Таможенные процедуры. Правовые основы таможенной процедуры «Выпуск для внутреннего потребления Правовая основа применения таможенных процедур

18.03.2024

Создание и функционирование интеграционных объединений Таможенного союза в 2010 году и Евразийского экономического союза в 2015 году потребовало принятие нормативно-правовой базы на наднациональном уровне. Наднациональными (межгосударственными) актами регулирования являются ТК ТС, соглашения по отдельным вопросам таможенного дела, принятые в его развитие, а также решения Комиссии Таможенного Союза. В то же время некоторые аспекты таможенного регулирования отнесены на уровень государств­членов Таможенного Союза.

На международном уровне Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 18 мая 1973 г.; далее? Киотская конвенция), в результате чего изменению подверглись не только основы таможенного регулирования, но и используемый понятийный аппаратФедеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // Российская газета. 2010. № 253.. Основные понятия, условия помещения и обязанности декларанта по таможенному законодательству сведены в приложении А.

Первичным направлением унификации таможенного законодательства является создание единого понятийного аппарата таможенного дела. ТК ТС создает подобное терминологическое поле, определив основные понятия и термины, используемые в таможенном законодательстве, как на уровне законов, так и на подзаконном уровне в государствах­членах Таможенного Союза.

В ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС), из них:

  • ? 14?определены?непосредственно?в?ТК?ТС;
  • ?? 2?(свободная?таможенная?зона,?свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств­участников Таможенного Союза;
  • ?? 1?(специальная?таможенная?процедура?- таможенная процедура для отдельных категорий товаров) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств­участников Таможенного Союза. Необходимо отметить, что в Республике Казахстан и Российской Федерации эта специальная таможенная процедура применяется при таможенном оформлении гуманитарных и военных грузов, товаров, вывозимых и ввозимых в адрес дипломатических представительств и консульских учреждений, а также ряда иных категорий товаров.

Таможенную процедуру также следует рассматривать в широком и узком смыслах. Таможенная процедура в широком смысле? это нормативно установленная система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга таможенных операций, внутренне структурированная правовыми отношениями, иерархически построенная и динамически развивающаяся, посредством которой субъекты внешнеэкономической деятельности реализуют свои права и обязанности в таможенной сфере. Таможенная процедура в узком смысле? это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или

за ее пределами Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Н.П. Бондаренко // СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. - С. 195..

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 203 ТК ТС).

В соответствии со статьей 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенная процедура в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Исходя из указанного определения, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры Суркичин Г.Ф. Теоретические аспекты правового регулирования таможенных процедур в Российской Федерации // Российское право: состояние, перспективы, комментарии. ? 2011. ? № 3. ? С.79..

Таможенная процедура определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Иными словами таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС с учетом административных ограничений.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с ТК ТС.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС, проводится таможенными органами того государства-члена ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант Гокинаева И.А. Основы таможенного дела. Часть I. Таможенные процедуры. Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - С. 12..

Перечень таможенных процедур определен в статье 202 ТК ТС. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям. Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры.

В соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (п.3 ст. 152 ТК ТС) Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tktsrf.ru/.

Заявление в отношении товаров и транспортных средств (рассматриваемых в качестве товаров) таможенной процедуры осуществляется при применении таможенной процедуры декларирования.

Право пользования товарами в соответствии с выбранной таможенной процедурой лицо приобретает в результате совершения таможенным органом юридически значимого действия - выпуска товаров, заключающегося в действии таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пп.5 п.1 ст. 4 ТК ТС). День принятия такого решения является днем помещения товаров под выбранную таможенную процедуру. День помещения товаров под таможенную процедуру является моментом начала действия таможенной процедуры. Выпуск товаров производится таможенными органами, при выполнении установленных таможенным законодательством условий в установленные ТК ТС сроки.

Общий срок для принятия решения о выпуске товаров установлен статьей 196 ТК ТС, и составляет два рабочих дня с момента совершения такого юридически значимого действия, как принятие таможенным органом таможенной декларации, а также представления таможенному органу всех необходимых документов и сведений. В указанный срок включено время, необходимое для проведения таможенным органом проверки достоверности заявленных в таможенной декларации сведений, а также выполнения иных действий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации. В случае, если на момент принятия таможенной декларации товары не предъявлены таможенному органу, указанный срок выпуска исчисляется с момента предъявления декларируемых товаров таможенному органу. Указанный срок также может быть продлен до 10 рабочих дней, если лицо не представило необходимые документы для подтверждения сведений, заявленных в таможенной декларации, документы, свидетельствующие о соблюдении ограничений как экономического, так и неэкономического характера, установленных в соответствии с законодательством ТС и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на срок, необходимый для осуществления лицом указанных действий Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tktsrf.ru/.

В заключении необходимо отметить, что таможенные процедуры Таможенного кодекса Таможенного союза полностью отвечают международным нормам торговой политики. Отличие Таможенного кодекса состоит в том, что он содержит узкую норму - специальная таможенная процедура в форме перемещения товаров.

При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза. При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин налогов сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин налогов в отношении товаров помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


12. Прав основы тамож процедуры «Выпуск для внутр-го потребления»

Выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТКТС.

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдения запретов и ограничений;

3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза.

При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

2. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта:

1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса;

по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи;

по истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи;

при помещении таких товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в течение 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления либо в течение иного установленного срока действия льготы - с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства либо его уничтожение;

в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, наступивших в течение 5 (пяти) лет либо в течение иного установленного срока действия льготы со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи.

3. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в следующие сроки:

1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

2) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:

в случае отказа от использования таких льгот - до внесения в таможенную декларацию, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от использования льгот;

в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9853. Таможенные платежи в режиме внутреннего потребления 484.04 KB
Особенности таможенного режима выпуска товаров для внутреннего потребления. Таможенная политика выступает политическим средством в государственном регулировании перемещения товаров через таможенную границу и является политической составляющей таможенного регулирования. При перемещении товаров внутреннего потребления через таможенную границу Российской Федерации товары должны пройти таможенное оформление. Под таможенными платежами понимаются платежи подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную...
20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
5207. Основы типологии потребления одежды 271.07 KB
Объект исследования типология потребления одежных товаров. Предмет исследования выделение как типов потребителей так и типовых условий потребления. Цели работы: рассмотреть типологию потребления одежды типологию самих потребителей и тенденции потребления.
10113. Методологические основы повышения эффективности внутреннего туризма и создание конкурентоспособного и качественного турпродукта 35.24 KB
Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств выявления наиболее привлекательных его сторон для иностранных туристов затем последовательно формируется сам товар – пакет туристских услуг. О всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить об этом работников туристского круиза и туристов принять меры к выполнению программы обслуживания туристов. В случае изменения...
14818. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ 159.34 KB
Полезность - понятие сугубо индивидуальное (полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого) и субъективное, поскольку полезность какого-либо продукта будет отличаться у разных людей. Бутылка водки может иметь достаточно большую полезность для пьющего человека и отрицательную полезность для человека, ведущего трезвый образ жизни.
3088. Правовые основы страхования в туризме 18.41 KB
Социально-экономическая сущность страхования. Функции страхования в современной экономике. Формы и классификация страхования. Риск как основа возникновения страховых отношений. Юридические основы страхового дела в РФ. Личное страхование. Основные принципы и подходы в личном страховании. Страхование жизни
10738. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19.28 KB
Об аудиторской деятельности другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Аудиторские организации и предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: 1 постановку восстановление и ведение бухгалтерского учета составление бухгалтерской финансовой отчетности бухгалтерское консультирование; 2 налоговое консультирование постановку восстановление и ведение...
7393. Правовые основы финансового контроля 13.7 KB
Субъектами государственного финансового контроля выступают либо непосредственно государственные органы, наделённые соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения
6044. Правовые основы защиты прав потребителей 28.95 KB
Правовое регулирование качества товара работ услуг. Именно этим законом закрепляются права потребителей на приобретение товаров работ услуг надлежащего качества и безопасных для жизни здоровья имущества потребителей и окружающей среды получение информации о товарах работах услугах и об их изготовителях исполнителях продавцах просвещение государственную и общественную защиту их интересов а также механизм реализации этих прав и интересов. Основные понятия используемые в Законе: потребитель гражданин имеющий намерение...
18349. Правовые основы управления в области бюджета 121.35 KB
Перечень вопросов разрабатываемых студентом: правовые основы управления в области бюджета; роль Национального фонда Республики Казахстан в процессе управления в области бюджета; актуальные проблемы управления в области бюджета; заключение. Роль Национального фонда Республики Казахстан в процессе управления в области бюджета. Правовой порядок управления Национальным фондом Республики Казахстан.

1. Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «таможенная процедура» в юридической литературе и в таможенном законодательстве?

2. Каковы условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта?

3. В чем различия между понятиями «завершение переработки товаров на таможенной территории» и «приостановление переработки товаров на таможенной территории»?

4. Что понимается под таможенным складом?

5. Какова правовая основа специальных таможенных процедур?

Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Понятие таможенной процедуры как совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами содержится в ст. 4 ТК ТС. Виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Товары помещаются под определенную таможенную процедуру по выбору лица. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления закреплена в главе 30 ТК ТС и главе 27 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены соответственно статьями 210 и 211 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 228 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 210 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления − таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений их пользования и распоряжения.

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдение запретов и ограничений;

3) наличие документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении этих условий, товар приобретает статус товаров таможенного союза.

Если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств - членов Таможенного союза, повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и считается исполненной:

1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;

2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;

3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом заявления о зачете;

4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6) с момента зачисления денежных средств на счет Федерального казначейства, в случае взыскания таможенных платежей за счет:

а) товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;

б) залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенная процедура экспорта

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 31 ТК ТС и главе 28 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 212 и 213 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 212 ТК ТС − экспорт − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Законодательством таможенного союза допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

Срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов.

Таможенная процедура таможенного транзита

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 32 ТК ТС и главе 29 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 215 и 216 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Таможенный транзит − таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося участником таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысяч километров за 1 месяц.

Таможенная процедура таможенного склада

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 33 ТК ТС и главе 30 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 229 и 230 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 238 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением:

− товаров, срок годности или реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней;

− товаров, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры. Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения этого срока.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки на таможенной территории закреплена в главе 34 ТК ТС и главе 31 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории определены соответственно статьями 239 и 240 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 244 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка на таможенной территории − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Срок переработки товаров на таможенной территории определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в пределах 3-х летнего срока, установленного пунктом 1 ст. 243 ТК ТС, и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки вне таможенной территории закреплена в главе 35 ТК ТС и главе 32 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории определены соответственно статьями 252 и 253 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 254 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка вне таможенной территории − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать 2 года.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления закреплена в главе 36 ТК ТС и главе 33 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления определены соответственно статьями 264 и 265 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 264 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка для внутреннего потребления − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать 1 год.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза закреплена в главе 37 ТК ТС и главе 34 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 277 и 278 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 274 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный ввоз (допуск) − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 лет.

Таможенная процедура временного вывоза

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза завидена в главе 38 ТК ТС и главе 35 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 285 и 286 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 281 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный вывоз − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Таможенная процедура реимпорта

Правовая основа таможенной процедуры реимпорта закреплена в главе 39 ТК ТС и главе 36 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта определены соответственно статьями 292 и 293 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 285 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реимпорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура реэкспорта

Правовая основа таможенной процедуры реэкспорта закреплена в главе 40 ТК ТС и главе 37 ФЗ «о таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта определены соответственно статьями 296 и 297 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 289 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реэкспорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура беспошлинной торговли

Правовая основа таможенной процедуры беспошлинной торговли закреплена в главе 41 ТК ТС и главе 38 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли определены соответственно статьями 302 и 303 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 292 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Беспошлинная торговля − таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура уничтожения

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 42 ТК ТС и главе 39 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 307 и 308 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 295 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Уничтожение − таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура отказа в пользу государства

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 43 ТК ТС и главе 40 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 310 и 311 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 299 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Отказ в пользу государства − таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства − участника таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Специальная таможенная процедура

Правовая основа специальной таможенной процедуры содержится в ст. 202 ТК ТС: и гл. 41 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В п. 17 ч. 1 ст. 202 ТК ТС дано следующее определение: «специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами)». Содержание специальной таможенной процедуры и условия помещения под нее товаров регламентированы в ст. 303, 304 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Специальная таможенная процедура − процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права. Таможенная процедура - основной инструмент, посредством которого применяются как таможенно-тарифные, так и нетарифные меры регулирования экономики. Понятие "таможенная процедура" пришло на смену понятию "таможенный режим", существовавшему в российском таможенном законодательстве в период действия Таможенных кодексов РФ 1993 и 2003 гг. Следует отметить, что сущностная часть данного определения осталась фактически без изменений, что позволяет использовать накопленный научный материал, касающийся таможенных режимов в отношении таможенных процедур с некоторыми оговорками. Так, например, ранее действовавшее положение Таможенного кодекса РФ 2003 г., в соответствии с которым все товары и транспортные средства подлежали помещению под таможенный режим, не нашло отражения в ТК ТС. Пункт 2 ст. 153 ТК ТС прямо указывает на то, что перемещение отдельных категорий товаров осуществляется в соответствии с особыми правилами, не подпадающими под определение таможенных процедур (например, перемещение товаров для личного пользования). Следует обратить внимание на то, что перечень товаров, которые не подлежат помещению под таможенные процедуры, изложенный в ст. 224 Закона о таможенном регулировании, не полон и может быть дополнен с учетом положений ТК ТС.

Отказ от термина "таможенный режим" связан, скорее всего, с желанием унифицировать терминологию, используемую в таможенном деле, и избежать сложных теоретических конструкций, объясняющих сущность применяемых терминов.

Выбор той или иной таможенной процедуры является прерогативой лица, перемещающего товары. При помощи различных таможенных процедур определяются:

  • порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
  • условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Таможенного союза;
  • права и обязанности декларанта, заявляющего таможенную процедуру;
  • дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенная процедура имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, как полагают специалисты, элементы административно-правового и финансово-правового регулирования.

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (ст. 4 ТК ТС).

Существуют определенные сложности по соотнесению понятий, содержащихся в Международной (Киотской) конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур 1973 г. и в современном таможенном законодательстве.

Конвенция содержит понятие "таможенные формальности", которые представляют собой совокупность действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенной службой в целях исполнения требований таможенного законодательства. Очевидно, что использующийся в ТК ТС термин "таможенные операции" по своему содержанию совпадает с термином "таможенные формальности".

Необходимо отметить, что в тексте Киотской конвенции употребляется понятие "очистка", т.е. освобождение от обязательств, которые возлагаются на лицо, перемещающее товары через границу, что не совсем совпадает с термином "таможенное оформление", легальное определение которого в законодательстве отсутствует.

Термин "таможенная процедура" в том значении, в котором он используется в ТК ТС, близок к значению этого термина в Киотской конвенции, но не совпадает с ним.

Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в таможенном законодательстве содержатся условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любой из существующих. К таким условиям можно отнести:

  • 1) обязательность заявления таможенной процедуры. Перемещение товаров на иных условиях, нежели предусмотрены таможенными процедурами, возможно только в том случае, если это предусмотрено законом. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании;
  • 2) право выбора любой таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех его требований. В соответствии со ст. 203 ТК ТС лицо вправе выбрать любую из указанных таможенных процедур или изменить ее на другую, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено каким-либо актом законодательства по таможенному делу, включая и сам ТК ТС. Поскольку выбранная таможенная процедура юридически фиксируется при оформлении таможенной декларации, то фактически право выбора принадлежит декларанту.

Как правило, изменение таможенной процедуры обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу, либо истечением срока действия избранной таможенной процедуры.

Право на свободу выбора и изменения таможенной процедуры не является абсолютным и может быть ограничено положениями ТК ТС.

Во-первых, Кодекс не предполагает помещение некоторых вещей под определенные таможенные процедуры. Одним из примеров служат транспортные средства, используемые для международных перевозок, которые перемещаются через таможенную границу без помещения под таможенные процедуры (ст. 341 ТК ТС).

Во-вторых, некоторые товары не могут быть помещены под определенные таможенные процедуры. Так, не допускается использование таможенной процедуры уничтожения в отношении культурных ценностей, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, изъятых товаров и товаров, на которые наложен арест (ст. 308 ТК ТС). Под процедуру таможенного склада не могут помещаться товары, срок годности которых на день заявления их к таможенной процедуре менее определенного срока (ст. 230 ТК ТС).

Кодекс также предусматривает случаи, когда изменение таможенной процедуры является обязательным. Например, в случае передачи права собственности на временно вывезенные товары иностранному лицу изменение таможенной процедуры временного вывоза на таможенную процедуру экспорта является обязательным (ст. 288 ТК ТС).

Раскрывая принцип свободы выбора и изменения таможенной процедуры, важно подчеркнуть, что это право автоматически не порождает обязанность таможенного органа выпустить товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Такая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под таможенную процедуру:

  • 1) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные процедуры, не носящих экономического характера (например, требования, вытекающие из соблюдения ветеринарных правил, норм фитосанитарного контроля);
  • 2) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Важнейшим условием применения таможенной процедуры является определение ее действия во времени и пространстве. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Завершение действия таможенной процедуры устанавливается для каждой из них самостоятельно. Например, процедура экспорта завершается вывозом товаров за пределы таможенной территории, процедура временного вывоза завершается возвратом товаров (реимпортом). Действие таможенной процедуры может быть приостановлено. Это возможно в случае изъятия товаров, помешенных под таможенную процедуру, по делу об административном правонарушении (ст. 208 ТК ТС). Если впоследствии к таким товарам не применяется санкция в виде конфискации, действие таможенной процедуры возобновляется.

Привлечение лица к административной ответственности за несоблюдение таможенной процедуры, которое делает невозможным дальнейшее ее применение, влечет за собой завершение процедуры в течение 15 дней после вступления в силу решения по делу об административном правонарушении (ст. 208 ТК ТС).

Общая характеристика таможенных процедур, как это уже указывалось, позволяет выделить ряд элементов, которые присущи любой процедуре.

Каждая процедура имеет свое содержание, которое отвечает на вопросы, ввозится или вывозится товар, с какой целью происходит его перемещение. Следующим элементом являются условия помещения товара под процедуру, в том числе условия, связанные с уплатой таможенных платежей и применением мер нетарифного регулирования Обязательным элементом являются положения об уплате таможенных пошлин, налогов или об освобождении от уплаты таких платежей. Последним элементом служит порядок завершения действия процедуры. Раскрывая содержание указанных составляющих, дается общая характеристика любой таможенной процедуры.

Статья 202 ТК ТС выделяет следующие виды таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • таможенный транзит;
  • таможенный склад;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз (допуск);
  • временный вывоз;
  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • беспошлинная торговля;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства;
  • свободная таможенная зона;
  • свободный склад;
  • специальная таможенная процедура.

Формальное выделение таможенных процедур в отдельные группы либо разделение их по типам в ТК ТС отсутствует. Кодекс позволяет государствам - членам Таможенного союза расширять перечень товаров, перемещаемых без изымания пошлин и налогов, используя правовой механизм, заложенный в специальную таможенную процедуру.

Существует возможность провести классификацию таможенных процедур по различным основаниям.

В зависимости от направления движения товаров таможенные процедуры могут быть подразделены на ввозные, вывозные, комбинированные. К первой группе таможенных процедур, предполагающих ввоз товаров, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. К таможенным процедурам второй группы относятся экспорт, временный вывоз, реэкспорт. К комбинированным таможенным процедурам можно отнести таможенный склад, свободную таможенную зону, свободный склад, беспошлинную торговлю.

В зависимости от территориальных ограничений можно выделить таможенные процедуры, ограниченные определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, и процедуры, используемые без территориальных ограничений.

В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенной процедурой следует различать срочные (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.) и бессрочные таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, уничтожение, экспорт и др.).

Существует возможность выделить отдельную группу льготных таможенных процедур, содержание которых предусматривает предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, применению мер нетарифного регулирования. Таких процедур большинство. Примером могут служить процедуры переработки на таможенной территории, беспошлинной торговли, уничтожения. Льготы могут предоставляться и при помещении товаров под иные таможенные процедуры, например, выпуска для внутреннего потребления, но предоставление таких льгот (например, товарам, происходящим из государств - пользователей системы преференций) не связано с содержанием процедуры.

Можно выделить таможенные процедуры, применяемые в отношении иностранных товаров и в отношении товаров Таможенного союза. К числу последних относятся экспорт, переработка вне таможенной территории, временный вывоз. Таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли используются в отношении как товаров Таможенного союза, так и иностранных товаров.

Правовое регулирование таможенных отношений в рамках ТС осуществляется законодательством Союза. Если этим законодательством отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до их установления на уровне ТС.

Таможенное законодательство Союза состоит из: ТК ТС; международных договоров государств - членов ТС; решений КТС.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, но среди данной группы нормативных актов Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ содержит норму, в соответствии с которой законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции России, а также ч. 1 ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование отнесено к ведению РФ, общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст. 114 Конституции РФ).

Поскольку ТК ТС закрепляет все основные вопросы таможенного регулирования, можно сделать вывод о том, что он занимает центральное место в системе таможенного законодательства ТС.

ТК ТС ввел ряд новшеств в регулировании таможенных отношений. Изменениям подверглись также некоторые термины.

Как и многие правовые категории, понятие таможенной процедуры используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенную процедуру можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим.

В узком смысле определение таможенной процедуры дает п. 26 ст. 4 ТК ТС.

Одно из главных положений в правовом регулировании таможенных процедур занимает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) - это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств. Данная Конвенция является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики.

Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил.

Непосредственно в самом тексте Киотской Конвенции содержатся наиболее важные общие положения, касающиеся ее структуры, порядка и сферы применения, устанавливается процедура присоединения к ней, внесения поправок и дополнений.

Генеральное приложение является ключевым элементом Конвенции и содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела.

Процедурные различия между законодательством ТС и Генеральное приложение Киотской конвенции в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством ТС и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД в Генеральном положении. Так, общей концепцией правил Генерального положения является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками ВЭД, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом - декларацией на товар либо коммерческим документом.

При этом Киотская конвенция была ратифицирована Республикой Казахстан, государством-членом Таможенного союза ЕврАзЭС (Закон Республики Казахстан № 141-IV «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур»), Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь о присоединении к Конвенции, Президент РФ подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (№ 279-ФЗ).

Необходимо отметить, что Казахская сторона присоединилась к тексту Киотской конвенции на русском языке, который был подготовлен Федеральной таможенной службой РФ. Из трех стран-союзниц Республика Казахстан единственная присоединилась к Киотской конвенции в объеме генерального приложения и специального приложения, которые посвящены отдельным таможенным процедурам.

Положения о таможенных процедурах занимают в таможенном законодательстве ТС одну из ключевых позиций. В первую очередь, это связано с тем, что все товары перемещаются через таможенную границу ТС в соответствии с их таможенными процедурами. Избранная таможенная процедура влияет на возможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок предшествующий подаче таможенной декларации и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых товаров, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.

При помощи таможенной процедуры определяется:

А) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);
б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;
в) права и обязанности бенефициара таможенного режима;
г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

Каждая таможенная процедура преследует достижение определенной цели. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанная таможенная процедура не связывает участника ВЭД обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, выпущенные в соответствии с этой таможенной процедурой, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, потреблены, уничтожены и так далее.

Временный ввоз предполагает только пользование товарами на таможенной территории ТС в течение определенного периода времени. Эта таможенная процедура наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций на территории стран - членов ТС, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. В соответствии с общим правилом временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории ТС, однако могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.

Таможенная процедура является постоянной, федерально-значимой для стран - членов ТС процедурой. Она закрепляется системой установленных таможенным законодательством, федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу ТС.

Важнейшими компонентами общей таможенной процедуры являются:

Меры экономической политики, то есть административное воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов;
- совершение таможенных операций;
- таможенные платежи;
- таможенный контроль;
- правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенной процедурой.

Важно различать процедуры, которые действуют непосредственно на основе прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт, отказ в пользу государства).

Основная масса таможенных процедур перемещения регулирует только действия с товарами, а процедуры уничтожения, отказа в пользу государства рассчитаны и на товары, и на транспортные средства.

Законодательством ТС утверждены нормативно правовые акты и соглашения, характеризующие особенности применения и регламентирующие таможенные процедуры, что напрямую отражено в Решении КТС № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

К примеру, возьмём таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления»:

Приказ ФТС России № 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем».

Нормативные акты, регламентирующие применение таможенной процедуры «Переработка для внутреннего потребления»:

Особенности таможенной процедуры «Временный ввоз. Допуск».
- Особенности временного ввоза научного оборудования.
- Особенности временного ввоза автотранспортных средств, сроком до 6 месяцев.
- Особенности временного ввоза автотранспортных средств.
- Особенности временного ввоза воздушных судов.
- Особенности временного ввоза культурных ценностей.
- Особенности проведения выставочных мероприятий.
- Особенности применения конвенции о корнете АТА.
- Отказ в пользу государства.

Нормативные акты, регламентирующие таможенную процедуру «Экспорт»:

Закон Российской Федерации № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей. Временный ввоз. Допуск».
- Нормативные акты, регламентирующие применение таможенной процедуры «Отказ в пользу государства».
- Решение КТС № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур. Уничтожение; Выпуск для внутреннего потребления; Реимпорт».
- Решения КТС охватывают весь перечень таможенных процедур.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующий вывод: таможенная процедура - это комплекс правовых норм, устанавливающих:

Правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами лиц, имеющих отношение к владению, пользованию распоряжению ими;
- порядок перемещения через таможенную границу ТС, на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за её пределы в зависимости от страны происхождения товаров и транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за её пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличие или отсутствие у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств;
- порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а так же комплекс по реализации такого порядка.

Законодательство, касающееся порядка применения таможенных процедур, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможенным процедурам. Комплексным правовым регулированием охвачены процедуры реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных процедур на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными законодательством ТС. Положение о конкретном таможенной процедуре разрабатывается на основе соответствующих статей ТК ТС и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров под определённую таможенную процедуру. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, то есть по собственному усмотрению. Подобная ситуация не является исключительно российской практикой. Во многих странах допускается наделение сотрудников таможенных органов разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация