т.д.

Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, котороевыражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Функции общения

Что касается функций(от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимаютвнешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет впроцессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различныеподходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматриваяобщение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и снепосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующиефункции:

Общение являетсяформой существования и проявления человеческой сущности, оно играет вколлективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

Представляет собойважнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучногосуществования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением(подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любоговозраста.

Б.Ломов выделяет вобщении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обменеинформацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляциясовместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную(регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативнаяфункция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, еереализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравниваниеразличий в исходной информированности людей, которые вступают в психологическийконтакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений(здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровеньсвязан со стремлением человека понять других (общение, направленное наформирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаряобщению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но иповедения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процессвзаимного налаживания действий.

При таких условияхпроявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности,совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция икоррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация,внушение и др.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, вкоторой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе исоциальное.

Можно привести другую,немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.Реан), в которой общение образует: когнитивно-информационный (прием и передачаинформации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностяхповедения субъектов, на взаимной регуляции их действий),аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции наэмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимноговосприятия, понимания и познания субъектов).

Л. Карпенко по критерию«цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессевзаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

· контактную- установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передачесообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности;

· информационную- обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями),т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную- стимулирование активности партнера по общению, что направляет его навыполнение тех или иных действий;

· координационную- взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместнойдеятельности;

· понимание- не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но ипонимания партнерами друг друга;

· амотивную- вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний,изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установленияотношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных,деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действоватьиндивиду;

· осуществлениявоздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательныхобразований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностейактивности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Анализ особенностейобщения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на егомногофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

Инструментальнаяфункция характеризует общение как социальный механизм управления, что даетвозможность получить и передать информацию, необходимую для осуществленияопределенного действия, принятия решения и т.п.;

Интегративной- используется как средство объединения деловых партнеров для совместногокоммуникативного процесса;

Функциясамовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллекти психологический потенциал;

Трансляционная- служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;

Функциясоциального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, аиногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участниковделового взаимодействия;

Функциясоциализации способствует развитию навыков культуры делового общения; с помощьюэкспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональныепереживания друг друга.

Все приведенные функциитрансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, котораяпроявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смыслеобщение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людейв их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя,следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех другихфункций человека как субъекта общения.


Средства коммуникации

Для передачи любаяинформация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможналишь посредством использования знаковых систем. Самое простое делениекоммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковыесистемы.

Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самымуниверсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информациипосредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Можно обозначитьпсихологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»«Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом онвоплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщенияраскрывается одновременно с декодированием.

Можно выделить трипозиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

Открытая (открытообъявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

Отстраненная (держитсяподчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

Закрытая (умалчивает освоей точке зрения, скрывает ее).

Невербальнаякоммуникация . Выделяют четыре группы невербальныхсредств общения:

1) Экстра- ипаралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общениюопределенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех,покашливание и т.д.)

2) Оптико –кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика,пантомимика).

Жест – это движение рукили кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только присловах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движениемышц лица.

Пантомимика –совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3)Проксемика(организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяютчетыре дистанции общения:

Интимная (от 0 до 0,5метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительнымиотношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передаетсяс помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

Официально-деловаяили социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причемчем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общениичеловек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Визуалика, или контактглаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10секунд.

Вербальная иневербальная коммуникации тесно переплетаются между собой, органическидополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.


Общение как социально-психологический феномен

Отечественнаяпсихологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории«общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Преждепринципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единстваобщения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), подобщением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматриваетлюбые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общенияпринадлежащие к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди непросто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегдаобщаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает,что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения,когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (посколькусама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как еесвоеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).

Другими словами,общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместнойдеятельности и как ее продукт.

Относительно другойпозиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная исведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становитсядля человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценностиобщения А. Реан и Я. Коломинский обосновывают:

Во-первых,теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А.Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (ононеобходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость,чтобы чувствовать себя человеком);

Во-вторых, с позицийсубъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой«субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать какобъект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Общение являетсясоциальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей вовремя передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.

Оно способствуетобогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности,удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмомвоспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогаетобъективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера,эмоций, волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общениязаключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одногоиндивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями,информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.

Успешность любыхконтактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. Вреальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, еекоммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческиесимпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость,привлекательность и вражда.

В связи с этимчрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членамиконтактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общенияотдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства,используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека вобщении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостьювзаимодействовать с другими людьми.

Общение являетсяосновным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функцийобучения, воспитания и развития индивида.

Изучая поведениемладенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скинотмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми толькожестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует о генетической«запрограмированности» на общения с окружением.

Общение - это весьспектр связей и взаимодействия людей в процессе духовного и материальногопроизводства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальныхотношений и психологических особенностей отдельного человека, которыеосуществляются через прямые или косвенные контакты, в которых вступают личностии группы.

Это широкое пониманиеобщения, а узкий контекст - межличностного общения - указывает на процесспредметного и информационного взаимодействия между людьми, в которомформируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностныеотношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциалакаждого индивида.


Заключение

Основываясь наинформации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение - этомногоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, которыйвключает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную иперцептивную.

Коммуникативная сторонаобщения представляет собой обмен информацией между участниками совместнойдеятельности.

Интерактивная сторона -это взаимодействие общающихся людей - обмен в процессе речи не только словами,но и действиями, поступками.

Перцептивная сторонаобщения - восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимаетли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного,понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего непоймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.

В социальной психологииявление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такиефеномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство илидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

В результате общенияпроисходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляетсяобъединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Общение являетсячрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оноохватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений,осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которыеявляются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются иобогащаются.


Списоклитературы

1.Андреева Г. М.Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 1998.

2.Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. - Екатеринбург. 1999.

3.Общение иоптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я.Москва, издательство МГУ, 1987.

4.Парыгин Б. Д.Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

6.Бодалев А.А. Восприятиеи понимание человека человеком. М., 1982.

Лабунская.В.А/Экспрессиячеловека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.

7.Пиз А. Языктелодвижений. - Новгород, 1992.

После изучения данной главы студент должен:

  • знать психологическое значение понятия "общение";
  • уметь описать общение как специфический психологический феномен, отличающийся от поведения и индивидуальной деятельности;
  • владеть некоторыми приемами прогнозирования и предотвращения конфликтных ситуаций в общении.

Общение как психологический феномен

Более 100 лет исследований в области экспериментальной общей психологии привели ученых к мысли о необходимости создания новой отрасли науки, которая бы занималась изучением общения людей. Это было вызвано целым рядом причин. Во-первых, психические процессы, психические свойства и состояния проявляются по-разному в разных жизненных ситуациях, но особенно в тех, которые сопровождаются общением – как непосредственным, в частности в малых социальных группах, так и опосредованным, например при восприятии рекламы. Во-вторых, психологи обратили внимание на возможность эмпирического изучения социальных явлений, которые требуют глубокого психологического анализа, в частности межличностных оценок и сравнений, поведения людей в группах, поведения потребителей и пр. В-третьих, многие смежные науки, такие как экономика, социология, политология, история и др., потребовали от психологов объяснить, почему именно в обществе происходят те или иные явления, которые не находят ответов в рамках общей психологии, но явно имеют психологическую природу. Например, были поставлены вопросы относительно того, как возникают паника на биржах или этнические и религиозные конфликты.

И наконец, в-четвертых, некоторые ученые осознали тот факт, что в процессе общения определенные предметы и явления начинают приобретать для людей особые свойства, какими ранее не обладали. Было показано, что некоторые свойства объектов, играющих важную роль в жизни людей, в реальности не существуют, а проявляются только в социальных условиях, при непосредствен ном или опосредованном общении. В частности, такое представление во многом отражено в понятиях теории символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида , представителя Чикагской социологической школы (рис. 9.1). Эти свойства имеют символическую природу: их ощущают, воспринимают и ценят одни люди, но абсолютно не воспринимают и не ценят другие. Например, было замечено, что подобными свойствами обладают продукты творческой деятельности. Иногда они даже становятся "сверхценными" для определенных групп людей, при этом очень часто независимо от тех материальных затрат, которые потребовались на их создание. Так появилось представление о социально-психологическом феномене, который получил название сверхчувственных свойств .

Рис. 9.1.

Приблизительно по этим (и некоторым другим) основаниям возникла новая отрасль науки – социальная психология . Объектами ее изучения стали различные типы, виды, формы и условия общения и деятельности, а также феномены общения, которые влияют на психические процессы, свойства и состояния людей.

Стремясь понять, чем занимается социальная психология, в первую очередь следует обратить внимание на то, что люди по-разному общаются друг с другом: есть люди очень общительные (экстраверты), а есть необщительные, замкнутые (интроверты). Второе, что должно привлечь наше внимание: в процессе общения люди оказывают воздействие, влияют друг на друга и меняют свое поведение в зависимости от характера общения, степени и форм такого воздействия. Но самое интересное, это, наверное, то, что общение людей способно порождать нечто новое в природе, то, чего ранее никогда не существовало. Иногда может возникнуть впечатление, что это новое появляется как бы из ничего, однако на самом деле его источником является именно общение людей друг с другом. Такая идея возникла в результате теоретического анализа феномена социального в ряде социально-психологических теорий.

В частности, в соответствии с теорией Дж. Г. Мида, человек – социальный продукт межличностного взаимодействия. Он принимает на себя некие роли под влиянием других людей ("обобщенный другой"), В процессе социализации формируется рефлексирующее социальное "Я", т.е. его происхождение полностью социально. Главное в социальном "Я" – способность становиться объектом самонаблюдения , в результате чего внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Для глубокого описания этого явления Мид использовал понятие "самость". Это свойство не является врожденным, его происхождение также сугубо социально. Чтобы эффективно взаимодействовать, человек должен понимать намерения других людей. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид называл принятием роли. Процесс принятия роли предполагает, что индивид с помощью воображения ставит себя на место того человека, с которым общается. Ключевое понятие символического интеракционизма – взаимодействие (интеракция ). Основой взаимодействия служит не совместная деятельность, а обмен символами.

Дж. Г. Мид, а также Ю. Хабермас, X. Блумер и др„ развивая взгляды социолога Георга Зиммеля, утверждали, что общество построено на обмене жестами и символами посредством языка. Утверждалось, что для понимания поведения людей необходимо познание внутреннего символического смысла, некоего языкового кода, который понятен только участникам взаимодействия. В процессе социализации определяющую роль играют так называемые значимые другие – люди, чьи суждения и действия являются эталоном при формировании собственных суждений, мнений и поведения человека.

  • Биография Дж. Г. Мида довольно примечательна. Он родился в США, учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где познакомился с работами В. Вундта. Мид никогда не имел ученой степени, но преподавал социальную психологию в США в университете Чикаго. Не имея научного статуса, он не опубликовал ни одной своей книги, однако имел большое влияние. Лекции Дж. Г. Мида были собраны и опубликованы уже после его смерти.


© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация