Колокол (газета). А. И. Герцен и его «Колокол Начало издания газеты колокол

02.02.2024

В Лондоне с 1857 по 1867 годы. Выходил от 1 до 4 раз в месяц; всего вышло 245 номеров. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде» , «К.» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения: он «…встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено» (Ленин В.И., Соч., т. 18, с. 12). Выходя с девизом на титульном листе «Vivos voco» («Зову живых» - начальные слова из «Песни о колоколе» Ф.Шиллера), «К.» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований. Определяя смысл развернутой «К.» агитации, Ленин писал, что Герцен «поднял знамя революции», «великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным словом» (там же, с. 14, 15). Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций (например, «Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления, проникавшие в «К.» через широкую сеть тайных корреспондентов. Среди последних - представители различных оппозиционных кругов, от крупных чиновников до опальных декабристов и петрашевцев, в том числе писатели, публицисты, критики (П.В.Анненков, М.А.Бакунин, Н.А.Добролюбов, С.С.Громека, Н.А.Мельгунов, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, Н.И.Тургенев, Е.Тур, Н.И.Утин и др.). В «К.» участвовали также Дж.Гарибальди, В.Гюго, Дж.Мадзини, Ж.Мишле, П.Прудон и др. Обилие обличительного материала привело к выпуску с 1859 года особого приложения к «К.» - «Под суд!». «К.» читался по всей России: в царском дворце и среди студенчества, в министерствах и крестьянских избах. В годы революционной ситуации 1859-1861 годов тираж достигал 2000-2500 экземпляров. Спад революционного подъема проявился в резком снижении общественного влияния «К.». Надеясь восстановить авторитет «К.», Герцен в 1865 году переносит издание в Женеву. Но разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили прекратить издание. Попытка возобновить «К.» на французском языке (1868) не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии.

Вопросы литературы и искусства были подчинены в «К.» задачам революционной агитации, разоблачения политики царизма, дискредитации ее представителей. «Смешное и преступное, злонамеренное и невежественное - все идет под «Колокол» (Герцен А.И., Собр. соч., т. 12, 1957, с. 358). В соответствии с этим находилась и проблематика литературных публикаций «К.», где печатались стихи М.Ю.Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»), Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Огарева, М.Л.Михайлова, П.И.Вейнберга, В.Р.Зотова и др. Время от времени Герцен публиковал в «К.» отрывки из «Былого и дум». Борьба за беспощадный реализм объединяла «К.» и «Современник», несмотря на расхождения по частным вопросам, например, в оценке так называемого «обличительного направления», принятого Герценом за предвестие широкой демократической гласности. Следствием либерально-просветительских иллюзий Герцена явилась его статья “Very dangerous!!!” («Очень опасно», 1859), положившая начало полемике «К.» с «Современником». В то же время «К.», как и «Современник», осуждал «бегство от общественных вопросов», восставал против эстетической критики. «К.» отстаивал идею преемственности революционных поколений, защищая в этой связи «лишних людей» 30-40-х годов как жертв николаевской реакции. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) Герцен выступил против скептической оценки «Современником» исторической роли дворянства, особенно дворянской интеллигенции эпохи Белинского и Грановского. «…Лишним людям тех времен, - указывал Герцен в «Письмах к будущему другу» (1864), - обязано новое поколение тем, что оно не лишнее» (там же, т. 18, 1959, с 89). К середине 60-х годов издатели «К.» сознали правоту Чернышевского и Добролюбова, связав свои надежды с революционным разночинчеством - «молодыми штурманами будущей бури». Общественным и эстетическим идеалом «К.» был тип «Дон-Кихота революции». Черты этого «высшего типа человечества» Герцен находил в Пестеле, Рылееве, Белинском, Мадзини, Гарибальди. Преданность революции и нравственная безупречность были для Герцена одним из решающих критериев в оценке творчества Тургенева и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского, Григоровича и Гончарова. Требуя соответствия этического и эстетического, «К.» негодовал против мещанской ограниченности буржуазного общества, которое обезличивает человека, изгоняя «художественный элемент в самой жизни». Буржуазная действительность, говорилось в «К.», враждебна полноценному искусству, лишая его положительного содержания. В сознании безысходности - величие и предел буржуазного искусства, наиболее отдаленного от мещанства. В этом направлении оценивалось в «К.» Творчество Дж.Байрона, В.Гюго, Ч.Диккенса, Жорж Санд и др.

Газета формировала демократические взгляды на международную политику, европейскую философию и социологию (комментировались сочинения Фурье, Сен-Симона, Прудона, Л.Блана, Милля, Шопенгауэра и др.). «К.» наметил основные вехи в истории социализма в России: указал историческое место петрашевцев и Белинского, дал характеристику учения Чернышевского, защитил «нигилизм» писаревцев как «науку и сомнение, исследование вместо веры» («Порядок торжествует!», 1886). Теория «русского социализма» Герцена и Огарева внедряла в сознание передового общества уважение к народу как к творящей силе истории. От имени народа «К.» произносил суд над грабительской реформой 1861 года, срывал маски с либерально-охранительных партий, негодуя по поводу «рабской» философии славянофильских изданий («Русская беседа» , газета «День»), приспособленчества «Отечественных записок» , угодливой реакционности «Русского вестника» , «Московских ведомостей» . Большое место в «К.» занимала борьба с цензурными репрессиями.

Требование «земли и воли», призыв «В народ! К народу» («Исполин просыпается!», 1861) нашли горячий отклик в передовой русской литературе. «К.» оказал влияние на многих писателей. Спор с позицией «К.» относительно судеб России и Европы определил полемический план романа Тургенева «Дым». Чутко реагировал на публикации «К.» М.Е.Салтыков-Щедрин в «глуповских» очерках, «Сатирах в прозе», хронике «Наша общественная жизнь». Внимательно прислушивался к пропаганде Герцена Л.Н.Толстой, посетивший издателей «К.» в 1861 году. Направлению газеты сочувствовали Д.И.Писарев, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Помяловский, В.А.Слепцов и другие писатели и критики. В спорах с «К.» формировались социально-этические идеалы Ф.М.Достоевского.

Чтение «К.» и связь с его издателями карались в России каторгой и ссылкой. Царское правительство принимало ряд мер для противодействия его влиянию. Однако газету продолжали «прятать, но читать». «К.» способствовал развитию сатирической журналистики 60-х годов («Искра» В.С.Курочкина). Разящий юмор «К.», его излюбленные жанры - памфлет, фельетон, иронический комментарий - вошли в арсенал сатирической публицистики. Отмечая преемственность революционных традиций, Ленин называл общедемократическую печать с «К.» во главе предшественницей рабочей печати (см. Соч., т. 20, с. 233). Опыт «К.» был широко использован в ленинской «Искре» и других большевистских газетах.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966

Литература:

Ленин В.И., Памяти Герцена, Соч., 4 изд., т. 18;

Ленин В.И., Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20;

Плеханов Г.В., Герцен-эмигрант, Соч., т. 23, М.-Л., 1926;

Рейсер С.А., Тургенев - сотрудник «Колокола», в сборнике: И.С.Тургенев, Орел, 1940;

Клевенский М.М., Герцен - издатель и его сотрудники, «Литературное наследство», т. 41-42, М., 1941;

Смолин И.С., «Колокол» (1857-1861), «Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена», 1941, т. 39;

Смолин И.С., Царизм в борьбе с вольной печатью Герцена, там же, 1947, т. 61;

Ямпольский И.Г., Некрасов и Герцен, «Научный бюлл. ЛГУ», 1947, № 16-17;

Ямпольский И.Г., «Искра» В.Курочкина и Герцен, «Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук», 1948, в. 13, № 90;

Базилева З.П., «Колокол» Герцена, М., 1949;

Козьмин Б.П., Журнально-публицистическая деятельность А.И.Герцена. «Полярная звезда» и «Колокол», М., 1956;

Козьмин Б.П., Выступление Герцена против «Современника» в 1859 году, «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1952, т. 11, в. 4;

Козьмин Б.П., Поездка Н.Г.Чернышевского в Лондон в 1859 году и его переговоры с А.И.Герценом, там же, 1953, т. 12, в. 2;

Дементьев А.Г., «Колокол» и вольная печать А.И.Герцена, в его книге: Очерки по истории русской журналистики 1840-1850 годы, М.-Л., 1951;

Нечкина М.В., Н.Г.Чернышевский и А.И.Герцен в годы революционной ситуации (1859-1861), «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1954, т. 13, в. 1;

Дрыжакова Е.Н., Полемика «Колокола» и «Современника» в 1859-1860 годах, «Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена», 1956, т. 18, в. 5;

Радченко Е.С., (сост.) «Колокол». 1857-1867. Систематизированная роспись статей и заметок, М., 1957;

Соколова М.А., Анонимные статьи Герцена в «Колоколе», в сборнике: Проблемы и учения Герцена, М., 1963;

Порох И.В., Герцен и Чернышевский Саратов, 1963.

Из книги: Б.И. Есин. История русской журналистики Х1Х века: Учеб. для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Б.И. Есин.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 101-113.

Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и

Н. П. Огарева. «Полярная звезда», «Колокол»

«Полярная звезда», «Колокол» Герцена сыграли выдающуюся роль в истории русской журналистики, в революционном движе­нии. Со страниц герценовских изданий звучал пламенный голос русской революционной демократии, призывавший угнетенные крестьянские массы и передовых людей своего времени из дво­рянской и разночинской интеллигенции к борьбе за землю и волю, за освобождение от крепостного права, против произвола поме­щиков и царизма. Опыт организации вольной русской типографии в Лондоне не имел аналогов в Европе.

«...Герцен, - отмечал В. И. Ленин в статье "Памяти Герце­на", - первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом», и в этом его бессмертная зас­луга перед русским освободительным движением, журналистикой».

За границей Герцен был целиком поглощен революционными событиями 1848 г. Он надеялся, что революция в Европе принесет народам свободу, откроет дорогу социализму. Однако этого не про­изошло, что привело Герцена к глубокому духовному кризису после поражения революции 1848 г.

Русский революционер, с воодушевлением встретивший со­бытия 1848 г., был глубоко разочарован результатами революци­онной борьбы. Кровь была пролита напрасно. Буржуазия изменила делу революции. Не понимая буржуазно-демократического харак­тера революции 1848 г., Герцен усомнился в победе социализма в Европе вообще.

Отражением скептицизма и пессимизма Герцена, его духовно­го кризиса явился цикл статей, изданных отдельной книгой в Лон­доне под названием «Письма с того берега ». Но скептицизм Герце­на не был формой перехода к предательству народных интересов, не был связан с отказом от революционной борьбы, как это слу­чилось с буржуазными и дворянскими либералами. Герцен по-пре­жнему оставался революционером. Горечь поражения, горечь раз­битых иллюзий скоро прошла, хотя и не бесследно. Теперь Герцен отдает все свое внимание России и осуществление социалистиче­ских идеалов целиком связывает с Россией, славянским миром. Он создает свою теорию русского утопического социализма , ос­новываясь на признании особой роли русской сельскохозяйствен­ной общины, где нет частной собственности, позволяющей избе­жать западноевропейского пути развития, прежде Запада достичь справедливого общественного устройства. Герцен видел социализм в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении. Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз.

Герцен не понимал, что освобождение крестьян в России при любых условиях приведет к развитию капитализма. Он полагал, что с полным уничтожением крепостничества наступит эра всеобщего благополучия, что крестьянская революция может привести к установлению социалистических порядков. В этом была его ошиб­ка, его историческое заблуждение, обусловленное характером раз­вития России. Но это не умаляло его антикрепостнического пафоса.

В 1840-е годы под воздействием окружающей действительности и пропаганды Белинского лучшие люди России думали о раскрепо­щении крестьян. Вопрос освобождения крестьян стал насущной необходимостью. Даже правящие классы вынуждены были загово­рить об освобождении. Но революционные события во Франции и других странах Европы напугали их и заставили правительство пе­рейти к политике реакции. Всякие разговоры об отмене крепост­ного права были запрещены. «До 1848 года русская цензура была крута, но все-таки терпима, - писал Герцен. - После 1848 года там уже нельзя было печатать ничего, что мог бы сказать честный человек» (Т. 12. С. 78).

В связи с этим у Герцена еще в 1849 г. возникла мысль об изда­нии литературы на русском языке за границей, без цензуры. Одна­ко это намерение было осуществлено только в 1853 г., когда Гер­цен на свои средства организовал Вольную русскую типографию в Лондоне .

В первое время пребывания за границей Герцен знакомит пе­редовое западноевропейское общество с положением дел в крепо­стной России, со взглядами и настроениями борцов против само­державия и в этом видит свою задачу русского революционера. Этому посвящены статьи и брошюры «Россия», «Русский народ и соци­ализм», «Русское крепостничество», книга «О развитии револю­ционных идей в России» и другие произведения.

Подобная деятельность была важна, но она не удовлетворяла Герцена. Он хотел более активно влиять на русские дела, способ­ствовать пробуждению революционной активности в других. Путь к этому был один - начать издание революционной литературы для России. «Время печатать по-русски вне России, кажется нам, пришло». «Открытая, вольная речь - великое дело; без вольной речи - нет вольного человека... Открытое слово...- переход в дей­ствие», - писал он (Т. 12. С. 62).

Герцен правильно оценил значение слова как проявления революционной активности.

«Основание русской типографии в Лондоне является делом наи­более практически революционным, какое русский может сегод­ня предпринять», - утверждал Герцен (Т. 12. С. 78). Весной 1853 г. в листовке-обращении «Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси» Герцен объявил о создании такой типографии и обосновал необходимость вольного слова. Он страстно призывал поддержать вольную типографию, убеждал и даже уговаривал своих соотечественников воспользоваться его печатным станком: «Если мы все будем сидеть сложа руки и довольствоваться бесплотным ропотом и благородным негодованием, если мы будем благора­зумно отступать от всякой опасности и, встретив препятствие, останавливаться, не делая опыта ни перешагнуть, ни обойти, тог­да долго не придут еще для России светлые дни». «Хочу... восполь­зоваться моим положением, чтоб вашим невысказанным мыслям, вашим затаенным стремлениям дать гласность» (Т. 12. С. 63).

Герцен просил присылать нелегально распространяемые в Рос­сии произведения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева. «Присылайте что хотите, все написанное в духе свободы будет напечатано». Он обещал, что будет строго хранить тайну авторства и никого не поставит под удар самодержавия.

В 1853-1855 гг. Герцен напечатал в вольной русской типогра­фии такие прокламации и брошюры, как «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещеная собственность», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии» и другие произведения.

В листовке-обращении «Юрьев день! Юрьев день!» Герцен зат­рагивает наиболее жгучий вопрос современности - крепостное право. Остро и взволнованно пишет Герцен об этом зле, о позор­ном состоянии русского народа. Он обращается к передовому дво­рянству в надежде, что в среде дворян не иссякли декабристские настроения, что среди дворян есть силы, способные противосто­ять самодержавию и крепостничеству. «Из ваших рядов, - пишет он, - вышли Муравьев и Пестель, Рылеев и Бестужев. Из ваших рядов вышли Пушкин и Лермонтов. Наконец и мы, оставившие родину, для того, чтобы хоть вчу­же раздавалась свободная русская речь, вышли из ваших рядов» (Т. 12. С. 80). Герцен пытается воздействовать на ум и чувства дво­рян, предрекая неизбежную катастрофу, пугачевщину, если они не найдут в себе силы уничтожить крепостничество, воздейство­вать на царя. Но если дворяне не окажутся способны изменить по­ложение в стране, то Герцен оставляет за собой право призвать народ к освобождению своими силами.

В брошюре «Крещеная собственность» Герцен снова ставит воп­рос об освобождении крестьян. Он предполагает, что «узел помещичьей власти», вероятно, все-таки разрубится топором мужика. Он подробно излагает свои взгляды на роль общины в дальнейшей судьбе русского крестьянства, надеется, что при освобождении крестьян с землей русская община может сыграть важную, реша­ющую роль для установления социалистических отношений. Ос­новная задача этого произведения заключалась в том, чтобы дать такую характеристику русского народа и крепостнических поряд­ков, которая побуждала бы к переустройству русской жизни и ук­репляла бы веру в Россию как в молодую и мощную страну, обла­дающую великим будущим.

Поражение в Крымской войне и смерть царя Николая I вызва­ли оживление в общественно-политической жизни России. Воп­рос об отмене крепостного права вновь стал открытым вопросом всей русской жизни, всей прессы.

Герцен чутко отреагировал на это изменение атмосферы в стране и принял решение об издании за границей периодического органа под названием «Полярная звезда». Объявление об издании «По­лярной звезды» было опубликовано в 1855 г. в виде листовки. Им же открывался и первый номер издания. «План наш, - писал Гер­цен, - чрезвычайно прост. Мы желали бы иметь в каждой части одну общую статью (философия революции, социализм), одну историческую или статистическую статью о России или о мире славянском; разбор какого-нибудь замечательного сочинения и одну оригинальную литературную статью; далее смесь, письма, хрони­ка и пр.» (Т. 12. С. 270).

Назвав свой периодический орган так же, как назывался аль­манах декабристов («Полярная звезда»), он тем самым хотел под­черкнуть преемственность с декабристами. Связь с традициями декабристов Герцен подчеркивал не только заглавием своего пе­чатного органа, но и изображением на его обложке портретов пяти казненных революционеров и даже днем выхода первого номера. «Полярная звезда» появилась в годовщину казни декабристов.

«Полярная звезда» издавалась ежегодно. Всего с 1855 по 1862 г. вышло семь номеров «Полярной звезды».

Значение «Полярной звезды» в развитии русской общественной мысли и журналистики велико. Здесь впервые были опубликованы важные политические статьи, запрещенные стихотворения, воспо­минания революционеров и другие материалы. Со страниц «Поляр­ной звезды» звучало смелое свободное слово о самых острых вопро­сах русской жизни. «Полярная звезда» сделала много для политического просвещения, пробуждения политической активности, для воспитания революционного поколения, смелого, отважного, гото­вого отдать себя целиком делу революционно-демократических пре­образований. В его альманахе русские читатели впервые находили прямую открытую постановку острых социальных вопросов.

Здесь были опубликованы стихи Пушкина «Вольность», «Де­ревня», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи Ога­рева, главы «Былого и дум», воспоминания и письма декабристов. В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Пись­мо к Гоголю» Белинского, статья Герцена «К нашим» и другие материалы. Вслед за вводной статьей было напечатано «Письмо к императору Александру II». В нем публицист требует как минимум двух вещей: свободы слова и освобождения крестьян с землей.

Герцен признает свою непримиримость с царем, но готов идти на компромисс: «Разумеется, моя хоругвь - не ваша, я неиспра­вимый социалист, вы самодержавный император», но «я готов ждать, стереться, говорить о другом, лишь бы у меня была живая надежда, что вы что-нибудь сделаете для России» (Т. 12. С. 273).

Апелляция Герцена к царю была обусловлена его положением, который еще не видит революционного народа и надеется на мир­ный исход освобождения «сверху».

Однако тут же издатель «Полярной звезды» печатает произве­дения, где положение вещей в стране называет безумием, клей­мит рабов самодержавия и крепостничества.

Выход второго тома «Полярной звезды» вполне определил ус­пех предприятия Герцена. Были укреплены связи с Россией, по­явились люди, которые захотели воспользоваться услугами Воль­ной русской типографии. Вторая книга «Полярной звезды» разош­лась успешно, стала широко проникать в Россию. В Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, в Сибири восторженно читались произведения Герцена, отпечатанные в Вольной русской типогра­фии. В числе столичных читателей был и молодой студент Добро­любов. Чернышевский штудировал философские материалы вто­рой книги «Полярной звезды».

Весной 1856 г. в Лондон прибывает Н.П. Огарев - старый друг и единомышленник Герцена. Он принял немедленное участие в изданиях Герцена. Больше того, он предложил Герцену, учитывая оживление общественной жизни на родине, начать издание пери­одического органа, выходящего чаще «Полярной звезды». Эта мысль была подхвачена Герценом, который и предложил назвать этот орган «Колоколом».

Революционная газета «Колокол» начала издаваться с июля 1857 г. С момента организации и до 1861 г. она имела подзаголовок «Прибавочные листы к "Полярной звезде"». Однако с первых же номеров «Колокол» стал вполне самостоятельным изданием. Вы­ходил он один раз в месяц, затем, с 1858 г., два раза в месяц, а иногда еженедельно, объемом не менее восьми страниц большого (альбомного) формата на тонкой прочной бумаге, отпечатанный мелкими шрифтами.

«Колокол» имел эпиграф, взятый из Шиллера: «Vivo voco!», т.е. «Зову живых!».

Открывался первый номер стихотворным предисловием Ога­рева, за которым шла программа «Колокола». Издание «Колокола» объяснялось желанием более оперативно откликаться на события русской жизни. Направление провозглашалось таким же, как в «Полярной звезде»: «Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со сто­роны науки против изуверства...». Самыми неотложными делами считались «освобождение слова от цензуры, освобождение кресть­ян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев». Впрочем, добавляли издатели, «Колокол» будет звонить, чем бы ни был затронут - нелепым указом или глупым гонением рас­кольников, воровством сановников или невежеством Сената. Смеш­ное и преступное, злонамеренное и невежественное - все идет под «Колокол» (Т. 12. С. 357-358). Такая программа помогла собрать вокруг «Колокола» все оппозиционные антикрепостнически на­строенные элементы русского общества, звала всех на борьбу с крепостничеством.

В основном «Колокол» заполнялся статейным материалом . В нем впервые появились руководящие передовые статьи . Но кроме автор­ских статей Герцена и Огарева большое место в газете занимали злободневные и острые сообщения из России, блестяще обработан­ные редакцией и снабженные яркими примечаниями, комментари­ями. Печатались полемические статьи. Изредка помещались стихо­творения. Требования к стихам в газете были очень высокими. Так, публикуя стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», редакция замечала: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

В «Колоколе» была опубликована целая серия заметок под выразительным заглавием «Правда ли?» (вопросительный знак наби­рался в перевернутом виде). Здесь сообщались такие вопиющие факты насилия, беззакония, что разум отказывался верить в их существование. Ряд материалов печатался под рубрикой «Под спу­дом». В ней редакция предавала гласности то, что тщательно скры­валось от общества.

Впервые русская печать систематически и открыто стала ра­зоблачать злодеяния царской бюрократии и крепостников-поме­щиков, полицейский произвол, безнаказанные убийства и наси­лия помещиков, хищения сановников, аморальность правящих классов. Герцен предупреждает своих добровольных корреспонден­тов: сообщайте только верные, проверенные факты. Как никто другой, издатель «Колокола» понимал губительность неверной информации.

Основой всесторонних обличений в газете был горячий патри­отизм издателей. «Одна горячая любовь к России, одно глубокое убеждение, что наш обличительный голос полезен, заставляет нас касаться страшных ран нашего жалкого общественного быта и их гноя. Мы крик русского народа, битого полицией, засекаемого помещиками», - писали издатели «Колокола» (Т. 13. С. 80).

Однако «Колоколу» были присущи и либеральные тенденции. Особенно это относится к первому (1857-1861) периоду. Они вы­ражались прежде всего в том, что издатели «Колокола» обраща­лись с увещеваниями к царю в надежде на мирное разрешение сверху назревших вопросов общественной жизни. Обещания, дан­ные Александром II в 1857 г. о подготовке отмены крепостного права, породили особенно сильные иллюзии Герцена. Герцен, не отрицая в принципе революционного пути преобразования стра­ны, готов в это время согласиться и на освобождение сверху, лишь бы крестьянам была дана вместе с волей земля.

В публицистиче­ской деятельности Герцена, как справедливо указывают современ­ные исследователи, нет момента, который можно было бы оха­рактеризовать как проведение либеральной линии: для Герцена характерны лишь колебания от демократической позиции к либе­ральной. Одновременно с письмами к царю в «Колоколе» публи­ковались статьи, письма к редактору, где указывалось, что царь заодно с крепостниками и что надо готовиться к борьбе за осво­бождение от царя и помещиков. Весной 1860 г. сам Герцен уже не считает возможным далее надеяться на царя, правительство. В этих условиях русские либералы (Кавелин, Боткин, Чичерин и др.) советуют Герцену не увлекаться «крайностями», сбавить тон. Но Герцен и Огарев не вняли уговорам.

С другой стороны, либеральные настроения Герцена не могли не привести к конфликту с новым поколением русских революци­онеров-демократов, группировавшихся вокруг Чернышевского и Добролюбова.

В ряде статей 1859 г. «Колокол» упрекал «Современник», рус­ских революционеров-разночинцев в излишне резких нападках на «лишних людей» из дворянского сословия, на либералов, либе­ральную гласность («Veri dangerous!!!», «Лишние люди и желчевики»). Статьи свидетельствовали об известном отрыве Герцена от русской жизни, от нового поколения революционных демократов. Статьи Герцена могли дезориентировать часть молодежи, мешали успешному натиску на самодержавие. Такая позиция «Колокола» не могла не вызвать возражений со стороны революционно-демократического движения. И вот в № 64 «Колокола» появилось «Письмо из провинции », подписанное «Русский человек». Текст этого письма и предисловие, предпосланное ему Герценом, весь­ма наглядно показывают суть разногласий двух течений революци­онной мысли в России.

Русский человек в очень энергичных выражениях упрекал Гер­цена за его «гимны» Александру II. Русский человек предупреж­дал, что царь Александр II заодно с помещиками, скоро покажет «николаевские зубы», и единственный выход для России видел в революции. «К топору зовите Русь!» - восклицал в конце письма Русский человек.

Герцен проявил большое гражданское и профессиональное мужество, опубликовав письмо, но в предисловии к нему объяс­нил свою позицию желанием избежать насилия, противопоставил тезису «К топору зовите Русь!» лозунг «К метлам!». Тем не менее и автор «Письма из провинции», и Герцен считают друг друга дос­тойными уважения, демократами, людьми одного направления.

С 1861 г . в содержании «Колокола» происходят существенные изменения. Издатели «Колокола» были глубоко не удовлетворены характером крестьянской реформы 1861 г. Внимательное изучение Манифеста об освобождении крестьян показало им антинародную суть реформы. Активные выступления крестьян, недовольных «ос­вобождением», общий подъем революционного движения в Рос­сии, жестокая расправа над крестьянами и революционной интел­лигенцией оказали большое влияние на руководителей «Колоко­ла». Газета дает информацию о многочисленных случаях возмущения крестьян, печатает поименный список всех крестьян, убитых в селе Бездна. Огарев в № 101 (июнь 1861 г.) пишет в статье «Разбор нового крепостного права» о том, что «крепостное право заменено новым. Народ царем обманут».

Проклятья и негодование звучат теперь в статьях Герцена, об­ращенных в адрес самодержавия. Царь первый прибег к силе, к кровавой расправе над недовольными «освобождением». Церковь осталась в стороне от народного дела. «Колокол» прямо обращает­ся к народу, мечтает о том, чтобы быть услышанным простыми людьми. С 1861 г. в «Колоколе» печатается ряд статей-прокламаций: «Что нужно народу?», «Что надо делать войску?» и др. Герцен и Огарев дают практические советы революционерам, обращаются к революционному студенчеству с призывом включиться в рево­люционную работу.

С конца 1861 г. «Колокол» выходит то еженедельно, то сдвоен­ными номерами. Герцен приветствует создание в России революционной организации «Земля и воля». «С жадностью будем мы следить каждый шаг ваш, с трепетом ждать от вас вестей, с любовью будем передавать их» (Т. 17. С. 56). С мая 1865 г. слова «земля и воля» были прибавлены к эпиграфу «Колокола» как выражение основ­ного требования революционной демократии. Эти слова станут боевым лозунгом революционных народников и полтора десяти­летия будут вдохновлять их в борьбе против самодержавия. Герцен по-новому оценивает деятельность «Современника», его роль в освободительной борьбе. Горячо защищает он сосланного прави­тельством поэта Михайлова, с гневом пишет об аресте и ссылке Чернышевского, акте гражданской казни над ним.

Все это не могло не привести к разрыву с либералами, осужде­нию их позиции по ряду общественных вопросов (Кавелин, Тур­генев). Один из главарей русского либерализма Кавелин прямо оправдывал репрессии против демократии, арест Чернышевского. Герцен все более твердо укрепляется на позициях интернацио­нализма, горячо защищает право польского народа на самостоя­тельное государственное устройство, выступает за свободу других народов. Польское восстание 1863 г. против самодержавия нашло у Герцена и Огарева искреннюю поддержку. «Мы с Польшей, пото­му что мы за Россию... Мы хотим независимости Польши, потому что одна цепь сковывает нас», - писал Герцен в 1863 г. Выступая против приверженцев царизма, шовинистов, Герцен подчерки­вал, что ружья, которые стреляют в восставших поляков, - это ружья, из которых расстреливали русских крестьян в Бездне. Герцен призывает солдат и офицеров не принимать участия в подав­лении восстания, пропагандирует пример русского офицера, пе­решедшего на сторону восставших.

«Придет время, не "отцы", так "дети" оценят и тех трезвых и тех честных русских, которые одни протестовали и будут протес­товать против гнусного умиротворения... Память, что не вся Рос­сия стояла в разношерстном стаде Каткова, останется», - писал Герцен в письме Тургеневу (Т. 27, кн. 2. С. 454-455).

По просьбе Герцена В. Гюго написал воззвание к русским, опубликованное в «Колоколе», в котором французский писатель призывал русских воинов не сражаться с поляками: «Перед вами в Польше не неприятель, а пример».

События в Польше резко размежевали русское общество. Либе­ралы вместе с конверваторами стали плотной толпой у царского трона. Когда все «образованное общество» отвернулось от «Коло­кола», Герцен не смутился, не сдался. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей.

Итак, когда Герцен увидел в 1861 г. революционный народ в России, он безбоязненно встал на сторону революции, он смело поднял, по словам В.И. Ленина, знамя революции. В этом суть пореформенной эволюции «Колокола».

Успех «Колокола» был несомненен. Революционную газету жад­но читали в России, десятки людей становились корреспондента­ми Герцена. Разоблачительных статей и заметок «Колокола» боя­лись чиновники-бюрократы, помещики-крепостники, сановники-казнокрады, правящие круги империи. «Колокол» с благоговением читал Т. Шевченко, хорошо знал его актер Щепкин, поэт Курочкин, революционное студенчество Москвы и Петербурга, Киева и Казани. В провинции молодежь, переписывая материалы из «Ко­локола», присовокупляла к ним местные добавки.

Правительство принимало ряд мер, чтобы обезопасить пропа­ганду «Колокола». Оно добивалось через дипломатические каналы запрещения произведений Герцена в отдельных странах. К Герце­ну подсылались шпионы и осведомители, направлялись аноним­ные письма с угрозой физической расправы, лица, поддерживав­шие отношения с Герценом, преследовались. За границей некто Шедо-Ферроти - барон Фиркс, подкупленный русским правительством, выступил с клеветническими брошюрами против Герцена. В 1862 г. Каткову было разрешено открыто полемизировать с Гер­ценом в русской печати: скрывать деятельность Герцена было уже невозможно. Но все эти меры не приводили к нужным правитель­ству результатам. Имя Герцена продолжало оставаться популярным в русском обществе. «Колокол» сохранял огромный авторитет.

Успех «Колокола» во многом держался на трудах Герцена, его идейной убежденности, исключительном мастерстве публициста. Многие заметки, статьи Герцена написаны в стиле свободного разговора с читателем, что создавало особую атмосферу доверия и контакта. Боевые броские заголовки, богатая образность, ирония, парадокс, ритмическая организация речи - все служило действен­ности герценовских статей и комментариев. Любимым жанром Гер­цена были письма, но он умел написать и фельетон, и памфлет, и поэтический очерк. О друзьях по борьбе, жертвах царизма Герцен мог писать лирично, возвышенно. Причем публицист не стремил­ся к нарочитому «оживлению» своих статей: так писалось от пол­ноты души, от идейной убежденности в правоте своего дела.

Немалый вклад в содержание «Колокола» вносил Н.П. Огарев. Его перу принадлежат такие статьи, как «На Новый год», «Разбор нового крепостного права», «Ход судеб», «Надгробное слово». Ряд статей был им написан совместно с Герценом, Обручевым и др. Огарев писал резко, откровенно, доступно, вкладывая в свои про­изведения жгучую ненависть и презрение к самодержавию, эксп­луататорам, защищая «волю народную», «правду человеческую», достойную жизнь для всех людей на земле.

С конца 1863 г. в условиях спада революционного движения в России несколько падает и популярность «Колокола». Вместо 2500-3000 экземпляров стало распространяться около тысячи и менее экземпляров. С 1864 г. «Колокол» вновь начинает выходить раз в месяц. Характеризуя обстановку в стране, Герцен писал: «Рев, вой, шипенье казенного свирепого патриотизма заглушает всякое че­ловеческое слово». Но журналист не сдавался. Он писал: «Надо иметь дух» продолжать речь, «продолжать для того, чтобы не умолк последний протест, чтоб не заглохло угрызение совести, чтоб не было вдвойне стыдно потом» (Т. 18. С. 238, 239).

«Колокол» оставался революционно-демократическим органом и во второй половине 1860-х годов. Больше того, в последние два-три года его существования в статьях Герцена известное место за­нимают вопросы, связанные с деятельностью западноевропейско­го пролетариата, с деятельностью I Интернационала. Особенно интересны в этом отношении «Письма к старому товарищу», на­писанные уже после закрытия «Колокола». Это обращение к концу жизни (Герцен умер в 1870 г.) и к I Интернационалу подчеркива­ет чуткость русского журналиста ко всем новым фактам революционной деятельности на Западе. Но главная боль Герцена была в России: ни свободы, ни демократии в ней не осуществилось.

«Колокол» прекратился в 1868 г., хотя на русском языке он перестал «временно» издаваться в 1867 г. (1868 год «Колокол» вы­ходил на французском языке).

"Открытие Олимпиады в Ванкувере явило апостасийное лицо современного мира без маски. Организаторы Олимпийских игр представили вполне неприкрытую пропаганду сатанизма". - Глава СХВ Владимир Осипов: "Подготовка унии РПЦ с Ватиканом проходит в ускоренном темпе.Новый типовой приходской устав РПЦ МП устанавливает жесткую "вертикаль власти", которая призвана пресечь любые попытки несогласия". - С.В.Терентьев: "Волгоградский отдел "СРН" на сегодняшний день считает единственным лигитимным российским "Союзом" организацию возглавляемую Туриком и Назаровым". - Документы Народного ополчения имени К.Минина и Д.Пожарского. - Доминик Рикарди об оккупации России: "Вам, русским, нужно сегодня приложить усилия к тому, чтобы мои прогнозы на этот раз не сбылись!" - В. Филимонов: "Строится электронный концлагерь во всемирном масштабе".
Глава Мис. отдела Иркутской епархии РПЦ МП прот. Вячеслав Пушкарев об унии с католиками: "Мне страшно!" - Настоятель храма свв. Кирилла и Мефодия (РПЦЗ(А), СПб.) священник Александр Смирнов: "РПЦ готова к соединению с Римом". - Кто готовит следующую катастрофу на Енисее? Власть делает расчет на высадку иностранных войск в зоне бедствия как на Гаити. - Резолюция I Всероссийского съезда представителей трудовых коллективов России: "Криминальный режим спасает банкиров, народ должен спасать себя сам". - К.т.н. Л.И. Раткевич: "Виновники провалов будут по-прежнему занимать ключевые посты в правительстве и совершать убийственные "ошибки". - Оркестр антихриста: построение единой Церкви для Нового порядка. - М. Назаров: "Большинство прихожан и клириков примет унию". - Протоиерей Павел Адельгейм: "Из церковного устава 2009 г выброшены не только слово "христиане", но даже "прихожане" и "мiряне". Больше нет в уставе ни Народа Божия, ни его названий". - Михаил Задорнов: "Почему мы стали пародией на самих себя? Да потому, что мы живем не своей жизнью".
"Внедрение в России ювенальных технологий угрожает нашему праву воспитывать своих детей в традициях православной веры и расширяет возможности изъятия наших детей на усыновление иностранцам". – С.В. Терентьев: "Взрывы в Московском метро – тщательно спланированная диверсия государственных структур". – Пророчества Лаврентия Черниговского: "Церкви будут, но ходить православному христианину в них нельзя будет...". – В. Пушкин: "Олигархия не просто грабит Россию, она демонтирует русскую цивилизацию. Борьба за семью - это наш последний русский рубеж обороны". – К. Душенов: "Решается вопрос гораздо более важный: может ли русский человек, находясь на своей родной земле, исповедовать свою православную веру во всей ее полноте". Уильям Энгдаль: "Основатель Microsoft и один из богатейших людей в мире Билл Гейтс заявил о необходимости сокращения населения Земли с помощью вакцинации".
Теракты совпали с началом Пейсаха. В.Пушкин: "Борьба с террором и консолидация с существующим олигархическим режимом - исключают друг друга". Г. Джемаль: "Я считаю, что теракты имеет тот же политический смысл, что и взрывы домов в 1999 году". С.В.Терентьев: "У меня и моих соплеменников, попавших под каток "реформ", есть уникальная возможность наблюдать АПОКАЛИПСИС собственными глазами". экуменическое священноначалие принимает дары от масонов. Митрополит Иларион рукоположил во диакона экуменического итальянского историка Джованни Гуайту. На период с 2012 по 2015 год запланирована оккупация России войсками НАТО и уничтожения 65 % населения России. Власти Саяногорска готовят эвакуацию, но только для себя. Олигархия строит для себя громадное подземное убежище. США построят ракетные шахты у границ Калининграда. В американской армии доплачивают за знание русского и чеченского языков. Китай готовится к ядерной войне и подтягивает войска к границе с Россией. Леонид Ивашов: "Договор СНВ-3 погубит Россию". Благодаря усилиям Москвы Черноморский флот стремительно умирает.
С.В. Терентьев: "Именно для тех, кто не видя выхода из застенков современной России, в безсилии опускают руки, я не устаю говорить, что сатану и его слуг нам без Бога не одолеть". Еп. Николай (Велимирович) Охридский: что Христос писал на земле? Катынь: побежденные русские должны каятся за всю свою историю. С. Т. Кожемякин: "Господь, попустив появление Путина в России, с его невероятным, немыслимым, но абсолютно реальным предательством показывает, какие глубины адовы могут скрываться в человеческом сердце". В.Пушкин: "Умные деятели уже загодя пронюхали, что можно по-быстрому нажиться на коммуналке, и ринулись на нас с горящими глазами". Разгром социалки: ливидация медицинского обслуживания и среднего образования. Бунт в Киргизии носил антисемитский характер: евреи готовятся к эвакуации. Нечаев: "Киргизский бунт может повториться в России". Режим запаниковал: за неисполнение приказа милиционеры будут нести уголовную ответственность.
Судья Эдуард Чувашов: "У русских менталитет такой, что надо порой вешать и убивать". Видный идеолог "Единой России", основатель официозного телеканала "Russia.ru" Юрий Гусаков о русских: "Страну населяет звероподобный сброд. Этот сброд должен мычать в стойле". Вазген Авагян, известный экономист, советник нескольких правительств Армении: "На русских обрушился не отдельный вид или тип геноцида, а целая совокупность геноцидов, сплетенных в единую сеть". Газета "TheMarker"составила список самых богатых евреев в мире. В «Золотую сотню» Forbes попало вдвое больше российских олигархов, чем год назад. Михаил Делягин: "Антикризисная программа помогает олигархам". Деградация России при Путине: "Зарубежные эксперты отметили, что в 11 из 15 бывших республик Советского Союза рост был больше, чем в России. Хуже России оказалась только Киргизия". С.В.Терентьев: "Обстоятельства заставили меня провести журналистское расследование процедуры прохождения медицинской комиссии водителями при получении или продлении "водительских прав". Что случилось под Смоленском? Главный раввин Польши Михаэль Шудрих остался жив, потому что, несмотря на приглашение, он отказался лететь на мероприятия по случаю 70-летия Катыни. Мир вступает в катастрофический период существования. Наличные деньги исчезнут к 2015 году. Микрочип-имплантант заменит бумажник. Татьяна Васильевна Грачева: Государство передает свое "электронное население" наднациональным структурам управления.
В.Пушкин: "Оккупанты делают у нас то, что им нравится, они завоевали это право своей Победой, которой они в этом году радостно отметят 9 мая, в день, который когда-то был нашим праздником". Валентин Распутин: "Сегодня мы живём в оккупированной стране". Фазиль Ирзабеков: "Не пора ли всем вместе ополчиться на тех, кто вот уже два десятилетия глумится над русским народом и его будущим - над детьми?!" Л.И. Раткевич: "Ежегодный рынок коррупционных "услуг" в сфере образования превышает 5 млрд. долларов". Сванидзе и Гербер придумали российский язык Наших детей собираются воспитывать в духе демонических идей самоутверждения и эгоизма.В России ликвидируют пенсионное обеспечение. Зюганов - Путину: "Вы грабите страну!" Обращение писателей к президенту: "Неужели мы сейчас беднее, чем в 1945-м, когда половина страны лежала в руинах?!" Парад Победы над Россией, Т. М. Боровикова: "Неужели надо просить ветеранов снова защитить честь нашей Матери-России, просить всех честных людей России, офицеров, участников боевых действий, защитить нас и наших детей от вражеских войск?"
Семья Михалковых: искусство приспособления. Василий Ирзабеков: Разрушительная энергия хохота. Телевизионный наркотик. Русская культура стирается с лица земли. Артемий Троицкий: Лужков Москву сгубил. Мизалков снял фильм для Третьего Рейха. Медведева примут в еврейский клуб. Водка на христианских младенцах. Охота на православных: аресты и убийства. Обращение Квачкова к сотрудникам силовых структур.
Медведев - анархист? О роли государственного управление в войне. 6 мая в Волгограде прошел Русский марш. Ученые разрушили русофобске мифы. Третья мировая война уже началась: о тайнах новых технологий смерти. Путин практикует магию. Макаревич ходит в синагогу.
Патриарх Кирилл считает, что во главе страны стоят православные люди. Власть работает в контакте с потусторонними силами? Русский язык подвергается варваризации. Мат - язык бесов. Тайны последних катастроф. Среда обитания русского народа сжимается. Нефти осталось на 15 лет. Сельское хозяйство Волгоградской области агонизирует. РПЦ МП: в предверии единства с католиками. Новости электронного концлагеря.
Россия сегодня: "пляшущие" мосты, разрушающиеся новостройки, разбитые дороги,отвратительные фильмы и песни, пни вместо лесов. Памятники Егору Гайдару украсят улицы наших городов. Реформы привели к вырождению населения России. Борьба "русской партии" против масонства в царствование Александра I. За годы реформ - только потери и утраты. Боеприпасов для армии не осталось. Хронология: взрывы на складах боеприпасов за годы реформ. Деградация власти: за последние 17 лет произошла деструкция структур мышления значительной части работников управления и органов власти России. Министерство образования обяжет детей в доносить на самих себя и свою семью.
Хьюстонский проект уничтожения России. Массовая прививка украинцев от кори является скрытой кампанией по сокращению населения. Пытка абсурдом: русских националистов обвиняют в связях с исламскими террористами. Русское большинство - бесправное и безгласое. Антиэкстремисткая борьба добралась до русской классики. Настоящие герои Великой Отечественной: хасидских раввинов наградили медалями Жукова.
Открытое письмо православных верующих Молдовы Патриарху Кириллу: «Вы нас не представляете». Мальтийцы поднимают бокалы в честь победы. Тайна еврейства. Экуменический форум "Kirchentag": православных не используют икон, дабы не смущать «братьев-протестантов». Похабная выставка в храме. Народ Божий и церковная бюрократия. Омирщение христианства. Архимандрит Петр (Кучер): "Глобализация - перестройка человека в беса". Протоиерей Дмитрий Смирнов: "Народ наш умирает". Из поучений Паисия Святогорца: "Дух теплохладности господствует, мужества нет совсем!" Визит папы на Кипр: экуменизм ведет к расколу в православном мире. В одном из храмов Софии совершен масонский ритуал.
Ненависть к власти становится консолидирующим фактором. А.Проханов: "Малейшая искорка и будет взрыв". Предчувствие гражданской войны: "Русские наконец поняли, что живут в чужой стране, где им, мягко говоря, не рады". Ингушский вариант в России. Бильдербергский клуб решает судьбу России.На повестке дня Мирового Правительства - войн. На задворках "голубого потока": во многих регионах ситуацию с обезпечением населения бытовых газом иначе как катастрофической не назовешь. Повторит ли Волгоградский мост судьбу Такомского?
Уния с Ватиканом уже состоялась - на уровне церковных элит. Обращение афонского старца Рафаила (Берестова): "Православную Русскую Церковь можно сейчас потерять". Элитный поезд вызывает ненависть. Геннадий Гудков: "Мы потеряли МВД". Торговля человечиной: этот "бизнес" дает рентабельность в 4-6 тысяч процентов. Торговля оружием и наркотиками по сравнению с ним просто отдыхают… В арабских и мусульманских СМИ циркулируют обвинения евреев в похищении алжирских детей для продажи их на органы для трансплантации.
Сатанизм в РПЦ. Иеросхимонахом Рафаил: "Верным православным нужно собрать свой собор". Митрополит Илларион: "Вселенский Собор может пройти уже в ближайшие годы". кардинал Уильям Левада: "Цель экуменизма - полное единство с католической церковью". Революция содома: заговор сатанистов и извращенцев.
Эффективная власть: заслуги Чубайса перед Отечеством. Дурная шутка: российские шпионы в США. В Кремле употребляют кошерные продукты. Катастрофа и ее духовный смысл. Саранча вместо хлеба. Необычные шары на фотографиях. Необъяснимые загадки космоса. Свастика на Луне.
Самая высокая смертность, и самая низкая рождаемость - в русских регионах. Расходы бюджета на русских и кавказцев. Путин пообещал Кавказу дополнительные льготы. Тайна беззакония. Православие под запретом. Пропагандистская поддержка геноцида. Во что превратился Московский кинофестиваль. Убийства русских развлечения ради. Химтрейл: рассказ авиамеханика - распылители в самолетах. Болезнь Маргеллонов: Нанотехнологические эпидемии XXI века. Продукты станут не по карману. Чеченские силовики: легализованные бандформирования.
Русских детей превращают в биоматериал. Тайна беззакония. Курение разрушает организм на генном уровне. Статистика: курение в России. Затмение: оккультные обряды и мистические существа. Слуги дьявола: сатанизм в России. Преподобный Амвросий Оптинский: О победе добра над злом.
Положение русских в РФ узаконено как колониальное. Правила не для всех. Еврейские расисты России. На Кавказе зреет кризис. Кого награждает Патриарх. Причина тяжелого положения России не в аномальной жаре, а в разрушении инфраструктуры. Еда стремительно дорожает. Новая волна уничтожения скота. Для чего проводится перепись.
Хроника горящей страны. Путин вышел на диалог; "Рында уже устанавливается". Оправдание геноцида. Высказывания Бжезинского. Познер: "Принятие православие - величайшая трагедия для России". М. Делягин: «Часть населения начнет голодать»
Путин: универсальный солдат. Реформа МВД: "Eins, zwei, Polizei". Э. Ходос: Еврейский синдром. Лужков спасает пчелок. С.Г.Кара-Мурза: "Засуха 2010 - третий экзамен". Лесной кодекс: "Глупость или вредительство".
Инвестиции в комшар: Россия скоро отстанется без лесов. Куда пропал Патриарх? Путинский лесной кодекс - климатическое оружие. Право на убийство.
Россия - выжженная земля. Юбилей уничтоженного авиаучилища. Ложь о потеплении климата: что нам грозит на самом деле. Капитализм - мировое господство еврейского духа. Статуя Свободы - великая масонская скульптура. Ювенальная юстиция - саркастическая улыбка диавола.
Конкурс песен имени МЧС на пепелище. Картошку придется закупать за рубежом. Почему Путин краб? Бегство из зоны бедствия. И это называть застоем. Правда о вымирании: в России осталось 89 млн. человек. "Проснись, если хочешь жить в моей стране!" Травля русских историков. Мемориал турецким воинам. Собчак: "Россия - страна генетического отребья". Л.И.Ивашов: "Россией руководит израильское лобби".
Тухачевский: нити заговора. Тайна 1941 года. Торжество победителей. Гергий Гречко: "У меня "едет крыша", когда я наблюдаю за космосом и Минобороны!"
Путин: счастливый человек. Мусульмане готовы занять церкви: "А иконы можно завесить". Ставрополье передаю Чечне. Зарубежная печать: "Россия умирает, а исламисты рвут на части ее останки". Казаки готовят детей к войне. В. Манягин: "Почему я не стану участвовать в переписи".
Страна умерла, но мы этого не заметили. Тайный государь и великий раскол. Дальний Восток и Сибирь передаются Китаю. За кулисами театра. Мрак души. Егору Гайдару поставили памятник.
Полет в никуда: на сколько хватит нефти? На выборы заманивают хлебом. Лукашенко: "Вы видите, что происходит?" Адский вдохновитель.
Картина в багровых тонах: предчувствие гражданской войны. Бывший узник концлагеря о холокосте. Стратегия-2020. Дмитрий Быков: Революционная сила уже существует.
Израильские офицеры для российской армии. Александр Крутов: "Стояние в истине". Порнография в образовательном процессе будет легализована. Русские переселятся в землянки.Зачем обреченным образование? Через край.
Русский марш: возрождение общности.В России много разной дичи. Пианист Николай Петров: «Окончательно оболванить народ у них не получается». Оружие массового "отупения".
Раскованный хаос.Элитарный оккультный орден: «Всешутейший и всепьянейший собор».Репортаж из близкого будущего. Мороз как средство массового уничтожения.заявление о госизмене в действиях Путина В.В., Медведева Д.А. и Сердюкова А.Э.
Плутни в одеянии Фемиды. Михаил Делягин: глобальный управляющий класс. Представитель партии власти: "Уничтожить быдло!" Окончательная ликвидация вооруженных сил России. Медведев заговорил о вступлении в НАТО.
Следующий министр обороны будет натовцем. Г. Гудков: В России начнется бунт. Бывший министр Правительства РФ обвиняет лично В. Путина в убийстве генерала Рохлина. О Ветхом завете. Обращение Пеуновой. Сергей Кара-Мурза: Ползучий геноцид. Осталось немного.
Интеграция. Менора - символ новой России. Вода уходящая. Речка Царица. Пророчества о конце света. Обвальное сокращение ядерного арсенала. Откровения одного из руководителей оборонки. Свобода там, где свет.
Обычное дело. Когалым: Вести с севера России. Рак – это грибковое заболевание, и оно излечимо. Последнее заявление председателя РБО А.Гончарова. Что будет с Родиной и с нами? Кто посеял рознь? М. Делягин: Рост напряженности.
Операция по зачистке. М.Калашников: Кризис жанра. Откровения омоновца. Во всем мире Россия признана мафиозным государством. Цапок присутствовал на инаугурации Медведева. Как победили коррупцию в Гонконге. Как Лукашенко победил криминалитет.
России только 20 лет! Государство вызывает страх и ненависть.Чипирование через вакцинацию.В мозг каждого гражданина РФ будет вживлен чип. В 2012 универсальная электронная карта россиянина станет обязательной. Обращение: "Свободу Квачкову!"
Признаки конца света? Массовая гибель птиц, рыб и деревьев. Потаенная Россия. Схимонахиня Нила: Пророчества о России. Друг Израиля в Кремле. Как Путин хануку справлял. Верующие Иркутска протестуют против превращения иудейской Хануки во всероссийский праздник… Сион продает Россию. Митрополит Пирейский Серафим обвинил еврейских банкиров. Московским судьям прислали привет с того света.
Партия "Единая Россия" готовится к выборам: "запуск слухов", "мочилово оппонентов", "чернуха", "серуха", "спецуха", "полезнуха". За что мы благодарны евреям. Контринициация в трудах Рене Генона. Гигантские скелеты. Как разоряют село: фальшивые эпидемии. Вакцинация против свиного гриппа убивает неродившихся детей.
О терроризме: система безопасности в Домодедово была передана израильским спецслужбам. Чудесные спасения евреев. Евгений Лебедев "Давайте лечить рак". Сатанинская мода. Пир у края пропасти. М.Задорнов: вас считают быдлом. Диакон Владимир Василик: Православие плюс совестский строй.
Памятник губителю. Раввин Йоэль Шварц: Законы потомков Ноя. Еврейский фашизм хуже немецкого? Главный раввин России предрекает скорое пришествие Мессии. Сатанинское кольцо сжимается. Необычные находки: хоббиты существовали? Атлантида: находка, которая напугала ученых.
Модернизация, как реализация планов Гитлера. Падение III Рима. М. Задорнов: Реформа АбразАванЬЯ.Иван Душенов: верность и вера. М. Хазин: крах неизбежин неизбежен. Березовский: "Путин легко может получить израильское гражданство, как этнический еврей по матери". Берл Лазар: "Я являюсь личным раввином Медведева и Путина".

«Колокол»

В 1856 г. в Лондон приезжает друг Герцена Н.П. Огарев, чтобы принять участие в деятельности Вольной русской типографии. Учитывая оживление демократического движения после окончания Крымской войны, они вдвоем принимают решение издавать периодический орган, который будет выходить значительно чаще «Полярной звезды», и дают ему название «Колокол». «Колокол» стал выходить с июля 1857 г. Это была газета, которую печатали один-два раза в месяц, но иногда периодичность меняли,«Vivo voco!», т.е. «Зову живых!» провозглашали Герцен и Огарев в эпиграфе своей газеты. Позднее к нему присоединился еще один: «Земля и воля», что выражало главное требование «Колокола» по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигались три основных требования:

«Освобождения слова от цензуры!

Освобождение крестьян от помещиков!

Освобождение податного сословия <т.е. крестьян> -- от побоев!» 1

Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам, царских сановников-казнокрадов, глухих к страданиям народных масс. Вместе с тем Герцен еще надеется в среде передового дворянства найти по примеру декабристов людей, способных заставить правительство отказаться от своей жестокой политики по отношению к собственному народу.

Герцен много сделал для развития газетно-журнальных жанров революционного издания. У него появился прообраз передовой статьи. Он ввел много рубрик: «Под суд», «Правда ли?», «Под спудом», очень ярким сделал отдел мелких критических корреспонденции под названием «Смесь», успешно использовал памфлет, мастерски вел комментирование сообщений из России.

Базилева 3.П. «Колокол» А. И. Герцена (1857-1867 гг.). М., Госполитиздат 1949.

Горячий патриотизм был основой всех разоблачений Герцена, его критики.

Однако Герцену присущи в это время были и определенные иллюзии. Он еще верил в добрые намерения дворянского царя Александра II, он еще полагал возможным прогресс страны по доброй воле дворян, надеялся на отмену крепостничества «сверху». В конце 1850-х годов Герцен обращается с рядом открытых писем к царю, где выражает свою надежду, что царь не позволит дальше обманывать себя и даст свободу крестьянам. Надо сказать, что уже сам факт обращения частного лица, журналиста, к царю-самодержцу всея Руси как равному гражданину было невиданной дерзостью. Такое обращение Герцена несло в себе революционный заряд, заряд непочтения. Но все же это была слабость Герцена, что было проявлением либеральных колебаний, надежд на добрую волю царя. Такая позиция Герцена вызвала протест со стороны последовательных русских демократов, какими были Чернышевский и Добролюбов. Но, конечно, эти либеральные ноты у Герцена были лишь отступлением от демократической линии, а не выражением существа его издания. Главная причина этих колебаний пояснена В.И. Лениным в статье «Памяти Герцена». Герцен, выехавший из России в 1847 г., не мог еще видеть в ней революционного народа: народ спал, задавленный веками крепостнического гнета. Но стоило Герцену увидеть революционный народ в шестидесятые годы, он твердо встал за революцию.

Реформа 1861 г., которую царское правительство все же вынуждено было провести и отменить крепостное право, сначала обрадовала Герцена, но анализ условий освобождения еще раз раскрыл глаза Герцену на антинародную политику в крестьянском вопросе правительства. Восстания крестьян против условий освобождения, которые снова закабаляли, обезземеливали их, заставили Герцена повести более решительно пропаганду революционной борьбы за волю и землю. Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», -- пишет «Колокол» в июле 1861 г. Герцен дает широкую информацию и комментарий к восстаниям в России против реформы. «Русская кровь льется», -- пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров.Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. Герцен осуждает правительство за арест и ссылку вождя русской демократии -- Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций, обращенных к войску, молодежи. «Заводите типографии!», -- советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др.), которые встали на сторону правительства. Особенно ярко революционные убеждения Герцена и Огарева проявились в связи с польским восстанием 1863 г. Русское общество, в том числе либеральное, было охвачено патриотическим шовинизмом, царские войска жестоко расправлялись с повстанцами. В этих условиях Герцен принял сторону повстанцев. Он привлек в «Колокол» В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова: «Перед вами не неприятель, а пример». Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками. Катков, в свою очередь, начал публичную дискредитацию идей Герцена.

Успех «Колокола» все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой.

Однако в России революционная ситуация конца 50-х -- начала 60-х годов не переросла в революцию -- стихийные крестьянские бунты не могли привести к успеху. Царизму удалось справиться с кризисом, изолировать вождя русской революционной демократии Чернышевского, сослав его в далекую Сибирь.

В связи с таким положением в стране «Колокол» стал выходить реже и в 1867 г. перестает издаваться вовсе. Испытав сожаление, что революция в России не осуществилась, Герцен в последний год издания «Колокола» начинает все чаще обращаться к фактам революционной борьбы европейского пролетариата, деятельности I Интернационала, организованного К. Марксом. Особенно интересными в этом отношении являются «Письма к старому товарищу», написанные уже после закрытия «Колокола». Это обращение к концу жизни (Герцен умер в 1870 г.) к I Интернационалу подчеркивает чуткость русского журналиста ко всем новым фактам революционной деятельности на Западе. Но главная боль Герцена была в России: ни свободы, ни демократии в ней не осуществилось.

Следует отметить, что идеи Белинского и Герцена оказали большое воздействие на многих общественных и литературных деятелей народов России и славянских стран последующих десятилетий.

Академия наук СССР. Институт истории. Изд-во АН СССР. М. 1960. 256 стр. Тираж 1000.

"Vivos voco!" - этот призыв ко всем, кто хотел мыслить и бороться, более ста лет назад прозвучал со страниц "Колокола". Минуя пограничные кордоны, "Колокол" в сотнях и тысячах экземпляров стал расходиться по России. Он попадал в самые отдаленные районы, его читали ссыльные декабристы в Селенгинске и Кяхте, горцы провозили его к отдаленным русским постам на Кавказе, он широко распространялся в столицах и был известен в любом губернском городе. Каждый экземпляр десятки раз переходил из рук в руки, и фактическое число его читателей значительно превышало небывалый по тем временам тираж - 2500 - 3000 экземпляров.

Издание этой единственной в своем роде революционной газеты предприняли русские революционеры-демократы А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Определяя направление издания, А. И. Герцен писал: "Везде, во всем, всегда быть со стороны воли - против насилия, со стороны разума - против предрассудков, со стороны науки - против изуверства, со стороны развивающихся народов - против отстающих правительств". Конкретную программу "Колокола" издатели видели в "освобождении слова от цензуры, освобождении крестьян от помещиков, освобождении податного состояния от побоев".

Вольная русская типография, созданная А. И. Герценом в Лондоне, уже с 1853 г. занималась революционной пропагандой в России. Однако глухое и мрачное царствование Николая I, жестокие преследования свободного взгляда, свободного слова не дали тогда возможности Герцену широко развернуть агитацию.

После смерти Николая I (1855) в обстановке оживившегося общественного движения Герцен смог распространять в России свое новое издание - альманах "Полярная звезда". Но, выходя нерегулярно и нечасто, это издание не могло служить целям живой революционной связи издателя с читательской аудиторией. Герцен был прав, считая, что "без довольно близкой периодичности нет настоящей связи между органом и средой". Регулярно выходившие листы "Колокола" нашли быстрый и живой отклик в России. Уже с пятого номера в адрес издателей хлынул поток писем. Контакт был установлен. Отныне все, что происходило в столицах и в далеких губерниях, становилось известно в Лондоне. Возможность гласности окрылила русское общество. "Колокол" стал трибуной правды и справедливости, приобрел подлинную власть над русским общественным мнением.

В предреформенные годы, когда крестьянский вопрос был основным в русской общественной и экономической жизни, "Колокол" "встал горой за освобождение

Издание подготовлено Группой по изучению революционной ситуации в России конца 1850 - начала 1860-х годов при Институте истории АН СССР. Общее руководство изданием и предисловие академика М. В. Нечкиной. Изданию предпослана статья Е. Л. Рудницкой, осуществляющей наблюдение за процессом публикации и составлением указателей.

стр. 155
крестьян"1 . После "Манифеста" 19 февраля 1861 г. статьями Герцена "Русская кровь льется!", "12 апреля 1861 (Апраксинские убийства)", "Разбор нового крепостного права" "Колокол" начал разоблачение истинного смысла так называемого освобождения крестьян. "Крестьяне не поняли, что освобождение - обман, они поверили слову царскому; царь велел их убивать, как собак; дела кровавые, гнусные совершились", - писал Герцен в "Колоколе" о Бездненских событиях.

Когда началось освободительное восстание в Польше, со страниц "Колокола" раздался голос в защиту свободы и независимости Польши.

10 лет Герцен и Огарев издавали "Колокол" (1857 - 1867). Огарев вел в газете все финансовые, экономические и юридические вопросы, публиковал свои революционные стихи; Герцен занимался общими вопросами и ведал отделами "Смесь" и "Правда ли?". Стиль газеты в значительной мере определял Герцен. Происходило это потому, что литературные особенности его острых публицистических статей, его юмор и ирония как нельзя более соответствовали изданию, способствовали успеху газеты.

Со времени первого и неполного второго издания "Колокола" прошло сто лет. Первая русская революционная газета давно стала библиографической редкостью. Группа по изучению революционной ситуации в России конца 1850 - начала 1860-х годов при Институте истории АН СССР, предпринявшая факсимильное переиздание "Колокола", сделала большое и нужное дело. Этот замечательный памятник русской журналистики, комплекты которого имелись лишь в немногих библиотеках, станет теперь доступным широким кругам читателей. Наряду с "Колоколом" Герцен и Огарев издавали приложения: "Под суд" (с октября 1858 по апрель 1862 г.) и "Общее вече" (июль 1861-июль 1864 г.). Первое служило цели осветить ряд частных дел лиц, обращавшихся в "Колокол". "Цель "Общего веча", - писал Герцен, - уяснить общее земское дело и служить выражением мнений, жалоб и общественных потребностей людей всех религиозных толков и согласий и всех сословий, крестьян и разночинцев". Оба эти важные приложения публикуются в настоящем переиздании "Колокола" и будут помещены отдельным выпуском после последнего номера "Колокола". Нам кажется, что в числе приложений следовало бы опубликовать и другое важное издание Герцена - "Голоса из России", - выходившее в 1856 - 1860 гг. (всего 9 выпусков) и органически связанное с "Колоколом".

Материалы, печатавшиеся в "Колоколе", отражали, как в зеркале, подлинную русскую действительность. Не связанные цензурой, не ограниченные рамками догматического воззрения, издатели "Колокола" публиковали как материалы, выражавшие непосредственно их точку зрения, так и то, что не соответствовало их взглядам. Однако предоставление места другим идеологическим течениям не лишало "Колокол" его ярко выраженного основного революционного направления, особенно усилившегося в пореформенную эпоху. Часть острых революционных статей того времени написана членами революционного общества "Земля и Воля" в форме воззваний, прокламаций. Так, в июльском номере 1961 г. помещена статья-прокламация Огарева "Что нужно народу?", в ноябрьском номере - "Что надо делать войску?" и т. д.

Активное вторжение в жизнь и объективное отражение ее, пропаганда всего революционного, передового, уничтожающая критика царизма и либеральной идеологии - все это делало "Колокол" предшественником рабочей, социал-демократической печати в России.

Первый выпуск "Колокола" содержит 16 номеров газеты - с 1 июля 1857 по 1 июня 1858 года. Всего выйдет 11 выпусков.

В предпосланном изданию предисловии М. В. Нечкиной дан историографический очерк о "Колоколе". Подчеркнуто, что "Колокол" до сего времени рассматривается исследователями как частная тема, преимущественно на страницах книг о Герцене или в книгах о русской журналистике. Единственная самостоятельная монография - З. П. Базилевой - далеко не исчерпывает темы. Нельзя не согласиться с М. В. Нечкиной в том, что "Колокол" в широкой постановке вопроса ждет еще своих исследователей. Е. Л. Рудницкая сообщает, что настоящая факсимильная копия напечатана с первого издания "Колокола", так как второе издание (имеется в виду

1 В. И. Ленин. Соч. Т. 18. стр. 12.

стр. 156
перепечатка Н. Трюбнером ряда номеров газеты) не содержит никакой правки Герцена и Огарева, но зато в него вкрались новые ошибки, допущенные при наборе. Е. Л. Рудницкой проведена большая работа по разысканию комплектов, анализу текстов и сличению вариантов издания. Ею, в частности, подсчитано, что из 245 номеров "Колокола" вторично было издано 52 номера, что составляет примерно пятую часть всех выпусков.

В первых 16 номерах "Колокола", опубликованных в настоящем издании, отчетливо проявились основные линии, свойственные изданию и в последующие годы. В центре общественной жизни в России стоял крестьянский вопрос. Центральным он был и на страницах "Колокола". "Что сделано для освобождения крепостных людей?" - этой статьей, следующей сразу же за предисловием, начинается первый номер "Колокола". Этой мыслью пронизаны и все остальные 16 номеров газеты. На материалах данного выпуска отчетливо отразились и либеральные колебания его издателей. Именно в этих номерах помещены письма А. И. Герцена к Александру II, статьи Н. П. Огарева, в которых он высказывал надежду на царя. Однако временные иллюзии в отношении Александра II не нарушали последовательной борьбы Герцена и Огарева за освобождение крестьян с землей. Эту линию читатель может проследить по опубликованным номерам "Колокола".

Постановка крестьянского вопроса на страницах "Колокола" была шире взглядов его издателей. С первых же номеров "Колокол" стал публиковать материалы, отражающие различные точки зрения. В листе 18-м от июля 1858 г. издатели напечатали "Возражение на статью "Колокола", в листе 28-м с примечанием, что редакция "не во всем согласна с автором", была помещена статья "Реформа сверху или реформа снизу?".

"Русский социализм" лежал в основе взглядов Герцена и Огарева в 50 - 60-х годах. Естественно, что "Колокол" стал трибуной, с которой его издатели пропагандировали эти идеи. Большой статьей Н. П. Огарева "Русские вопросы" (крестьянская община) в 8-м листе "Колокола" (1 февраля 1858 г.) было открыто обсуждение этой проблемы.

Одним из главных в пропаганде А. И. Герцена являлся польский вопрос. В изданных номерах "Колокола" он нашел свое выражение в статье "Из Польши" (листы 23, 24).

Произвол, царивший в России, злоупотребление властью в государственном аппарате сразу же нашли свое отражение в "Колоколе". Анализ отчета министра внутренних дел за 1855 г., опубликованный в первом номере "Колокола", положил начало этой линии журнала.

Отделы "Смесь" и "Правда ли?" с первых же номеров были посвящены обличению порядков, царивших при дворе, диких нравов крепостников-помещиков, продажности и цинизму церкви, воровству чиновников.

Особый интерес и глубокую содержательность придавали "Колоколу" блестящие статьи его издателей. В номерах, вошедших в первый выпуск, помещены, в частности, статьи А. И. Герцена "Революция в России" (N 2), "1 июля 1858" (лист 18-й), "Нет больше освобождения крестьян!" (лист 21-й), "А. Иванов" (лист 22-й), "Америка и Сибирь" (лист 29-й) и Н. П. Огарева - "Русские вопросы" (лист 8-й), "Еще об освобождении крестьян" (лист 14-й), "Удельные крестьяне не освобождены" (лист 23-й) и др.

"Колокол", этот революционный орган русской демократии, вел непрестанную борьбу как с правительственным лагерем, так и с правым крылом либералов (после 1861 г. - со всем либеральным лагерем). В первом же выпуске газеты борьба эта нашла выражение в "Обвинительном акте" Б. Н. Чичерина, опубликованном в 29-м листе "Колокола".

Выход первых шестнадцати номеров русской революционной газеты, совпавший со столетием крестьянской реформы и отражающий ее подготовку, даст в руки всех, кто интересуется этой проблемой, ценный документальный материал.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация