Вклад экологических фондов в охрану природы. На характеристике экологических фондов ниже следует остановиться более подробно. Источники формирования экологических фондов

08.12.2023

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие природоохранных фондов и природоохранной деятельности, её направления и мероприятия. Задачи Федерального экологического фонда РФ, принципы формирования экологических фондов. История и деятельность Гринпис, WWF, региональных экологических фондов.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2017

    Анализ принципов формирования экологических фондов. Изучение порядка решения неотложных природоохранных задач и восстановления потерь окружающей среды как основных целей системы экологических фондов. Особенности использования средств экологических фондов.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    История охраны природы и пути формирования ряда экологических движений. Характеристика некоторых, наиболее известных организаций в этой сфере. Цели, задачи и позиции крупнейших международных экологических объединений. Проблемы и перспективы их развития.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Первичный и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий. Определение общей (абсолютной) и показатель сравнительной (относительной) эффективности экологических издержек. Социальный эффект природоохранных мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Основные цели природоохранных организаций. Анализ Европейского агентства по окружающей среде, основная деятельность. Характеристика Всемирного фонда дикой природы, представительства в России, миссия, программы: лесная программа, морская, климатическая.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Определение экономической эффективности от внедрения природоохранных мероприятий на предприятии. Сокращение вредных выбросов в атмосферу от тепловозов. Очередность реализации природоохранных мероприятий, последствия загрязнения воздуха автотранспортом.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Система показателей природоохранной деятельности. Затраты экологического назначения. Их классификация и группировка. Капитальные вложения экологического назначения. Их показатели. Текущие природоохранные затраты. Эффективность природоохранных затрат.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Изучение перспективных направлений развития природоохранных технологий. Особенности развития электроэнергетической системы Сибири. Системы очистки дымовых газов, как элементная база создания новых технологий. Выбросы золы, серы, азота и очистка от них.

    Конспект по экологии

    Важной составной частью экономического механизма природопользования и экологизации экономики призваны быть экологические финансовые фонды. В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.

    Федеральный и региональные экологические фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Главным источником фондов является совокупность платежей, рассмотренная выше. Основные поступления обеспечиваются платой за загрязнение природной среды. Кроме этого определенная часть фондов складывается из:

    • средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам и от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
    • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения, а также сумм от реализации конфискованных орудий незаконного промысла и добытой с их помощью продукции;
    • доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, использования рекреационных мероприятий, а также доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;
    • добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

    Средства экологических фондов согласно Закону об охране окружающей природной среды распределяются следующим образом: 60 % – на реализацию природоохранных мер местного значения; 30 % – на природоохранные; нужды краев и областей; 10 % – на федеральные нужды.

    Особую группу составляют фонды экологического страхования, или фонды экологической безопасности, создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам, на случаи причинения серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологическое бедствие. В индустриально развитых странах экологическое страхование широко применяется в сферах деятельности, являющихся источниками повышенного экологического риска. Подобные предприятия илифирмы обязаны иметь собственные страховые фонды экологической безопасности.

    В Российской Федерации порядок экологического страхования не определен, хотя в Законе об охране окружающей природной среды упоминается «добровольное и обязательное государственное экологическое страхование на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф». Прежняя практика вообще не предусматривала такой формы страхования и компенсаций за счет средств ведомств или предприятий, являющихся источниками экологической опасности. Последствия всех крупных аварий в нашей стране покрьваются из бюджета, т.е. оплачиваются самим населением.

    Осознание важности экономических стимулов защиты природной среды и экологизацки хозяйственной деятельности, острота экологических проблем во многих странах привели к образованию ряда международных экологических фондов, поддерживающих различные международные, региональные и национальные программы по охране природы, экологическому образованию, обмену экологической информацией и т.п. К ним относятся Всемирный фонд охраны природы; Фонд Центра за наше общее будущее (1989); Фонд глобального экосодействия, учрежденный в 1990 г. Программой развития ООН, Всемирным банком и ЮНЕП; Фонд Совета Земли (1993) и некоторые другие фонды.

    Например, Фонд компенсации ущерба, нанесенного нарушением свойств окружающей среды и природных ресурсов может использовать свои средства на рекультивацию земель, на очистку водоемов, на восстановление флоры и фауны.

    Фонд проведения единой научно-технической политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

    • на перспективные научные направления;
    • на создание новых ресурсосберегащих и экологичных технологий;
    • на разработку и производство высокоэкологичных и ресурсосберегающих машин и оборудования;
    • на создание мощных природоохранных сооружений и устройств;
    • на разработку и производство усовершенствованных технических методов и средств контроля за состоянием среды;
    • на практическое переоснащение сетей контроля за состоянием природной среды и развитие системы экологического мониторинга;
    • на осуществление мер по вторичному использованию отходов.
    Фонд материального поощрения за эффективную природоохранную и ресурсосберегаюшую деятельность может использовать свои средства:
    • на осуществление местных социально-экологических программ;
    • на премии за досрочный и качественный ввод в эксплуатацию природоохранных объектов и средств;
    • на премии работникам предприятий и контрольных служб за уменьшение природоемкости производства.

    9.1 Этапы создания экофондов в РФ

    Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.

    С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.

    1 этап (1989-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

    2 этап (1991-1995гг.) - создание системы внебюджетных экологических фондов в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", формирование 3-х уровней системы экологических фондов:

    Федеральный;

    Республиканский, краевой, областной;

    Местный.

    2 этап - этап становления платных услуг в сфере природопользования, предусматривал формирование нового экономического механизма природопользования в связи с повсеместным введением с 1991г. платы за загрязнение окружающей природной среды. Действие данного механизма направлено:

    На создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющей Федеральный и территориальные фонды;

    Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

    Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

    Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

    Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    3 этап (1995г. по настоящее время) - консолидация внебюджетных экологических фондов России в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    9.2 Цели и задачи создания экофондов в РФ

    Главной целью создания внебюджетных экологических фондов России являлось формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями природопользователями.

    В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:

    Финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения:

    Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программ;

    Экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий.

    Содействие в развитии экологического образования и воспитания.

    9.3 Правовой и финансовый статус экофондов в РФ

    В настоящее время во всех 83 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).

    Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:

    Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов)
    Фонды образованы:
    По решению представительных органов
    По решению администрации
    По решению Комитета охраны природы
    Положение о фонде утверждено:
    Смета расходов утверждается:
    Представительным органом власти
    Исполнительным органом власти
    Контроль за деятельностью фондов осуществляют:
    Представительный орган власти
    Администрация
    Комитет охраны природы
    Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы
    Представительный орган власти, комитет охраны природы
    Администрация, комитет охраны природы
    Фонды, обладающие правами юридического лица
    Фонды, консолидированные в бюджет

    Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении.

    9.4 Источники формирования средств экологических фондов РФ

    Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:

    Средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также иностранных юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды загрязнения;

    Средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

    Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

    незаконнодобытой с их помощью продукции;

    Добровольных отчислений и взносов предприятий и граждан, иностранных юридических и физических лиц;

    Средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;

    Доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

    Средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.

    Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.

    Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета государственных экологических фондов. Они распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, областного, краевого значения;

    10% - в Федеральный экологический Фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

    С момента образования экологических фондов РФ структура источников доходов фондов менялась. Однако постоянно преобладает доля платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита и сверх лимита (их доля более 70%) в общем, доходе экофондов).

    Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:

    60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

    30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

    10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

    В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    9.6 Правовая база деятельности экофондов в РФ

    Начиная с 1989г. по настоящее время серьезной проблемой успешного функционирования экологических фондов РФ является недостаточность правовой базы.

    В настоящее время работа проводится по двум направлениям:

    1. Совершенствование действующих нормативно-методических документов. Это подготовка следующих усовершенствованных нормативных актов:

    Положение о Федеральном экологическом фондеРФ;

    Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и т.п.

    2. Подготовка проектов новых документов:

    Закона Российской Федерации "Об экологических фондах в Российской Федерации";

    Инструкции о порядке формирования, финансирования расходов, ведения учета и составления отчетности об использовании средств экологического фонда и т.п.

    В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышается роль экологических фондов.

    ВОПРОС 7. За счет каких источников образуются экологические фонды?

    Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предпри¬ятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:

    платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

    сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

    средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;

    полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

    инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

    ВОПРОС 8. Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

    Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

    Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

    выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

    направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

    осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

    Статья 20. Общественная экологическая экспертиза

    Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

    Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

    Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

    Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

    Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

    Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

    получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

    знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

    участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

    На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

    Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

    При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

    Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

    В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

    Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

    Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

    устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

    требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

    Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

    Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

    Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

    Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

    В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.

    Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

    Рис 7

    Структурно это можно показать в виде блок - схемы (рис 8).

    Естественно, что эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, должны отвечать тем же кондициям, что и эксперты государственной экспертизы.

    Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления. Регистрация должна быть осуществлена в семидневный срок со дня подачи заявления; заявление обязаны зарегистрировать или отказать в его регистрации. Если в регистрации не было отказано, то заявление считается зарегистрированным и можно приступать к организации экспертизы.

    В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены:

    наименование, юридический адрес;

    характер предусмотренной уставом деятельности, с обязательной отметкой, что экологическая экспертиза входит в сферу деятельности;

    сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

    сведения об объекте общественной экологической экспертизы;

    сроки проведения общественной экологической экспертизы.

    Согласно закону, Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу (т.е. вывод о возможности или невозможности реализации объекта экспертизы становится обязательным) в случае его утверждения в специально уполномоченных государственных органах в области экологической экспертизы.

    Естественно, что Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

    В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

    общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

    общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

    порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

    в уставе общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не указано, что ее деятельностью, является охрана окружающей среды и в том числе проведение экологической экспертизы.

    Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

    Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этом случае на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В целях более полной информации общественности «Заключение общественной экологической экспертизы» может публиковаться в средствах массовой информации или передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, инвестору, финансирующему проект и другим заинтересованным лицам (например, любые органы, лицензии или разрешения которых необходимы для реализации объекта).

    Экологические фонды в механизме охраны окружающей природной среды выполняют важную роль – они служат фи­нансовой базой по решению неотложных природоохранных за­дач. В России действует единая система внебюджетных государственных экологических фондов: Федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов Федерации, краевые, областные и местные экологические фонды. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, органи­заций, граждан, а также иностранных юридических лиц.

    Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, граждан, а также от иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

      платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

      сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

      от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

      полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

      валютных поступлений иностранных юридических лиц и граждан.

    Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банка и распределяются в следующем порядке:

      на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения – 60%;

      на реализацию природоохранных мероприятий территориального (республиканского, краевого, областного) значения – 30%;

      на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения – 10%

    Средства экологических фондов расходуются на оздоровле­ние окружающей природной среды, на здравоохранительные мероприятия, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельно­стью. По своему правовому статусу экологические фонды явля­ются юридическими лицами, оперативное управление которыми осуществляется дирекцией, образуемой правлением экологиче­ского фонда. Контроль за целевым использованием средств экологических фондов возлагается на федеральные, республи­канские, краевые, областные, местные комитеты охраны ок­ружающей среды, администрации государственных органов управления.

    Экологическое страхование как элемент экономического ме­ханизма охраны природной среды представляет собой способ за­щиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Закон предусматривает две формы экологического страхования – обя­зательное и добровольное страхование предприятий, учрежде­ний, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, ава­рий и катастроф.

    Средства из фондов экологического страхования использу­ются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию по­следствий экологических и стихийных бедствий, аварий и ката­строф. Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством РФ.

    Примерное положение определяет основные задачи экологи­ческих фондов, источники их образования, основные направления использования средств, управление средствами экологических фондов. Но главная цель – обеспечить финансовые гарантии за нанесение ущерба окружающей среде, в том числе содействовать развитию механизма страхования экологической ответственности.

    На данном этапе чисто экономический или чисто экологический подход к развитию становится все более неправомер­ным и должен быть заменен на комплексный эколого-эконо­мический . Необходимость регулирования экологических отно­шений, хотя и признается мировым сообществом, тем не менее «единственным критерием в природопользовании пока остает­ся экономичность» и «валовой экономический критерий (денежная оценка конечного продукта)». Между тем очевидно что, как при определении, так и при практическом осуществле­нии мер по борьбе с загрязнением природы, необходимо пре­творение в жизнь принципа: «кто загрязняет – тот и платит», и, следовательно, использование экономических механизмов в сочетании с законодательными актами. В теории экономиче­ские механизмы действуют в форме финансовых стимулов по отношению к лицам, ответственным за загрязнение окружаю­щей среды, которые в качестве экономических агентов могут выбрать то решение, которое сочтут для себя наиболее выгод­ным. Правда, не во всех случаях экономические механизмы выполняют лишь вспомогательную роль в отношении дейст­вующей регламентации, которая сама по себе не имеет доста­точной возможности, чтобы видоизменить поведение загрязни­телей. В то же время экономические механизмы обладают и определенными достоинствами. Если налоги в связи с загряз­нением окружающей среды установлены на соответствующем уровне, то это позволяет снизить глобальные издержки по ох­ране окружающей среды. Ведь фактически, экономический ме­ханизм представляет собой непрерывно действующий стимул, направленный на снижение загрязнения окружающей среды; он действует в течение всего установленного времени осущест­вления платежей. На основе этого стимула возникает импульс к осуществлению технических изменений посредством поиска и внедрения более эффективных механизмов борьбы с загряз­нением и выпуска новых, не загрязняющих окружающую среду продуктов. Кроме того, для органов государственной власти легче видоизменить какой-либо тип налога, чем изменять зако­нодательство.

    Экономические механизмы играют важную роль в природо­охранной деятельности. Поэтому и возникли смешанные систе­мы, в которых экономические механизмы дополняют систему непосредственной регламентации. В таких случаях роль эконо­мических механизмов состоит в обеспечении финансовых поступлений, необходимых для осуществления тех или иных эко­логических мероприятий для стимулирования технических инноваций.

    Эффективность налогов определяется и по степени выпол­нения поставленных целей. В тех случаях, когда уровень налогов низок, становится необходимой непосредственная регламента­ция для осуществления целей экологической политики. Здесь нужно стремиться к достижению равновесия. Слишком простая система, разумеется, удобна в применении, однако, ее полез­ность невелика. В то же время сложная и утонченная система эффективна в теории, но ее применение весьма затруднительно. К тому же следует учитывать, что высокие налоговые ставки мо­гут вызвать сопротивление со стороны предпринимателей.

    Одна из основных выгод, которую дают экономические ме­ханизмы в теоретическом плане – перспективная экономиче­ская эффективность, что подразумевает точное знание совокуп­ных затрат на очистку; равно как и общий объем издержек, свя­занных с нанесением ущерба окружающей среды.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация